программа ЮИДД

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности разработана на основе типовой программы «Дорожная безопасность», которая входит в Федеральный компонент учебно-методических изданий в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» под редакцией Кирьянова В.Н.Актуальность данного кружка очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие водители допускают при вождении большую скорость, ездят на транспортных средствах в нетрезвом состоянии. Всё это приводит к ДТП.
Иконка файла материала программа юидд.docx
Муниципальное образовательное учреждение                       средняя общеобразовательная школа №1                             с углубленным изучением английского языка    им. Горького                                                                                            «Утверждаю»                                                                 Директор МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького                                                                                             Приказ № от 01.09.2015г.      ________________Д.Б. Тихонов Дополнительная   общеобразовательная       (общеразвивющая) программа  «Юные инспектора Дорожного движения»                              (возраст  учащихся  12 ­ 17 лет, срок реализации 3 года) педагог дополнительного образования,       преподаватель­организатор ОБЖ Автор программы:  и физической культуры Мячков Андрей Геннадьевич                   Арзамас, 2015г.2. Пояснительная записка   Общеобразовательная       дополнительная   программа   физкультурно­спортивной   направленности разработана на основе типовой программы «Дорожная безопасность», которая входит в Федеральный компонент   учебно­методических   изданий   в   рамках   Федеральной   целевой   программы   «Повышение безопасности дорожного движения в 2006­2012 годах» под редакцией Кирьянова В.Н. Из года в год увеличивается  поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную   реальность   возникновения   дорожно­транспортных   происшествий.   Причем,   несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно­транспортных происшествий бывают наши дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений.    Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения ­ это основная т задача учителя и кружка юных инспекторов движения. Актуальность данного кружка  очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие водители допускают при вождении большую скорость, ездят на  транспортных средствах в нетрезвом состоянии. Всё это  приводит к ДТП. Соревнования   и   практические     навыки   фигурного   вождения   велосипеда   с   соблюдением   правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует   себя   водителем,   отвечающим   за   положение   на   проезжей   части   дороги,   помогает   ему сознательно оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся   уверенней   чувствовать   себя   в   чрезвычайных   ситуациях.   В   конце   курса   детям   дается возможность   проверить   свои   знания   и   умения   в   школьных   соревнованиях   «Безопасное   колесо».   А лучшие участники кружка смогут проявить себя в районных и окружных соревнованиях «Безопасное колесо».   Лучшим   результатом  работы   данного   кружка   является     отсутствие   правонарушений       на дорогах. Работа кружка «ЮИДД» основывается на различных видах деятельности:  Создание уголка безопасности дорожного движения;  Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;  Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;  Проведение практических занятий по вождению велосипеда;  Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно­транспортной безопасности;   Встречи с инспекторами ГИБДД и совместное проведение рейдов.  В работе кружка участвуют  учащиеся школы в возрасте 8 ­17 лет (согласно списку). Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.   В 2014­2015 учебном году члены кружка ЮИДД активно занимались пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их правонарушений. В рамках месячника по безопасности дорожного движения были проведены конкурсы рисунков, плакатов среди учащихся школы.  ЮИДДовцы стали активными участниками на «Неделе младшего   школьника»,   где   совместно   с   учащимися   1   класса   подготовили   и   провели   мероприятие «Азбука юного пешехода».С уходом на  каникулы были выпущены памятки  о безопасности во время каникул.    В   весенне­летний   период   происходит   наибольшее   число   дорожно­транспортных происшествий   с   участием   велосипедистов.   В   связи   с   этим   ежегодно   в   мае   проводится   неделя безопасности, где для учащихся 3­7­х классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют: ­ изучению и закреплению ПДД; ­ закреплению навыков вождения велосипеда; ­ изучению велотехники.Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД,  и трасса велофигур, и оказание первой   медицинской   помощи.   Рейтинг   популярности   школьных   дел   показывает,   что   данные мероприятия  являются  для   ребят  одним  из  самых  значимых  и  интересных.  Во  время   работы летнего   оздоровительного   лагеря   с   дневным   пребыванием   детей   работа   отряда   ЮИДД продолжает   свою   работу.   Проводятся   игры   на   площадках,   беседы   о   правилах   дорожного движения,   помогают   воспитателям   в   проведении   экскурсий   и   походов.  