Программа воспитания классного коллектива
Оценка 4.7

Программа воспитания классного коллектива

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
классное руководство
10 кл—11 кл
04.04.2018
Программа воспитания классного коллектива
Программа воспитания классного коллектива "В движении к цели" расчитана на 10-11 классы. Предполагает работу по пяти основным направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, профориентационное, здоровьесберегающее. Описаны работа с семьей, одаренными детьми, детьми группы риска, система самоуправления в классе, сетевое взаимодействие, занятость во внеурочное время.Программа воспитательной системы с классом
1. Воспитательная система.docx
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №5»: ________________В.Ю. Мыльников «_01__» __сентября__2016 Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 5  имени Героя Советского Союза Георгия Петровича Ларионова» Программа воспитания классного коллектива «В движении к цели»   Автор Рахимова Людмила Викторовна,  классный руководитель 11 класса г. Приозерск 2016 г. 1 Введение Средняя школа – качественно новый этап в развитии школьника, так как идёт интенсивный процесс физического и социального созревания личности. Дети включаются   в   ситуацию   выбора,   в   том   числе   ценностных   ориентаций,   их осмысления,  нравственно­мотивированного отношения.   Ведущей деятельностью подростка становится учебная деятельность. У учащихся расширяются права и обязанности,   они   сами   могут   планировать,   проводить   и   анализировать разнообразные   школьные   урочные   и   внеурочные   дела.   Им   предоставляется возможность   организации   собственной   деятельности   (самоорганизация).   В средней   школе   дети   сориентированы   на   социальную   активность,   поэтому   им необходимо  именно  в  школе  создать  соответствующие  условия, чтобы  они  не искали, как решить свои проблемы на стороне.  Последние   школьные   годы   (10   и   11   классы)   –   самые   ответственные   и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего   выпускника   внутреннюю   положительную     реакцию   и   побуждает   к собственной активности в работе над собой.   Перед   современной   школой   стоит   сложное   и   ответственное   задание   – воспитать   личность   с   глубоким   пониманием   гражданской   позиции,   системой знаний,   готовых   действовать   и   жить   в   современных   условиях,   но   не   стоит 2 забывать и о том, что каждый из участников воспитательного процесса своего рода – индивидуальность, личность. Каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Помочь определить свою индивидуальность как самобытность, способность стать и быть самим собой – составляет смысл моей воспитательной деятельности.  Что   необходимо   сделать,   чтобы   процесс   становления   и   проявления индивидуальности ребёнка протекал успешно? Для этого нужно применить:  Принцип   целостности  ­   направлен   на   развитие   системообразующего свойства, придающего человеку целостность – индивидуальность.  Принцип   доминанты  –   концентрация   интеллектуальных,   душевных   и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности. Здесь необходимо создать условия для развития и проявления сильных сторон ребенка.  Принцип   вариативности  –   создать   условия   постоянного   выбора   (цели, содержания,   формы   и   способы   организации   индивидуальной   и   коллективной деятельности)   так   как   без   выбора   не   возможно   развитие   индивидуальности ребёнка, проявление его способностей.  Принцип   творческой   активности  –   рассматривается   как   деятельность, связанная с созданием чего­то нового по смыслу.  Принцип рефлексии  – формирование умения и навыков  самоанализа и самооценки. У любого педагога рано или поздно вырисовывается своя система общения с  ребенком  и  детским   коллективом.  Из  опыта   работы у   меня   сложилась  своя определенная система воспитательной работы с классом.  3 Цель  моей   работы   заключается   в   создании   условий   для   воспитания нравственно   и   физически   здоровой,   интеллектуальной   и   социально   активной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации. По моему мнению, личность – это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы: Интеллектуальная   личность –   личность,   усвоившая   школьный   объем знаний, способная к творческому самообразованию и саморазвитию; Нравственная   личность –   личность,   способная   ответственно   выбирать духовно­нравственные формы самореализации и самовыражения, т.е. внутренне готова к самосозидательной деятельности; Личность,   готовая   к   успешной   социализации,   по   моему   убеждению, должна:   иметь активную жизненную позицию; уметь   ставить   цель   и   определять   вариативные   пути   её достижения;  видеть   варианты   развития   событий   и   быть   готовой   к преодолению трудностей;  уметь   максимально   объективно   анализировать   достигнутые результаты;  владеть   коммуникативными   навыками   ведения   диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;  быть   готовой   к   профессиональному   самоопределению   в непрерывно меняющихся условиях; стремиться к достижению успеха;  4  иметь   адекватную   самооценку,   сохранять   уверенность   в   своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.      