Программа Юные музееведы
Оценка 5

Программа Юные музееведы

Оценка 5
Разработки курсов
doc
история
Взрослым
23.12.2018
Программа Юные музееведы
Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию характерисик экспонатови собственно самостоятельному исследовательскому поиску и овладению элементарными навыками исследовательской музееведческой работы.Программа предполагает изучение методики исследования,культурно-образовательной и экспозиционной работы.Программа имеет интегрированный характер.Занятия направлены на формирование устойчивого интереса к музееведческой деятельности.
Юные музееведысMicrosoft Word.doc
Программа создана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(стандарты второго  поколения). Цель программы— помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле. Задачи программы — знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным,  историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково­исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы. Для развития,  обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,  формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,  посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить  артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей  — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных  общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.  Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают  уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений  исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к  описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными  навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно­ образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы  расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, ли тературы,  географии, биологии, экологии, химии, физики и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педа­ гога открываются реальные  возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.  Программа рассчитана на проведение теоретических и практических Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники  может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково­исследовательской работы в школьном музее. Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с  привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы  руководителя школьного краеведческого музея и детей. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к  музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования,  атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск,  совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико­ экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно­исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности,  самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. По окончании обучения по  программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и дея­ тельность выдающихся людей, внёсших вклад в  развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково­исследовательской работы, основные  термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи,  систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно­ исследовательскую работу В результате реализации программы будут сформированы: личностные универсальные учебные действия: уважение к личности и достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;умение вести диалог на основе равноправных отношений и  взаимного уважения и принятия;готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников во внеучебных видах деятельности;устойчивый познавательный интерес. регулятивные универсальные учебные действия:планировать пути достижения целей;самостоятельно анализировать условия достижения цели  на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;уметь самостоятельно контролировать свое время и  управлять им;принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;адекватно самостоятельно оценивать правильность  выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. коммуникативные универсальные учебные действия:адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; эффективно работать в группе: формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позиции партнеров в  сотрудничестве;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. познавательные универсальные учебные действия:давать определения понятиям;научатся основам реализации проектно­исследовательской  деятельности;научатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;научатся  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;научатся строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Содержание курса: Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения .Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и  термины в музейном деле (музей, вер­ нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно­ общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных  учреж­ дений. Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ ного дела;  составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­ сворда на тему музея  (совместно с родителями).  Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты,  регулирующие музейное дело в Российс­ кой Федерации. Положение о музее в образовательном учреж­ дении. Устав самодеятельного  объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Практическая работа: поиск в сети Интернет основ­ ных  законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных  музееведов. Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ ные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ ни человека.  Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий  музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея­ тельность его подразделений. Практическая работа:  обзорная экскурсия в краевед­ ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей  тетради социальные функции музея. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) Начало коллекционирования древностей.  Коллекциониро­ вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима.  Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­ лекционирование).  Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры).  Естественно­научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.  Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­ кобритании, Германии,  Австрии, Италии, Франции. Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными  собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое­ ктная работа — презентационное сообщение  об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).  История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи  конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт­Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ ных  учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в. Практическая работа: просмотр  видеофильмов об из­ вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­ рез них с известными отечественными музейными  собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей),  защита проекта.  Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­ сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с  частными и общественными. Школьный краеведческий музей как специфическая обра­ зовательная среда развития, обучения и воспитания.  Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея  (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно­исследовательской работы). Отчёт о дея­ тельности школьного  музея. Практическая работа: участие в планировании дея­ тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне­ нии плана работы. Фонды музея. Работа с фондами Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ ных фондов», «музейный предмет», «экспонат»,  «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и  структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной  работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон­ довой работы в школьном краеведческом музее.  Практическая работа: знакомство с фондами школь­ ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­ онный материал», «тематическая структура»,  «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).  Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи,  этнографические музеи, музеи­заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в  школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным  дисциплинам и к памятным датам. Практическая работа: участие в подготовке тематичес­ кой экспозиции школьного музея по учебным  дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. Поисково­исследовательская и научная деятельность музея Музеи как современные научные и поисково­исследовательские центры. Основные направления научно­исследова­ тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных  предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально­психологические исследования; исследо­  вания в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково­исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.  Практическая работа: участие в поисково­исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в со­ ответствии с тематикой и  планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково­исследовательского задания.  Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции  выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Практическая работа: участие в подготовке тематичес­ кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее  задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.  Культурно­образовательная деятельность музея Культурно­образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и  специфика культурно­образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень,  актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно­образовательной деятельности школьного музея. Практическая  работа: выполнение индивидуальных поисково­исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по  интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.). Научно­исследовательская и поисковая деятельность музея. Поисково­собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи  поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково­собирательской работы учащихся (краеведческие походы;  экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто­ рических событий и запись воспоминаний;  документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы подготовки научно­исследовательской работы. Требования к научному  оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья.  Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. Практическая работа: составление программы поисково­ собирательской  деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково­исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с  участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор  экспонатов).  Подготовка и проведение мероприятий. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его  вклада в общее дело. Практическая работа: проверка знаний, умений и на выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок;  подготовка презентационных материалов ; проведение экскурсий. Календарно­тематическое планирование Тема Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. 2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. 3. Роль музея в жизи человека. Основные социальные функции музея. 4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от  античности до конца18 века). 5. История музейного дела в России.Коллекционирование (конец 17 –  п.п. 19 вв) 6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей. 7. Фонды музея. Работа с фондами. 8. Музейная экспозиция и ее виды. 9. Поисково­исследовательская и научная деятельность. 10 Выставочная деятельность. Классификация выставок. 11.Культурно­образовательная деятельность. 12. Научно – исследовательская и поисковая деятельность. 13. Подготовка и проведение мероприятий ИТОГО 2 2 2 4 4 4 3 2 2 2 2 2 3 34 2 1 2 4 2 1 2 1 2 1 18 1 2 3 3 1 2 2 2 16 ЛИТЕРАТУРА 1.Багаутдинов Ф.Г. Туристско­краеведческая деятель­ ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково­ дителю кружка) / Ф.  Г. Багаутдинова. — М., 1992. 2.Голованов В.П.. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар­Ола, 2006. 3. Горский В.А.Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007. 4. Емельянов Б.В.. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000. Исследовательская практика школьников в профильном обу­ чении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.  5. Околелов О. П., Дячкин О. Д., Китаева Г. В. О модернизации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО. // Высшее образование в России, 2009. – № 8. 6.Федеральный государственный стандарт основного общего образования 4.

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы

Программа Юные музееведы
Скачать файл