Более   опытные   юные инспекторы   движения   отряда   могут   принять   участие   в   патрульной   деятельности:   участие   в сопровождении   взрослых   в   патрулировании   и   рейдах,   в   целях   предотвращения   нарушений   со стороны детей и подростков Правил дорожного движения. 3. Основные направления программы 1.  Образовательное.  Приобретение   знаний   по   правилам   дорожного   движения   и   поведения   на   улице,   оказанию   первой медицинской помощи при травмах, основам страхования, правам и обязанностям граждан. 2. Развивающее.  Пополнение   знаний   на   культурном,   интеллектуальном   и   физическом   уровне,   обеспечивающее адекватное поведение в различных опасных ситуациях.  3. Воспитательное.  Правовое   воспитание,   воспитание   культуры   поведения   в   целом,   чувства   взаимовыручки   и взаимопомощи, ответственного отношения к безопасности личности. 4.  Практическое.  Проверка полученных знаний, умений и навыков при участии в соревнованиях, конкурсах, смотрах, викторинах.   Общая   физическая,   приобретение   навыков   безопасного   вождения   велосипеда. Выступления на школьных и внешкольных мероприятиях, пропаганда работы отряда ЮИД, ПДД и культуры поведения на дорогах, в том числе и через средства массовой информации.                                         2. Цели и задачи программы: Цель:  Охрана   жизни   и   здоровья   юных   граждан,   защита   их   прав   и   законных   интересов   путем предупреждения   дорожно­транспортных   происшествий   используя   различные   формы деятельности.  Вовлечь   учащихся   в   деятельность   по   профилактике   детского   дорожного   травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения   Сокращение детского дорожно­транспортного травматизма Задачи: 1. Закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах. 2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. 3.Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге. 4.Практическое   закрепление   знаний   и   умений   по   правилам   вождения   велосипеда   на   специально отведенной площадке. 5.Воспитание   ответственного   образцового   участника   дорожного   движения,   активного   агитатора безопасности дорожного движения.  6.Участие отряда ЮИД в соревнованиях «Безопасное колесо».   7.Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах. 8. Обучение способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.  9.Активная   пропаганда   правил   дорожного   движения   в школе,     в   детском     саду   «Солнышко», предупреждение нарушений дорожного движения детьми.10.Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики  детского  травматизма родителей и членов общественного совета школы.  11.Воспитание убежденного и   образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.  Занятия по данной программе решают несколько проблем: дети, проживая в отдаленных поселках,   могут занять свободное время весьма полезным делом; ребята   активно   вовлекаются   в   агитационно­массовую   работу   и   могут   проявить   свои индивидуальные способности; развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей; занятия способствуют повышению  самооценки и социального статуса детей; различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу; прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как   ответственность,   исполнительность,   доброта,   взаимовыручка,   отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.                                          3. Сроки и механизм реализации Данная программа кружка ЮИДД начала реализовываться с 2015­2016 учебного года, рассчитана на 3 года обучения. Объем программы 210 час (1 год – 70 часов, 2год – 70 часов и 3год – 70 часов). Для успешной и плодотворной работы был приобретен и оборудован   кабинет по Правилам дорожного движения. В оснащение кабинета входят:  макеты дорожных знаков,   стенд «Регулирование дорожного движения»,   доска магнитная настенная со схемой населенного пункта.   комплект 10 плакатов «Правила дорожного движения»  . Комплект 10 плакатов «Я пешеход, пассажир, водитель».  Для отработки практических навыков в управлении велосипедом имеются  подростковые велосипеды.  Имеется постоянный доступ к  Интернет – ресурсам. В школьной библиотеке есть в наличии подборки методической и художественной литературы для детей, видеотека, настольные и методические игры по Правилам   дорожного   движения,     экзаменационные   билеты   категории   «В».     По   мере   реализации программы   используется   самый   широкий   спектр   форм   и   методов,   обеспечивающих   максимальное усвоение материала. Работа по программе «Юных инспекторов дорожного движения» предусматривает чередование   лекционных   и   практических   занятий,   привлечение   для   проведения   занятий   самих учащихся, а также использование тестов или опросов для формирования общего мнения по конкретной проблеме.      В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих  игр, конкурсов, соревновании,  КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале.      В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.               4. Основные принципы реализации программы ­  принцип   индивидуального   и   дифференцированного   подхода  предполагает   учёт   личностных, возрастных   особенностей   учащихся   и   уровня   их   психического   и   физического   развития.   