Программа "Я Гражданин России"

  • Работа в классе
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: • формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном; • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям; • Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.Программа "Я Гражданин России"
Иконка файла материала Я гражданин России.doc
Ростовская область Дубовский район х. Семичный Государственное казенное  образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа­интернат основного общего образования      Программа Духовно­нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС                        «Я гражданин России»                                                                   автор программы: Бородина Лилия Викторовна.                                             2013­2017год обучения. разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Макаренко А. С. Необходимо — для полноты ощущения жизни, то есть для счастья — учить детей "большой любви" — к Родине, к нации, к человечеству, доверию к силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только все это — способно создать органическое уважение к человеку, к личности.Горький М.                                                    Паспорт программы Наименование   программы Программа   духовно­нравственного   воспитания обучающихся начальной школы (1­4 классы) Основание для разработки Цель   программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного  и компетентного гражданина России. Задачи:   формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного   поведения,   обусловленного   принятыми   в   обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;  формировать   основы   нравственного   самосознания   личности   (совести)   – способности   младшего   школьника   формулировать   собственные нравственные   обязательства,   осуществлять   нравственный   самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;  формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;  развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;  Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей. Срок реализации программы­ 4 года ( 1­4 класс) Ожидаемые результаты:            ­активная жизненная позиция школьника; ­приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира; ­патриотическое и гражданское самосознание; ­уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим; ­соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням; ­эмпатическое и толерантное отношение к окружающим; ­представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной   программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования»   и   соответствует требованиям   Стандарта,   Концепции   и   Примерной   программы   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитание   человека   всегда   было,   есть   и   будет   сложной   задачей.   Даже,   если общество   развивается   стабильно,   возникают   и   в   таком   обществе   проблемы   ввоспитании   подрастающего   поколения.   Проблема   сегодняшнего   дня   в   нашей стране   (безработица,   преступность,   разводы,   доступность   и   использование незаконных   или   вредных   лекарственных   средств,   вплоть   до   наркотиков, сексуальная   распущенность,   отсутствие   личных   и   профессиональных   целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Актуальность программы Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно ­ нравственных представлений. Они знают и понимают,   как   надо   поступать   хорошему   ученику,   т.е.  имеют   представление   о нравственном   поведении.   Но   всегда   ли   они   так   поступают?   Нет,   не   всегда. Расхождение   между   представлениями   о   нравственном   поведении   и   поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный   подход   к   воспитанию   ставит   перед   учителем   важную   задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень   важно,   чтобы   повседневная   жизнь   и   деятельность   школьников   была разнообразной,   насыщенной   работой   над   осознанием общественных   событий   и   строились   на   основе   самых   высоких   нравственных отношений.  