Тема 1 Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья человека
Роль физической культуры в жизни России. Оздоровительное и воспитательное значение физической культуры. Роль физического воспитания в формировании человека. Физическая культура и спорт как средство международного общения
Тема 2 Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте
Цели и задачи законодательства РФ о физической культуре и спорте. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии. Государственные органы управления физической культурой и спортом в РФ. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (Федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы). Олимпийское движение в России. Физическая культура в учреждениях,Тема 1 Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья человека
Роль физической культуры в жизни России. Оздоровительное и воспитательное значение физической культуры. Роль физического воспитания в формировании человека. Физическая культура и спорт как средство международного общения
Тема 2 Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте
Цели и задачи законодательства РФ о физической культуре и спорте. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии. Государственные органы управления физической культурой и спортом в РФ. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (Федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы). Олимпийское движение в России. Физическая культура в учреждениях,
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для
групп начальной подготовки»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДОТОВКА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ
Тема 1
Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья человека
Роль физической культуры в жизни России. Оздоровительное и воспитательное значение физической
культуры. Роль физического воспитания в формировании человека. Физическая культура и спорт как
средство международного общения
Тема 2
Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте
Цели и задачи законодательства РФ о физической культуре и спорте. Права граждан в области физической
культуры и спорта и их государственные гарантии. Государственные органы управления физической
культурой и спортом в РФ. Общественные объединения физкультурнооздоровительной и спортивной
направленности (Федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы). Олимпийское движение в России.
Физическая культура в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях. Физическое
воспитание в образовательных и внешкольных учреждениях Физическая культура и спорт инвалидов.
Профессиональный спорт. Социальная защита граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
Тема 3
Флорбол в России
Мировая история флорбола. История возникновения и распространения игры флорбол в России. Клубы и
лиги флорбола в России. Лучшие тренеры и спортсмены Российского флорбола. Флорбол как средство
отдыха, укрепления здоровья и приобщения россиян к систематическим занятиям физической культурой.
ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Тема 4
Единая спортивная классификация. Задачи спортивной классификацииСпортивный разряд критерий специальной подготовленности спортсмена, отражающий уровень его
спортивного мастерства. Основные сведения о разрядных нормах показателях, выраженных в конкретных
мерах времени, веса, расстояния и т.д.
Разрядные требования и нормы в игре флорбол. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий.
Требования к месту проведения соревнований по флорболу различного уровня и судейство.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА, ВЛИЯНИЕ
СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Тема 5
Тема 6
Костномышечная система, ее строение и функции
Основные сведения о кровообращении
Состав и функции крови. Сердце и сосуды. Кровообращение и значение крови. Движение крови по сосудам:
артериям и капиллярам. Большой и малый круг кровообращения. Количество и состав крови (плазма,
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).
Сердце, его строение и работа. Изменение ЧСС и артериального давления при физической нагрузке.
Минутный объем крови в покое и при физической нагрузке.
Тема 7
Дыхание
Потребление кислорода. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Высшее и внутреннее
дыхание. Соединения кислорода с гемоглобином и перенос кислорода к тканям. Дыхательный объем,
частота дыхания и жизненная емкость ЖЕЛ. Развитие дыхательного аппарата при занятиях спортом.
Потребление кислорода, кислородный запрос и кислородный долг. Потребление кислорода в покое и при
физической нагрузке. Аэробные и анаэробные возможности организма спортсмена. Максимальное
потребление кислорода у спортсменов разного возраста, занимающихся различными видами спорта.
Изменение аэробных и анаэробных возможностей при занятиях спортом. Особенности развития аэробных и
анаэробных возможностей посредством занятий флорболом.
Тема 8
Обмен веществ и энергии – основа жизни человека
Сущность обмена веществ. Распад пищевых продуктов (жиры, белки, углеводы) и образование энергии.
Величины расхода энергии в покое и при мышечной работе. Зависимость расхода энергии от мощности
работы и тренированности спортсмена.
Тема 9
Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма
Строение нервной системы (центральная, периферическая, вегетативная). Головной и спинной мозг, их
строение и функции. Регуляция работы внутренних органов. Два вида рефлексов: безусловный
(врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизни). Два процесса в деятельности нервной
системы: возбуждение и торможение.
Тема 10
Органы пищеварения и выделения
Понятие о пищеварении. Расщепление веществ при пищеварении. Органы выделения и их функции.
Тема 11
Органы чувств
Рецепторы и их значение. органы зрения, их строение и функции. Строение органов слуха и их функции.
Строение и значение органов равновесия. Органы обоняния и вкуса, их функции.
Тема 12
Физиологические основы спортивной тренировкиТренировка и адаптация. Изменения в организме при адаптации к физической нагрузке. Физиологические
механизмы формирования двигательных навыков (3 стадии).
Физиологические изменения в организме при занятиях флорболом.
Тема 13
Физиологические методы определения тренированности юных спортсменов
Тренированность, ее критерии и оценки. Физиологические методы оценки физической работоспособности.
