МОУ ДОД ДООЛ «Золотой колосок»
Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей детского
оздоровительного лагеря «Золотой колосок»
Программа
«Юный эколог»
2017 год
Составлена Луценко Т.В.
Материалы
по организации профильного экологического лагеря.
1 Положение о профильном экологическом лагере.
1 1. Профильный экологический лагерь организуется для реализации образовательных программ и оздоровительной работы с учащимися.
1.2. Лагерь создается на постоянной основе и функционирует во время летних каникул.
1.3. Цель лагеря-создание условий здоровья школьника, развития способностей развития их индивидуальностей и способностей; реализации образовательных спортивных, культурно-досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, национальное самоопределение, творческую оптимизацию; нравственное, гражданское, экологическое воспитание и развитие.
1.4. Задачами лагеря являются:
создание условий для изучения природы и истории родного края;
содействие в проведении исследовании работы учащихся;
совершенствование деятельности экологического просвещения;
профориентация школьников;
организация сезонной занятости учащихся;
поддержание потребности школьников в укреплении своего здоровья;
организация работы по совершенствованию туристских навыков;
изучение природно-рекреационных возможностей;
привитие навыков грамотного экологического поведения и природоохранной деятельности;
1.5. В своей деятельности лагерь руководствуется Законом РФ «Об образовании», уставом средней школы и настоящим положением.
2. Организация деятельности лагеря
2.1. В лагере создаются группы (отряды), наполняемость которых определяется с учётом возраста и интересов учащихся, саниторно-гигиенических норм, правил техники безопасности, финансовых и кадровых возможностей.
2.2. Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах демократии и гуманности, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учётом интересов детей. В лагере создаются необходимые условия для отдыха и развлечений школьников, физкультурно-оздоровительной природоохранной работы, туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, организации общественно полезного труда.
2.3. К основному содержанию работы лагеря относятся:
2.3.1. по направлению «Туризм и краеведение»:
участие в походах и экскурсиях;
сбор материала, знакомство с достопримечательностями Ставропольского края;
встречи со старожилами Ставропольского края и краеведами;
2.3.2. По направлению «Профориентационная работа»:
групповые и индивидуальные профконсультации;
овладение первичными навыками, необходимыми для профессий сферы обслуживающего труда.
2.3.3. По направлению «Научно-исследовательская работа»:
изучение дополнительной литературы;
обобщение полученных знаний;
наблюдения;
анализ результатов наблюдений, систематизация, статистическая обработка результатов.
2.3.4. По направлению «Экологическая и природоохранная работа»:
изучение антропогенного воздействия в зоне отдыха;
работа на экотропе, облагораживание экотропы;
посильная природоохранная деятельность.
2.3.5. По направлению «Трудовая деятельность»:
благоустройство территории лагеря;
помощь национальному парку на основании заключённого договора;
работа школьного лесничества в зоне покоя.
2.4. В результате работы лагеря школьники должны:
знать:
- памятники природы и культовые объекты Ставропольского края;
- охраняемые, редкие и исчезающие виды растений и животных Ставропольского края;
- взаимосвязи между компонентами природы;
- различные способы укрепления и сохранения здоровья;
- правила поведения на природе в Ставропольском крае;
- правила описания природного объекта или явления;
- сведения о профессиях, связанных с работой в Ставропольском крае: лесовод, гид – экскурсовод, проводник, горничная, официант, кассир и др.;
уметь:
- принимать участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- жить в полевых условиях;
- оказывать необходимую природоохранную помощь Ставропольскому краю:
- определять сферу деятельности в Ставропольском крае с учетом своих способностей и возможностей;
- вести наблюдение за природными явлениями и объектами;
- описывать природные объекты и явления;
- собирать краеведческие материалы;
- работать в коллективе сверстников, с отдыхающими в Ставропольском крае.
3 Кадры и условия труда работников
3.1. Начальники и педагоги лагеря назначаются из числа педагогических работников школы приказом её директора. При приеме на работу в лагерь от работников требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работающий в лагере должен быть ознакомлен с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями.
