Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности разработана на основе типовой программы «Дорожная безопасность», которая входит в Федеральный компонент учебно-методических изданий в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» под редакцией Кирьянова В.Н.Актуальность данного кружка очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие водители допускают при вождении большую скорость, ездят на транспортных средствах в нетрезвом состоянии. Всё это приводит к ДТП.
программа юидд.docx
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением английского языка
им. Горького
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького
Приказ № от 01.09.2015г.
________________Д.Б. Тихонов
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивющая) программа
«Юные инспектора Дорожного движения»
(возраст учащихся 12 17 лет, срок реализации 3 года)
педагог дополнительного образования, преподавательорганизатор
ОБЖ
Автор программы:
и физической культуры
Мячков Андрей Геннадьевич
Арзамас, 2015г. 2. Пояснительная записка
Общеобразовательная
дополнительная программа физкультурноспортивной направленности
разработана на основе типовой программы «Дорожная безопасность», которая входит в Федеральный
компонент учебнометодических изданий в рамках Федеральной целевой программы «Повышение
безопасности дорожного движения в 20062012 годах» под редакцией Кирьянова В.Н.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает
объективную реальность возникновения дорожнотранспортных происшествий. Причем, несчастные
случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с
остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожнотранспортных
происшествий бывают наши дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной
безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений. Донести правила
и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях
самосохранения это основная т задача учителя и кружка юных инспекторов движения.
Актуальность данного кружка очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие
водители допускают при вождении большую скорость, ездят на транспортных средствах в нетрезвом
состоянии. Всё это приводит к ДТП.
Соревнования и практические навыки фигурного вождения велосипеда с соблюдением правил
дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся
чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает ему
сознательно оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ
медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает
учащимся уверенней чувствовать себя в чрезвычайных ситуациях. В конце курса детям дается
возможность проверить свои знания и умения в школьных соревнованиях «Безопасное колесо». А
лучшие участники кружка смогут проявить себя в районных и окружных соревнованиях «Безопасное
колесо». Лучшим результатом работы данного кружка является отсутствие правонарушений на
дорогах.
Работа кружка «ЮИДД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения
знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности;
Встречи с инспекторами ГИБДД и совместное проведение рейдов.
В работе кружка участвуют учащиеся школы в возрасте 8 17 лет (согласно списку). Создается актив
детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию,
пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. В 20142015 учебном году члены кружка ЮИДД активно
занимались пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их
правонарушений. В рамках месячника по безопасности дорожного движения были проведены конкурсы
рисунков, плакатов среди учащихся школы. ЮИДДовцы стали активными участниками на «Неделе
младшего школьника», где совместно с учащимися 1 класса подготовили и провели мероприятие
«Азбука юного пешехода».С уходом на каникулы были выпущены памятки о безопасности во время
каникул.
В весеннелетний период происходит наибольшее число дорожнотранспортных
происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае проводится неделя
безопасности, где для учащихся 37х классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые
способствуют:
изучению и закреплению ПДД;
закреплению навыков вождения велосипеда;
изучению велотехники. Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, и трасса велофигур, и оказание
первой медицинской помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные
мероприятия являются для ребят одним из самых значимых и интересных. Во время работы
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей работа отряда ЮИДД
продолжает свою работу. Проводятся игры на площадках, беседы о правилах дорожного
движения, помогают воспитателям в проведении экскурсий и походов. Более опытные юные
инспекторы движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: участие в
сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со
стороны детей и подростков Правил дорожного движения.
3. Основные направления программы
1. Образовательное.
Приобретение знаний по правилам дорожного движения и поведения на улице, оказанию первой
медицинской помощи при травмах, основам страхования, правам и обязанностям граждан.
2. Развивающее.
Пополнение знаний на культурном, интеллектуальном и физическом уровне, обеспечивающее
адекватное поведение в различных опасных ситуациях.
3. Воспитательное.
Правовое воспитание, воспитание культуры поведения в целом, чувства взаимовыручки и
взаимопомощи, ответственного отношения к безопасности личности.
4. Практическое.
Проверка полученных знаний, умений и навыков при участии в соревнованиях, конкурсах, смотрах,
викторинах. Общая физическая, приобретение навыков безопасного вождения велосипеда.
