Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.
Оценка 5

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
воспитательная работа
Взрослым
20.02.2018
Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.
конкурс.docx
Краевой конкурс авторских проектов  педагогических работников «Воспитать человека» Номинация: «Защита и поддержка» ­  Воспитание детей группы риска.  Участник:   ЗДВР МБОУ Дуройской СОШ  Бурковецкая О.В. Адрес,   телефоны     Приаргунский   район   с.Дурой   ул.Набережная   10, 89965147423, 83024337152 Перечень представленных материалов: 1 Заявка на участие в конкурсе 2 Решение руководителя школы о выдвижении на конкурс 3 Анкета­представление участника конкурса 4  Программа воспитательной работы с детьми группы риска  « Возрождение» 5 Фотография участника 6 Самопрезентация участника заочного этапа Подростковый возраст считается кризисным, переломным периодом в жизни   человека.   С   одной   стороны,   трудные   подростки   чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, а с другой – способны и на впечатляющие проявления   альтруизма.   В   этой   непредсказуемости   и   выражается   весь трудных подростковый период, – период контрастов и перемен. Сегодняшние   трудные   подростки   в   сельской   местности   переживают фактически двойной кризис. Они живут в эпоху стремительных изменений, происходящих во всех сферах нашей жизнедеятельности. Наиболее   сильное   влияние   на   сегодняшних   трудных   подростков оказывают   технологические   и   социальные   изменения,   урбанизация   и   рост пригородов,   меркантильность   и   бедность,   средства   массовой   информации, социальная   и   эмоциональная   напряженность,   нестабильность   в   семье, жизненные события и связанные с ними стрессы. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска, так как: 1) сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой "Я­концепции"; 2) противоречия,   обусловленные   перестройкой   механизмов социального   контроля   –   "детские"   формы   контроля,   основанные   на соблюдении   внешних   норм   и   послушания   взрослым,   уже   не   действуют,   а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились и не окрепли; 3) ограниченность   и   неопределенность   социального   положения юношества.    если в социально­педагогической деятельности в сельской школе с трудными   подростками   сделать   акцент   на   подавление   у   подростков предпосылки   к   негативному   поведению,   путем   организации   досуговой деятельности,   то   это   приведет   к   стимулированию   позитивного   поведения подростка. Все   эти   особенности   находят   свое   проявление   в   таких   формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах, а это в свою очередь влечет за собой правонарушение. Поэтому мы считаем, все направления работы   с трудными подростками заключаются в предупреждении правонарушений. Для предупреждения правонарушений трудных подростков необходимо провести социометрическое исследование. В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методик. На   первом   этапе   –   изучаются   преимущественно   структурно­   вскрывается   социально­статусная   структура динамические   аспекты,   определяется   ряд   социально­психологических   индексов, личности, исследуются динамические характеристики личности. Опыт показывает, что выявленные   на   этом   этапе   характеристики   –   важные   диагностические показатели общего состояния формирующих процессов трудного подростка. Задача   второго   этапа   –   на   основании   полученных   результатов диагностики   разработать   и   реализовать   программу,   направленную   на предупреждение противоправного поведения трудных подростков. На третьем этапе, в результате проведенных диагностических процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и дается оценка эффективности   программы   и   рекомендации   для   успешной   работы социального педагога. Цель:   найти   пути   эффективной   социально­педагогической   работы   с трудными   подростками   в   сельской   местности   на   базе   школы,   в   целях профилактики противоправного поведения. Задачи: 1) выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка 2) разработать   программу   мероприятий,   направленных   на предупреждение противоправного поведения 3) дать оценку эффективности программы Для решения поставленных задач использовались методики: 1) 2) 3) 4) 5) анкетирование – изучение взаимоотношений в семье тестирование – эмоционально­нравственного развития опрос трудных подростков – проведение свободного времени педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент;  Далее определим методику первого этапа. I.   Источниками   информации   о   социально­педагогических   условиях трудных подростков послужили сведения: 1. 2. 3. 4. 5. Личные дела трудных подростков. Документы социально­медицинского патронажа. Документы психолого­педагогического консилиума в школе. Материалы психодиагностики. Результаты рейдов. 6. Жалобы и заявления граждан. 7. Материалы о правонарушениях. Преступления несовершеннолетних. 