Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию характерисик экспонатови собственно самостоятельному исследовательскому поиску и овладению элементарными навыками исследовательской музееведческой работы.Программа предполагает изучение методики исследования,культурно-образовательной и экспозиционной работы.Программа имеет интегрированный характер.Занятия направлены на формирование устойчивого интереса к музееведческой деятельности.
Программа создана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(стандарты второго
поколения).
Цель программы— помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы — знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным,
историческим, мемориальным и др.);
развитие способностей к поисковоисследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы. Для развития,
обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,
формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,
посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить
артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей
— это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных
общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и
воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают
уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к
описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными
навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно
образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы
расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, ли тературы,
географии, биологии, экологии, химии, физики и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педа гога открываются реальные
возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники
может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисковоисследовательской работы вшкольном музее. Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с
привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы
руководителя школьного краеведческого музея и детей. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к
музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования,
атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях
России и Европы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск,
совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико
экспозиционный план, маршрут экскурсии, научноисследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности,
самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. По окончании обучения по
программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и дея тельность выдающихся людей, внёсших вклад в
развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисковоисследовательской работы, основные
термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи,
систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно
исследовательскую работу
В результате реализации программы будут сформированы:
личностные универсальные учебные действия:
уважение к личности и достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;умение вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения и принятия;готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников во внеучебных
видах деятельности;устойчивый познавательный интерес.
регулятивные универсальные учебные действия:планировать пути достижения целей;самостоятельно анализировать условия достижения цели
на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;уметь самостоятельно контролировать свое время и
управлять им;принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;адекватно самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
коммуникативные универсальные учебные действия:адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
эффективно работать в группе: формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позиции партнеров в
сотрудничестве;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;аргументироватьсвою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом;осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
познавательные универсальные учебные действия:давать определения понятиям;научатся основам реализации проектноисследовательской
деятельности;научатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;научатся
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;научатся строить логическое
рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Содержание курса:
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения .Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и
термины в музейном деле (музей, вер нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно
общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных
учреж дений. Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей ного дела;
составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос сворда на тему музея
(совместно с родителями).
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты,
регулирующие музейное дело в Российс кой Федерации. Положение о музее в образовательном учреж дении. Устав самодеятельного
объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Практическая работа: поиск в сети Интернет основ ных
законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных
музееведов.Роль музея в жизни человека. Основные социаль ные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в жиз ни человека.
Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий
музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея тельность его подразделений. Практическая работа:
обзорная экскурсия в краевед ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей
тетради социальные функции музея.
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) Начало коллекционирования древностей.
Коллекциониро вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима.
Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол лекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры).
Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели кобритании, Германии,
Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными
собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое ктная работа — презентационное сообщение
об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи
конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в СанктПетербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч ных
учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в. Практическая работа: просмотр
видеофильмов об из вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че рез них с известными отечественными музейными
собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей),
защита проекта.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас сификации
музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с
частными и общественными. Школьный краеведческий музей как специфическая обра зовательная среда развития, обучения и воспитания.
Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея
(планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научноисследовательской работы). Отчёт о дея тельности школьного
музея. Практическая работа: участие в планировании дея тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне нии плана работы.Фонды музея. Работа с фондами Определение понятий «фонды музея», «изучение музей ных фондов», «музейный предмет», «экспонат»,
«артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и
структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной
работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон довой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школь ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици онный материал», «тематическая структура»,
«экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи,
этнографические музеи, музеизаповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в
школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным
дисциплинам и к памятным датам. Практическая работа: участие в подготовке тематичес кой экспозиции школьного музея по учебным
дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
Поисковоисследовательская и научная деятельность музея Музеи как современные научные и поисковоисследовательские центры. Основные
направления научноисследова тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных
предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социальнопсихологические исследования; исследо
вания в области истории, теории и методики музейного дела. Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисковоисследовательской деятельности школьного краеведческого музея в со ответствии с тематикой и
планом его деятельности; выполнение индивидуального поисковоисследовательского задания.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции
выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные,
переносные или выездные). Практическая работа: участие в подготовке тематичес кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее
задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
Культурнообразовательная деятельность музея Культурнообразовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и
специфика культурнообразовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень,
актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию Экскурсия как основная форма образовательной
деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурнообразовательной деятельности школьного музея. Практическая
работа: выполнение индивидуальных поисковоисследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по
интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).Научноисследовательская и поисковая деятельность музея. Поисковособирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи
поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисковособирательской работы учащихся (краеведческие походы;
экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто рических событий и запись воспоминаний;
документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы подготовки научноисследовательской работы. Требования к научному
оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья.
Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. Практическая работа: составление программы поисково собирательской
деятельности и её проведение; овладение основными формами поисковоисследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с
участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор
экспонатов).
Подготовка и проведение мероприятий. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его
вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и на выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок;
подготовка презентационных материалов ; проведение экскурсий.Календарнотематическое планирование
Тема
Всего
Теория
Практика
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
3. Роль музея в жизи человека. Основные социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от
античности до конца18 века).
5. История музейного дела в России.Коллекционирование (конец 17 –
п.п. 19 вв)
6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.
7. Фонды музея. Работа с фондами.
8. Музейная экспозиция и ее виды.
9. Поисковоисследовательская и научная деятельность.
10 Выставочная деятельность. Классификация выставок.
11.Культурнообразовательная деятельность.
12. Научно – исследовательская и поисковая деятельность.
13. Подготовка и проведение мероприятий
ИТОГО
2
2
2
4
4
4
3
2
2
2
2
2
3
34
2
1
2
4
2
1
2
1
2
1
18
1
2
3
3
1
2
2
2
16ЛИТЕРАТУРА
1.Багаутдинов Ф.Г. Туристскокраеведческая деятель ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково дителю кружка) / Ф.
Г. Багаутдинова. — М., 1992.
2.Голованов В.П.. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — ЙошкарОла, 2006.
3. Горский В.А.Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.4. Емельянов Б.В.. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000. Исследовательская практика школьников в профильном обу чении: книга
для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
5. Околелов О. П., Дячкин О. Д., Китаева Г. В. О модернизации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО. // Высшее
образование в России, 2009. – № 8.
6.Федеральный государственный стандарт основного общего образования
4.