Основные направления воспитательной программы «В движении к цели»: гражданско­патриотическое «Наш дом – Россия» духовно­нравственное «Дорога к человечности» эстетическое «Традиции храня и умножая» профориентационное «Труд и призвание» здоровьесберегающее «Здоровым быть – здорово жить!» 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цель   программы –  создание   условий   для   воспитания   нравственно   и физически   здоровой,   интеллектуальной   и   социально   активной   личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации. Задачи программы: 1) ориентировать   старшеклассников   на   будущее:   воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы; формировать нетерпимость   к   действиям   и   влияниям,   представляющим   угрозу   жизни, физическому   и   нравственному   здоровью   и   духовной   безопасности,   уметь   им противодействовать; 2) научить старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей; 3) помочь   научиться   планировать   собственную   деятельность, объективно   оценивать   себя,   и   свои   возможности,   строить   реальные   планы   на будущее с учетом  своих умений и достижений; 4) развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности; 5 5) создавать   необходимые   условия   для   проявления   творческой индивидуальности и самореализации учащихся; 6) 7) 8) совершенствовать систему самоуправления классного коллектива; воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу; активизировать   работу   по   взаимодействию   с   семьями   учащихся, учителями – предметниками, школьным психологом, социальным работником. Актуальность и новизна программы В   настоящее   время   актуальность   воспитания   молодежи   не   вызывает сомнений. Воспитание молодежи является одной из ключевых проблем, стоящих перед   обществом   в   целом   и   образовательным   учреждением   в   отдельности. Определение   ценностных   ориентиров,   соответствующих   современным   реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи является важным для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место в жизни. Глобальные   проблемы,   такие   как   экономические,   экологические,   духовно­ нравственные,   стремительно   нарастают   перед   человечеством   и   подчеркивают возрастающую   ответственность   в   стратегии   образования.   Подростки   сегодня постоянно оказываются перед выбором, какие ценности, какие идеалы принять, и долг педагогов, родителей и представителей общественности помочь им сделать правильный выбор. Программа воспитания   «Движение   к   цели»   призвана   охватить   основные направления воспитания, которые позволяют школьникам реализовывать  себя в современных   условиях,   формировать   гражданскую   зрелость,   культурно­ нравственную   личность,   воспитывать   трудолюбие,   профессиональные   качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества. В   работе   я   использую   интерактивные,   личностно­ориентированые, проектные, здоровьесберегающие, компьютерные технологии.  6 Отличительные особенности программы целенаправленное   обучение   школьников   коллективной   и   групповой деятельности; (проектной, предоставление   школьнику   возможности   попробовать   себя   в   различных   конструкторской, видах   деятельности   художественной)   и   разнообразных   областях   знаний,   взаимосвязанное   с   исследовательской, последующим самоанализом; подготовка школьников к профессиональному выбору. 1.2. Планируемые результаты работы воспитательной системы  «Движение к цели» Гражданско­патриотическое воспитание:  ценностное   отношение   к   России,   к   своей   малой   родине, отечественному культурно­историческому наследию, государственной символике, русскому   и   родному   языку,   народным   традициям;   к   Конституции   и   законам Российской Федерации; к старшему поколению;   представления:   об   институтах   гражданского   общества,   государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах   истории   страны;   об   этнических   традициях   и   культурном   достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; Нравственное и духовное воспитание:  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;   уважительное отношение к традиционным российским религиям;  неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей,   сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации;  способность   эмоционально   реагировать   на   негативные   проявления   в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих 7 поступков и поступков других людей;  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.  Здоровьесберегающее воспитание:  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;  личный опыт здоровьесберегающей деятельности;  представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;  знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Профориентационное воспитание:  формирование профессиональных умений и навыков;   понимание необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других;  Формирование доброжелательного отношения к миру. Эстетическое воспитание:  развитие коммуникативных качеств и толерантности;  осознание   учащимися   необходимости   доброго   отношения   друг   к  другу;   нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со   сверстниками, старшими  и  младшими  детьми,  взрослыми  в соответствии  с общепринятыми нравственными нормами;   понимание ценности любви и дружбы. Ведущими качествами личности выпускника должны стать: 8 1. Личностные качества: ­ сознательная дисциплинированность, обязательность; ­ внутренняя свобода, независимость; ­ стойкость, умение переносить трудности; ­ решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх; ­ порядочность, честность, правдивость; ­ рискованность; ­ развитое чувство достоинства (самоуважение). 