8. На   основании   этого   можно   составить   социальные   проблемы   карты. (Приложение   А).   Показатели   выявления   семейного   неблагополучия   были следующие: 1. 2. 3. 4. 5. Материально­бытовые условия. Эмоционально­нравственный климат Режим дня трудного подростка в семье Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков Семейный досуг. Уровень педагогической культуры родителей. 6. II.   Изучение   взаимоотношения   трудных   подростков   и   взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты (Приложение Б) Изучение взаимоотношений проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве  критериев  позитивных   взаимоотношений  мы выделили  следующие факторы: 1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь,   5   –   сотрудничество.   Для   выявления   негативного   отношения   в качестве   критериев   определили   следующие   признаки:   1   –   несогласие,   2   – равнодушие,   3   –   частые   конфликты,   4   –   отсутствие   сотрудничества,   5   – холодность. III.   Для   определения   эмоционально­нравственного   развития   трудных подростков   был   взят   за   основу  опросник   исследования   тревожности   у трудных   подростков   (Ч.Д. (Приложение В).   Спилбергер,   адаптация   А.Д.Андреева) Опросник   позволяет   выявить   тревожность   и   гнев   как   наличное состояние   и   как   свойство   личности.   Методика   является   модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера, адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году. Гнев   и   тревога   ­   базальные   эмоции,   зависящие   от   иерархически организованных   структур   мозга,   они   усиливают   действие   эмоциогенных стимулов,   и   это   усиление   внешне   проявляется   в   виде   затрудненного приспособления   субъекта   к   жизненно   значимым   ситуациям.   Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения,   мы   рассматриваем   последнюю   шкалу,   как   направленную   на выявление   отрицательных   эмоциональных   переживаний,   связанных   с социально­педагогическими условиями трудного подростка. IV.   Как   трудные   подростки   проводят   свое   свободное   время   мы выясняли с помощью разработанной нами Анкеты (Приложение Г) Таким   образом,   подобранные   нами   методики   позволят   выявить   взаимоотношения   в   семье   и социально­педагогические   условия, эмоционально­нравственный настрой трудных подростков на основании чего составится   программа   социально­педагогической   работы   с   трудными трудного подростками, направленная на предупреждение правонарушений. На основе этого определены причины: 1) разрушение   института   семьи,   растет   число   неблагополучных семей, неполных семей; 2) 3) социально­экономический кризис; отсутствие   жизненных   перспектив,   нет   возможности трудоустроить трудных подростков, нет права на труд, на выбор профессии; 4) плохая организация досуга среди трудных подростков. Организация досуга среди трудных подростков может выступать как средство предупреждения правонарушений и имеет функции: ­ ­ раннего предупреждения, общего предупреждения функцию перевоспитания. ­ Основой   предупредительных   мер   является   воспитательная   функция, преследующая   цели   социализации   личности.   Выявление   или   устранение способствующих определенных условий   или     обстоятельств,   правонарушениям, еще не гарантируют того, что личность вновь не станет совершать   антисоциальные   действия.   Нужно   не   только   устранять неблагоприятные условия жизни, но и предложить социально полезные виды деятельности. Предупреждение   правонарушений   рассматриваем   как   мероприятия, направленные способствующих правонарушениям и создание условий для социализации личности. В системе   обстоятельств,     на   устранение предупредительных   мер   большое   значение   имеют   меры   раннего предупреждения   правонарушений.   Они   направлены   на   устранение   вредных влияний   и   осуществляются   обычно   до   того,   как   у   трудного   подростка сложилась антисоциальная направленность. В   то   же   время   необходимо   указать,   что  на  трудных   подростков более  эффективное   воздействие  оказывают   не  меры,  которые   обычно имеют характер эпизодического применения, а средства, которые имеют длительное   воспитательное   влияние,   оказываемое   в   результате целенаправленной и систематической досуговой деятельности, позволяет ликвидировать   различные   антисоциальные   отклонения   в   поведении трудных подростков.  Таким   образом,   подводя   итоги   комплексу   социзмерений,   выявились проблемы и причины поведения трудных подростков: ­ неблагополучие   семей   (конфликты,   алкоголь,   материальное положение); ­ ­ ­ ­ ­ негативные взаимоотношения в семье; отсутствие контроля со стороны родителей; негативные эмоциональные переживания, тревожность; отсутствие занятий по интересам; невозможность организации семейного и личного досуга трудных подростков. Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо.   