Выступления на школьных и внешкольных мероприятиях, пропаганда работы отряда ЮИД, ПДД и
культуры поведения на дорогах, в том числе и через средства массовой информации.
2. Цели и задачи программы:
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем
предупреждения дорожнотранспортных происшествий используя различные формы
деятельности.
Вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма,
познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного
движения
Сокращение детского дорожнотранспортного травматизма
Задачи:
1. Закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах.
2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций,
игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3.Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально
отведенной площадке.
5.Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора
безопасности дорожного движения.
6.Участие отряда ЮИД в соревнованиях «Безопасное колесо».
7.Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и
воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах.
8. Обучение способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.
9.Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в детском саду «Солнышко»,
предупреждение нарушений дорожного движения детьми. 10.Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей
и членов общественного совета школы.
11.Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и
пропагандиста ПДД.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
дети, проживая в отдаленных поселках, могут занять свободное время весьма полезным
делом;
ребята активно вовлекаются в агитационномассовую работу и могут проявить свои
индивидуальные способности;
развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к
другу;
прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества:
как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость,
внимательность, аккуратность и т.д.
3. Сроки и механизм реализации
Данная программа кружка ЮИДД начала реализовываться с 20152016 учебного года, рассчитана на 3
года обучения. Объем программы 210 час (1 год – 70 часов, 2год – 70 часов и 3год – 70 часов). Для
успешной и плодотворной работы был приобретен и оборудован кабинет по Правилам дорожного
движения. В оснащение кабинета входят:
макеты дорожных знаков,
стенд «Регулирование дорожного движения»,
доска магнитная настенная со схемой населенного пункта.
комплект 10 плакатов «Правила дорожного движения»
. Комплект 10 плакатов «Я пешеход, пассажир, водитель».
Для отработки практических навыков в управлении велосипедом имеются подростковые велосипеды.
Имеется постоянный доступ к Интернет – ресурсам. В школьной библиотеке есть в наличии подборки
методической и художественной литературы для детей, видеотека, настольные и методические игры по
Правилам дорожного движения, экзаменационные билеты категории «В». По мере реализации
программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное
усвоение материала. Работа по программе «Юных инспекторов дорожного движения» предусматривает
чередование лекционных и практических занятий, привлечение для проведения занятий самих
учащихся, а также использование тестов или опросов для формирования общего мнения по конкретной
проблеме. В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий.
Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций,
развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному
вождению велосипеда проходят в школьном спортзале. В процессе занятий могут быть использованы
наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические
занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.
4. Основные принципы реализации программы
принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных,
возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе
индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров,
темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные
привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”: чем меньше возраст школьников, тем легче
формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское
восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость
движения машин.
принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного
происшествия: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
принцип возрастной безопасности: у младших школьников довольно рано появляется стремление
самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не
тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание
опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно
иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между
знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью,
импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чемлибо, когда они находятся на
дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной
среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
принцип социальной безопасности: учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо
соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах
контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно
патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их:
предупреждает или штрафует.
принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания: этот принцип реализуется при
осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления
регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного
движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не
соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
5.Нормативно правовое обеспечение программы
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Устав образовательного учреждения.
Приказ об утверждении программы кружка ЮИДД.
Приказ об утверждении состава кружка ЮИДД и назначении руководителя.
Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения
Работа кружка ЮИД по месту жительства на 20142015 учебный год (внеурочные
мероприятия). «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького
________________Д.Б. Тихонов
Приказ № от 01.09.2015г
Воспитанников кружка Юные инспектора дорожного движения
на 20152016 учебный год
Список
№ п/п
ФИО воспитанника
Дата рождения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Поляков Семён
Тюмин Юрий
Вершинина Катя
Калашова Арина
Белова Аня
Артюхина Анастасия
Нечаева Виктория
Курушин Павел
Соснин Михаил
Адякина Евгения
Руководитель кружка _________________А.Г.Мячков
11б
11б
11а
11а
11а
9б
9б
8б
8б
8б Работа кружка ЮИД по месту жительства на 20142015 учебный год
План внеклассных мероприятий
Мероприятие
Сроки
Ответственные
№
п/п
1
Классный
руководитель,
отряд ЮИДД,
отряд ЮИДД,
Классные
руководители,
отряд ЮИДД,
отряд ЮИДД,
Классные
руководители,
отряд ЮИДД,
отряд ЮИДД,
Педагогорганизатор
отряд ЮИДД
Педагогорганизатор
отряд Педагог
организатор отряд
ЮИДД
отряд ЮИДД,
отряд ЮИДД,
классные руководители
отряд ЮИД
Месячник дорожной безопасности «Внимание,
дети!»:
Организация и проведение праздника для
сентябрь
первоклассников «Посвящение в
пешеходы»
Довыборы членов отряда ЮИДД
Классные часы по профилактике
дорожной безопасности
Разработка и утверждение дорожных карт
(безопасного маршрута движения для
первоклассников)
Оформление уголков по ПДД в школе и
классных кабинетах «Мы должны это
знать!»
