Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"
Оценка 5

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Оценка 5
Культурные мероприятия +4
docx
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл
18.03.2018
Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"
Методическая разработка урока по русской литературе "Жизнь, зачем ты нам дана?" (анализ стихотворение А.С.Пушкина и свт Филарета).Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: определить, что необходимо человеку для жизни, что самое главное и ценное в жизни, как суметь выстоять и найти себя.
Урок Жизнь, зачем ты мне дана.docx
Урок по литературе «Жизнь, зачем ты мне дана? Автор: Томцева Л.А., учитель русского языка и литературы,   высшая квалификационная категория  (Философское размышление о жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Дар  напрасный, дар случайный» Тип урока: Урок изучения нового материала Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа – диспут, чтение вслух,  представление иллюстраций, работа над закреплением понятия об олицетворении,  самостоятельная работа над афоризмами, словарная работа. Цель: определить, что необходимо человеку для жизни, что самое главное и  ценное в жизни, как суметь выстоять и найти себя Задачи:   духовно­нравственное воспитание учащихся посредством слова  познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар  случайный...» (предыстория и обстоятельства написания);  разобраться в духовно­нравственном смысле этой стихотворной переписки;  закрепить литературоведческие понятия о лирическом герое, строфе, стихе,  ключевых словах, художественных особенностях стихотворения;  формировать у учащихся нравственные качества, эстетический вкус.  воспитание уверенности в осознанном выборе;  развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power  Poin, экран, компьютер,  индивидуальные карты, задания, тексты.  Организационный этап. Ход и структура урока усвоения новых знаний 1. Дорогие ребята, сегодня мы вновь обратимся к творчеству великого русского поэта  А.С.Пушкина. О чём будем говорить на уроке, узнаете из прочитанного  стихотворения  Н.И.Новикова. Ничего не откладывай – Жизнь коротка. Ты наивно считаешь, Что она – как река, А она, как ручей, После таянья льдов – Протечет, не оставив следов. Рано или поздно каждого человека настигает вопрос: зачем я существую в этом мире? Вопрос мучительный, трагический, подчас страшный, но неизбывный. Потому и изобрели мы неисчислимые способы заглушить его в себе уйти от ответа. Помимо откровенного одурманивания себя, тут и развлечения разного рода, и зрелища, и «масскульт» в разных ее ипостасях, и политика, и погоня за наживою... И даже сам труд - вот парадокс - может стать для нас поводом отвлечься от непрошеных и назойливых дум, способом подменять работою рук работу ума. А уж всякая мозговая игра - самое соблазнительное подспорье в глушении сущностного (М.Дунаев, публицист, доктор филологических наук). 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 1 Учитель: Сегодня мы вместе с вами постараемся определить, что необходимо человеку для жизни, что самое главное и ценное в жизни, как суметь выстоять и найти себя. В этом поможет нам А.Пушкин, его философские размышления о жизни, о дружбе, о любви С самого раннего детства нас окружают стихи, сказки А.Пушкина. Жизнь человека - это большая река, где есть свои водовороты, омуты, мели, повороты судьбы. 3. Актуализация знаний. Слайд №3 Тема нашего сегодняшнего урока не совсем обычная. Мы попытаемся поговорить об одном из важных эпизодов творческой и духовной биографии А.С.Пушкина «Жизнь, зачем ты мне дана?». Итак, идет 1828-й год. Пушкину 29 лет. Он уже творчески зрелый человек, приближающийся к определенному рубежу в своей жизни. Далеко позади учеба в Лицее, позади - ссылка на юг, ссылка в Михайловское, восстание декабристов 1825 года и все трагические события, с ним связанные. Уже написаны южные поэмы, трагедия «Борис Годунов» (1825 г.), знаменитый «Пророк» (1826-й г.). Но вот теперь, 26 мая 1928-м году, да еще в день своего рождения, 29­ летний Пушкин пишет гениальное философское  размышление о смысле жизни  стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...».  