Наш   некогда   процветающий   село,   в   одночасье   превратился   в экономически нестабильным. Появились  богатые и  бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм. Это   одна   из   причин   социальной   нестабильности   села,   снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и трудных подростковой среде. Только   за   последние   два   года   почти   вдвое   увеличилось   количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический   климат   и   в   устойчивых   семьях.   Главная   причина   – отсутствие   средств   к   нормальному   существованию,   угроза   безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое   увеличение   стрессовых   ситуаций   сказывается   на   трудных подростках.   Отсутствие   в   семьях   заботы,   физическое   насилие   толкает трудных   подростков   на   улицу.   Именно   семейное   неблагополучие   является предпосылкой   разных   деформаций   процесса   социализации   личности подростка, что проявляется, в конечном счете, в правонарушении трудных подростков.   Большинство   из   тех,   кто   работает   с   подростками,   пришли   к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал "на улицу", чем вернуть его "с улицы" к нормальной жизни. Поэтому   социально­педагогическая   работа,   направленная   на предупреждение правонарушений так необходима нашим подросткам, что и является актуальностью. Для того чтобы эффективно построить социально­ педагогическую   работу   по   предупреждению   правонарушений   необходимо провести диагностические мероприятия по намеченным выше методикам. Таким образом, выявленные проблемы и причины поведения трудных подростков необходимо устранять. Выход мы видим в организации досуга для трудных подростков, занятие их по интересам и по возможности в помощи им в   самообразовании,   все   эти   направления   помогут   трудного   подросткам   не переступить закон, тем самым возродить надежду на светлое будущее. Для этого,   на   основании   результатов   социзмерений   составим   программу, направленную на предупреждение правонарушений трудных подростков. Для организации досуговой деятельности на базе школы был разработан План мероприятий досуговой деятельности, Таблица 1. Данная программа позволит отвлечь трудных подростков от улицы, тем самым не допустить правонарушений трудного подростками. Цель   программы:   в   рамках   деятельности   сельской   школы   вовлечь трудных подростков в общеполезную деятельность Задачи программы: 1) 2) профилактика правонарушений включение   подростков   в   культурно­массовую   и   творческую деятельность формирование здорового образа жизни 3) Основные направления социально­педагогической работы: 1) 2) 3) культурно­массовое творческое направление профилактика правонарушений трудных подростков физкультурно­оздоровительное направление Таблица   1   Основные   направления   и   мероприятия   по   социально­ педагогической работе с трудными подростками в  школе Наименование мероприятия Сроки  Ответственный 1. Профилактические мероприятия Беседа "Основные законы  бесконфликтного  существования" Урок здоровья "СПИД –  болезнь души" ко дню борьбы  со СПИДом. Пресс­конференция "Мифы и,  правда, о наркотиках и  алкоголе". Поэтический урок по экологии  ко дню защиты окружающей  среды, "Капля за каплей"  (Всемирный день воды). Пресс­конференция "Мифы и,  правда, о наркотиках и  алкоголе". Актуальный разговор  Ко Дню  милиции раз в год Социальный педагог  Социальный педагог   психолог раз в год Социальный педагог  Учителя экологии ко дню защиты  окружающей  среды раз в год Социальный педагог  психолог раз в год Социальный педагог  "Безопасный секс" Круглый стол "Дым, уносящий  здоровье". раз в год психолог Социальный педагог  психолог 2. Культурно­массовые мероприятия Тематические дискотеки регулярно Художественные  руководители "Анти СПИД" "Школа против сигарет,  наркотиков и алколя" "Преступление и наказание", и  др. Вечера вальса, вечера  посвящённые творчеству  известных композиторов, как  современных, так и  композиторов классиков.  Интеллектуальные игры. ­ ­ "Что? Где? Когда?" "Брейнринг" и др. Музыкальный работник ДК периодически ЗДВР, ст.  пионервожатая Концерт с участием местных  жителей в честь жителей села   Художественные  руководители,  3. Творческие мероприятия Выставки местного творчества Кружок  хореографический  периодически регулярно Клуб любителей­цветоводов  регулярно работники ДК  дети Художественный  руководитель Дети, родители "Орхидея". Кружок вязания и кройки и  шитья регулярно  Дети родители 4. Здоровый образ жизни Настольный теннис Шашки, шахматы Военизированная игра  "Бастионы"  Экскурсии, походы выходного  дня  регулярно регулярно в честь Руководитель секций Руководитель секций ЗДВР, представители  погранзаставы Дня  пограничника в летний период   Кл.руководители,ЗДВР, родители, ст.вожатые Спортивные праздники. ­ "Марафон" "Папа, мама, я – спортивная  ­ семья"  в честь 9 мая  Дня  физкультурника   Кл.руководители,ЗДВР, родители, ст.