Выпуск памяток «Внимание, пешеход!»,
«Внимание, водитель!»
Веселые старты по ПДД
школьные соревнования «Безопасное
колесо»
городские соревнования «Безопасное
колесо»
2. Осенняя акция «Пешеходдорогапешеход»
3. Беседа на классных часах:
октябрь
ноябрь
«За безопасность на дорогах»
4. Инсценировка и проведение сказки по ПДД
ноябрь в детском саду «Солнышко»
5. Беседа на классных часах: «Внимание, гололед!»
декабрь
6. Подготовка и распространение буклетов
январь
«Водитель, помни, — ты такой же родитель!»
педагогорганизатор
отряд ЮИДД,
классные руководители
отряд ЮИДД,
Педагогорганизатор
7. Встреча с сотрудниками ГИБДД
8. Беседа на классных часах: «Уважайте ПДД, тогда
не будет ДТП!»
в течение года А.Г.Мячков
март
9. Весенняя акция «Пешеходдорогапешеход»
апрель
Педагогорганизатор
Классные руководители
отряд ЮИДД
10. Совместный рейд по патрулированию улиц
в течение года отряд ЮИДД
поселка с Народной дружиной
11. Подготовка и проведение школьного этапа
апрель
конкурса «Безопасное колесо»
12. Совместный рейд по патрулированию улиц
поселка с участковым уполномоченным полиции
для выявления фактов нарушения п.24.3 ПДД РФ.
13. Проведение профилактических мероприятий по
ПДД в лагере дневного пребывания детей
май
ьюнь
июнь
Р.Д.Панов
Р.Д.Панов
отряд ЮИДД
Р.Д.Панов
отряд ЮИДД
отряд ЮИДД
педагогорганизатор,
нач.лагеря
Руководитель кружка ЮИДД _____ А.Г.Мячков
6.Учебнотематический план.
Наименование темы
Тематический план занятий 1год обучения
Колво
№
п/п
часов
1
1.
55
2.
2.1.
4
дорожного
пассажиров.
движения
Введение
Изучение правил дорожного движения
Основные понятия и термины, используемые в
правилах
Обязанности пешеходов,
Регулирование
светофорами и регулировщиками.
Дорожные знаки, разметка.
Расположение транспортных средств на
проезжей части.
Скорость движения.
Правила движения для велосипедистов.
Первая медицинская помощь при ранах,
кровотечениях и ожогах.
8
10
8
8
17
5
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
Теория Практика
1
26
2
3
7
4
5
5
3
29
2
5
3
4
3
12
2 4.
5.
Агитационно – массовая работа в детских
садах, начальных классах.
Участие в массовых мероприятиях.
Итого:
4
5
70
2
2
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Введение
Знакомство с объединением ЮИДД, планом работы. Детский дорожнотранспортный травматизм.
Причины дорожнотранспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за
нарушение правил дорожного движения.
2. Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.
Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины:
автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожнотранспортное
происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения,
полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть,
регулировщик, участник дорожного движения и т. д.
Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.
2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения
светофорами и регулировщиками.
Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн
по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных
перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть.
Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.
Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы
регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.
Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты
регулировщиков движения.
2.3. Дорожные знаки, разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие,
предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации.
Информационноуказательные и знаки дополнительной информации (таблички).
Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть,
тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки.
Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.
Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.
2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с
двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.
Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном
движении.
Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.
Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи
макетов дорожных ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения:
скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная
скорость движения транспортного средства.