Слушание аудиозаписи, беседа. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. О чем это стихотворение? (Наверное, об очень серьезном событии в жизни поэта.) - Да, «Дар напрасный, дар случайный » был написан после казни декабристов, которую поэт глубоко переживал, он был потрясен. Кюхельбекер, Пущин - в ссылке, Пестель, Рылеев - повешены за участие в восстании 14 декабря 1825 г на Сенатской площади. Вся пушкинская поэзия конца 20-х годов полна довольно мрачными образами - видимо поэт находится в духовном кризисе. Учитель: Проблемный вопрос: В чем же причина такого состояния? Об этом мы узнаем, обратившись к анализу стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...». 4. Первичное усвоение новых знаний. Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар  случайный...»  в форме беседы с классом с опорой на ключевые слова и выражения,  развешенные на доске .  Анализ первой строфы 2 Теперь перейдем к анализу. Это сложный процесс, поэтому нужно не просто прочитать  стихотворение, а творчески осмыслить его, т.е. прочитать то, что спрятано между строк.  Понять, что именно нам рассказывают не сложно, а вот догадаться, зачем написано, часто нужны усилия. Попробуем приложить такие усилия и поразмышлять над стихотворением  А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Выберите эпитеты для характеристики состояния лирического героя в стихотворении  А.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»  Радостное  Тоскливое  Оптимистичное  Безнадёжное  Жизнеутверждающее  Унылое  Мрачное  Счастливое  Бунтарское  Богохульное  Пессимистическое Вопрос: Какое настроение вызвало стихотворение, какие чувства вы испытали при  слушании текста? Вопрос: Как вы думаете, каково основное настроение лирического героя этого  стихотворения? Радостное? Оптимистичное? Тоскливое? Унылое? Мрачное?  Вопрос: Подберите синонимы к эпитету «напрасный». (Не нужный)  Вопрос: Понимает ли лирический герой для чего, с какой целью, он живет? (Нет. «Жизнь,  зачем ты мне дана», «Цели нет передо мною»)  Вопрос: Жизнь лирического героя зависит от «тайной судьбы». Подберите синонимы к  слову «судьба» (рок, фатум) и «тайной» (неизвестной и поэтому  страшной и угрожающей).    Вывод: Учитель добавляет, что судьба безлична, с ней нельзя вступить в контакт, на нее  нельзя повлиять.  Анализ второй строфы     Вопрос: Кого обвиняет лирический герой в «воззвании из ничтожества»? (Это уже о  Личности, о Боге. Но его власть «враждебна», то есть направлена против человека. Кроме  того, «власть» ­ это что­то угнетающее, насильно господствующее.)     Вопрос: Можно ли назвать это богоборчеством и даже богохульством? (Отвержение  дара Творца становится вызовом Ему. Не просто вызов, но богоборческий бунт)     Вопрос:Что происходит с душой лирического героя? (В душе ­ страсть)     Вопрос: Что происходит с  его умом? (В уме ­ сомненье) 3 Вопрос:   Кого обвиняет лирический герой в таком собственном состоянии? (Бога. Это  Он наполнил душу страстью, а ум взволновал сомненьем.) Анализ третьей строфы         Вопрос: Каков итог? («Сердце пусто, празден ум». «Жить нечем»)         Вопрос: Объясните, как вы понимаете слово «празден»? (Ничем не занят)         Вопрос: Как называется грех, который Пушкин называет «тоской»? (Грех уныния,  неблагодарности Богу)       Вопрос:  Каким видит лирический герой окружающий мир? (Бесцветным, унылым,  блеклым: «Однозвучный жизни шум...») Вопрос: Что значит это отсутствие цели в жизни? Незнание, чем заняться? (Нет, тут как  будто все в порядке, тут обилие планов и замыслов. Могучая натура Пушкина томится  именно отсутствием какого­то высшего знания. Душе нужно нечто большее.  Вопрос: В русском языке есть два слова от одного корня – "подарок" и "дар"? Чем они  отличаются? В словаре Ожегова слово "дар" отмечено как высокое. Можно ли получить  дар "напрасно", "случайно"? "Ведь где дар, там и Даритель. Дар требует жестов почитания, вольно или невольно они адресуются его источнику" Вопрос: Давайте, опираясь на опорные слова на доске,  сделаем вывод о состоянии души  лирического героя. Ключевые слова и понятия стихотворного диалога  А.С.Пушкина и свт. Филарета (Дроздова) У А.С.