Определение МПК по Астранду и Добельну. Тест PWC 170. Гарвардский тест и индекс Рефье.
Физиологические методы оценки состояния нервномышечного аппарата спортсмена.
ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА.
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА. ПИТАНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Тема 14
Личная и общественная гигиена
Значение личной гигиены для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний. Гигиеническое значение
кожи, защищающей внутренние органы от внешней среды. Роль кожи в защите от болезнетворных бактерий.
Необходимость ухода за телом, полостью рта и зубами, основные правила ухода.
Тема 15
Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена
Значение правильного режима для юного спортсмена. Элементы режима и их выполнение: утренняя
гимнастика, закаливание, регулярный и достаточный сон, регулярное и полноценное питание, отдых и
пребывание на свежем воздухе, рациональное чередование различных видов деятельности
Тема 16
Закаливание юного спортсмена
Сущность закаливания. Основные правила закаливания: постепенно снижать температуру воды, постепенно
увеличивать длительность воздействия воды и солнца на организм, не делать перерывов в приеме процедур.
Необходимость их соблюдения. Использовать разные средства и методы закаливания.
Тема 17
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом
Источники инфекции и пути ее распространения. Краткая характеристика основных инфекционных
заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.
Тема 18
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов
Понятие о рациональном питании и расходе энергии. Значение пищевых веществ в питании и их нормы.
Белки, жиры и углеводы, их калорийность и рациональное сочетание. Значение витаминов и минеральных
солей. Режим питания при занятиях спортом
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. САМОКОНТРОЛЬ. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СПОРТЕ
Тема 19
Систематический контроль за юными спортсменами
Врачебнопедагогические наблюдения, их значение и проведение. Проведение тестирующих нагрузок для
определения подготовленности спортсменов.
Тема 20
Самоконтроль в процессе занятий спортом
Ведение дневника самоконтроля. Изменение ЧСС, веса, ЖЕЛ и силы мышц. Запись показателей в дневник.
Учет объема и интенсивности физической нагрузки путем регистрации в дневнике.Тема 21
Понятие об утомлении и переутомлении
Сущность и значение утомления. Восстановление и суперкомпенсация. Понятие об адаптации. Признаки
утомления. Переутомление. Симптомы, причины и профилактика переутомления
Тема 22
Восстановительные мероприятия в спорте
Виты восстановительных мероприятий: педагогические, медикобиологические, физиотерапевтические и
бальнеологические. Основные приемы и виды спортивного массажа. Использование парной и суховоздушной
бани. Общие правила пользования баней.
Тема 23
несчастных случаях
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом. Оказание первой помощи при
Виды и причины спортивного травматизма. Оказание первой помощи при несчастных случаях, при ранах,
ушибах, растяжениях связок, обморожениях, переломах, патологические состояния в спорте, симптомы
перенапряжения и переутомления, их профилактика. Ограничения и противопоказания к тренировочным
занятиям и соревнованиям
Тема 24
Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Многолетняя подготовка юных спортсменов. Тренировка как одна из форм подготовки спортсмена.
Структура подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная
тренировка и спортивное совершенствование. Средства и методы подготовки. Методика контроля.
Методика участия в соревнованиях. Характерные черты спортивной тренировки юных спортсменов:
недопустимость установки на достижение максимальных результатов в кратчайшие сроки; ограничение
нагрузки в соответствии с функциональными возможностями растущего организма; необходимость учета
особенностей учебного процесса, преобладание общей физической подготовки, расширение функциональных
возможностей организма и приобретение широкого круга двигательных навыков.
Тема 25
Средства спортивной тренировки
Комплекс средств спортивной тренировки, их характеристика и методы использования (физиологические и
идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, технические и
тренажерные устройства). Соревновательные общеподготовительные и специальноподготовительные
упражнения (подводящие и развивающие).
Тема 26
Методы спортивной тренировки
Использование слова и обеспечение наглядности. Две группы методов: для обучения и тренировки. Методы
целостного и расчлененного упражнения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой,
игровой, контрольный и соревновательный методы
Тема 27
Формы организации занятий в спортивной тренировке
Урок как организационная форма спортивной тренировки. Три части урока, их задачи, содержание и
методика проведения. Основные методические положения при построении урока
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Тема 28
Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена
Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Нравственное формирование личности
спортсмена. Значение морали и нравственности для формирования спортсмена. Воспитание волевых качеств
в тренировке юных спортсменов через преодоление трудностей. Преодоление отрицательных эмоциональныхсостояний (страха, боязни получить травму). Основные представления о волевых качествах
(целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладания).
Тема 29
Физическая подготовка
Понятие о физической подготовке. Основные представления о физических качествах: силе, быстроте,
гибкости, ловкости, выносливости. Методы развития физических качеств. Значение физической подготовки
в игре флорбол.