На   основе индивидуального   и   дифференцированного   подхода   к   учащимся,   изучения   черт   их   характеров, темперамента,   установок,   интересов,   мотивов   поведения   можно   воспитать   у   них   положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения. ­  принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”: чем меньше возраст школьников, тем легче формировать   у   них   социальные   чувства   и   устойчивые   привычки   безопасного   поведения.   Детское восприятие   окружающей   среды   во   многом   определяется   вербальной   (словесной)   информациейвзрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.    ­  принцип   взаимосвязи   причин   опасного   поведения   и   его   последствия:   дорожно­транспортного происшествия: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.  ­  принцип возрастной безопасности:  у младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить   развитие   волевых   качеств   ребёнка.   С   другой   –   необходимо   воспитывать   понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями   и   фактическими   действиями.   Это   объясняется,   как   правило,   лёгкой   отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем­либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций. ­ принцип социальной безопасности: учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать   определённые   нормы   и   правила   поведения.   Соблюдение   этих   правил   на   дорогах контролирует   Государственная   инспекция   безопасности   дорожного   движения.   Инспектор   дорожно­ патрульной   службы   выявляет   нарушителей   среди   водителей   и   пешеходов   и   наказывает   их: предупреждает или штрафует.   ­  принцип   самоорганизации,   саморегуляции   и   самовоспитания:   этот   принцип   реализуется   при осознании   детьми   правил   безопасного   поведения.   Тогда   они   достаточно   легко,   без   сопротивления регулируют   свое   поведение,   наблюдают   за   сверстниками,   замечают   нарушения   правил   дорожного движения   взрослыми   и   часто   не  понимают   и   возмущаются,   почему   те  поступают   рискованно   и   не соблюдают   правила.   Для   подкрепления   самовоспитания   нужен   положительный   пример   взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.                      5.Нормативно правовое обеспечение программы  Конституция РФ.   Конвенция «О правах ребенка».   Правила дорожного  движения.   Устав образовательного учреждения.   Приказ об утверждении программы кружка ЮИДД.  Приказ об утверждении состава кружка ЮИДД и назначении руководителя.  Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения  Работа   кружка   ЮИД   по   месту   жительства   на   2014­2015   учебный   год   (внеурочные мероприятия).«Утверждаю»                                                        Директор МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького                              ________________Д.Б. Тихонов              Приказ № от 01.09.2015г Воспитанников кружка Юные инспектора дорожного движения  на 2015­2016 учебный год Список  № п/п ФИО воспитанника Дата рождения Класс  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Поляков Семён Тюмин Юрий Вершинина Катя Калашова Арина Белова Аня Артюхина Анастасия Нечаева Виктория Курушин Павел Соснин Михаил Адякина Евгения Руководитель кружка  _________________А.Г.Мячков 11б 11б 11а 11а 11а 9б 9б 8б 8б 8бРабота кружка ЮИД по месту жительства на 2014­2015 учебный год                                             План внеклассных мероприятий    Мероприятие Сроки Ответственные №  п/п 1 Классный  руководитель, отряд ЮИДД,  отряд ЮИДД,  Классные  руководители, отряд ЮИДД, отряд ЮИДД, Классные  руководители, отряд ЮИДД, отряд ЮИДД, Педагог­организатор  отряд ЮИДД Педагог­организатор  отряд Педагог­ организатор отряд  ЮИДД  отряд ЮИДД, отряд ЮИДД, классные руководители отряд ЮИД Месячник дорожной безопасности «Внимание,  дети!»:  Организация и проведение праздника для  сентябрь первоклассников «Посвящение в  пешеходы»   Довыборы членов отряда ЮИДД     Классные часы по профилактике  дорожной безопасности       Разработка и утверждение дорожных карт (безопасного маршрута движения для  первоклассников)  Оформление уголков по ПДД в школе и  классных кабинетах «Мы должны это  знать!»  Выпуск памяток «Внимание, пешеход!»,  «Внимание, водитель!»  Веселые старты по ПДД  школьные соревнования «Безопасное   колесо» городские соревнования «Безопасное  колесо» 2.        Осенняя акция «Пешеход­дорога­пешеход» 3.        Беседа на классных часах: октябрь ноябрь «За безопасность на дорогах» 4.        Инсценировка и проведение сказки по ПДД ноябрьв детском саду «Солнышко» 5.        Беседа на классных часах: «Внимание, гололед!» декабрь 6.        Подготовка и распространение буклетов  январь «Водитель, помни, — ты такой же родитель!» педагог­организатор отряд ЮИДД, классные руководители отряд ЮИДД,  Педагог­организатор 7.        Встреча с сотрудниками ГИБДД 8.        Беседа на классных часах: «Уважайте ПДД, тогда не будет ДТП!»  в течение года А.Г.Мячков март 9.        Весенняя акция «Пешеход­дорога­пешеход» апрель Педагог­организатор Классные руководители отряд ЮИДД 10.    Совместный рейд по патрулированию улиц  в течение года отряд ЮИДД поселка с Народной дружиной 11.    Подготовка и проведение школьного этапа  апрель конкурса «Безопасное колесо» 12.    Совместный рейд по патрулированию улиц  поселка с участковым уполномоченным полиции  для выявления фактов нарушения п.24.3 ПДД РФ. 13. Проведение профилактических мероприятий  по  ПДД в лагере  дневного пребывания детей май ьюнь июнь Р.Д.Панов Р.Д.Панов отряд ЮИДД Р.Д.Панов отряд ЮИДД отряд ЮИДД педагог­организатор, нач.