Инновационность разработанной   воспитательной   программы,   на   мой   взгляд,  заключается в следующем:   содержательной,  использование метода проектов для создания целостной основы воспитания  и  социализации обучающихся в рамках духовно­ нравственного развития; возможность   адаптировать   традиционные   формы   работы   к   современным  требованиям, целям;  наличием   заинтересованности   участников   образовательного   процесса   в  реализации данной программы;  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся. Принципы реализации программы  принцип целостности учебно­воспитательного процесса;  личностно­   ориентированный   подход   –   предоставление   возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;  принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;  деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;  принцип   мотивации   деятельности   обучающихся   –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; принцип   педагогического   руководства   –организация   совместной деятельности   педагогов   и   обучающихся   на   основе   взаимопонимания   и взаимопомощи. Нормативно­правовой и документальной основой Примерной программы духовно­ нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция   духовно­нравственного   развития   и  воспитания   личности   гражданина России. Методы и формы занятия­ практикумы экскурсии тематические праздники и вечера  беседы и наблюдения  классные часы     устные журналы  дискуссии  конкурсы  игры, соревнования  родительские собрания в различных формах Направления Направление I. «Здоровье» Цель:   использование   педагогических   технологий   и   методических   приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека.   Воспитание   понимания   важности   здоровья   для   будущего самоутверждения. Задачи работы в направлении «Здоровье»: ­   Формировать   у   учащихся   культуру   сохранения   и   совершенствования собственного здоровья. ­ Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. Основные   моменты   деятельности   классного   руководителя   в   направлении «Здоровье»: 1.   Сотрудничество   с   медицинским   работником   школы,   с   целью   изучения состояния физического здоровья обучающихся класса. 2.   Сотрудничество   с   психологом   школы   с   целью   формирования   у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания. 3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом. 4.   Формирование   собственной   Я   ­   позиции   обучающихся   к   проблеме сохранения и защиты собственного здоровья. Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом: ­ психическое и физическое здоровье,­ традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, ­ культура сохранения собственного здоровья, ­ ответственность за здоровье других людей, ­ гармония души и тела, режим дня и здоровье, ­ воля и её значение в сохранении здоровья, ­ самовоспитание, саморегуляция и здоровье. Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: ­ спортивные   конкурсы,   соревнования   внутри   класса   и   между   классами школы; ­   встречи   со   старшеклассниками,   активно   занимающимися   спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований; ­ походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; ­   спортивные   викторины,   тематические   классные   часы   по   спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы; ­ беседы и дискуссии на различные темы; ­ тематические консультации для родителей; ­ обсуждения  газетных  и  журнальных  публикаций, просмотр   специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме. Направление II. «Учение» Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально,   эффективно   проявлять   свои   интеллектуальные   умения   в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи работы по направлению «Учение» : ­   Определить   круг   реальных   учебных   возможностей   ученика   и   зону   его ближайшего развития. ­ Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. ­ Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. ­ Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость. Основные   моменты   деятельности   классного   руководителя   в   направлении «Учение»: 1.   Педагогический   анализ   результативности   учебной   деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы. 2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда. 3.   Организация   и   проведение   внеклассных   мероприятий,   позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 4.   Сотрудничество   с   внешкольными   учреждениями   для   совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.Основные понятия направления «Учение»: ­ умственное развитие, ­ способности, ­ уровни интеллектуального развития, ­ умственные способности, ­ фантазии в жизни человека, ­ способности к творчеству, ­ культура умственного труда. Формы работы с классным коллективом в направлении «Учение»: ­  внутриклассные   конкурсы   по   развитию   внимания,  памяти,  читательских умений младших школьников; ­ интеллектуальные игры внутри класса, в  параллели; ­ интеллектуальные бои. Направление III. «Общение» Цель:   передача   учащимся   знаний,  умений,   навыков,   социального   общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи деятельности в направлении «Общение»: 1.   