Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
14.06.2018
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи. Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. И одним из таких методов является биоэнергопластика.Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи. Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
Программа выявления.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интеллектуальные способности представляют огромный интерес для
различных дисциплин: педагогики, психологии, психодиагностике и др.
Важность этих способностей неоспорима. Диагностика интеллекта занимает
особое место в повышении качества образования школьников. Именно
интеллектуальные способности становятся показателем успешности
педагогической образовательной деятельности.
Комуто дан дар слова, ктото имеет художественные способности, ктото
музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть имеющие склонность к
обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам
процесс исследования даже больше, чем его объект.
Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не
имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже
советуются: «А по какому предмету мне написать…?» Конечно же, по тому,
который интересен, где много проблем, ещё никем не разрешённых…
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует
об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной
деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных
данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда
проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её
решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто
меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости
детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление
одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти
положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень
небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе
обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои
природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической
жизни ребенка, нередко препятствуют правильному формированию
познавательных процессов. Под воздействием речевого дефекта часто
возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального
развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности
преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их
устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры
дефекта.
Актуальность проблемы "Выявление интеллектуальных способностей
обучающихся 14 классов, имеющих нарушения речи, и работа с
одарёнными и талантливыми школьниками"
Школа не может при формировании социального заказа не учитывать
потребностей общества в развитии творческих способностей учащихся и
поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение
талантливых школьников является прекрасной возможностью для
качественного и эффективного образования в школе.
Для учителялогопеда выявление интеллектуальных способностей учащихся
имеет практическое значение, так как эффективная работа по коррекции
речевых нарушений невозможна без понимания структуры дефекта и
первопричины речевого недоразвития. На всех занятиях по коррекции
речевого развития, как урочных, так и во время внеурочной деятельности,
реализуются задачи по развитию высших психических функций обучающихся.
Цели программы:
Создание условий, обеспечивающих выявление интеллектуальных
способностей обучающихся с нарушениями речи.
Создание условий, обеспечивающих развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся с нарушениями речи.
Задачи первой ступени образования школьников:
∙определение и развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
∙формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; развитие
интереса к исследовательской деятельности; ∙формирование основ логического мышления;
∙формирование элементов самостоятельной деятельности;
∙развитие образного восприятия и элементов воображения как основы
творческой деятельности;
∙формирование положительного отношения к себе, человеку;
∙формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
Этапы работы по выявлению интеллектуальных и творческих
способностей
Iэтап.
Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях
обучающихся в какойлибо деятельности:
1. Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»,
2.Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет
в школе».
3. Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам.
II этап.
Индивидуальная оценка возможностей ребенка
1. Диагностика потенциальных возможностей детей с нарушениями речи
совместно с психологической службой в школе.
2. Диагностика потенциальных возможностей детей с нарушениями речи
учителемлогопедом
Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
3.
Создание программы развития способностей обучающихся
1. Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
2. Создание условий для участия детей с нарушениями речи в конкурсах,
III этап.
олимпиадах, выставках и т.п.
Диагностика интеллектуальных способностей
детей с нарушениями речи
Анкетирование родителей Тестопросник, определяющий одаренность и направленность
школьникак той или иной области деятельности
Отвечая на вопросы, записывайте ответы. Утвердительные ответы «да» — 1
балл; отрицательные «нет» — 0 баллов. Сложите все баллы. По шкале
результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.
Случается ли ребенку находить необычное применение какомулибо
предмету?
Меняет ли он свои интересы, наклонности?
Любит ли рисовать воображаемые предметы?
Любит ли рисовать абстрактные картинки?
Любит ли фантастические истории?
Сочиняет ли рассказы или стихи?
Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
Сделал ли когданибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
Бывает ли у него желание чтото переделать на свой вкус?
Боится ли темноты?
Изобрел ли когданибудь новое слово?
Считал ли это слово понятным без разъяснений?
Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
Был ли удачен этот замысел?