лагеря Руководитель кружка ЮИДД      _____ А.Г.Мячков                                     6.Учебно­тематический план. Наименование темы                              Тематический план занятий 1год обучения Кол­во № п/п часов 1 1. 55 2. 2.1. 4   дорожного   пассажиров. движения Введение Изучение правил дорожного движения Основные понятия и термины, используемые в правилах Обязанности   пешеходов, Регулирование   светофорами и регулировщиками. Дорожные знаки, разметка. Расположение   транспортных   средств   на проезжей части. Скорость движения. Правила движения для велосипедистов. Первая   медицинская   помощь   при   ранах, кровотечениях и ожогах. 8 10 8 8 17 5 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6.  3.  Теория  Практика 1 26 2 3 7 4 5 5 3 ­ 29 2 5 3 4 3 12 24. 5. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах. Участие в массовых мероприятиях. Итого: 4 5 70 2 ­ 2 5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1­ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Введение Знакомство с объединением ЮИДД, планом работы. Детский дорожно­транспортный травматизм. Причины дорожно­транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения. 2. Изучение правил дорожного движения 2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах. Теория:   Краткая   история   создания   правил   дорожного   движения.   Понятия   и   термины: автомагистраль,   велосипед,   водитель,   главная   дорога,   дорога,   дорожно­транспортное происшествие,   железнодорожный   переезд,   пешеход,   пешеходный   переход,   полоса   движения, полоса   движения,   маршрутное   транспортное   средство,   обгон,   перекресток,   проезжая   часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д. Практика: конкурс кроссвордов и рисунков. 2.2.   Обязанности   пешеходов,   пассажиров.   Регулирование   дорожного   движения светофорами и регулировщиками. Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых  пешеходных перекрестках.               Выходы   пешеходов   на   проезжую  часть,   движение   через   проезжую  часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.   Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика,  и их значение. Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения. 2.3. Дорожные знаки, разметка. Теория:   Назначение   дорожных   знаков.   Знаки   предупреждающие,   приоритета,   запрещающие, предписывающие,   указательные,   знаки   сервиса.   Дополнительные   средства   информации. Информационно­указательные и знаки дополнительной информации (таблички).         Виды   разметок,   классификация   дорог.   Элементы   дорог.   Элементы   улиц:   проезжая   часть, тротуары.   Улицы   главные   и   второстепенные.   Виды   перекрестков.   Площадь,   ее   признаки. Назначение линий безопасности.       Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности. Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины. 2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части. Теория:   Движение   транспортного     средства   по   полосам   или   полосе   движения,   на   дороге   с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.   Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении.     Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.   Практика:   изготовление   макетов   различных   видов   транспорта,   моделирование   при   помощи макетов дорожных ситуаций. 2.5. Скорость движения. Теория:  Характеристика   правил   скорости   движения.   Основные   правила   скорости   движения: скорость   движения   в  населенных   пунктах   и  вне  населенных   пунктов.  Предельно  разрешенная скорость движения транспортного средства. Практика: изготовление учебного лото. 2.6. Правила движения для велосипедистов.Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение   на   подъемах   и   спусках,   торможение   на   спусках.   Движение   на   нерегулируемом пересечении дорог. Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда   на     велосипеде   по   специально   размеченной   трассе   с   выполнением   специальных   заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.). 3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное,   венозное,   капиллярное   кровотечение,   их   обнаружение.   Принятие   мер   по предупреждению   заражения   раны,   понятие   об   асептике   и   антисептике,   повязке   и   перевязке, индивидуальный   перевязочный   пакет   первой   помощи.   Остановка   кровотечения   посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.    Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах. Практика:   Выполнение   рисунков   с   обозначением   мест,   где   следует   прижать   артерии   для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута. 4. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах. ­ игровая программа «Зеленый огонек»; ­ игра­эстафета «Школа светофорных наук»; ­ беседа «На красный свет – дороги нет!» ­ игровая программа «Пешеходы и водители»; ­игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»; Учащиеся первого года обучения должны: Знать: основные понятия и термины, используемые в Правилах; обязанности пешеходов и пассажиров; значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков; назначение дорожной разметки; подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств; знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»; как распознать и предвидеть опасность; основные   приемы   оказания   помощи   пострадавшему   в   дорожно­транспортном происшествии. Уметь: самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств; ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации; определять безопасные места для игр и езды на велосипеде; соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него; правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки; оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.  