Знакомить   учащихся   с   традициями   и   обычаями   общения   различных поколений. 2.   Формировать   у   обучающихся   культуру   общения   в   системе   «учитель­ ученик», «ученик­ученик», «взрослый­ребенок». 3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса. 4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении. Основные   моменты   деятельности   классного   руководителя   в   направлении «Общение»: ­   Изучение   способности   к   общению   каждого   обучающегося   в   детском коллективе. ­ На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы. ­ Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений. ­ Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения. ­   Организация   просвещения   и   консультирования   родителей   по   проблеме общения. ­ Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе. ­ Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения. Основные понятия направления «Общение»: ­эмоции и чувства, ­ рефлексия, ­ сочувствие,­ сопереживание, ­ умение управлять собой, ­лидерство, ­ изолированность, ­одиночество. Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»: ­ интерактивные игры; ­ тематические классные часы; ­ тренинг общения детей и родителей; ­ самопрезентации и самопредставление; ­праздники, конкурсы, ролевые игры. Направление IV. «Нравственность» Цель:   обучение   детей   пониманию   смысла   человеческого   существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания. 2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Основные   моменты   деятельности   классного   руководителя   в   направлении «Нравственность»: ­ Развитие   у   обучающихся   желания   поступать   сообразно   полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. ­ Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. ­   Формирование   у   обучающихся   умения   отстаивать   свою   нравственную позицию в ситуации выбора. Основные понятии направления «Нравственность»: ­ нравственный выбор, ­ нравственная позиция, ­ нравственное поведение, ­ нравственные ценности, ­ жизненные ценности, ­ самоактуализация и самореализация. Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»: ­ Тематические классные часы по нравственной тематике. ­ Дискуссии по нравственной тематике. ­ Изучение нравственного наследия мира. ­ Читательские конференции. ­ Организация циклов бесед «Уроки нравственности». ­ Праздники, сюрпризы, конкурсы. ­ Экскурсии, походы. ­ Изучение нравственного наследия своей страны.­ Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. Направление V. «Досуг» Цель: создание условий для проявления обучающимися класса инициативы и самостоятельности,   ответственности,   искренности   и   открытости   в   реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи: 1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. 2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям. 3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. 4.   Использование   досуговой   деятельности   как   средство   развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий. Основные   моменты   деятельности   классного   руководителя   в   направлении «Досуг»: ­   Изучение   потребностей,   интересов   и   желания   ребят   в   организации   и проведении досуговых мероприятий. ­ Просвещение и консультация в выборе кружков, секций. ­   Представление   учащимся   права   выбора   формы   участия   в   досуговой деятельности. ­ Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях. ­ Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в  жизни  классного  коллектива, демонстрация  достижений обучающихся. ­ Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы. Формы   работы   классного   руководителя   с   классным   коллективом   в направлении «Досуг»: ­ празднование памятных дат в жизни обучающихся; ­ празднование памятных дат календаря; ­ посещение театров, музеев, выставок, ­ театрализованные представления; ­ фестивали, презентации; ­ конкурсы. Направление VI. «Гражданин» Цель:   формирование   у   обучающихся   соответствующих   знаний   о   праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между   личностью   и   государством,   требующих   самостоятельного   осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.Задачи: 1.   Обучение   решению   задач,   связанных   с   нормами   права   и   проблемами морального саморазвития. 2.   Формирование   у   обучающихся   правовой   культуры,   свободного   и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. 