Пушкин Тайная судьба Враждебная власть(Бога) Бесцельность и бессмысленность жизни Тоска­уныние Безнадёжность У свт. Филарета БОГ вера Воля Бога Моя своенравная власть Смысл жизни (надежда) Свет «просияй» «Сердце чисто»                         «Светел ум» Вывод: Потребна именно эта тайна, над которою он бьется; тайная судьба, заставляющая  страдать, должна быть разъяснена, раскрыта. Нужен смысл жизни, раскрываемый на  4 высшем уровне бытия, ­ а этого нет. Рушится вера, тоска и отчаяние духом своим  обессмысливает дар жизни. И потянулись один за другим мрачные образы. Вся поэзия  пушкинская конца 20­х годов переполнена ими.  5. Вторичное  усвоение новых знаний. Анализ стихотворения «Дар  напрасный, дар случайный...» Ответное стихотворение святителя  Филарета Стихотворение Пушкина появилось в печати лишь через полтора года после написания, в  конце 1829­го года в «Северных цветах». И на это стихотворение последовал отклик и не  кого­нибудь, а фактически главы Русской Православной Церкви, Митрополита  Московского Филарета (Дроздова). Сообщение о Святителе Филарете.       ­Родился в семье дьякона. При крещении получил имя Василия Великого. Свою жизнь  решил посвятить служению Церкви и людям. Главным его наставником в юности оставался  отец, ставший к тому времени уже священником. Окончил Коломенскую семинарию. Почти полвека его служение проходило в Москве, на Московской кафедре (с 1821­го по 1867 г.)  Делом своей жизни считал перевод Священного Писания на русский язык. Целая эпоха в  истории Русской Церкви называется филаретовской.      ­Самым же интересным для нас является то, что в пору Пушкина­лицеиста архимандрит Филарет был ректором Санкт­Петербургской Духовной Академии (с 1812 по 1819­й г.) 9  января 1815 года архимандрит Филарет присутствовал на публичном экзамене лицеистов.  Именно тогда и мог видеть его юный Пушкин. Александру было тогда 16 лет,  архимандриту Филарету ­ 33 года.      Более того, существует знаменитая картина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее 8  января 1815 года», написанная И. Е. Репиным в 1911 году. (Ученики достают репродукцию  картины из папки) Просмотр картины И.Е.Репина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее  8 января 1815 года»     Ее сюжет во многом собирательный. Так, рядом с Державиным, великим поэтом века  18­го, приемником которого и стал Пушкин, сидит именно архимандрит Филарет, который  на самом деле в этот день в Лицее не был. Видимо, не случайно (случайностей в Божьем  мире вообще не бывает) именно Святитель Филарет представлен на картине, тот человек,  которого Промысел Божий сведет с уже повзрослевшим Пушкиным в трудный момент  творческой и духовной биографии поэта. Теперь, в 1828­м году, гениальному поэту 29 лет,  святителю ­ 45. (Пушкин получил стихотворный отклик святителя через Е. М. Хитрово) Святитель Филарет,  митрополит Московский и Коломенский избирает ту же форму, ту же лексику, тот же размер стихотворный, на три четверостишия отвечает тремя же, каждому  пушкинскому тезису противопоставляя свой антитезис. Эти стихи были написаны  Александром Сергеевичем в день его рождения в 1828 году, но лишь теперь вышли в свет.  Слушая горестные строки, Филарет ужаснулся бездонной глубине отчаяния и безверия,  распахнувшейся пред ним. Он приехал вечером к себе на Троицкое подворье и тотчас сел  5 за перо. Привыкший проповедями исправлять людей, святитель принялся исправлять  поэзию. Но каким образом святитель узнал о стихах Пушкина? Были ли они знакомы? Известно,  что Пушкин бывал в церкви во время служения митрополита Филарета, но они не были  лично знакомы и не встречались вне официальной обстановки. Однако у них были общие  знакомые, старавшиеся сблизить двух великих современников между собою: это профессор Московского университета, поэт и переводчик С.П. Шевырев, А.И. Тургенев и в  особенности дочь маршала М.И. Кутузова Елизавета Михайловна Хитрово. Митрополит  Филарет "поручал ей иногда передавать о некоторых происшествиях в Москве Пушкину"  (А.С. Пушкин: Путь к Православию. М., 1986. С. 104.). Е.М. Хитрово передала  стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный" святителю Филарет. Не напрасно, не случайно  Жизнь от Бога нам дана,  Не без воли Бога тайной  И на казнь осуждена.  