Учебно­тематический план 2 год обучения№  п/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3.  2.4.  2.5. 2.6. 2.7. 2.8.  2.9.  3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. Наименование темы Введение Изучение правил дорожного движения Основные   причины   дорожно­транспортного травматизма с детьми Пешеходы на дороге Сигналы светофора и регулировщика Дорожные знаки, разметки Требования   к   движению   велосипедов   и мопедов Скоростной режим Обгон,   остановка,   стоянка   транспортных средств Проезд перекрестков Движение через железнодорожные пути Первая помощь при травмах и несчастных случаях Переломы Травматический шок Правила наложения стерильных повязок Агитационно­массовая работа Беседы, игровые программы Дежурство в микрорайонах школ и поселка Выпуск стенгазет,   памяток для водителей и пешеходов Фигурное вождение велосипеда Итого: Кол­во часов 1 41 1 3 4 5 5 5 7 8 1 5 2 1 2 9 3 2 4 14 70 Теория  Практика 1 14 1 1 ­ 2 2 2 2 3 1 2 1 1 1 ­ ­ 1 ­ ­ 27 ­ 2 4 3 3 3 5 5 ­ 3 1 2 8 3 2 3 14 Содержание программы 2­го года обучения 1. Введение Ознакомление   обучающихся   с   планом   работы   объединения   в   учебном   году.   Задачи   на   новый учебный год. 2. Изучение правил дорожного движения 2.1. Основные причины дорожно­транспортного травматизма с детьми. Теория: Дорожно­транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно­транспортного происшествия. 2.2. Пешеходы на дороге. Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге.     Пересечение дороги за городом.     Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке. Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина. 2.3. Сигналы светофора и регулировщика. Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика. 2.4. Дорожные знаки, разметки.Теория:   Дорожная   разметка,   ее   значение   для   регулировки   движения   транспортных   средств   и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка. Практика:   моделирование   дорожных   ситуаций   при   помощи     макетов,   разрешение   дорожных ситуаций. 2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов. Теория:  Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно­ транспортные происшествия и меры их предупреждения. Практика:  Фигурное вождение велосипеда. 2.6. Скоростной режим. Теория:   Расположение   транспортных   средств   на     проезжей   части.   Порядок   движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение   транспортных   средств.   Скорость   движения.   Резкое   торможение,   внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств. Практика: изготовление макетов, плакатов. 2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств. Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается  обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения.   Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств. Практика:   моделирование   дорожных   ситуаций   при   помощи   макетов,   разрешение   дорожных ситуаций. 2.8. Проезд перекрестков. Теория:   Проезд   перекрестков.   Приоритет   пешеходов   и   велосипедистов   по   отношению   к поворачивающим   транспортным   средствам.   Недостаточная   пропускная   способность   участка дороги   (затор).   Проезд   перекрестка   при   желтом   мигающем   светофоре.   Регулируемые перекрестки. Левый поворот.    Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог. Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов). 2.9. Движение через железнодорожные пути. Теория:   Движение   через   железнодорожный   переезд   по   железной   дороге   в   соответствии   с требованиями   дорожных   знаков,   светофора,   разметки,   положения   шлагбаума   и   указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде. Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации. 3. Оказание  первой медицинской  помощи при травмах и несчастных случаях. 3.1. Переломы Теория:   Общее   понятие   о   травме.   Понятие   о   переломах.   Основные   признаки.   Открытые   и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение   переломов   и   основные   правила   оказания   первой   медицинской   помощи.   Виды транспортных шин. Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка   на   палец   руки,   на   палец   стопы,   восьмиобразная   повязка   на   голеностопный   сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа.  Наложение шин на верхние и нижние конечности. 3.2. Травматический шок. Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока. Практика: оказание первой медицинской помощи.3.3.  Правила наложения стерильных повязок. Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь. Практика:   Наложение   повязок   на   палец,   плечевой,   локтевой,   голеностопный   суставы,   голень, стопу. 