3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. Основные   моменты   деятельности   классного   руководителя   в   направлении «Гражданин»: ­ Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам. ­   Сотрудничество   с   правовыми   организациями   в   целях   правового просвещения обучающихся. ­   Организация   и   проведение   внеклассных   мероприятий,   направленных   на формирование умений и навыков правового поведения. ­   Формирование   умений   руководствоваться   мотивами   долга,   совести, справедливости в ситуациях нравственно­правового выбора. Основные понятия направления «Гражданин»: ­ право, ­ закон, ­ права и обязанности, ­ правонарушения, ­ преступления, ­ ответственность, ­ долг, ­ честь, ­ достоинство, ­ личность, ­ правовые нормы, ­ совесть, ­ справедливость. Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»: ­ Тематические классные часы. ­ Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка. ­ Конкурсы, викторины по правовой тематике. ­ Праздники, читательские конференции по праву. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое Макаренко А. С.Направление VII. «Семья» Цель:   максимальное   сближение   интересов   родителей   и   педагогов   по формированию развитой личности. Задачи: 1. Организация и совместное проведение досуга детей и  родителей. 2.   Организация   психолого­педагогического   просвещения   родителей   через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. 3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно­воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей. 4.   Обучение   родителей   умению   быть   родителем,   владеть   приемами воспитания и взаимодействия с детьми. Основные моменты деятельности классного руководителя: ­   Изучение   семей   учащихся,   ситуации   развития   ребенка   в   семье, нравственных   ценностей   и   традиций   семей,   влияющих   на   нравственные   и личностные развития ребенка. ­   Сотрудничество   с   психологической   службой   школы,   организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми. ­   Сотрудничество   с   общественными   и   правовыми   организациями   в   целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка. ­ Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы. Основные понятия направления «Семья»: ­ семья, ­ уклад жизни и традиции семей, ­ родительский дом, ­ родословная, ­ семейные корни, ­ авторитет отца и матери, ­ духовное общение в семье, ­ братья и сестры в семье и их взаимоотношения, ­ младшие и старшие дети, ­ традиции отношения к старшим в семье, ­ положение ребенка в семье. Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: ­ Тематические классные часы. ­ Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек. ­ Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи). ­ Походы выходного дня, экскурсии, викторины. ­ Дни творчества, дни открытых дверей.­   Тренинги   родительского   взаимодействия,   индивидуальные   и   групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. ­ Читательские конференции по проблемам семьи. Работа с родителями Основная   задача   классного   руководителя   —   создать   условия   для   свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой   растет,   формируется,   воспитывается   ученик.   Классный   руководитель должен   помнить,   что,   воспитывая   ученика,   он   влияет,   в   первую   очередь,   на воспитательный   потенциал   семьи.   Объектом   профессионального   внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих   рамках   рассматривается   его   взаимодействие   с   родителями.   Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; б) психолого­педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Основные направления классного руководителя и родителей : Общение   ­   это   воздействие,   обусловливающее   самое   максимальное   развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху   работы  классного  руководителя  совместно  с родителями   способствуют три   личностных   образования:   интерес   к   жизни,   интерес   к   человеку,   интерес   к культуре.   Решение   проблемы   общения   приводит   детей   к   пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность­ человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес   к   жизни   ­это   непременное   условие   работы   с   детьми,   условие эффективности   воспитания.   Воспитание   с   этих   позиций   направлено   на формирование способности, быть счастливым, в основе которой ­ принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной   самосовершенствоваться,   обладающей   индивидуальными   ценностями (семья, близкие люди, увлечения). Культурные   ценности   мира,   их   значение   в   развитии   и   становлении   человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни. Познавательная сфера жизни ребенка. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:а)   выработку   совместно   с   семьей   единой   тактики   в   развитии   учебных   умений ученика,   его   познавательной   активности,   его   будущего   профессионального определения; б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные   интересы   ученика,   стимулирующих   любознательность, исследовательское мышление; в)   проведение   психолого­педагогических   консилиумов,   разрабатывающих программы   коррекции   общеучебных   умений   отдельных   обучающихся   и   всего класса на родительских собраниях; г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию. Таким   образом,   классным   руководителем   реализуется   функция   родительского просвещения   (сведения   о   воспитательной   концепции   школы,   педагогической позиции   классного   руководителя,   о   методике   воспитания,   о   целях   и   задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного   воспитания   —   именно   той   стороны,   которая   имеет   отношение   к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей. Формы работы с родителями: ­ родительские собрания; ­ индивидуальные консультации ; ­ посещение на дому; ­тематические консультации; ­ родительские чтения; ­ проведение совместных праздников; ­ общешкольные родительские собрания.   Примерная   тематика   проведения   классных   родительских   собраний   в начальных классах 1 класс 1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. 2. Проблема адаптации первоклассников в школе. 3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника. 4. Эмоции положительные и отрицательные. 2 класс 1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. 2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии. 3.Наказание и поощрение в семье.2.Трудовое   участие   ребенка   в   жизни   семьи,   его   роль   в   развитии 4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…» 3 класс 1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.   работоспособности и личностных качеств.  3.Воображение и его роль в жизни ребенка.  4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты» 4 класс  1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.   2.Учебные   способности   ребенка,   пути   их   развития   на   уроке   и   во   внеурочной деятельности.  3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.  4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!» Оценка результатов реализации программы. Уровень воспитанности в классе Цель: Определить уровень воспитанности в классе. Стержневые качества личности: 1.трудолюбие 2.эрудиция 3.прилежание 4.отношение к природе 5.эстетические вкусы 6.нравственные качества 7.самовоспитание. Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки: «1» ­ качество не проявляется. «2» ­ проявляется редко. «3» ­ качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей. «4» ­  качество  проявляется   почти всегда, но не  стало  потребностью  учащихся, требуется контроль со стороны взрослых. «5» ­ качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.План­сетка по направлениям Направление «Семья» Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимости) Сентябрь «Я, ты, он, она­  вместе­целая страна!» Подготовка материалов к  проекту «Моя родословная» Проведение совместно с  родителями экскурсии «Улицы  родного города» Участие в акции «Ветеран живет  рядом» Классный час «Пойми  меня правильно» «За что уважают в  семье и обществе?» Кл. час «Самые дорогие для нас  слова : «Мама, Родина, мир» Кл. час «Я песню  милой маме пою» Исследовательская работа  «Моя родословная» Конкурс рисунков «Кем  работает моя мама?»( ко  Дню матери) Устный журнал «Загляните в семейный альбом» Беседа «Семья­ это семь  «Я» Беседа «Что означает моя  фамилия?» Устный журнал «Семейные  ценности» «Папа, мама, я­ спортивная  семья» Поисковая операция «Как  образовалась моя семья» Кл. час «А у нас в  семье» Анкетирование  «Главное в семье­  это…» Посещение  Национального музея Утренник для мам «Мамин  день» Встреча с бабушками и мамами  «Как трудно быть мамой» Устный журнал  «История одного  ордена ( медали)» Семейный вечер  «Классный звездопад» Беседа «Дорогие мои  старики» ( ко Дню  пожилого человека) Организация  экскурсионной  поездки в театр кукол   «Что означает моё  имя?» Беседа «Новый год в  моей семье» Конкурс рисунков  «Кем служил мой  папа?» Подготовка открыток для мам, бабушек ,  сестёр Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Организация с  родителями похода в  Раифу. Заочное путешествие  Организация с родителями  «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, Праздник «Прощание с Семейные посиделки «Мы за  чаем не скучаем» Организация экскурсион­ной поездки в Тукай­Кырлай«В