3.2. Начальник лагеря:
обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, утверждает правила внутреннего распорядка лагеря, издает приказы по лагерю;
на основе квалифицированных характеристик разрабатывает должностные обязанности работников лагеря, знакомит их с условиями труда, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, утверждает график работы персонала лагеря, отвечает за организацию учета детей и персонала;
создает необходимые условия для воспитательной и оздоровительной работы в лагере;
несет ответственность за организацию питания школьников в лагере.
3.3. Для повышения профессионального мастерства и оказания методической помощи педагогам лагеря в организации работы со школьниками в лагере создается методический совет. В состав методического совета входят начальник и педагогические работники лагеря.
4 Охрана жизни и здоровья школьников в лагере
4.1. Начальник лагеря и персонал несут ответственность за безопасность жизни и здоровья школьников.
4.2. Работники лагеря и учащиеся обязаны соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня и план работы лагеря.
4.3. Купание школьников разрешается начальником лагеря или врачом. Перед купанием провести инструктаж.
4.4. Организация походов, экскурсии и экспедиции проводятся в соответствии с инструкцией организации и проведению турпоходов, экспедиций и экскурсий с учащимися Ставропольской школы.
5 Финансирование, бухгалтерский учет.
Лагерь
содержится за счет средств местного Фонда социального страхования, Фонд
местности Ставропольского парка, лесхоз муниципального образования
Ставропольского края и средств родителей школьников.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.
И. В. Гете.
Современные проблемы охраны природы
Роль природы в жизни человеческого общества. Дли человека природа - среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животные, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процесс в ми круговорота веществ и потоков энергии.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чей другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромный воздействием, которое оказывает человечество не природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесии и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению и необходимости ее рационально го использования в охраны.
Охрана природы - это система научно обоснованных международных государственных и общественных мер направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природный ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения и интересах существующих и будущих поколений людей.
Основная цель охраны природы состоит в создании Благоприятных условий для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов населяющих нашу планету.
Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы, природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда и называются природными ресурсами. К ним относятся атмосферный воздух, вода, почва, полезные ископаемые, солнечная радиация, климат, растительность, животный мир. По степени их истощения они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые .
Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновимые и невозобновимым. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь: металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.
Возобновимые природные ресурсы - почва, растительность, Животный мир, а также такие Минеральные соли, как глауберова и поваренная, осаждающиеся в озерах и морских лагунах. Эти ресурсы постоянно восстанавливаются, если сохраняются необходимые для этого условия, а скорость использования не превышает темпы естественного возрождения. Восстанавливаются ресурсы с разной скоростью: животные - несколько лет, леса -60 - 80 лет, а почвы, потерявшие плодородие, - в течение нескольких тысячелетий. Превышение темпов расходования над скоростью воспроизводства ведет к истощению и полному исчезновению ресурса.
Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют солёные воды Мирового океана, но их пока мяло используют. В отдельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходами бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений и ядохимикатов, что ухудшает условия обитания морских растений и животных. Пресная вода, необходимая для человека, - исчерпаемый природный ресурс Проблема пресной волы с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек И озер, возрастанием расхода воды на орошение и нужды промышленности, загрязнением вод производственными и бытовыми отходами.
Необходимо бережное расходование и строгая охрани водных ресурсов.
Климатические ресурсы - атмосферный воздух и энергия ветра - неисчерпаемы, но с развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться дымом , пылью
выхлопными газами. В крупных городах и промышленных центрах загрязнение воздухе становится опасным для здоровья людей. Борьба за чистоту атмосферы стела важной природоохранной задачей.
К космическим ресурсам относятся солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов. Они неисчерпаемы однако в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымленности и запыленности воздуха. Это отрицательно сказывается и здоровье людей.
Принципы ,и правила охраны при
роды. Первый принцип вводится
к тому, что все явления природы
имеют Для человека множествен'
НОР значение и должны оцениваться В разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных
отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.
Так. лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья, однако леса имеют водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.
Река не может служить только транспортной магистралью
или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать реку как место для
стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в
моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов.
Поэтому использовать реку только в интересах одной отрасли,
как это часто бывает, нерационально. Необходимо комплексное
ее использование в интересах
различных отраслей производства, здравоохранения, туризма, с
учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем
запасов воды.
Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условии при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесник богатств.
На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.
Там, где лесов много и они не освоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, , в центральных промышленно развитых и густо населенных областях России, где лесов мало лесные ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении.