Практика: изготовление учебного лото.
2.6. Правила движения для велосипедистов. Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге.
Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом
пересечении дорог.
Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке.
Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий
(проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная
езда и т. д.).
3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики.
Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по
предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке,
индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством
прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных
сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.
Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и
степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога,
обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для
временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.
4. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.
игровая программа «Зеленый огонек»;
играэстафета «Школа светофорных наук»;
беседа «На красный свет – дороги нет!»
игровая программа «Пешеходы и водители»;
игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
Учащиеся первого года обучения должны:
Знать:
основные понятия и термины, используемые в Правилах;
обязанности пешеходов и пассажиров;
значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;
назначение дорожной разметки;
подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;
знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»;
как распознать и предвидеть опасность;
основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожнотранспортном
происшествии.
Уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым
и нерегулируемым движением транспортных средств;
ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;
определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;
соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при
посадке и высадке из него;
правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя
на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;
оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
Учебнотематический план
2 год обучения №
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
Наименование темы
Введение
Изучение правил дорожного движения
Основные причины дорожнотранспортного
травматизма с детьми
Пешеходы на дороге
Сигналы светофора и регулировщика
Дорожные знаки, разметки
Требования к движению велосипедов и
мопедов
Скоростной режим
Обгон, остановка, стоянка транспортных
средств
Проезд перекрестков
Движение через железнодорожные пути
Первая помощь при травмах и несчастных
случаях
Переломы
Травматический шок
Правила наложения стерильных повязок
Агитационномассовая работа
Беседы, игровые программы
Дежурство в микрорайонах школ и поселка
Выпуск стенгазет, памяток для водителей и
пешеходов
Фигурное вождение велосипеда
Итого:
Колво
часов
1
41
1
3
4
5
5
5
7
8
1
5
2
1
2
9
3
2
4
14
70
Теория Практика
1
14
1
1
2
2
2
2
3
1
2
1
1
1
1
27
2
4
3
3
3
5
5
3
1
2
8
3
2
3
14
Содержание программы
2го года обучения
1. Введение
Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый
учебный год.
2. Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные причины дорожнотранспортного травматизма с детьми.
Теория: Дорожнотранспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор
конкретных случаев дорожнотранспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные
пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной
дороге.
Пересечение дороги за городом.
Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при
высадке.
Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.
2.3. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.
2.4. Дорожные знаки, разметки. Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и
пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных
ситуаций.
2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.
Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно
транспортные происшествия и меры их предупреждения.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория: Расположение транспортных средств на
проезжей части. Порядок движения
транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств.
Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное
маневрирование – причина столкновения транспортных средств.
Практика: изготовление макетов, плакатов.
2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.
Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон
с выездом на полосу встречного движения.
Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного
отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных
ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к
поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка
дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые
перекрестки. Левый поворот.
Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым
или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета.
Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на
перекрестке равнозначных дорог.
Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов).
2.9. Движение через железнодорожные пути.
Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с
требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями
дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде.
Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.
3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
3.1. Переломы
Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и
закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа.
Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды
транспортных шин.
Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная
повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав,
косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и
нижние конечности.
3.2. Травматический шок.
Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его
тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока.
Практика: оказание первой медицинской помощи. 3.3. Правила наложения стерильных повязок.
Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения
стерильных повязок на голову, грудь.
Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень,
стопу.
4. Агитационномассовая работа
беседа «Твой друг – велосипед»;
игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Когда поют светофоры», «Знатоки
дорожного движения»;
викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»;
дежурство на территории школы и поселка;
выпуск стенгазет, памяток для пешеходов и водителей.
Учащиеся второго года обучения должны:
Знать:
основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
правила дорожного движения – нормативный документ;
типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами;
группы знаков и их назначение;
требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
проезд перекрестков;
обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;
первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
Уметь:
макетов и без них;
ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные
решения);
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением
применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;
проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме;
выпускать памятки безопасности, стенгазеты.
Учебнотематический план
3 год обучения
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
Наименование темы
Вводное занятие
Изучение Правил дорожного движения
Колво
часов
1
42
Ответственность за нарушение ПДД
Расположение транспортных средств на
проезжей части
Движение по трамвайным путям попутного
направления
2
4
3
Теория Практика
1
21
2
2
2
21
2
1 2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
5.