4. Агитационно­массовая работа ­ беседа «Твой друг – велосипед»; ­   игровые   конкурсные   программы:   «Веселая   улица»,   «Когда   поют   светофоры»,   «Знатоки дорожного движения»; ­ викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»; ­ дежурство на территории школы и поселка; ­ выпуск стенгазет, памяток для пешеходов и водителей. Учащиеся второго года обучения должны: Знать: основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам; правила дорожного движения – нормативный документ; типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами; группы знаков и их назначение; требования к безопасности и правила движения для велосипедистов; расположение транспортных средств на проезжей части; скорость движения; проезд перекрестков; обгон, стоянка, остановка транспортных средств; первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке; первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. Уметь: макетов и без них; ориентироваться   в   дорожных   ситуациях   (распознавать   опасности   и   принимать   адекватные решения); управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения; решать   ситуационные   и   другие   задачи   по   Правилам   дорожного   движения   с   применением применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи; проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме; выпускать памятки безопасности, стенгазеты. Учебно­тематический план 3 год обучения №  п/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. Наименование темы Вводное занятие Изучение Правил дорожного движения Кол­во часов 1 42 Ответственность за нарушение ПДД Расположение   транспортных   средств   на проезжей части Движение по трамвайным путям попутного направления 2 4 3 Теория Практика 1 21 2 2 2 ­ 21 ­ 2 12.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4.  4.1.  4.2. 4.3. 4.4 5.   внешними   световыми Правила   движения   для   мотоциклиста, мопедиста Остановочный путь транспорта Встречный разъезд Остановка и стоянка Проезд перекрестков Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали Приоритет   маршрутных   транспортных средств Пользование приборами и звуковыми сигналами Буксировка   механических   транспортных средств Перевозка людей Ответственность за нарушение ПДД Первая медицинская помощь при травмах Способы вентиляции легких Транспортировка пострадавших Содержание автомобильной аптечки Агитационно­массовая работа Игровые программы и соревнования Выступление с рефератами Выпуск стенгазет, памяток Дежурство на территории школы и поселка Фигурное вождение велосипеда Итого: 7 2 4 3 6 2 2 2 2 2 1 5 2 2 1 8 3 2 2 1 14 70 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 ­ 5 1 2 1 4 1 1 1 1 1 ­ 2 1 1 7 2 2 2 1 14 Содержание программы 3­его года обучения 1. Вводное занятие Анализ  работы    (достижения  и недостатки).  Ознакомление    обучающихся  с планом  работы в учебном году. Задачи на новый учебный год. 2. Изучение Правил дорожного движения 2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Теория:  Ответственность   за   нарушение   Правил   дорожного   движения.   Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке. 2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части. Теория:  Расположение   транспортных   средств   на   проезжей   части.   Применение   аварийной сигнализации   и   знака   аварийной   остановки.     Начало   движения,   маневрирование.     Запрет   на движение транспортных средств. Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение. 2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления. Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств. Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации. 2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.Теория:  Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов. Практика: оформление плакатов. 2.5. Остановочный путь транспорта. Теория:   Остановочный   путь   транспорта.   Зависимость   остановочного   пути   от   скорости   и коэффициента сцепления шин с дорогой.  Практика: решение задач по правилам ПДД. 2.6. Встречный разъезд. Теория:   Встречный   разъезд.   Обгон   безрельсового   транспортного   средства.   Действия   водителя обгоняемого Встречный разъезд.  Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет  транспортных средств   при затрудненном разъезде на уклонах.  Практика: решение задач по правилам ДД. 2.7. Остановка и стоянка. Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств. Практика: решение задач по ПДД. 2.8. Проезд перекрестков. Теория:  Проезд   перекрестков.   Регулируемые   перекрестки.   Преимущество   трамвая.   Порядок проезда   при   смене   сигналов.   Нерегулируемые   перекрестки.   Порядок   разъезда   рельсовых   и безрельсовых   транспортных   средств.   Общий   принцип   приоритета   движущегося   транспортного средства   в   прямом   направлении.     Проезд   через   нерегулируемый,   регулируемый   пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств. Практика:  моделирование дорожных ситуаций и их решение. 2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали. Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали. Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка. Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете. 2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств. Теория:  Приоритет   маршрутных   транспортных   средств.   Приоритет   трамвая,   транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки. Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД. 2.11. Пользование внешними световыми  приборами и звуковыми сигналами. Теория:   Пользование   внешними   световыми     приборами   и   звуковыми   сигналами.   Условия применения  противотуманных  фар,  габаритных  огней.               Переключение  дальнего  света  на ближний.   