2. ­ сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье; Осмысленность личной жизни, целеустремленность: ­ наличие жизненных планов; ­ активная профессиональная подготовка; ­ стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить; ­ желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью; ­ понимание жизненной целеустремленности. Мировоззрение: 3. ­ патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания); ­ правовая и политическая культура; ­ способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор. 4. ­ информационный кругозор; Интеллектуальное развитие: ­ потребность применять знания на практике; ­ умение обобщать, анализировать, делать выводы; ­ гибкое мышление ­ стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию; 9 ­   умение   ориентироваться   в   справочной,   художественной,   научной литературе; ­ умение и желание организовать себя; ­ умение заниматься самообразованием. 5.  Отношение к труду, деятельности, обязанностям:  ­ добросовестность;  ­ старательность;  ­ настойчивость;  ­ предприимчивость, самостоятельность;  ­ творческий подход к работе. 6.   Отношение к окружающим:  ­ гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;  ­ бескорыстная забота о других;  ­ интерес к людям, общительность;  ­ доброжелательность, склонность к сотрудничеству;  ­ терпимость, уступчивость;  ­ умение постоять за себя. 7. Культура поведения:  ­ умение жить вместе с другими; ­ умение контролировать себя; ­ сдержанность, тактичность; ­ чувство меры в общении; ­ культура речи. 8. Здоровый образ жизни: ­   отношение   к   своему   здоровью   как   к   важной   личной   и   общественной ценности; ­ знание механизмов и способов поддержания здоровья; ­ стремление к физическому совершенствованию; 10 ­ отсутствие вредных привычек. 9.  Семья, брак, любовь: ­ отношение к браку как важнейшему жизненному выбору; ­ уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше. 10.  Эстетическая культура: ­ наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса; ­ умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении ­ наличие чувства эстетической меры. 12.  Отношение к природе:  ­ готовность охранять и защищать природу;  ­ бережное отношение к окружающей среде;  1.3. Основные направления воспитания и            основы воспитания и социализации учащихся класса ценностные 1.   «Наш   дом   –   Россия»   (гражданско­патриотическое направление).            Воспитание гражданина страны ­ одно из главных условий национального возрождения. Гражданин ­ это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения   в   обществе,   защищать   свое   человеческое   право.   Важно   воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. 11 Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность Прививаемые национальные ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями,   семьей;   закон   и   правопорядок;   свобода   и   ответственность; доверие к людям.   «Дорога   к   человечности»   (духовно­нравственное 2. направление). Цель:  воспитание   осознанного   отношения   к   своей   жизни   в   обществе,   к своему   месту   в   системе   гражданских   отношений;   формирование   качества   не только гражданина РФ, но и Человека. Прививаемые национальные ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость;   милосердие;   честь;   достоинство;   любовь   и   верность; уважение к родителям; забота о старших и младших; забота о продолжении рода; свобода совести и вероисповедания. Представления  о   вере,   духовности,   религиозной   жизни   человека   и общества, религиозной картине мира. 3.   «Традиции   храня   и   умножая»   (эстетическое   направление)   как   общечеловеческой Цель:  формирование   представления   о   прекрасном,   ценности, раскрытие сущности этого понятия. Прививаемые национальные ценности:  красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество 12 4.   «Труд   и   призвание»   (профориентационное   направление) Целенаправленная  организация   трудовой   и   профориентационной   деятельности осуществляется по следующим направлениям: 1) Развитие   работоспособности   и   укрепление   здоровья   выпускников школ. 2) Формирование мотивов труда. 3) Ознакомление   со   спецификой   профессиональной   деятельности   и новыми   формами   организации   труда   в   условиях   рыночных   отношений   и конкуренции кадров. 4) Развитие культуры труда, деловых качеств и иницативности.  Прививаемые национальные ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость. 5.   «Здоровым   быть   –   здорово   жить!»   (здоровьесберегающее направление) Здоровье ­ это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Цель   работы:  познакомить   учащихся   с   важнейшими   жизненными ценностями,   убедить   их   в   необходимости   здорового   образа   жизни,   показать глобальный   характер   проблем   курения,   алкоголизма   и   наркомании,   показать необходимость   здорового   образа   жизни   для   профессионального   и   карьерного роста. Прививаемые   национальные   ценности:  здоровье   физическое,   здоровье социальное   (здоровье   членов   семьи   и   школьного   коллектива),   активный, здоровый образ жизни. 