внешними
световыми
Правила движения для мотоциклиста,
мопедиста
Остановочный путь транспорта
Встречный разъезд
Остановка и стоянка
Проезд перекрестков
Движение через железнодорожные пути и по
автомагистрали
Приоритет маршрутных транспортных
средств
Пользование
приборами и звуковыми сигналами
Буксировка механических транспортных
средств
Перевозка людей
Ответственность за нарушение ПДД
Первая медицинская помощь при травмах
Способы вентиляции легких
Транспортировка пострадавших
Содержание автомобильной аптечки
Агитационномассовая работа
Игровые программы и соревнования
Выступление с рефератами
Выпуск стенгазет, памяток
Дежурство на территории школы и поселка
Фигурное вождение велосипеда
Итого:
7
2
4
3
6
2
2
2
2
2
1
5
2
2
1
8
3
2
2
1
14
70
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
5
1
2
1
4
1
1
1
1
1
2
1
1
7
2
2
2
1
14
Содержание программы
3его года обучения
1. Вводное занятие
Анализ работы (достижения и недостатки). Ознакомление обучающихся с планом работы в
учебном году. Задачи на новый учебный год.
2. Изучение Правил дорожного движения
2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная
ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного
движения в районе, городе, поселке.
2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной
сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Запрет на
движение транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления.
Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным
движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.
Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.
2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Теория: Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с
места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла
по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов.
Практика: оформление плакатов.
2.5. Остановочный путь транспорта.
Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и
коэффициента сцепления шин с дорогой.
Практика: решение задач по правилам ПДД.
2.6. Встречный разъезд.
Теория: Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Действия водителя
обгоняемого Встречный разъезд.
Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных
средств при затрудненном разъезде на уклонах.
Практика: решение задач по правилам ДД.
2.7. Остановка и стоянка.
Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств.
Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на
стоянку транспортных средств.
Практика: решение задач по ПДД.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок
проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и
безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного
средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный
переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный
переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги.
Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.
2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных
средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение
от обозначенной остановки.
Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.11. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия
применения противотуманных фар, габаритных огней. Переключение дальнего света на
ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток.
Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фарыпрожектора и фары – искателя.
Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.
Практика: решение задач по ПДД.
2.12. Буксировка механических транспортных средств.
Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом
частичной погрузки. Запрет на буксировку.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.13. Перевозка людей.
Теория: Перевозка людей В кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье
автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей.
Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.14. Ответственность за нарушение ПДД.
Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.
3. Первая медицинская помощь при травмах
3.1. Способы искусственной вентиляции легких.
Теория: Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга,
растяжение связок и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной
вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова, непрямой массаж
сердца.
Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении
живота, на нижнюю и верхнюю область живота.
Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки,
повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с
использованием подручных средств.
Практика: Способы транспортировки пострадавших.
3.3. Содержание автомобильной аптечки.
Теория: Состав автомобильной аптечки: обезболивающие,
противовоспалительные и
противошоковые средства при травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и
перевязки ран, средства при болях в сердце, средства для сердечно легочной реанимации при
клинической смерти, средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при отравлении
пищей, средства при стрессовых реакциях.
Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки.
4. Агитационномассовая работа
соревнования «Безопасное колесо»;
выступление с рефератами на школьных предметных декадах,
в знаменательные дни и на родительских собраниях;
посвящение первоклассников в пешеходы;
конкурс рисунков по разной тематике;
конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;
агитбригада «Патрульные ребята»;
дежурство на территории школы и поселка;
выпуск стенгазет, памяток и т. д.
Учащиеся третьего года обучения должны:
Знать:
причины и последствия ДТП;
конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
правовое воспитание пешеходов;
организацию и регулирование дорожного движения;
сложные ситуации на дороге и перекрестке;
правила оказания первой помощи в пути, при ДТП;
содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих;
историю дорожного движения.
Уметь:
применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и
чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства; управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности
движения;
уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для
водителей категории А и В;
проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и
родителей;
выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
7. Формы и режим занятий
1. Изучение ПДД, правил оказания доврачебной помощи при травмах, система страхования
жизни и имущества, Федеральных законов.