семью детского  писателя». похода по  местам семьи любви и верности) начальной школой»Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Направление «Гражданин» Примечания ( вносятся по мере необходимо­ сти) Сентябрь Кл час «С чего  Октябрь Ноябрь начинается Родина» Экскурсия «Люблю  тебя,моя Казань» Утренник «С любовью к России» Праздник «Родина  любимая моя» Заочное путешествие «Чем богата наша республика» «Фольклор родного края» «Живем в мире и  «Быт и праздники  татарстанцев» Праздник «Газетное слово о жизни в  мире» А ну­ка мальчики согласии» Беседа «Символы  Российского государства» Моя малая родина­ Казань» Рыцарский турнир А ну­ка, девочки Мисс Весна «Праздник русской  березки» Встреча с ветераном «О  чем рассказал орден?» Беседа «И вот он, дом, в  котором мы живем» Кл. час «Поговорим о  земляках!» Викторина «Моя Родина» Экскурсия «Милые сердцу  места» Конкурс сочинений «Я –человек  и гражданин» Кл. час «Ими славен наш край» «Что значит быть счастливым в  своей стране?» Игровая программа «Папа и я» Конкурсная программа «Мама и  я» Кл. час «Природоохранные  традиции Татарстана» Игра­викторина»Сохраним нашу  Землю голубой и зеленой!» Декабрь Игра –викторина «Знаю  Февраль Утренник«Служу  Январь Март Апрель Май ли я свою страну» Кл. час «Города и села  Татарстана» России» Утренник, посвященный  8 Марта «Человек­ хозяин  природы» Утренник «Давно  закончилась война»                                                                                                      Направление «Общение»Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо­ сти) Кл. час «Чтение­ вот  лучшее учение» Кл. час «Дружба  крепкая» Кл. час «Встречают по одежке,  провожают по уму» Игра­викторина «Мои  четвероногие друзья» «Ярмарка талантов» Путешествие в страну  «Правила поведения в  транспорте» «Именинник» Беседа «Мир моих увлечений» Кл. час «Поговорим о наших  мамах» Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь «Мы теперь не просто  дети, мы теперь  ученики!» Кл. час «Правила  поведения в школе» Беседа «Что такое  хорошо и что такое  плохо» Праздник «Откуда  берутся грязнули?» Беседа «Спешите  делать добро» Январь Кл. час «Ежели вы  вежливы…» Музыкальная гостиная  «Времена года» Февраль Беседа «Слово огорчает,  веселит, утешает» Кл. час «Делу­ время,  потехе­час» Март Апрель Доверительная беседа­  «Друг­ это..» Ролевая игра «Разговор о  честности» Май Игра­путешествие «На  волшебном поезде» Праздник «Мамочка,  милая мама» Экологичес­кая беседа  «Человек­ хозяин  природы» Утренник «Праздник  цветов» Концертное  представление «Я и мои  таланты» Круглый стол  «Поговорим  о  вежливости» Беседа «Считаете ли вы  себя культурным  человеком» Конкурс «Коса­девичья  краса» Кл. час «Праздник – проказник» Познаватель­ная  программа «Скуку, лень из жизни  вон» Час доверительного разговора  «Моё «хочу» и «надо» Урок благотворительности  «Кому нужна моя помощь?» Устный журнал «Мы в ответе за  тех, кого приручили» Кл. час «все работы хороши» Игра­викторина «Мы­ девочки,  мы­ мальчики!» Кл. час «Благодарность­ это…» Направление «Здоровье»Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо­ сти) День здоровья ( поход) День здоровья ( поход) Кл. час «Режим дня» Кл. час «Здоровье  сгубишь­ новое не  купишь» «Тормозной путь  автомобиля» День здоровья ( поход) Беседа «Азбука безопасного  поведения» Кл. час «Привычки, которые  мешают нам жить» Кл. час «История  олимпийских игр» Беседа «Меры  безопасного поведения  покрытых льдом» Беседа «Жизнь прожить­  не море перейти» Игра­викторина «Почему важно  не забывать о гигиене» «Сигналы светофора с  дополнительными секциями» Турнир «Богатырская сила» Беседа «Что такое  перекрёсток?» Встреча с медсестрой  «Генномодифицированные  продукты и их влияние на  организм человека» «Веселый урок здоровья» Игра­викторина «Наша  Универсиада» Спортивный праздник  «Народные игры» Беседа «Причины несчастных  случаев» Направление «Учение» Сентябрь День здоровья ( поход) Октябрь Игры на свежем воздухе  «Веселые старты» Ноябрь Утренник «Откуда  берутся грязнули?» Декабрь Январь «Дорога и её главные  составные части» Зимние игры Февраль «Знакомство с дорожными знаками» Игра –путешествие с  Карлсоном «Наше  питание» Март Апрель «История возникнове­ ния Правил дорожного  движения» Праздник «В гостях у  Мойдодыра» «Дорожные знаки и их  виды» Игры­состязания  «Богатырская сила  наша» Беседа «Сигналы,  подаваемые  водителем» здоровье берегу, сам  себе я помогу!» «Правила перехода  улиц и дорог» Беседа «Мы­пассажиры!» Устный журнал «Я  Май «Наши верные друзья.  