Правило региональности действует и в отношении животного мира. Один и тот же вид промыслового животного в одних районах нуждается в строгой охране в других, при высокой численности, возможен интенсивный его промысел.
Нет ничего более губительного, чем интенсивное расходование ресурса там, где он в недостатке, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке.
Согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть от того, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.
Третий принцип, вытекающий на взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в тон, что охране одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.
Охрана водоема от загрязнения - это одновременная охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесной растительности нормального гидрологического режима местности - это и предупреждение эрозии почвы. Охрана насекомоядных птиц и рыжих лесных муравьев - это одновременная охрана леса от вредителей.
Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана л ос л местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других природных компонентов.
Следовательно охрана природы должна быть комплексной, Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.
Охрана и использование природы - это на первый взгляд два противоположно направленных действии человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это дне стороны одного а того же явления - отношения человека к природе. Поэтому вопрос, который иногда задают, - охранять природу или использовать ее - не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого обществе. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАВРОПОЛЬЯ
Слово "экология" впервые было введено в науку немецким ученым Э, Геккелем в 1869 г. Оно образовано из корней двух греческих слов "oikos", что значит дом или жилище, и "logos''-изучение или наука. Первоначально под экологией понимали науку об отношениях живых организмов с окружающей средой. Как самостоятельная научная дисциплина экология выделилась в начале XX века.
Особенно сильно вырос интерес к экологии во второй половине XX века, когда стало, понято, что человек в процессе своей хозяйственной деятельности может значительно изменять окружающую среду, В связи с осмыслением экологических проблем и осознанием опасности самому существованию человека как вида возникли несколько новых направлений экологии.
Всеобщая или глобальная экология рассматривает особенности взаимодействия общества и природы на всей планете, включая глобальные и экологические проблемы. К ним относят глобальное потепление климата, разрушение озонового слоя, опустынивание и уничтожение лесов, загрязнение атмосферу и Мирового океана, истощение пресных вод.
Биологическая экология изучает взаимодействие различных групп растений и животных с условиями их обитания. Ученые изучают различные сообщества, популяции и места обитания живых организмов. В биологической экологии с 1935г. используется термин "экосистема", который был введен ученым Тэнсли. Под экосистемой понимают сообщество живых организмов с окружающей их средой, которые взаимодействуют между собой и образуют экологическую единицу.
Социальная экология - наука, изучающая взаимодействие человеческого общества и природы. Она разрабатывает способы разумного использования природных ресурсов, определяет пути уменьшения воздействия общества на природу и пр. Достаточно близкой отраслью является экология человека, которая изучает условия сохранения здоровья людей в процессе использования окружающей среды.
Ландшафтная экология - наука о различных ландшафтах, созданных природой и человеком. Эта отрасль науки изучает способы сохранения ландшафтов и улучшения их состояния.
Прикладная экология определяет пределы или нормы использования природных ресурсов и позволяет научно обосновать нагрузку на окружающую среду, которую оказывают промышленность и сельское хозяйство. Частью прикладной экология является экологическая медицина, выявляющая опасные для здоровья человека вещества, лекарства и природные факторы.
Особым направлением экологии является региональная. Это направление раскрывает особенности взаимного влияния природной среды и человеческой деятельности на отдельных территориях (регионах). Рассматриваются экологические проблемы Ставропольского края-региона, в котором вы живете и учитесь.
Пояснительная записка к программе
Экологические проблемы Благодарненского района.
Главная проблема – ухудшение здоровья населения Благодарненского района – как следствие загрязнения окружающей среды. В последнее время резко увеличилось кол-во сложных заболеваний системы кровообращения, нервной системы, системы органов дыхания, онкологических заболеваний. Возрастает заболеваемость и младенческая смертность. Снижается средняя продолжительность жизни населения: если в начале 90-х годов она составляла 73 года, то к 1996 году уменьшилась до 68 лет.
В районе осталось очень мало нетронутых ландшафтов с их уникальным животным миром и растительностью. Исчезли многие виды степных животных и птиц, ранее водившихся в районе; многие цветущие растения. Из-за поджогов сгорают семена растений и некоторые насекомые-опылители и разрыхлители почвы, а остаются лишь многолетние злаки.