Сам я своенравной властью  Зло из темных бездн воззвал,  Сам наполнил душу страстью,  Ум сомненьем взволновал.  Вспомнись мне, Забвенный мною!  Просияй сквозь сумрак дум, –  И созиждется Тобою  Сердце чисто, светел ум. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Святителя Филарета с помощью карточек с ключевыми словами .          Выберите эпитеты для характеристики состояния лирического героя в стихотворении А.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»  Радостное  Тоскливое  Оптимистичное  Безнадёжное  Жизнеутверждающее  Унылое  Мрачное  Счастливое  Бунтарское  Богохульное  Пессимистическое Кто является подателем жизни? (Бог)      ­Чьей волей осуждена жизнь человеческая на казнь? (Волей Бога) О какой казни  говорит автор? (О смерти)      ­ Как вы понимаете выражение «своенравная власть»?      ­ Каким образом зло проникло в душу лирического героя?      ­ Как вы понимаете смысл слова «забвенный»? (забытый) 6 ­ «Забвенный мною» ­ Кто это?      ­ Докажите текстом, что Бог ­ это свет. («Просияй»)      ­ Как преобразится душа лирического героя, если он обретет веру и восстановит  прерванную связь с Богом? (Вспоминаем, что «религия» ­ это значит «связь,  соединение»)      Учитель помогает сделать вывод.      Пушкин никогда не был атеистом (человеком, который считает, что Бога вообще  нет). Все исследователи говорят о религиозности его поэзии. Кроме того, и на  бытовом, «обывательском» уровне поэт был человеком православным и умер как  христианин ­ это просто факт его биографии. Поэтому лирический герой  гениального пушкинского стихотворения именно «забыл» о Боге. (Еще в 1817­м  году юный лицеист Пушкин прекрасно справляется с заданием описать состояние  души человека, потерявшего веру, в стихотворении «Безверие») Продолжите фразы словами из стихотворений. У А.Пушкина У святителя Филарета Жизнь – это дар (какой?) Жизнь осуждена на казнь  (кем? чем?) У лирического героя  Сердце какое? Ум какой?  Кто виноват в несчастии  лирического героя Вспомнись мне, Забвенный мною. О ком говорит святитель  Филарет? Кем созиждется (создаётся) сердце чисто(чистое), светел  ум (светлый ум)? В чём видит святитель Филарет причину страданий  пушкинского лирического героя? Вопрос: Какое настроение вызвало стихотворение, какие чувства вы испытали при чтении  текста?  Вопрос: Понимает ли лирический герой для чего, с какой целью, он живет? (Да. «Жизнь  дана от Бога». Жизнь лирического героя зависит от Бога. Ничто не случайно у Бога, ничто  не напрасно, всё имеет свой смысл и свою цель, и каждый должен постичь тайну, о которой  Всевышний поведал нам языком якобы случая.) Кто виноват? Что делать? Пушкин                        поставил перед собой  Попытался и ответил:  виновник вне себя Остановился в недоумении 7 и перед миром эти  популярные русские  вопросы Святитель Филарет  ответил на оба  вопроса так, как учит  Православие Вину необходимо искать в  себе Человек собственными  только усилиями, без  Божьей помощи, не сможет  избыть грех, отвечающий  молитвенно взывает:  Вспомнись мне, Забвенный  мною!  Святитель использует в своих стихах непрямое цитирование Писания — и это важно. "И  созиждется Тобою сердце чисто…". Кто же из церковных людей не вспомнит многажды  слышанное в храме и каждодневно же повторяемое в утреннем правиле молитвенном из 50­ го псалма:"Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Пс. 50, 12). Каким видит лирический герой окружающий мир? Комментарий учителя Вывод: Пушкин поставил перед собой и перед миром извечные русские  вопросы: кто виноват? и что делать? поставил – и попытался отыскать  виновника вне себя, потому и остался в недоумении. Святитель Филарет  ответил на оба вопроса так, как учит Православие. Вину необходимо искать в  себе. А собственными усилиями, без Божьей помощи, человек не сможет  избыть грех.  А..Пушкин был  потрясен ответом святителя Филарета. (Гуськов Андрей) Он даже целует бумагу, на которой светятся начертанные владыкой буквы. И в воскресенье 19 января 1830 года он садится писать ответное стихотворение: В часы забав иль праздной скуки,  Бывало, лире я моей  Вверял изнеженные звуки  Безумства, лени и страстей.  