Тема 30
Техническая подготовка
Общая и специальная техническая подготовка. Роль технической подготовки во флорболе. Три этапа
обучения: изучение основы движения, формирование умения выполнять его в "грубой форме"; овладение
двигательным навыком до выполнения движения в стандартных условиях; доведение выполнения
двигательного действия до совершенного в соревновательных условиях.
Взаимосвязь технической подготовки с физической, тактической и психологической подготовкой в игре
флорбол.
Анализ технических приемов в игре флорбол.
Тема 31
Тактическая подготовка
Значение тактики во флорболе. Основные понятия о тактическом мастерстве. Особенности тактики при
участии в соревнованиях различного уровня. Выбор тактики ведения игры. Выбор темпа игры.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема 32
Закономерности развития спортивной формы
Понятие спортивной формы состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к участию в
соревнованиях. Трудности определения спортивной формы во флорболе.
Тема 33
Характерные особенности периодов спортивной тренировки
Подготовительный период. Общеподготовительный и специальноподготовительный этапы. Основная
направленность подготовительного периода.
Соревновательный период, его основная направленность и особенности. Особенности переходного периода.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Тема 34
Сущность и назначение тренировки, планирование и его виды
Значение планирования в тренировочном процессе. Многолетнее (перспективное) планирование и
продолжительность подготовки для достижения наилучших спортивных результатов
Тема 35
Учет в процессе тренировки
Значение учета. Основные документы для организации учета. Значение дневников для учета тренировочной
нагрузки спортсмена.
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
Тема 36
Основные виды спортивных соревнований и их роль в учебнотренировоном процессе
Занятия и задачи соревнований. Виды соревнований: комплексные, чемпионаты ДСО и России,
Всероссийские соревнования в честь знаменитых дат и призы, учрежденные различными организациями.Первенства, отборочные, контрольные, массовые и показательные соревнования. Закрытые и открытые
соревнования, товарищеские встречи, зачетные соревнования.
Тема 37
Планирование, организация и проведение соревнований
Планирование соревнований. Календарный план и основные правила его составления. Положение о
соревнованиях и его разделы (цели и задачи, место проведения и т.д.). Организация соревнований. Создание
оргкомитета, его задачи и функции. Работа мандатной комиссии. Состав судейской комиссии. Особенности
проведения соревнований различного уровня по флорболу.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ И СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ФЛОРБОЛУ
Тема 38
Меры безопасности в игре флорбол
Правила поведения на флорбольных площадках. Меры защиты от солнечных лучей на открытых площадках.
Правила владения клюшкой. Элементы защитной экипировки флорболистов и требования к ней. Основные
требования к оснащению флорбольных площадок (борта, ворота, покрытие напольное, освещение,
вентиляция, разметка, табло, места для размещения зрителей). Понятие о честной и справедливой игре,
отношение к противнику.
Тема 39
Правила поведения в пути следования к местам проведения соревнований
Общие правила гигиены в пути следования. Правила поведения и пребывания на авто и ж/д вокзалах, в
аэропортах. Правила поведения в автобусе, поезде, самолёте и других средствах передвижения.
Правила дорожного движения.
Тема 40
Правила обеспечения безопасности на соревнованиях
Меры обеспечения пожарной безопасности. Правила поведения в гостинице, общежитии, в местах
общественного питания, в раздевалках. Оказание первой помощи пострадавшему.Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать М.: Просвещение, 1985.
2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте М.: ФИС, 1983.
3. Волков В. Тренеру о подростке М.: ФИС, 1973.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.,
2000.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта М. 1986.
6. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств Минск: Вышейшая школа, 1985.
7. Единая спортивная классификация, 200001 М.: ФИС, 2000.
8. Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. М., 2000.
9. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник М., 2000.
10. Зациорским В.М. Физические качества спортсмена М.: ФИС, 1970.
11. Ильин Е.П. Психофизиология ФВ М. 1980.
12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М., 1978.
13. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. М., 1999.
14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 1999.
15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки М.: ФИС, 1977.
16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. М.,1997.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для интов физ. культ. М., 1991.
18. Методика физического воспитания учащихся 1011 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха.
М., 1997.
19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. М., 1998.
20. Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. М.,1973.
21. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений М.: ФИС, 1974.
22. Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК М.: ФИС, 1974.
23. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям М.: ФИС, 1969.
24. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. М., 2000.
25. Спортивная медицина: учебник для институтов ФК М.: ФИС,1980.
26. Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. М.: ФИС,
1981.
27. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П.
Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.
28. Теория и методика ФВ /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. М.: ФИС, 1976.
29. Физиология человека под ред. Зимкина Н.В. М.: ФИС, 1970.
30. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов М.: ФИС, 1974.
31. Физическое воспитание учащихся 57 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б.
Мейксона. М., 1997..
32. Физическая культура в школе: журнал № 5, №6 статьи о флорболе М., 1999.
33. Флорбол. Правила игры и толкования М.: СпортАкадемПресс, 2001.
34. Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников М.: Медицина, 1977.