Появилась в последние годы проблема биологического загрязнения. Большой ущерб урожаю наносят растения и насекомые, завезенные людьми из других районов: колорадский жук, американская бабочка и другие. Завезенное из Америки растение – амброзия – вызывает аллергическую реакцию у людей.
Для решения экологических проблем в районе требуется принятие решений по охране природы в масштабах, как Ставропольского края, так и Благодарненского района, а также участие каждого его жителя.
Вещества, загрязняющие воздух, выбрасываемые природными и искусственными источниками.
Загрязнитель |
Искусственный источник |
Природный источник |
Углекислый газ |
Сгорание дерева и природного топлива |
Биологический распад, выделение из океана, лесные пожары, дыхание |
Угарный газ |
Неполное сгорание |
Лесные пожары, фотохимические реакции |
Оксид серы |
Сгорание угля и нефти, плавка руд |
Вулканические и биологические процессы |
Метан |
Сгорание, утечка природного газа |
Анаэробный биологический распад и деятельность термитов |
Оксиды азота |
Высокотемпературное сгорание |
Грозовые разряды, деятельность бактерий почвы |
Сероводород |
Перегонка нефти и обработка почв |
Вулканы и анаэробный биологический распад |
Аммиак |
Обработка почвы и удобрения |
Анаэробный биологический распад |
Календарь сбора лекарственных растений.
Растения |
Собираемые части |
Время сбора |
Валериана лекарственная |
Корни, корневища |
Август-сентябрь |
Василек синий |
Цветки |
Июнь-июль |
Донник лекарственный |
Трава |
Июнь-июль |
Зверобой продырявленный |
Трава |
Июнь-август |
Календула лекарственная |
Соцветия |
Июнь-октябрь |
Крапива двудомная |
Листья |
Май-сентябрь |
Кукуруза |
Столбики с рыльцами |
Август-сентябрь |
Липа |
Цветки |
Июнь |
Мать-и-мачеха |
Цветки, листья |
Май-август |
Мята перечная |
Листья |
Июль |
Одуванчик лекарственный |
Корни |
Сентябрь-октябрь |
Пастушья сумка |
Трава |
Май-сентябрь |
Подорожник большой |
Трава |
Май-сентябрь |
Полынь горькая |
Трава, листья |
Июнь-июль |
Ромашка аптечная |
Цветки |
Июль-август |
Тысячелистник обыкновенный |
Трава |
|
Укроп огородный |
Семена |
|
Шиповник |
Цветки, семена |
|
Чабрец |
Трава |
|
Общие сведения и географическое положение Благодарненского района.
Благодарненский район занимает срединное положение в полосе Центрального района Ставропольского края. Его площадь – 2472кв. км, что составляет 3% от общей площади края. Его площадь почти равна Шпаковскому и в два раза больше Минераловодского района.
Район расположен в южных широтах умеренного климатического пояса, сравнительно удален от морей и океанов. Расстояние по прямой до Каспийского моря составляет 275 км, а до Черного – 325 км. Район расположен в центре Ставропольского края. С запада на восток он протянулся на 72 км, а с севера на юг – на 60 км. Общая протяженность границ составляет 283 км.
В 1994 году постановлением главы администрации района создан Благодарненский комплексный ботанико-зоологический заказник местного значения сроком на 25 лет. Площадь его 2,5 тыс. га, включает 20 га заказника «Крутое». Чуть позже заказник получил краевой статус. Пользователем утверждено районное общество охотников и рыболовов.
В заказнике произрастают редкие виды растений, занесенные в Красную книгу: ковыль Лессинга, тюльпан Шренка, шафран полосатый, касатик карликовый, пырей удлиненный, житняк широкополосный и другие.
Встречаются здесь кустарники: роза собачья, миндаль карликовый. Разнотравье представлено различными шалфеями, земляникой зеленой, лапчаткой, люцерной, донником, спаржей многолисточной, гвоздикой и другими.
Здесь обитают полевая мышь, крот-слепыш, встречаются ящерицы, кузнечики, сверчки и другие насекомые.