Но и тогда струны лукавой  Невольно звон я прерывал,  Когда твой голос величавый  Меня внезапно поражал.  Я лил потоки слез нежданных,  И ранам совести моей  Твоих речей благоуханных  Отраден чистый был елей.  И ныне с высоты духовной  Мне руку простираешь ты,  8 И силой кроткой и любовной  Смиряешь буйные мечты.  Твоим огнем душа согрета  Отвергла мрак земных сует,  И внемлет арфе Филарета  В священном ужасе поэт. Свое творчество он назвал лирой, Филаретово — арфой! Позднее, публикуя эти стансы 12 февраля в «Литературной газете», Пушкин переделает  последнюю строку, уйдя от определенного образа митрополита Филарета к обобщенному  образу некоего серафима, с маленькой буквы: Твоим огнем душа палима  Отвергла мрак земных сует,  И внемлет арфе серафима  В священном ужасе поэт. Но в тот воскресный день он писал именному адресату — Филарету Московскому. И  главное, в чем признается царь русской поэзии, что его душа «отвергла мрак земных сует». С этой очищенной душой он в марте отправится в Москву. 6 мая состоялась его помолвка  с Натальей Николаевной. Работа с иллюстрацией. Икона,  на которой изображён Пушкин (Надя Акмазова) Единственная икона, на которой изображён Пушкин, это миниатюра работы известного  современного изографа Зенона. Разумеется, Александр Сергеевич фигурирует на ней не в  качестве святого, но в пропорциях, равных святому Филарету Московскому. Они  изображены сидящими рядом, митрополит — справа, поэт — слева. У митрополита на  левом колене Библия, у поэта на левом колене лира. Та самая, которой он «вверял  изнеженные звуки безумства, лени и страстей». Филарет изображен в церковном облачении  и епитрахили, над головой у него нимб святого. Пушкин — в поэтической тоге и вместо  нимба у него на голове лавровый венец. Десница Филарета приподнята с указующим перстом. Он только что дал наставление.  Десница Пушкина опрокинута ладонью к зрителю, это означает, что, пораженный  величавым голосом проповедника, он внезапно прервал «звон струны лукавой». Нимб ­ — условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов и  святых, ангелов, пророков Главное то, что снова Филарет спас Пушкина. В первый раз это было в 1830 году, когда он  озарил душу поэта своим посланием. Второй раз ­ после смерти, когда он настоял на  христианском погребении гения русской словесности. 6. Обобщение и систематизация знаний Вывод: Жизнь, зачем  ты мне дана? О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою. Жизнь­это удивительный дар! Что для нас значит сей дар? Человеку жизнь дарована не  случайно, а с какой­то целью. Цель же имеют те люди, которые хотят в жизни чего­то добиться для себя и для  окружающих.  9 Блажен, кто выбрал цель и путь И видит в этом жизнь и суть… 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8. Написать сочинение­размышление «Зачем я существую в этом мире?» 9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Синквейн.  Жизнь. Короткая, длинная. Веселиться, горевать, проживать. Дана всем, отнята другими. Вечность. Опорные слова: носитель правды, воплощение высшей справедливости, высшая мудрость,  всезнание.  Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.         Приложение1. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Не напрасно, не случайно  Жизнь от Бога нам дана,  Не без воли Бога тайной  И на казнь осуждена.  Сам я своенравной властью  Зло из темных бездн воззвал,  Сам наполнил душу страстью,  10 Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Ум сомненьем взволновал.  Вспомнись мне, Забвенный мною!  Просияй сквозь сумрак дум, –  И созиждется Тобою  Сердце чисто, светел ум. Продолжите фразы словами из стихотворений. У А.Пушкина У святителя Филарета Жизнь – это дар (какой?) Жизнь осуждена на казнь  (кем? чем?) У лирического героя  Сердце какое? Ум какой?  Кто виноват в несчастии  лирического героя Вспомнись мне, Забвенный мною. О ком говорит святитель  Филарет? Кем созиждется (создаётся) сердце чисто(чистое), светел  ум (светлый ум)? В чём видит святитель Филарет причину страданий  пушкинского лирического героя? 11 12

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"

Разработка урока "Жизнь, зачем ты нам дана?"
Скачать файл