1.4. Формы и методы работы по созданию максимально благоприятных условий для развития и самореализации ребенка Методы Формы Условия 13 работы Диагностически е методы Организационн ые методы Коммуникативн ые методы координации и коррекции Методы формирующего воздействия Методы работы Изучение, тестирование, беседа, наблюдение, составление характеристик Организац ия коллектива и самоуправления, органов его организация регулирование ролей, внеклассной работы Построени е отношений на бесконфликтной основе, переход и поддержание доверительных отношений, ориентация на сотрудничество Выработка единых требований к учащимся, коррекция поведения Создание проблемных ситуаций, воспитывающих формирование сознания, опыта, сюжетно-ролевые группах, уроки- дискуссии, внеклассные мероприятия игры, работа в малых Сотрудничест во с психологической службой школы и родителями для изучения психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся. Сотрудничест во с учителями- предметниками и индивидуальных родителями по изучению возможностей учащихся. Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики. Предоставлен ие учащимся совместного самостоятельного и планирования жизни класса во внеурочной деятельности. целенаправленного Организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности. Создание атмосферы общения, благоприятной направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. 1.5. Виды и формы воспитательной работы 14 Активные формы организации деятельности Урочная: лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционные формы. Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон. Дискуссия, шефство, работа самоуправления, участие в выпуске школьной газеты. Диспуты на нравственные темы, этикет и нравственная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия. Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы. Дополнительное образование, окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. Содействует социализации учащихся. Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего «Я». Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела. Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. концерты, спектакли, экскурсии, Взаимнообогащающий досуг школьников. Общение друг с другом. вечера отдыха, праздники. Групповые дела, викторины, вечера, праздники. Создание, сохранение и приумножение материальных Общественно­полезный труд по самообслуживанию, дежурство по ценностей. школе, уборка пришкольной территории. № пп Вид Целевое деятельности назначение 1. Познавательная Обогащает представление об 2. 3. 4. 5. Общественная Ценностно­ ориентированная Спортивно­ оздоровительная Художественная 6. Свободное общение 7. Трудовая 15 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание воспитательной работы 2016­2018 гг. Направления   воспитательной   работы   и   содержание   жизнедеятельности класса сгруппированы в виде воспитательных подпрограмм: Движение к цели Наш дом ­   Россия» Дорога к человечности Традиции храня и умножая Труд и призвание Здоровым быть – здорово жить! 16 Этапы реализации программы Сроки Этап Содержание деятельности реализации Август 2016  ­сентябрь  2016  Подготовительный                    изучение личных дел, индивидуально­педагогических  карт, социального паспорта класса; выявление проблем, которые должны быть решены в  ходе реализации программы;   составление  плана деятельности; проведение анализа педагогической, психологической  и методической литературы; изучение диагностических методик; изучение и анализ нормативно ­ программных  документов  знакомство с классным коллективом; диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей   учащихся,   их   индивидуальных особенностей и творческого потенциала; постановка целей и задач программы; привлечение родителей к сотрудничеству; консультации со школьной психолого­педагогической службой; планирование воспитательным направлениям; разработка   индивидуальных   программ   развития учащихся работа по основным направлениям воспитательной  программы; сотрудничество с педагогическим коллективом,  школьной психолого­педагогической службой и  родительской общественностью; необходимая корректировка запланированных  мероприятий; промежуточный мониторинг успешности реализации  программы; отслеживание результатов индивидуального развития  учащихся и классного коллектива в целом   мероприятий   по основных   Организационный  Сентябрь  2016­ октябрь 2016 Деятельностный Октябрь  2016­апрель  2018 17 Апрель 2018­ июнь 2018 Рефлексия     соотношение   результатов   с  поставленными   в   начале целями и задачами; сравнительный   анализ   и   самоанализ   изменений, произошедших   с   детьми   в   ходе   реализации программы; подведение итогов; оформление   и   описание   хода   реализации   и результатов проекта в форме отчета.  Воспитательная подпрограмма «Наш дом ­ Россия» Любовь к Отчизне и любовь к   людям   —   это   два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В.А. Сухомлинский)     10 класс Направление воспитательной работы. Реализуемые задачи. Гражданско­ патриотическое направление Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности   «Дорога человечности» Один   из   высочайших   к Духовно­ нравственное 18 Мероприятия (классные и школьные) Классный     Урок   мужества   «Никто   не Проект   «Я   и   закон».   