Программа Юные музееведы

  • Разработки курсов
  • doc
  • 23.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию характерисик экспонатови собственно самостоятельному исследовательскому поиску и овладению элементарными навыками исследовательской музееведческой работы.Программа предполагает изучение методики исследования,культурно-образовательной и экспозиционной работы.Программа имеет интегрированный характер.Занятия направлены на формирование устойчивого интереса к музееведческой деятельности.
Иконка файла материала Юные музееведысMicrosoft Word.doc
Программа создана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(стандарты второго  поколения). Цель программы— помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле. Задачи программы — знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным,  историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково­исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы. Для развития,  обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,  формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,  посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить  артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей  — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных  общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.  Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают  уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений  исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к  описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными  навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно­ образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы  расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, ли тературы,  географии, биологии, экологии, химии, физики и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педа­ гога открываются реальные  возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.  Программа рассчитана на проведение теоретических и практических Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники  может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково­исследовательской работы вшкольном музее. Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с  привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы  руководителя школьного краеведческого музея и детей. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к  музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования,  атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск,  совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико­ экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно­исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности,  самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. По окончании обучения по  программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и дея­ тельность выдающихся людей, внёсших вклад в  развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково­исследовательской работы, основные  термины, применяемые в музейном деле. Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи,  систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно­ исследовательскую работу В результате реализации программы будут сформированы: личностные универсальные учебные действия: уважение к личности и достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;умение вести диалог на основе равноправных отношений и  взаимного уважения и принятия;готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников во внеучебных видах деятельности;устойчивый познавательный интерес. регулятивные универсальные учебные действия:планировать пути достижения целей;самостоятельно анализировать условия достижения цели  на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;уметь самостоятельно контролировать свое время и  управлять им;принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;адекватно самостоятельно оценивать правильность  выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. коммуникативные универсальные учебные действия:адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; эффективно работать в группе: формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позиции партнеров в  сотрудничестве;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;аргументироватьсвою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. познавательные универсальные учебные действия:давать определения понятиям;научатся основам реализации проектно­исследовательской  деятельности;научатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;научатся  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;научатся строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Содержание курса: Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения .Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и  термины в музейном деле (музей, вер­ нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно­ общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных  учреж­ дений. Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ ного дела;  составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­ сворда на тему музея  (совместно с родителями).  Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты,  регулирующие музейное дело в Российс­ кой Федерации. Положение о музее в образовательном учреж­ дении. Устав самодеятельного  объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Практическая работа: поиск в сети Интернет основ­ ных  законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных  музееведов.Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ ные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ ни человека.  Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий  музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея­ тельность его подразделений. Практическая работа:  обзорная экскурсия в краевед­ ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей  тетради социальные функции музея. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) Начало коллекционирования древностей.  Коллекциониро­ вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима.  Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­ лекционирование).  Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры).  Естественно­научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.  Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­ кобритании, Германии,  Австрии, Италии, Франции. Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными  собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое­ ктная работа — презентационное сообщение  об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).  История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи  конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт­Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ ных  учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в. Практическая работа: просмотр  видеофильмов об из­ вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­ рез них с известными отечественными музейными  собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей),  защита проекта.  Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­ сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с  частными и общественными. Школьный краеведческий музей как специфическая обра­ зовательная среда развития, обучения и воспитания.  Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея  (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно­исследовательской работы). Отчёт о дея­ тельности школьного  музея. Практическая работа: участие в планировании дея­ тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне­ нии плана работы.Фонды музея. Работа с фондами Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ ных фондов», «музейный предмет», «экспонат»,  «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и  структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной  работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон­ довой работы в школьном краеведческом музее.  Практическая работа: знакомство с фондами школь­ ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Музейная экспозиция и её виды Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­ онный материал», «тематическая структура»,  «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).  Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи,  этнографические музеи, музеи­заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в  школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным  дисциплинам и к памятным датам. Практическая работа: участие в подготовке тематичес­ кой экспозиции школьного музея по учебным  дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. Поисково­исследовательская и научная деятельность музея Музеи как современные научные и поисково­исследовательские центры. Основные направления научно­исследова­ тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных  предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально­психологические исследования; исследо­  вания в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково­исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.  Практическая работа: участие в поисково­исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в со­ ответствии с тематикой и  планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково­исследовательского задания.  Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции  выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Практическая работа: участие в подготовке тематичес­ кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее  задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.  Культурно­образовательная деятельность музея Культурно­образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и  специфика культурно­образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень,  актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно­образовательной деятельности школьного музея. Практическая  работа: выполнение индивидуальных поисково­исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по  интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).Научно­исследовательская и поисковая деятельность музея. Поисково­собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи  поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково­собирательской работы учащихся (краеведческие походы;  экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто­ рических событий и запись воспоминаний;  документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы подготовки научно­исследовательской работы. Требования к научному  оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья.  Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. Практическая работа: составление программы поисково­ собирательской  деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково­исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с  участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор  экспонатов).  Подготовка и проведение мероприятий. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его  вклада в общее дело. Практическая работа: проверка знаний, умений и на выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок;  подготовка презентационных материалов ; проведение экскурсий.Календарно­тематическое планирование Тема Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. 2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. 3. Роль музея в жизи человека. Основные социальные функции музея. 4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от  античности до конца18 века). 5. История музейного дела в России.Коллекционирование (конец 17 –  п.п. 19 вв) 6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей. 7. Фонды музея. Работа с фондами. 8. Музейная экспозиция и ее виды. 9. Поисково­исследовательская и научная деятельность. 10 Выставочная деятельность. Классификация выставок. 11.Культурно­образовательная деятельность. 12. Научно – исследовательская и поисковая деятельность. 13. Подготовка и проведение мероприятий ИТОГО 2 2 2 4 4 4 3 2 2 2 2 2 3 34 2 1 2 4 2 1 2 1 2 1 18 1 2 3 3 1 2 2 2 16ЛИТЕРАТУРА 1.Багаутдинов Ф.Г. Туристско­краеведческая деятель­ ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково­ дителю кружка) / Ф.  Г. Багаутдинова. — М., 1992. 2.Голованов В.П.. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар­Ола, 2006. 3. Горский В.А.Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.4. Емельянов Б.В.. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000. Исследовательская практика школьников в профильном обу­ чении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.  5. Околелов О. П., Дячкин О. Д., Китаева Г. В. О модернизации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС ВПО. // Высшее образование в России, 2009. – № 8. 6.Федеральный государственный стандарт основного общего образования 4.