Светофор и его сигналы»Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Примечания ( вносятся по мере необходимо­ сти) «Мы теперь не просто  дети, мы теперь  ученики!» «Путешествие в  библиотечную страну» Урок­исследование  «Во саду ли, в  огороде» Праздник поэзии «Путешествие по  рекам, странам,  городам» Кл. час «В песне душа  народа» Внеклассное занятие  «Как хорошо уметь  считать» Игровая программа  «Огонек» Час загадок и отгадок Устный журнал «И вот сама идет волшебница­ зима» Ролевая игра «Мистер  ИКС­ званый гость» «Путешест­вие по  сказкам» Кл. час «Животные  родного края» Предметно­ тематический праздник «5+5» Внеклассное занятие  «На лесной поляне» Игра «Что нам стоит дом  построить» Игра­викторина «Традиции  татар» Литературная гостиная в  музее Боратынского. Игра­исследование  «Больше­меньше» КВН по русскому языку Экскурсия «Встреча с  прекрасным» Конкурс веселых математиков» Игра «Слабое звено» Литературный ринг «Смеяться ,  право, не грешно над тем,  кажется смешно» КВН «Волшебный мир» «Путешествие по стране  Геометрии» Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» Литературный праздник «А как  у Вас говорят?» Олимпиады по предметам Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май          Урок­презентация «В  гостях у русских  умельцев» «Желтый, красный,  зеленый»­ игра­ путешествие Экскурсия «Ищем  клад» Устный журнал «У  лукоморья» КВН по русскому языку «Вечер веселых вопросов и  ответов» Литературное лото«Что за  прелесть эти сказки!» Направление «Досуг» Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации ПримечанияСентябрь Игры «Мой веселый,  звонкий мяч!» Октябрь Ноябрь Декабрь Утренник «Здравствуй,  осень!» «Герои любимых  мультфильмов» Утренник «Здравствуй,  Новый год!» Урок знаний «Звездный  час» Праздник «Учебный  день, которого нет в  расписании» Конкурс поделок из  природного материала Выпуск газеты «Мои  любимые игрушки» «Гостиная деда Мороза»Праздник­ репортаж  Кл. час «Наполним  музыкой сердца» Кл. час «Мир моих  увлечений» Январь «праздник «Азбука,  прощай!» Зимние праздники  «Рождество. Святки.  Крещение» «Встреча Нового года в  разных странах» «Путешествие по  телепередачам» ( вносятся по мере необходимо­ сти) «Здравствуй, 4 класс!» Мисс «Осень» Поездка в исторические места  города Новогоднее представление  «Цирк, цирк..» Кл. час «Как на масляной  неделе» Февраль Праздник «Папа может»«Строим снежный  День святого Валентина Спортивная игра «Дослужись до  Март Праздник девочек и мамПраздник «В светлый  Экологический КВН город» Апрель Май Кл. час «Мы весну  встречаем» «Стали мы на год  взрослее!» день 8 марта» «Полюбуйся, весна  наступает» Игровая программа  «Здравствуй, Лето!» Праздник «Чаем  угощаем» Познавательная  программа «В гостях у  тети Кошки!» генерала» Игровая программа «А ну­ка,  подружки!» Праздник «Карга боткасы» Утренник «До свиданья,  начальная школа!» Месяц 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Примечания ( вносятся по Направление «Нравственность»Сентябрь «Город, в котором ты живёшь» Октябрь «Золотое сердце учителя» Ноябрь «Законы класса» Декабрь «Ваши права, дети», Январь «Волшебные слова» Февраль «Если добрый ты» мере необходимо­ сти) Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» «Моя любимая учительница» Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «О поступках плохих и хороших» «Без друзей меня чуть­чуть» В гостях у минуток. КТД «Школа – наш дом,  будь хозяином в нём» «Мой учитель лучше всех» Урок мира «С любовью к России» «Самая классная классная» «История школы в лицах и  фактах» Для чего нужна релингия? «Прикоснуться к вечности» Конститу­ция­ основной Закон государства «Имею право» « Ваши права и обязанности, дети» «Аты–баты, шли солдаты» О дружбе, доброте и отзывчивос­ ти «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» «Модель выпускника начальной школы», Март Май «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи) «Лучше деда друга нет» «С любовью к бабушке» «Чем сердиться лучше помириться» Подвигу народа жить в векахРекомендуемая литература 1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005. 2.Воспитание школьников \ научно­методический журнал №2. М.,2007. 3.Воспитание школьников \ научно­методический журнал №4. М.,2007. 4.Воспитание школьников \ научно­методический журнал №8. М.,2007. 5.Классный руководитель \ научно­методический журнал №7. М.,2007. 6.Классный руководитель \ научно­методический журнал №3. М.,2007. 7.Классный руководитель \ научно­методический журнал №8. М.,2007. 8.Классный руководитель \ научно­методический журнал №4. М.,2007. 9.Классный руководитель \ научно­методический журнал №2. М.,2008. 10.Классный руководитель \ научно­методический журнал №1. М.,2006. 11.Классный руководитель \ научно­методический журнал №7. М.,2006. 12.Классный руководитель \ научно­методический журнал №4. М.,2008