правонарушений  забыт, ничто не забыто»  «День час солидарности   в   борьбе   с терроризмом»   Профилактика среди несовершеннолетних  Участие в школьном годовом проекте   «История   Российского кино». Выпуск «Комедия»  России. Я этим горжусь»  «Свеча памяти»   концерт   Как быть счастливым?»  Акция «Ветеран» Дискуссия   «Искусство   жить. Смотр строя и песни «День Победы». Праздничный Час дебатов «Я – гражданин 900   блокадных   дней.   Акция Брейн­ринг «Этикет и мы» истинной принципов нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству   во   всяком человеке,   без   различия лица.  (В.Г. Белинский)    «Традиции   храня   и умножая» Прекрасное   и   красивое   в человеке   немыслимо   без представления о гармоническом   развитии организма   и   здоровья. Н.Г. Чернышевский     «Здоровым   быть   – здорово жить!» Надо непременно встряхивать себя физически,   чтобы   быть здоровым нравственно.  Л.Н. Толстой   19 Понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение. Воспитывать нравственность и инициативу. Эстетическое Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся Здоровьесберегающее воспитание, культура безопасности обучающихся Формировать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью «Планета Кл.   час   сестрой «Спешите   делать   добро» Кл.час   «Мир   человеческих Тренинг толерантности Беседа   с   мед.  чувств»   «Малолетние мамы»  Просмотр х/ф «Чучело»    толерантности»  День школьного самоуправления Годовой проект «Школьные  видеоновости» Подготовка к новому году Участие   в   школьной   научно­ практической конференции «Шаг в науку» Интеллектуальные   игры   «Брейн­ ринг», «Что? Где? Когда?» Кл   час   "Я   помню   чудное мгновенье" Кл.   час   «Любовью   дорожить умейте» Участие тематических концертах День класса Кл.час   «Что   значит   «правильное питание»?» Школьные спартакиады по видам спорта Спортивный   праздник   «Юность против зрелости» Участие   в   районной   игре «Зарница» День здоровья Кл.   час   «Три   ступени,   ведущие вниз» Час дебатов «Сколько стоит твое здоровье» школьных   в «Труд и призвание» Образование  – это  генеральная репетиция  перед настоящей жизнью.  Нора Эфрон  Профориентационное Формировать мотивы труда. Развивать культуру   труда. Воспитывать деловые качества  и инициативу.     «Трудности Кл.час профессионального самоопределения» Кл.час  «Как   темперамент   влияет на выбор профессии?» Ярмарка профессий Профориентация:   анкетирование, занятия с психологом Проф.   игра профессиональный выбор» Кл.   час   «Профессии,   которые выбирают наши родители» «Мой 11 класс Воспитательная подпрограмма «Наш дом ­ Россия» Любовь к Отчизне и любовь к   людям   —   это   два быстрых   потока,   которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В.А. Сухомлинский) Направление воспитательной работы Гражданско­ патриотическое Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности 20 Мероприятия (классные и школьные)   «День   народного Встреча с ветераном ВОВ «Нам дороги эти позабыть нельзя» Классный   час   «Фашизм   и нацизм»  Беседа   «Конституция   России   – закон для всех»  Проект единства. Из истории праздника» Участие   в   школьном   годовом проекте «История нашей страны». Выпуск «1812. Бородино» Классный   час   «Уголок   России, отчий дом»» 900   блокадных   дней.   Акция «Свеча памяти» «День   Победы».   Праздничный концерт Беседа   к   Международному   дню освобождения узников фашистских концлагерей к     высочайших истинной «Дорога человечности» Один   из принципов нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во   всяком   человеке,   без различия лица.  (В.Г. Белинский)    «Традиции   храня   и умножая» Прекрасное   и   красивое   в человеке   немыслимо   без представления о гармоническом   развитии организма   и   здоровья. Н.Г. Чернышевский     «Здоровым   быть   – здорово жить!» Надо встряхивать физически, здоровым нравственно.  Л.Н. Толстой непременно   себя   чтобы   быть «Труд и призвание» Образование  – это  генеральная репетиция  перед настоящей жизнью.  Нора Эфрон  21 Духовно­ нравственное Понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение. Воспитывать нравственность и инициативу. Эстетическое Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся Здоровьесберегающее воспитание, культура безопасности обучающихся Формировать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью Профориентационное Формировать мотивы труда. Развивать культуру   труда.   «Семья.   Семейные Дискуссия   «Легко   ли   быть молодым?» Кл.час ценности» Беседа о милосердии Кл. час «Берегите природу» Посещение приозерского приюта  Кл.   час   «Любовью   дорожить умейте» Акция добрых дел День школьного самоуправления Кл. час «Думая о людях» Участие   в   школьной   научно­ практической   конференции   «Шаг в науку» Интеллектуальные   игры   «Что? Где? Когда?» Компьютерная презентация – кл. час "Молодежная субкультура" Участие в школьных  концертах, мероприятиях День класса Беседа «Поговорим о гриппе» Школьные спартакиады по видам спорта Спортивные   «Движение – жизнь» День здоровья Кл.   час   «Научно­технический прогресс и наше здоровье» Беседа   «Готов   к   труду   и обороне» Кл.час «Жизнь ­ это здорово!» «Мир   профессий».   