На территории воспроизведенного участка установлены ограничения хозяйственной деятельности:
· распашка целинных земель и использование удобрений и ядохимикатов;
· выпас скота, сенокошение;
· сбор семян цветов и выкос растений;
· посадка интродуцентов;
· предоставление участков под застройку и стойбища скота;
· охота и отлов диких животных и насекомых;
· туризм и другие формы организованного отдыха населения;
· выжигание камыша, стерни и других растительных остатков;
· движение механизированного транспорта вне дорог общего пользования;
· свалка бытовых и растительных отходов.
Разные виды игр
Работа с
литературой
Самостоятельная
деятельность
детей.
Уход за растениями
и животными в уголке Эксперементирования
природы.
ГИМН ЭКОЛОГОВ.
Юные экологи, встаньте в ряд,
Юные экологи, звучит набат.
Это плачет небо, это стонет море,
Это плачет наша Земля.
Припев: Защитим природу,
Защитим животных,
Люди, пока не поздно!
Берегите небо! Берегите море!
Берегите Землю – ведь она одна!
Будьте благоразумны,
Люди мира, просим,
Ведь иначе море нас поглотит в бездну,
А Земля откажется нас к себе принять.
Припев: Защитим природу,
Защитим животных,
Люди, пока не поздно!
Берегите небо! Берегите море!
Берегите Землю – ведь она одна!
ЗАПОВЕДИ ЭКОЛОГОВ
1. НЕ вытаптывай лекарственные растения.
2. НЕ разоряй гнезда птиц.
3. НЕ уноси домой птенцов.
4. НЕ ломай ветки деревьев.
5. НЕ сбивай шапки грибов.
6. НЕ убивай змей, муравьев.
7. НЕ собирай цветы охапками.
8. НЕ трогай яйца птиц.
9. НЕ лови бабочек.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Создание проблемных ситуаций. |
Заседания для самостоятельных наблюдений. |
Стимулирование педагогом самостоятельной деятельности. |
План работы экологического лагеря
День |
Мероприятия |
1 |
2 |
1-2 день |
Обустройство лагеря, размещение детей Собрание (линейка) «Здравствуй, Лагерь!» Свободное общение |
3-4 день |
Час здоровья Экозанятие «Сохраним и сбережём Ставропольский край» Экодесант по уборке территории Фенологические наблюдения Свободное общение |
5-6 день
|
Час здоровья Экозанятие «Антропогенное воздействие на реакционную зону» Конкурс экологических сказок Экорейд «Голубой патруль» Фенологические наблюдения Свободное общение |
7-8 день |
Час здоровья Экобеседа «Флора и фауна Ставропольского края» Работа на экотропе №2 Конкурс «Природа и фантазия» Фенологические наблюдения Свободное общение |
9-10 день
|
Час здоровья Обработка материалов Экорейд «Лесная аптека», «Зелёный патруль» Эковикторина Фенологические наблюдения Свободное общение |
11-12 день |
Час здоровья Экозанятие «Памятники природы. Природно-культовый комплекс» Работа на экотропе №1 Конкурс сочинений «Мой самый любимый уголок природы» Составление Красной книги Ставропольского края Фенологические наблюдения Свободное общение
|
13-14 день |
Час здоровья Обработка материалов Экорейд «Птицы нашего леса» Игра «Экологическая почта» Фенологические наблюдения Свободное общение |
15-16 день |
Час здоровья Работа на экотропе №4 Экопатрулирование Эковыставка «Природа в наших рисунках» Фенологические наблюдения Свободное общение |
17-18 день |
Час здоровья Экологическая конференция «Как сохранить и сберечь Ставропольский край. Экооперация «Муравейник» Фенологические наблюдения Свободное общение |
19-20 день |
Экопатрулирование Экодесант по уборке территории Отъезд |
Ожидаемые результаты работы экологического лагеря
Участники экологического лагеря к концу смены должны знать:
-памятники природы и культовые объекты Ставропольского края;
- охраняемые, редкие и исчезающие виды растений и животных парка;
- взаимосвязи между компонентами природы;
- способы укрепления и сохранения своего здоровья;
- правила поведения на природе;
- правила описания природного объекта или явления;
- сведения о профессиях, связанных с работой Ставропольского парка и лесничества.
Участники экологического лагеря к концу смены должны уметь:
-принимать участие в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- жить в полевых условиях;
- оказывать необходимую природоохранную помощь Ставропольскому парку;
- вести наблюдения за состоянием природных объектов;
- описывать природные явления и объекты;
- собирать краеведческий материал.