Включение   приборов   в   условиях   недостаточной   видимости,   в   светлое   время   суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары­прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.  Практика: решение задач по ПДД. 2.12. Буксировка механических транспортных средств. Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку. Практика: изготовление демонстрационных плакатов. 2.13. Перевозка людей. Теория: Перевозка людейВ   кузове   грузового   автомобиля,   перевозка   групп   детей   в   автобусе,   на   переднем   сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла.  Запрет на перевозку  людей. Практика: изготовление демонстрационных плакатов. 2.14. Ответственность за нарушение ПДД. Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».  Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД. 3. Первая медицинская помощь при травмах 3.1. Способы искусственной вентиляции легких. Теория:  Признаки   синдрома   длительного   сдавливания,   ушиба   и   сотрясения   головного   мозга, растяжение   связок   и   вывихи   суставов.   Первая   помощь   при   них.   Способы   искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова, непрямой массаж сердца. Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого  массажа сердца. 3.2. Транспортировка больных. Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю область живота. Транспортировка   пострадавших   при   ранении   нижних   конечностей,   живота,   грудной   клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств. Практика: Способы транспортировки пострадавших. 3.3. Содержание автомобильной аптечки. Теория:   Состав   автомобильной   аптечки:   обезболивающие,   противовоспалительные   и противошоковые   средства   при   травме,   средства   для   остановки   и   кровотечения,   обработки   и перевязки ран, средства при болях   в сердце, средства для сердечно­ легочной реанимации при клинической   смерти,   средства   при   обмороке,   средства   для   дезинтоксикации   при   отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях. Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки. 4. Агитационно­массовая работа ­ соревнования «Безопасное колесо»;  ­ выступление с рефератами на школьных предметных декадах,    в знаменательные дни и на родительских собраниях; ­ посвящение первоклассников в пешеходы; ­ конкурс рисунков по разной тематике; ­ конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»; ­ агитбригада «Патрульные ребята»; ­ дежурство на территории школы и поселка; ­ выпуск стенгазет, памяток и т. д. Учащиеся третьего года обучения должны: Знать: причины и последствия ДТП; конфликтные ситуации на дороге и пути их решения; правовое воспитание пешеходов; организацию и регулирование дорожного движения; сложные ситуации на дороге и перекрестке; правила оказания первой помощи в пути, при ДТП; содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих; историю дорожного движения. Уметь: применять   приемы   самосохранения   при   возможном   попадании   в   ДТП   и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства;управлять   велосипедом   с   соблюдением   Правил   и   требований   безопасности движения; уметь   решать   экзаменационные   билеты   по   Правилам   дорожного   движения   для водителей категории  А и В; проводить   праздничные   программы,   конкурсы,   соревнования   среди   детей   и родителей; выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки. 7. Формы  и режим занятий 1.         Изучение ПДД, правил оказания доврачебной помощи при травмах, система страхования жизни и имущества, Федеральных законов. 2.     Пропаганда дорожной азбуки: проведение бесед, праздников, викторин, игр, соревнований, конкурсов в школе, выпуск стенгазет, боевых листков и молний. 3.     Несение патрульной службы совместно с инспекторами ДПС ГИБДД. Настоящая     программа     рассчитана   на    140    учебных   часов   ­  2   часа   в  неделю   (на   два   года обучения) и предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте 12 ­ 15 лет (5­8 класс)  во внеурочное время. Срок реализации программы – 2 года. Программа  предусматривает получение обучающимися   необходимых   знаний   по   правилам   дорожного   движения;   оказанию   первой медицинской   помощи   при   получении   травм;   государственному   страхованию   имущества, транспортных   средств   и   жизни   граждан;   совершенствованию   физических   качеств   и   строевой выучки.  8. Основные методы,  используемые при  реализации программы кружка В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод в воспитании – (по   Г.И.  Щукиной)   –   методы   формирования   сознания   личности,   методы   организации деятельности   и   формирования   опыта   общественного   поведения,   методы   стимулирования поведения и деятельности. 9.Основные средства обучения ­ электронные пособия ­ презентации, схемы ­ фильмы 10. Виды деятельности 1. Создание школьного  и классных уголков безопасности дорожного движения. 2. Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах. 3. Встречи и беседы с инспектором ГИБДД. 4. Встречи   с   медицинским   работником,   с   целью   изучения   основ   медицинских   знаний   и применения знаний на практике. 5. Проведение практических занятий по вождению велосипеда. 6.  Участие в   играх, конкурсах, соревнованиях на уровне  школы, города, округа 11. Формы участия во внеклассных мероприятиях ­ участие в школьных и городских мероприятиях по тематике ПДД; ­ соревнование по фигурному вождению велосипеда «Безопасное колесо»; ­ участие в олимпиадах по ПДД; ­ участие в выставках детских рисунков 12. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Повышение   уровня   знаний   детьми   основ   безопасного   поведения   на   дороге,   Правил 1. дорожного движения. 2. Повышение   профессиональной   компетентности   педагогических   работников   в   вопросах профилактической работы с учащимися и их родителями  по безопасности дорожного движения.Сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение  числа дорожно­транспортных 3. происшествий с их участием. 4. подростков. Сокращение  правонарушений  несовершеннолетними  в сфере дорожного движения.   Воспитание   транспортной   культуры  безопасного   поведения   на   дорогах   детей   и 13. Внеклассная работа Проведение   внеклассных   мероприятий  (игр,   экскурсий,   выставок   детского   творчества) обеспечивающих   прочное   усвоение   детьми   навыков   безопасного   поведения   на   улице.   Целью внеклассной   работы   по   профилактике   дорожно­транспортного   травматизма   является   обеспечение личностно   ­   деятельностного   характера   усвоения   знаний   и   умений,   познавательной   активности, направленной   на   поиск,   обработку   и   усвоение   информации,   вовлечение   учащихся   в   творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна из   форм   профилактики   детского   дорожно­транспортного   травматизма   –   работа   с   родителями. Исследования   показывают,   что   подавляющее   большинство   родителей   не   знают   правил   дорожного движения.   Многим   родителям   неизвестны   психофизиологические   особенности   поведения   детей   в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно­транспортным происшествиям с участием детей.   Следовательно,   организуя   учебно­воспитательный   процесс   с   учащимися,   педагог   должен методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу   риска   (слишком   активные,   подвижные,   непредсказуемые   на   улицах   и   дорогах   и,   наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и   сразу   после   них.   На   лекциях   по   профилактике   детского   дорожно­транспортного   травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.   Беседы   проводятся   в   форме   вопросов   и   ответов.   Даются   педагогические   рекомендации родителям. Сотрудничество   с   другими   учреждениями  по   организации   помощи   в   проведении   работы,   по обучению   школьников   правилам   безопасного   поведения   на   улицах   и   дорогах   города.   Со   школой сотрудничает  ГИБДД города.  4 раза в год инспекторами ГИБДД  проводятся беседы с  учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении анкетирования   учащихся,   в   снабжении   методической   литературой,   памятками   и   проспектами   для учащихся 1­4 классов по изучению правил дорожного движения.              14.  Материально­техническое обеспечение  программы ­ кабинет  на 20 посадочных мест ­ экран  и проектор для демонстрации  презентаций и  кинофильмов ­ дорожные знаки  ­ плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы  светофора»;  ­   фотоматериал   «улицы   нашего   города»,   «эмблемы   автомобилей»,   «марки   отечественных   и зарубежных автомобилей»;  ­ видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»,  ­ телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты;  ­ жезлы;  ­ стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;  ­ стенд «дорожная разметка»;  ­ велосипед;­ наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД ­ цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения ­ форма для ЮИД                                            15. Список литературы.  1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г. 2.   Экзаменационные   билеты   категории   «А­В»,   утверждены   Главным   управлением   ГИБДД   МВД России. – М., 2001. 3.  Н.В.   Ковалева:   Конкурсы,   викторины,   праздники   по   ПДД   для   школьников:   Феникс,2008г. 4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. ­80с. 5. Профилактика детского дорожно­транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.­ М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. ­56с. 6.   Пешеход   на   дороге.   Обучающий   минимум   по   Правилам   и   безопасности   дорожного   движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.­ СПб., 2001г. 7. Профилактика детского дорожно­транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки,  классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.­сост. В.В.Шумилова, Е. Ф.  Таркова. ­ Волгоград: Учитель, 2007.  8.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7­8 кл.,  1997г. 9. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9­11 кл.,  1997г. 10.Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009г. 11.   Азбука   дорожной   безопасности:   Учебное   пособие   для   учащихся   1   класса.   –   М.:   ООО «Издательство АСТ­ЛТД», 1997г.  12.   Азбука   пешехода:   для   дошкольников   и   детей   начального   возраста.   –  М.:   «Издательский   Дом Третий Рим», 2007г.  13.   Азбука   пешехода:   Методическое   пособие   для   воспитателей   дошкольных   образовательных учреждений и педагогов начальной школы. – М., 2007г.  Интернет­ресурсы base   mon    .  ru  ­ официальный сайт Министерства образования РФ  .  ru  ­ информационно­правовая  система «Гарант»  .  garant    .  gov  gibdd  .ru – официальный сайт ГИБДД России     hmao   doin    .  ru – официальный сайт Департамента образования и науки ХМАО pdd   ­  test    ­  online    .  ru – ПДД, тест­онлайн для школь