Оформление стенда Конкурс «Защита профессии» Игра бизнесменом?» Ярмарка профессий   «Легко   ли   быть эстафеты Воспитывать деловые качества  и инициативу. – с     занятия Профориентация анкетирование,   психологом Проф. игра «Конфликты в нашей жизни» Проект «Хочу пойти учиться» 2.2. Работа классного руководителя с семьей  «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи» Ламартин Цель:     Повышение   педагогической   культуры   родителей   выпускников основной школы, направленной на создание ситуации успеха в ходе подготовки к ЕГЭ. Задачи: 1)   формирование   активной   педагогической   позиции,   повышение воспитательного потенциала семьи;  2)   вооружение   родителей   необходимыми   психолого­педагогическими знаниями;  3) оказание помощи родителям в педагогическом самообразовании. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько   семьи   понимают   политику,   проводимую   школой   по   отношению   к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.  Формы работы с родителями: 1. 2. Посещение семьи  Переписка с родителями  22 3. 4. 5. Родительское собрание  Открытые уроки   Индивидуальные тематические консультации.  Родительские собрания № 1 2 4. 5. 1 2. 3. 5. Тема собрания 10 класс сроки Особенности   организации   учебного   труда   школьника сентябрь 10 класса и роль родителей в этом процессе «Виртуальное общение: проблема или норма» Родительское собрание­размышление «Жизненные цели ноябрь февраль подростков»  Конфликты с собственным ребенком и пути их  май разрешения.  11 класс Ваш ребёнок вырос. Правила поведения родителей Результативность учёбы учащихся 11 класса «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?» Выпускной вечер не за горами Счастливы вместе (круглый стол) сентябрь ноябрь февраль май Диагностика   и   исследование   состояния   родительского   потенциала 1. Возраст родителей:  o 30­40 лет – 38% o 40­50 лет – 62% 2. Занятость: o o Работают – 84% Домохозяйки – (16%) 3. Образование:  o o o высшее – 42% среднее профессиональное – 38% среднее – 2% 23 4. Социальный статус семьи: o o o o o полные – 85% неполные – 15% малообеспеченные – 0,4% многодетные – 0,8% опекаемые – 0,4% Посещаемость родительских собраний 25 20 15 10 5 0 2016-2017 2017-2018 муж. Ст олбец1 Из диаграммы видно, что посещаемость собраний родителями достаточно высокая. В среднем на собрания приходят от 18 до 22 человек. Наибольшую активность   проявляют   мамы.   К   сожалению,   папы   не   часто   приходят   на родительские   собрания,   поручая   эту   обязанность   мамам.   С   родителями, которые по объективным причинам не смогли присутствовать на собраниях, проводятся индивидуальные беседы. Родительский актив Основные функции родительского актива:   ­   Организация   родительского   соуправления   образовательным   и воспитательным процессом в школе; ­ Организация посещения родителями уроков; 24 ­   Организация   материальной   помощи   для   проведения   праздников, экскурсий и т.д.­ Организация участия родителей в воспитательной работе и образовательной  деятельности  в школе. 2.3. Организация ученического самоуправления в классе Цель:   воспитание   гражданина   с   высокой   демократической   культурой, гуманистической   направленностью,   способного   к   социальному   творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества. Задачи:  1)  реализация интересов каждого учащегося;  2)  формирование умения целеполагания, планирования своей  деятельности.  3)        формирование толерантности, умения общаться;  4)         формирование   лидерских   качеств,   создание   условий   для   развития организаторских способностей каждого;  5)       создать   благоприятные   условия   совместной   деятельности   детей, учителей и родителей.  Ожидаемые трудности:  ­ ­ низкая активность отдельных учащихся;  загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время.  Ожидаемые результаты:  1. Активная жизненная позиция учащихся класса.  25 Готовность и желание учащихся работать в коллективе.  2. 3. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.  4. Разработки творческих и социальных проектов.   Принципы самоуправления    Выборность – выборы полномочий членов коллектива.    Законность – соблюдение правовых и нормативных актов.     Равноправие  – право голоса для всех членов коллектива при принятии решений.    Гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всего коллектива.     Ответственность – необходимость регулярного отчёта о проделанной работе перед коллективом.    Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.      Гуманность  ­   деятельность   органов   самоуправления   не   должна противоречить нравственным принципам.  Содержание деятельности самоуправления  классного коллектива  1. Создание   в   классном   коллективе   микроклимата сотрудничества учащихся, учителей и родителей.  2. Реализация   личностного   потенциала   в   профориентационной, военно­патриотической и общественно­значимой деятельности.  3. Развитие   творческих   способностей   каждого   члена   классного коллектива.  Организация работы органов самоуправления  1. Решения органов самоуправления принимаются открыто.  26 2. Работа   органов   самоуправления   реализуется   во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления.  3. Ученические собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем.  4. Решения принимаются большинством, но мнения меньшинства внимательно рассматриваются и учитываются.  Организация деятельности  Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма  правления в классе – ученический совет.  Функции классного собрания: 1. Определяет основные направления классной жизни;  2. Рассматривает   и   утверждает   план   внеурочной   работы совместно с классным руководителем;  3. Избирает   актив   класса,   старосту,   заслушивает   и   оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся;  4. Подводит итоги рейтинга учащихся в конце четверти.  