вожатые,  уч. физкультуры Принципы реализации программы: 1) конфиденциальность   при   проведении   диагностических мероприятий 2) сознательность со стороны испытуемых активность испытуемых 3) Оценочными   критериями   программы   в   данном   исследовании   могут быть: 1) 2) 3) успеваемость приводы в милицию конфликты с родителями и учителями Ожидаемые результаты: снижение правонарушений трудных подростков повышение успеваемости и посещаемости трудных подростков в 1) 2) школе изменение стереотипа поведения трудных подростков 3) Таким   образом,   выявленные   факторы,   безусловно,   влияют   на правонарушение трудных подростков, но самое главное это то, что трудные подростки потеряли надежду на то, что в их жизни что­то может измениться и это   они   связывают   с   неблагополучием   в   их   семьях.   Вот   эту   надежду   на будущее трудных подростков социальные педагоги обязаны возродить в них. Это   самая   главная   цель   работы   социальных   педагогов,   помочь   трудного подросткам преодолеть все тягости их жизни. Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга трудных подростков, лидирующее место занимает школа. Как показывает практика, реальная   деятельность   образовательных   учреждений   по   профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее   и   глубже.   В   нее   вовлечены   практически   все   категории населения,   хотя,   несомненно,   в   качестве   приоритетных   здесь   выделяются трудные подростки. Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры   и   искусства   рассматривается   сегодня   как   альтернатива   трудных подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения правонарушений, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.  Так же в целях профилактики правонарушений проводилась беседа на тему "Основные законы бесконфликтного существования" (Приложение Д) Правовое   воспитание   современных   школьников   не   может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как   важно   научить   трудного   подростка   использовать   правовые   знания   в реальной   жизни,   помочь   преодолеть   трудности   и   не   совершать правонарушения.   На основании сделанных выводов разработали ряд рекомендаций для социальных педагогов целенаправленного воздействия на личность трудных подростков: 1. ­ Помните о внушаемости трудного подростка. Уважайте его тайну. подростку   необходима   своя   доля   свободы   от   приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. ­ если   обстоятельства   вынуждают,   приказывайте   решительно   и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно; ­ ­ ­ 2. ­ ­ 3. всегда учитывайте состояние трудного подростка; не унижайте трудного подростка; соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия: не "ты плохой", а "ты сделал плохо" не "ты жестокий", а "ты жестоко поступил" и т.д.  Трудные подростки требуют к себе внимания. Именно с общения начинается   процесс   воспитания   трудных   подростков,   усвоения   ими   всего хорошего и полезного. ­ старайтесь чаще проводить беседы с трудными подростками на самые   различные   темы,   особенно   на   те,   которые   в   данный   момент представляют для них наибольший интерес, ­ организовывайте   совместный   досуг   трудных   подростков   и   их семей как можно чаще; ­  о чем бы Вы ни говорили с трудного подростками, постарайтесь ненавязчиво   дать   им   хотя   бы   один   совет   из   области   соблюдения правопорядка. ­ если   есть   опасность   приобщения   к   наркотикам   трудного подростка, необходимо немедленно принимать все меры против этого. ­ будьте   настоящим   другом   подростку,   если   у   него   возникли проблемы   с   поведением,   наркотиками,   помогите   ему   справиться   с проблемами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив материалы по данной проблеме можно сделать ряд выводов: 1) В   современной   научно­педагогической   литературе   сложился собирательный   образ   трудного   подростка.  Как   правило,   его   характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью,   трансформация   моральных   понятий   в   оправдании   аморальных действий. 2) Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально­психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться   для   него   настолько   неблагоприятной,   что   вызовет   различные нарушения   его   взаимоотношений   с   окружающими,   вплоть   до   болезненных неврозов, которые бывают у трудных подростков из­за тяжелых переживаний или длительного нервно­психического напряжения. 3) В   системе   профилактических   мероприятий,   направленных   на предупреждение   противоправного   поведения,   решающее   место   должна занимать борьба с отрицательными ситуациями. 4) Внедрение   технологий   в   деятельность   социального   педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально­ педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально­педагогические технологии позволяют   решать   весь   широкий   спектр   задач   социальной   педагогики   — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному педагогу при выборе СПД необходимо учитывать социально­педагогические   особенности   трудных   психологические подростков, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д. 5) Для   более   успешной   воспитательной   работы   необходим   поиск новых  форм,  наиболее   эффективных   методов   воздействия   на   каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются   постепенно,   при   настойчивой   работе   педагога.  