2. Пропаганда дорожной азбуки: проведение бесед, праздников, викторин, игр, соревнований,
конкурсов в школе, выпуск стенгазет, боевых листков и молний.
3. Несение патрульной службы совместно с инспекторами ДПС ГИБДД.
Настоящая программа рассчитана на 140 учебных часов 2 часа в неделю (на два года
обучения) и предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте 12 15 лет (58 класс) во
внеурочное время. Срок реализации программы – 2 года. Программа предусматривает получение
обучающимися необходимых знаний по правилам дорожного движения; оказанию первой
медицинской помощи при получении травм; государственному страхованию имущества,
транспортных средств и жизни граждан; совершенствованию физических качеств и строевой
выучки.
8. Основные методы, используемые при реализации программы кружка
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод в воспитании –
(по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования
поведения и деятельности.
9.Основные средства обучения
электронные пособия
презентации, схемы
фильмы
10. Виды деятельности
1. Создание школьного и классных уголков безопасности дорожного движения.
2. Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах.
3. Встречи и беседы с инспектором ГИБДД.
4. Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике.
5. Проведение практических занятий по вождению велосипеда.
6. Участие в играх, конкурсах, соревнованиях на уровне школы, города, округа
11. Формы участия во внеклассных мероприятиях
участие в школьных и городских мероприятиях по тематике ПДД;
соревнование по фигурному вождению велосипеда «Безопасное колесо»;
участие в олимпиадах по ПДД;
участие в выставках детских рисунков
12. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Повышение уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил
1.
дорожного движения.
2.
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах
профилактической работы с учащимися и их родителями по безопасности дорожного движения. Сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение числа дорожнотранспортных
3.
происшествий с их участием.
4.
подростков.
Сокращение правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения.
Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дорогах детей и
13. Внеклассная работа
Проведение внеклассных мероприятий
(игр, экскурсий, выставок детского творчества)
обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице. Целью
внеклассной работы по профилактике дорожнотранспортного травматизма является обеспечение
личностно деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности,
направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую
деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы:
возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала,
литературы.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна
из форм профилактики детского дорожнотранспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного
движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в
дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо
раскрывать причины и условия, способствующие дорожнотранспортным происшествиям с участием
детей. Следовательно, организуя учебновоспитательный процесс с учащимися, педагог должен
методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий:
лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в
группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот,
заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на
опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул
и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма
целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и
привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их
причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации
родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по
обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Со школой
сотрудничает ГИБДД города. 4 раза в год инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися
школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении
анкетирования учащихся, в снабжении методической литературой, памятками и проспектами для
учащихся 14 классов по изучению правил дорожного движения.
14. Материальнотехническое обеспечение программы
кабинет на 20 посадочных мест
экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов
дорожные знаки
плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы
светофора»;
фотоматериал «улицы нашего города», «эмблемы автомобилей», «марки отечественных и
зарубежных автомобилей»;
видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»,
телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты;
жезлы;
стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;
стенд «дорожная разметка»;
велосипед; наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД
цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения
форма для ЮИД
15. Список литературы.
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства
РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2. Экзаменационные билеты категории «АВ», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД
России. – М., 2001.
3. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников: Феникс,2008г.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под
общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. 80с.
5. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ.
Ред. В.Н.Кирьянова. М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. 56с.
6. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения.
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. СПб., 2001г.
7. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки,
классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.сост. В.В.Шумилова, Е. Ф.
Таркова. Волгоград: Учитель, 2007.
8.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 78 кл.,
1997г.
9. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 911 кл.,
1997г.
10.Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009г.
11. Азбука дорожной безопасности: Учебное пособие для учащихся 1 класса. – М.: ООО
«Издательство АСТЛТД», 1997г.
12. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального возраста. – М.: «Издательский Дом
Третий Рим», 2007г.
13. Азбука пешехода: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений и педагогов начальной школы. – М., 2007г.
Интернетресурсы
base
mon
. ru официальный сайт Министерства образования РФ
. ru информационноправовая система «Гарант»
. garant
. gov
gibdd
.ru – официальный сайт ГИБДД России
hmao
doin
. ru – официальный сайт Департамента образования и науки ХМАО
pdd
test
online
. ru – ПДД, тестонлайн для школь
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Программа ЮИДД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.