Собрание проводится не реже одного раза в месяц, что контролируется  старостой.  Функции актива класса:  1. Организует   выполнение   решений   классного   собрания   и классных ученических служб.  2. Организует помощь в учебе учащимся, имеющим проблемы.  3. 4. Отражает всю важную информацию в классном уголке. Готовит и проводит классные собрания.   Должностные обязанности членов актива  Староста класса и его заместитель.  1. Руководит работой актива класса.  27 2. Несет ответственность за выполнение плана работы класса.  3. Следит за порядком в классе. Организует дежурство в классе и школе (во время дежурства класса по школе).  4. Проводит заседания актива класса.  5. Отчитывается на общем собрании класса 2 раза в год за всю работу актива.  Учебный сектор.  1. Следит за посещаемостью в классе.  2. Контролирует выполнение домашнего задания.  3. Следит за состоянием учебных принадлежностей.  4. Отчитывается на заседаниях актива. 5. Совместно   с   культурно­   массовым   сектором   организует мероприятия,   направленные   на   развитие   интереса   к   учебе:   викторины, интеллектуально­ познавательные игры и др.  Спортивный  сектор. 1. Организует спортивно­оздоровительные мероприятия.  2. Отвечает за подготовку класса к общешкольным спортивным   мероприятиям.  3. Отчитывается на заседаниях актива.  Сектор досуга.  1. Организует культурно­ массовые мероприятия.  2. Обеспечивает подготовку и активное участие в общешкольных  мероприятиях.  3. Организует поздравления учащихся и учителей. 4.  Отчитывается на заседаниях актива.  Редколлегия.  28 1. Следит за информационным обновлением уголка.  2. Ведет протоколы заседаний актива класса.  3. Участвует в выпуске общешкольной газеты.  4. Отчитывается на заседаниях актива.   29 Классные ученические собрания 30 № Тема собрания Цель Ответствен ный 10 класс Классный руководител ь. Староста Сроки Сентябрь 1 Выборы органов самоуправления 2 День самоуправления 3 Международный день отказа от курения 4 Подготовка к новогоднему празднику 5 Проверка дневников 6 Права и обязанности учащихся 7 Поздравление с 8 марта 8 Предварительные результаты успеваемости 9 Отчетное собрание актива 31 1 Выборы органов самоуправления Выбрать органы самоуправле ния. Распределен ие обязанносте й Планировани е и организация мероприятия к Дню учителя Организация классного часа Планировани е и организация мероприятия . Стенгазета Правильност ь заполнения, наличие д/з Познакомить с правилами школьного внутреннего распорядка Планировани е и организация поздравлени й девочек и учителей. Результаты учебы учащихся за год Отчет о работе за год Выбрать органы самоуправле ния. Сектор досуга Октябрь Спортивный сектор. Редколлегия Культмассов ый сектор. Редколлегия Ноябрь Декабрь Учебный сектор Январь Редколлегия февраль Культмассов ый сектор Март Учебный сектор Апрель Староста Май 11 класс Староста Сентябрь Система самоуправления делает активными практически всех  учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. От распределения учеников  по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу  так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая  работа не под силу, им нужна поддержка классного руководителя.  Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом  классе строится по­своему и сориентирована на конкретных ребят и их  совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива.  Самоуправление в нашем классе:                          РЕДКОЛЛЕГИЯ Ермак Екатерина Соколова Милена СТАРОСТА Спасибухов Даниил СПОРТИВНЫЙ СЕКТОР Будов Михаил Мелехова Виктория ЗАМ. СТАРОСТЫ Фомичева Елизавета УЧЕБНЫЙ СЕКТОР Лычкина Алёна 32 СЕКТОР ДОСУГА Веселова Полина Тюрикова Анастасия Кузьмиченко Алёна Титоренко Ксения 2.4. Работа классного руководителя с одаренными детьми Цель:  обеспечение условий для выявления и развития одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей. Задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:      Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей      Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных           Просветить   родителей   в   вопросах   воспитания   одаренных   детей   и развития их потенциальных возможностей. Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми: 1. 2. Выявление одаренных детей (диагностика одаренности) Поддержка   (создание   условий   через   взаимодействие   с   учителями предметниками, родителями) Развитие одаренности  3. Условия развития одаренности: 1. 2. 3. 4. Формы   и   методы   работы   классного   руководителя   с   одаренными Своевременная диагностика возможностей  Адекватное содержание воспитания Внедрение личностно­ориентированной и развивающей технологии Побудительная деятельность учителя детьми:       Классные часы.       Портфолио учащихся      КТД (совместно с родителями)      Творческие мастерские 33      Предметные, метапредметные, надпредметные курсы      Кружки      Конкурсы      Олимпиады      Проектно­исследовательская деятельность Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:       Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;      Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;           Принцип   создания   условий   для   совместной   работы   учащихся   при минимальном участии учителя;         Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)      Принцип помощи, наставничества      Принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся) Учащиеся   моего   класса   проявляют   высокую   активность   в различной проектной деятельности и в олимпиадном движении как школьного, так   и   муниципального   и   даже   регионального   уровней,   показывая   стабильно высокие результаты.  