Они  сначала сосуществуют   с   отрицательными,   и   лишь   настойчивая   ежедневная   совместные   усилия   всего   педагогического воспитательная   работа, коллектива,   школы,   семьи,   привлечение   общественных   организаций, целенаправленная работа  социального педагога дает возможность  получить положительные результаты в перевоспитании трудных подростков. 6) Воспитательная работа с любой категорией трудных подростков требует,   прежде   всего,   объединенных   усилий   государственных   и общественных   организаций,   несущих   ответственность   за   воспитание подрастающего   поколения.   В   одиночку   проблему   перевоспитания   трудных подростков не решить. Социальному педагогу перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально­ педагогические и психологические особенности. ПРИЛОЖЕНИЕ А Социальная проблемная карта семьи Мать____________________________________________________ Место работы_____________________________________________ Отец_____________________________________________________ Место работы_____________________________________________ Наименование Материально­ бытовые условия.  Эмоционально­ нравственный  климат.  Режим дня  подростка в семье.  Методы и приемы  воздействия  взрослых на  трудных подростков Семейный досуг.  Уровень  благополучия семьи Социальная оценка семьи хорошие удовлетворит. неудовлетворит. согласие в  имеют место  конфликтная  семье редкие  конфликты семья соблюдается периодически не соблюдается беседы  ругань физическое  воздействие постоянно высокий редко средний отсутствует низкий Анкета для родителей 1 Что Вы считаете главным в воспитании? 2   Что   оказывает   положительное   влияние   на   воспитание   Вашего подростка? 3 Что мешает успешному воспитанию подростка в Вашей семье? 4 Какие качества личности удается вам воспитать у своего подростка? 5 Какие черты характера вашего подростка вам нравятся, не нравятся? 6   Какую   помощь   социального   педагога   Вы   бы   хотели   получить   по вопросу воспитания подростка? ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета на изучение взаимоотношения взрослых, проявляемых в быту 1 Доброта 2 Согласие 3 Теплота 4 Готовность 8 8 8 8 7 7 7 7 6 6 6 6 5 5 5 5 4 4 4 4 3 3 3 3 2 2 2 2 1 Частые конфликты  1 Несогласие 1 Холодность 1 Равнодушие   на прийти помощь  5 Сотрудничество 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества 1 2 3 4 5 Необходимо   на   шкале   обвести   по   каждому   пункту,   содержащему противоположные оценки, цифру – уровень, характеризующий атмосферу в семье. Если в семье царит: ­ ­ доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; ­ если частые конфликты, то обводим 1. После   подводим   итоги,   складываем   отмеченные   цифры.   Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка) ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник   исследования   тревожности   у   трудных   подростков   (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) Шкалы: тревожность,   познавательная   активность,   негативные   эмоциональные переживания Тестируем: Свойства личности (Возраст: Трудных подростковый) Назначение теста: Опросник   позволяет   выявить   уровень   познавательной   активности, тревожность   и   гнев   как   наличное   состояние   и   как   свойство   личности.   Спилбергера Методика   является   модификацией   опросника   Ч.Д. адаптированной   А.Д.   Андреевой   в   1988   году.   Под   познавательной активностью   здесь   понимается   присущая   человеку   любознательность   (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Описание теста Опросник   делится   на   две   части:   в   одну   объединены   шкалы познавательной   активности,   тревожности   и   негативных   эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую ­ эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии   с   задачей   диагностики   эмоционального   отношения   к окружающему миру модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся. Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с подростком, испытывающим трудности в адаптации к жизненным условиям. Таким   образом,   шкалы   познавательной   активности,   тревожности   и негативных   эмоций   входят   в   обе   части   опросника,   причем   каждая   шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке. Инструкция к тесту К   1­й   части.   Прочти   внимательно   каждое   предложение   и   обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно   себя   чувствуешь,   каково   твое   обычное   состояние.   