Использовал ли когданибудь вещь не по ее назначению?
Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение
разных предметов?
Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает? Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
Любит ли читать книжки без иллюстраций?
Изображает ли какиелибо персонажи во время сюжетных игр?
Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми
впечатлениями?
Шкала результатов:
От 20 до 23 баллов — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь
собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19 баллов — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности,
он находчив и сообразителен, лишь когда в чемто заинтересован.
От 9 до 14 баллов — большая сообразительность, достаточная для многих
областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для
занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 баллов — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при
достижении важной для него цели, он более склонен к практической
деятельности.
Менее 4 баллов — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он
может достичь успеха как хороший исполнитель.
Тестопросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)
Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по
шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 —
часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:
Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения
(находчивость, изобретательность).
Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты
решения какойлибо проблемы (оригинальность). Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной,
общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую
(независимость).
Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие
затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию
(уверенный стиль поведения, самостоятельность).
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
3528 баллов — высокий уровень креативности; 2717 — средний; 160 —
низкий.
Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь
вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.
Диагностические методики выявления интеллектуальных способностей
Методика «Исключение лишнего»
:уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению
Шкалы
существенных признаков)
Назначение теста
Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять
существенные признаки.
Предметный вариант
Описание теста
Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением
четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех
предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно
название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить,
почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция к тесту
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между
собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к
ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные
три, если их объединить в одну группу». ТЕСТ II. Словесный вариант
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке
написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и
дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и
исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному.
Рекомендуется для исследований лиц старше 1112 лет.
Тестовый материал
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов Характеристика решения задач
I II
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для
обозначения:
5 объединяемых в одну группу предметов (слов);
5 «лишнего» предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет
ошибку:
4 для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия
для обозначения:
2,5 объединяемых в одну группу предметов (слов);
2,5 «лишнего» предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1 предметов (слов) объединенных в одну группу;
1 «лишнего» предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь
для обозначения:
0 предметов (слов) объединенных в одну группу;
0 «лишнего» предмета (слова)
Если испытуемый справляется с первыми тремячетырьмя заданиями и
ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может
объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно
сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу
не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным
критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой както участвуют все
предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить
обобщения по существенным признакам.
Источники
Исключение лишнего/ Альманах психологических тестов. М., 1995,
С.143152. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Цель исследования: определить способность к логическому мышлению,
обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные
умозаключения.
Стимульный материал: серии сюжетных картин (36) с изображением
последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно
восстановить причинноследственные и временные отношения
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь
определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей
действительности.
Процедура проведения методики:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом.
Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность
событий и составить по картинке рассказ.
Инструкция:«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых
нарисовано какоето событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо
догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал
художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом
составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает
в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по
порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают
вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
Выводы об уровне развития. Высокий– ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и
составил логический рассказ. При неправильно найденной
последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную
версию рассказа.
Средний– ребенок правильно нашел последовательность, но не смог
составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих
вопросов экспериментатора.
Низкий– если: ребенок не смог найти последовательность картинок и
отказался от рассказа;
по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный
рассказ;
составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с
остальными – в результате не получается рассказа;
на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В отечественной психологической практике данная методика предложена
Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979). Аналогичное по содержанию
задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест). Литература:
1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.
2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
3. Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого В.А.
— М.,1964
4.. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3е изд. —
М.,1991.
5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '
7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.,
1981.
8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.
10. Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в
детском возрасте. — М., 1995.
11. МеликПашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. —
М.,1981.
12. МеликПашаев А.А., Новлянская З.П. Ступеньки к творчеству. — М.,
1987.
Интернетресурсы:
13. http://psylist.net/praktikum/ 14.
http://bookap.info/vozrast/yurkevich_odarennyy_rebenok_illyuzii_i_realnost/gl17.
shtm
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Программа выявления интеллектуальных способностей обучающихся 1-4 классов, имеющих нарушения речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.