Участие в предметных олимпиадах 05101520253035404550 22 18 40 22 16 41 9 4 8 8 11 3 Кол-во уч. Победит ели Призеры В 10 классе в школьном этапе ВОШ приняли участие 22 человека или 85% от общего числа учащихся, из них 9 вышли на муниципальный этап. В 34 11  классе   в   школьных   олимпиадах   ВОШ   также   участвовало  22  человека,  на вторую ступень вышли 8 человек. 2.5. Работа классного руководителя с детьми «группы риска» Цель:  обеспечение   условий   для   выявления   и   помощи   детям   «группы риска». Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска». 1.   Выявление   и   изучение   неблагоприятных   факторов   социальной   среды (семья,  школа,  улица),  травмирующих  ребенка,  нарушающих   его  психическое развитие. 2. Формирование характера и личности, преодоление микросоциально ­ педагогической запущенности. 3. Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных   взаимоотношений   с   окружающими,   повышение   (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха. 4. Формирование   эмоциональных   и   социальных   способов совершенствования   и   саморегуляции   (познавательных,   этических,   трудовых, эстетических). Этапы работы классного руководителя с детьми «группы риска»: 1. Изучение   первичной   информации   об   учащихся   классного коллектива:   личные   дела   учащихся;   результаты   медицинского   обследования; психолого­педагогические   характеристики;   результаты   успеваемости, посещаемости   учебных   занятий;   результаты   диагностирования   педагога­ психолога; жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; в каких семьях и условиях   проживают   данные   учащиеся   (знакомится   с   актами   посещения   и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 35 Выявление   2.     Индикаторы   неблагополучия  школьника   можно   выявить   в   следующих сферах   жизнедеятельности:   учебная   деятельность;   взаимоотношения   со группы   учащихся     риска: сверстниками; взаимоотношения со взрослыми; проведение свободного времени; отношение к труду и профессиональная ориентация; проведение и поступки. 3. Диагностирование детей группы риска, выявление проблем: выявляет   личностные   особенности   и   достоинства   обучающегося,   его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины   социального   неблагополучия   их   семей;   выявляет   обучающихся   с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.  4. Составление программы профилактической работы с детьми  «Группы риска» классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или   группе   риска.   При   планировании   необходимо   учесть   взаимодействие   со специалистами   школы:   педагогом­организатором,   психологом,   социальным педагогом,   медицинским   работником,   учителями­предметниками,   педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем.  Основные направления работы с детьми «группы риска»: Профилактика  Диагностика (индивидуальная, групповая).  Индивидуальная работа с ребёнком 5. Реализация плана профилактических мероприятий;  36 классный   руководитель   сопровождает   и   координирует   выполнение мероприятий   плана   профилактической   деятельности   с   учащимися   «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения).  На   этапе   оказания   помощи   семье   и   детям   «группы   риска»  применяются: Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей   с   целью   выработки   у   них   заданных   качеств.   К   методам   воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.  Метод   убеждения  –   применяется   с   целью   сформировать   у   личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально­этических качеств. Метод   побуждения  –   применяется   с   целью   нацелить   человека   на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.  Метод   поощрения  –   выражение   положительной   оценки   деятельности индивида.  Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.  6. Подведение итогов, коррекция полученных результатов. 3.3. Сетевое взаимодействие В рамках сетевого взаимодействия налажена работа классного  руководителя и классного коллектива с: Учителями предметниками Родителями Управляющим советом школы Ученическим советом школы Конфликтной комиссией школы 37 Кружками школы Центром детского творчества Культурным центром «Карнавал» Детской юношеской спортивной школой Детской школой искусств Детской художественной школой Музеем­крепостью «Корела» Детской библиотекой Центр информационных технологий Центр по работе с одаренными детьми «Ромбус» Представителями общественности Занятость учащихся во внеурочное время Художественно­ эстетические объединения (ЦДТ, СОШ №5, ДК) –  8 чел. 11 класс Спортивные секции (ДЮСШ, школа №5, пр.) – 7 чел. Клуб «Что? Где? Когда?» –  5 чел. Факультативы –  26 чел. Занятость в факультативах – 100%, в кружках и секциях по интересам  – 77% от общего числа учащихся класса. 38 Занятость в кружках и секциях 1; 5% 4; 20% 1000%; 50% 2; 10% 3; 15% секции, кружки на базе СОШ ЦДТ ЦИТ ДК ДЮСШ 39

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018