Что   означает каждая цифра, написано вверху страницы. Ко 2­й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе. Тестовый материал. Часть I 1) Я уравновешенный человек  2) Мне хочется изучать то, что меня окружает  3) Я несдержан  4) Я доволен собой  5) Я испытываю любопытство  6) Я вспыльчив  7) Я нервничаю и беспокоюсь  8) Мне интересно  9) Я горячий человек  10) Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие  11) Я любознателен 12) Я сержусь, когда из­за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее  13) Я неудачник  14) Я энергичен  15) Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу  16) Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах  17) Я чувствую себя исследователем  18) Я легко выхожу из себя  19) Я спокоен, хладнокровен и собран  20) Я легко возбуждаюсь  21) Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно  22) Мне не хватает уверенности в себе  23) Меня ничто не интересует  24) Меня бесит, когда меня критикуют при других  25) Я чувствую, что не приспособлен для жизни  26) Я чувствую, что у меня хорошо работает голова  27) Когда мне мешают, мне хочется кого­нибудь ударить  28) Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода  29) Мне скучно  30) Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку  Часть II 1) Я спокоен  2) Мне   хочется   узнать,   что   мы проходим на уроке  3) 4) 5) Я разъярен  Я напряжен  Я испытываю любопытство  6) Мне хочется стукнуть кулаком по столу  Я   чувствую   себя   совершенно 7) свободно  8) 9) Я заинтересован  Я рассержен  10) Меня волнуют возможные неудачи  11) Мне   хочется   знать,   понять, докопаться до сути  12) Мне   хочется   на   кого­нибудь накричать  13) Я нервничаю  14) Я чувствую себя исследователем  15) Мне хочется что­нибудь сломать  16) Я взвинчен  17) Я возбужден  18) Я взбешен  19) Я раскован  20) Я   чувствую,   что   у   меня   хорошо работает голова  21) Я раздражен 22) Я озабочен  23) Мне скучно  24) Мне хочется кого­нибудь ударить  25) Я уравновешен  26) Я энергичен  27) Я чувствую себя обманутым  28) Я испуган  29) Мне не интересно  30) Мне хочется ругаться Ключ к тесту Тревожность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28. Познавательная активность: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29. Негативные эмоциональные переживания: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30. При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: ­ ­ ­ ­ "Почти никогда" (1 балл), "Иногда" (2 балла), "Часто" (3 балла), "Почти всегда" (4 балла). Обработка и интерпретация результатов теста Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка   "4"   отражает   высокий   уровень   тревожности,   познавательной активности   или   негативных   эмоциональных   переживаний   (например,   "Я сержусь"). Другие (например, "Я спокоен", "Мне скучно") сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или   в   шкалах   негативных   эмоциональных познавательной   активности; переживаний   подобных   пунктов   нет.   Балльные   веса   для   пунктов   шкал,   в которых   высокая   оценка   выражает   наличие   высокого   уровня   эмоции, подсчитываются   в   соответствии   с   тем,   как   они   отмечены   на   бланке.   Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке отмечено 1, 2, 3, 4. вес для подсчета: 4, 3, 2, 1. Такими пунктами являются: Часть I ­ По шкале тревожности: 1, 4, 19. По шкале познавательной активности: 23, 29. ­ Часть II ­ ­ По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25. По шкале познавательной активности: 23, 29. Для   получения   балла   какого­либо   состояния   или   свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале ­ 10 баллов, максимальная ­ 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске   двух   и   более   баллов   надежность   и   валидность   шкалы   будет считаться относительной. Таким   образом,   для   каждого   индивида   получают   данные   об   общем уровне   основных   эмоциональных   процессов   ­   тревожности,   познавательной активности   и   негативных   эмоциональных   переживаний   ­   и   характере   их проявления   в   ходе   учебной   деятельности.   На   основании   индивидуальных данных   можно   подсчитать   средние   значения   тревожности,   познавательной активности   и   негативных   эмоций   для   определенной   группы   учащихся (например,   класса,   половозрастной   группы),   а   также   показатель   разброса данных   ­   среднее   квадратическое   отклонение   результатов   группы.   Это позволяет   определить   показатели   уровней   познавательной   активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и   на   уроке   в   различных   возрастных   группах.   Данные   для   7­10   классов приведены в таблице: Уровень эмоции Клас с Низкий Средний Высокий 7­й 8­й 9­й 10­й 7­й 8­й 9­й 10­й 7­й 8­й 9­й 10­й Тревожность Познавательная активность обычно 10­17 10­16 10­17 10­17 18­23 17­24 18­24 18­25 24­40 25­40 25­40 26­40 на уроке 10­18 10­18 10­17 10­17 19­24 19­25 18­26 17­23 25­40 26­40 27­40 24­40 обычно 10­21 10­22 10­23 10­23 22­29 23­28 24­30 24­31 30­40 29­40 31­40 32­40 на уроке 10­20 10­20 10­17 10­20 21­27 21­28 18­28 21­29 28­40 29­40 29­40 30­40 Негативные эмоциональные переживания обычно на уроке 10­14 10­16 10­16 10­16 15­22 17­25 17­27 17­25 23­40 26­40 28­40 26­40 10 10­11 10­11 10­11 11­17 12­19 12­21 12­18 18­40 20­40 22­40 19­40 По   каждой   шкале   во   всех   возрастных   группах   обнаруживается значительный   разброс   индивидуальных   данных,   что   свидетельствует   о высокой   чувствительности   описываемой   методики   к   индивидуальным различиям,   об   ее   пригодности   для   изучения   эмоциональных   компонентов учебной   деятельности   отдельного   ученика   в   ходе   работы   школьного психолога. ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для трудного подростка о проведении свободного времени Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые  Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его. Сколько Вам полных лет? ________ Ваш пол: а) мужской б) женский А. Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время? 1 Читаю книги (назовите две любимые)  2 Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к  поступлению в ВУЗ 3 Смотрю телепередачи (назовите две  любимые)  4 Смотрю фильмы, в основном в жанре: ­ мелодрама ­ боевики ­ ужасы ­ эротика  5 Слушаю музыку (назови две любимые группы) 6 Зарабатываю деньги (каким образом)  7 Обучаюсь делу, профессии (какой) 8 Гуляю по улице, тусуюсь с друзьями 9 Занимаюсь спортом (каким)  10Хожу на кружок, клуб (какой)  Б. Как бы Вы хотели проводить свое свободное время? 1 Заниматься спортом 2 Посещать кружки 3 Повышать уровень знаний, с цель поступления в ВУЗ 4 Повышать   культурный   уровень   (посещение музеев, выставок) ПРИЛОЖЕНИЕ Д План мероприятий досуговой деятельности   Наименование мероприятия Сроки  Ответственный Развлекательные мероприятия 1) Тематические дискотеки регулярно ­ "Анти СПИД" "Школа против сигарет,  ­ наркотиков и алкоголя" "Преступление и наказание", и  ­ др 2) Вечера вальса, вечера  посвящённые творчеству  известных композиторов, как  современных, так и композиторов  классиков.  3) Интеллектуальные игры. периодически ­ ­ "Что? Где? Когда?" "Брейнринг" и др. 4) Выставки местного творчества периодически 5) Спортивные праздники. в честь 9 мая  ­ ­ "Осенний марафон" "Папа, мама, я – спортивная  семья"  Дня  физкультурника 6) Военизированная игра  "Бастионы"  7) Кинолектории на различные  тематики в честь Дня  пограничника периодически 8) Экскурсии, походы выходного  в летний период дня  9) Концерт с участием местных  жителей в честь жителей села  1) Кружок эстрадного танца  регулярно (платный) 2) Клуб любителей­цветоводов  "Орхидея". регулярно 3) Кружок вязания и кройки и  регулярно шитья 1) Настольный теннис регулярно 2) Секция по шахматам и шашкам, регулярно 3) Бильярд 1) Урок здоровья "СПИД –  болезнь души" ко дню борьбы со  СПИДом. 2) Дайджест­рассуждение  "Сказать жизни: Да!" к  всемирному дню здоровья. регулярно раз в год раз в год 3) Экологический урок "Капля за  каплей" (Всемирный день воды). раз в год 4) Поэтический урок по экологии ко дню защиты  ко дню защиты окружающей  среды. окружающей  среды 5) Неделя экологической книги  раз в год 6) Пресс­конференция "Мифы и,  раз в год правда, о наркотиках и алкоголе". 7) Выставка­гербарий "Целебные  травы". раз в год 8) Круглый стол "Дым, уносящий раз в год здоровье". 9) Актуальный разговор  "Безопасный секс" раз в год ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сценарий проведения праздника "Папа, мама, я – спортивная семья" Построение участников соревнований. Открытие (Гимн). Приветственное слово  Ведущий: Сегодня мы собрались на праздник "Папа, мама, я – спортивная семья". Этот праздник семьи, ловкости, умения и конечно дружбы и взаимопонимания в семье. Чтобы было веселей Приглашаем мы гостей. Без гостей никак нельзя Мы вас приветствуем, друзья! Обращение к командам. Мы приветствуем участников команды семьи К А сейчас мы аплодируем участникам команды семьи А. И, наконец, мы приветствуем участников команды семьи Л. У   каждого   праздника   есть   свой   девиз.   Давайте   выучим   девиз сегодняшнего дня. Вы готовы? Слушайте внимательно и повторяйте за мной: Игра – это сила, Игра – это класс, Игра – это то, что нам нужно сейчас. Отлично! Мы   собрались   на   веселый   спортивный   праздник,   и   каждой   команде нужно что? Правильно, "Победа". После каждой фразы у этого слова теряется по одной букве. Будьте внимательны и правильно дополняйте предложения. По морю плывет корабль ­ "Победа". У моряков пришло время ­ обеда. Но у них случилась ­ беда. У них пропала – еда. Моряки в панике? – да. Что они кричат? – А!!! Игра со зрителями. при фразе "Упала одна капля" вы хлопаете в ладоши один раз; при фразе "Упало две капли" вы хлопаете два раза; при фразе "Упало три капли" вы хлопаете три раза, при фразе "Пошел дождь" вы просто хлопаете в ладоши. ( Проиграть это со зрителями), затем сказать: "Дождь   усиливался,   усиливался,   усиливался,   пошел   сильный ливень"( все хлопают громко в ладоши). Далее   сказать:   "Ударил   гром!"   (все   топают   ногами   и   одновременно громко хлопают в ладоши). Вот такими аплодисментами давайте будем встречать, и поддерживать наших участников. Ведущий: – А сейчас мы попросим капитанов команд пройти на жеребьёвку. ­   Переходим   непосредственно   к   соревнованиям.  