План работы школьного лесничества «Юный лесовод»
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Заседание совета школьного лесничества |
1 раз в месяц |
Совет лесничества |
2 |
Периодическое изучения видового состава леса в Нижнем Соктуе |
В течение потока |
Руководитель лесничества |
3 |
Обновление кабинета школьного лесничества |
В течение потока |
Руководитель и совет лесничества |
4 |
Продолжение работы по охране леса от возможных пожаров |
В течение потока |
Руководитель и совет лесничества, лесничий |
5 |
Сбор и передача лесхозу сосновых шишек |
В течение потока |
Совет лесничества |
6 |
Беседа «Лес как важнейший растительный ресурс планеты» |
В течение потока |
Руководитель лесничества |
7 |
Работа лектория для учащихся и населения по следующим темам: -«В защиту леса»; - «Экология леса»; - «Лёгкие земли»; - «Берегите лес от пожаров» |
В течение потока |
|
8 |
Исследовательская работа в зоне покоя Ставропольского парка |
В течение года |
|
9 |
Лесовосстановительные работы в зоне покоя долины Сухой |
В течение потока |
Члены лесничества, лесничий руководитель лесничества |
10 |
Конкурс на лучшую фотографию диких животных, птиц и растений |
В течение потока |
Совет лесничества |
11 |
Посадка цветковых растений |
В течение потока |
Руководитель и совет лесничества |
12 |
Пропагандистская работа: изготовление листовок, плакатов, посвященных охране природы |
В течение потока |
Руководитель и совет лесничества |
13 |
Работа «зелёных» и «голубых» патрулей |
В течение потока |
Совет и руководитель лесничества |
14 |
Обзорные беседы о труде в Ставропольском парке |
В течение потока |
Совет и руководитель лесничества |
15 |
Научно-практическая экспедиция в Ставропольском парке |
В течение потока |
руководитель лесничества |
16 |
Работа на экологических тропах |
В течение потока течение потока июнь |
Совет и руководитель лесничества |
17 |
Праздник «День птиц» |
В течение потока |
Совет и члены лесничества |
18 |
Изготовление кормушек |
В течение потока |
Совет лесничества |
19 |
Практическая работа: а) изготовление различных поделок и природных материалов; б) декоративное панно |
В течение потока |
Члены школьного лесничества |
20 |
Озеленение школьного двора |
В течение потока |
Члены школьного лесничества |
21 |
Экскурсии в лес |
В течение потока |
Совет лесничества |
22 |
Экологические десанты «Чистый Харгастуй», «Чистый источник» |
В течении года |
Совет лесничества |
23 |
Работа по расселению муравьёв в зоне покоя Ставропольского парка |
В течение потока |
Совет и члены школьного лесничества |
24 |
Участие в международной акции «Марш парков» |
В течение потока |
Члены лесничества |
25 |
Составление карты участка леса с нанесением муравейников, мест гнездования птиц, произрастания ценных и охраняемых пород деревьев и растений |
Май-июль, сентябрь-октябрь |
Члены лесничества |
26 |
Сбор семян древесных и кустарниковых пород |
По мере появления семян |
Члены лесничества |
27 |
Экологический мониторинг: проведение опытов по заданию учителей и специалистов лесного хозяйства |
Весь период |
Совет лесничества |
28 |
Сбор гербариев |
В течение потока |
Члены лесничества |
29 |
Беседы в классах, на общешкольных родительских собраниях на темы рационального использования и охраны лесов |
В течении года В течение потока |
Совет лесничества |
30 |
Сбор лекарственного сырья, грибов и ягод |
В течение потока |
Члены лесничества |
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«Юный эколог»
№ |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Эколого-географическое положение Ставрополя. |
|
2. |
Антропогенные изменения окружающей среды. |
|
3. |
Загрязнение и основные загрязнители нашего пруда. |
|
4. |
Работа по созданию экологической тропы «Наш пруд». |
|
5. |
Земля и ее использование. Деградация почвы. |
|
6. |
Проблемы охраны растительного и животного мира. |
|
7. |
Факторы, определяющие здоровье населения. |
|
8. |
Демографическая ситуация и состояние здоровья населения. |
|
9. |
Экскурсия «Наедине с природой». |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.