Их   будет   проводить отличник   народного   просвещения,   учитель   физической   культуры   высшей категории… ­ Командам шаг вперед! Представление команд Проведение конкурсов ­ Эстафеты. ­ Бег родителей с ребенком (кукла)на руках. ­ Конкурс для пап (сложная эстафета). ­ Папа   ведет   футбольный   мяч   хоккейной   клюшкой   с   обводкой   3­х кубиков,   останавливается,   пробивает   по   воротам   не   более   трех   раз, отжимается от пола 10 раз, далее ведет баскетбольный мяч, продвигаясь по гимнастической скамейке, и бросает мяч в корзину. ­ Конкурс для мам (сложная эстафета). ­ Прыжки на месте со скакалкой 10 раз, ведение баскетбольного мяча "змейкой", бросок в корзину (3 раза). ­ Конкурс капитанов. ­ Бег   с   гимнастической   скакалкой   (до   кубика),   возвращается   с гимнастическим обручем, вращая его на талии. Командные конкурсы: ­ бег с теннисной ракеткой и шариком; ­ бег в мешках ­ прыжки через скакалку (по три человека) ­ перетягивание каната; ­ музыкальный конкурс (исполнение песни). Подведение итогов. ­ развлечение зрителей играми (прыжки через скакалку, перетягивание каната) ­ награждение: Методическая копилка Список учащихся состоящих на ВШк ФИО отца Место  работы ФИО  матери Место  работы Дом.  адрес, телефон Причина  постановки на ВШк № ФИО  учащег ося Класс , кл.ру к. Дат а рож ден ия 1 2 Списки детей с девиантным поведением № ФИ уч­ ся Класс Кл.  руково ­дит. Ф.И.О. родит.  место  работы Причина по  которой  постав­ лен на  учет 1 2 Дом.  адрес  Состои т ли на  учете  Дата  рож­я Кружо к  Схема работы с нарушителями дисциплины, прогульщиками. 1.Личная беседа с провинившимся. 2.Беседа на собрании актива. 3.Обсуждение на родительском комитете класса. 4.Обсуждение на собрании класса. 5.Беседа у заместителя директора по воспитательной работе.  6.Обсуждение на общешкольном собрании. 7.Вызов родителей. 8.Привлечение общественности. 9.Сообщение по месту работы родителей. 10.Беседа у директора школы. 11.Беседа на совете школы. 12.Беседа на заседании совета профилактики. 13.Обсуждение на педсовете. 14.Направление материала в комиссию по делом несовершеннолетних. Схема проведения опроса социальным педагогом трудного подростка 1. Учеба–любимые   предметы,   причины   неуспеха,   отношение   с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины. 2. Планы   на   будущее   в   отношении   продолжения   учебы,   выбора профессии,   способность   учитывать   предстоящие   трудности   и   трезво оценивать свои возможности. 3. Отношение   со   сверстниками:   предпочтение   одного   близкого   друга или   компании   приятелей,   положение   среди   товарищей   («душа   компании», «преследуемый», «изгой», «независимый» и т. п.) причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечения, для увеселения и т.п. 4. Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены и т. д.). 5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимается его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и в чем причина   конфликтов   между   другими   членами   семьи,   отношение   к   ним подростка).   В   случае   распавшейся   семьи   необходимо   выяснить,   в   каком возрасте   был   подросток,   когда   это   случилось,   его   отношения   к   разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи. Полезно услышать также о чертах характера родителей. 6. Нарушения   поведения   в   прошлом:   прогулы   занятий,   мелкое хулиганство,   курение,   выпивка,   знакомство   с   различными   дурманящими средствами, побег из дома, был ли задержан или взят на учет милицией (когда и за что). 7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда­либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения. 8. Сексуальные   проблемы   (сначала   подростку   надо   объяснить,   что социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснения   возможного   переживания   по   этому   поводу   и   получить   более полное   представление   о  его   характере;   необходимо  предупредить,  что  все сообщаемое им сведения без его согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы): а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы; б) самооценка своей привлекательности; в)начало половой жизни и скрытое опасение по поводу своей сексуальной  неполноценности. Схема ­ план посещения семьи 1.Состав семьи. 2.Где и в качестве кого работают родители и другие члены семьи. 3.Материальное обеспечение семьи. 4.Квартирные условия, обстановка. 5.Имеет ли ученик место для занятий. 6.Культурный уровень семьи/образование, какие выписывают газеты и  журналы, есть ли домашняя библиотека, радио, телевизор/. 7.Режим школьника и кто его контролирует. 8.Трудовое воспитание в семье: когда и сколько времени затрачивает  школьник на выполнение домашних заданий, какую работу выполняет по дому и сколько времени затрачивает на неё, каким техническим трудом занимается, какое участие принимает в сельхозтруде. 9.Есть ли у ребёнка рабочее место и как оно оборудовано.  10.Как знакомят родители детей со своим трудом. 11.Какие меры поощрения и наказания применяются к детям. 12.Как организован досуг школьника. 13.Осуществляются ли в семье единые требования к детям. 14.Связь родителей со школой.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» - Воспитание детей группы риска.

Программа «Защита и поддержка» -  Воспитание детей группы риска.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018