ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Обоснование необходимости реализации программы o Актуальность o Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Покровская СОШ «НОК» o Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа • Ресурсы МБОУ ПСОШ «НОК», поддерживающие реализацию Программы • Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья o Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы; o Стратегические цели программы; o Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей. • Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении. • Условия (организационные механизмы) реализации Программы o Организационно-функциональная модель реализации• Обоснование необходимости реализации программы o Актуальность o Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Покровская СОШ «НОК» o Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа • Ресурсы МБОУ ПСОШ «НОК», поддерживающие реализацию Программы • Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья o Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы; o Стратегические цели программы; o Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей. • Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении. • Условия (организационные механизмы) реализации Программы o Организационно-функциональная модель реализации
Иконка файла материала tselevaya_programma_zdorove.docx
ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ». ОГЛАВЛЕНИЕ  Обоснование необходимости реализации программы o Актуальность o Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья  обучающихся в МБОУ Покровская СОШ «НОК» o Характеристика основных проблем, на решение которых направлена  Программа  Ресурсы МБОУ ПСОШ «НОК», поддерживающие реализацию Программы   Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и  укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры  здоровья o Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие  реализацию программы; o Стратегические цели программы;o Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.  Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению  здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в  образовательном учреждении.  Условия (организационные механизмы) реализации Программы o Организационно­функциональная модель реализации Программы o Финансово­экономическое обоснование реализации Программы  5.3. План мероприятий Программы  Этапы и сроки реализации программы   Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и  индикаторы их достижения).  Методика оценки эффективности реализации программы.  Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.  Нормативно­правовое и методическое обеспечение реализации программы.  Основные термины и понятия программы.  Приложения  Приложение1 Нормативно­правовая и документальная основа Программы Приложение 2.. Здоровье школьников МБОУ ПСОШ «НОК» Приложение 3. Система физкультурно­оздоровительной работы Приложение 4. Дополнительное образование Приложение 5. Социальные партнеры МБОУ ПСОШ «НОК»  ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  o АКТУАЛЬНОСТЬ     Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям  государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников.  Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших  задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на  первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в  соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы  образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательнойинициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной  информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности»,  Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения  (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся). По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового  поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных  специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают  сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов. Результаты медицинского осмотра учащихся МБОУ ПСОШ «НОК» свидетельствуют о  том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно­ мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология  пищеварительного тракта; 4. Сердечно ­сосудистые; (Приложение 2). Целевая программа «Здоровье»  ­ это комплексная программа, направленная на  формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение  и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности  вести здоровый образ жизни.  o ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МБОУ ПСОШ «НОК» В МБОУ ПСОШ «НОК» – большой опыт по здоровьесберегающей  деятельности. Для  педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных  ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающих  технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных  технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.     В школе реализуется целевая программа «Здоровье», в начальной школе – «Программа  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».     В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы  педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и  другие профилактические мероприятия.   В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры  учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по  следующим направлениям: o формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья; o осуществление мониторинга здоровья учащихся; o реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности  учащихся как компонента воспитательной работы школы; o организация рационального питания (Приложение 3);o создание материально­технического обеспечения формирования здорового  образа жизни и развитии физической культуры учащихся. Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление  здоровья детей. Программы физкультурно­оздоровительной направленности и спортивно­ массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они  также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне. Школа является активным участником различных спортивно­массовых мероприятий, у  которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и  педагоги). В школе работают спортивные секции.  Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов  оздоровления и воспитания подрастающего поколения в МБОУ ПСОШ «НОК» уделяется  значительное внимание. В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у  учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.  Кроме того, в школе ведется работа социального характера: o Диагностические мероприятия: ­ составление социального портрета школы (классов); ­ выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально­педагогической  помощи. o Профилактические мероприятия: ­ совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями; ­ проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения;  ­ проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в  воспитании детей. За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен  круг различных услуг здоровьесберегающего характера. Школа активно сотрудничает с  ППМС центром,  детско­юношеской школой, с ЦВР и другими организациями  (Приложение 5). o АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБОУ ПСОШ «НОК» (SWOT­ АНАЛИЗ)  Внешние факторы  Возможности Угрозы Наличие государственного заказа в области   Отсутствие единой государственной программы  сохранения и укрепления здоровья обучающихся.  обеспечения здоровья населения.  Поддержка со стороны отдела образования.  Низкий уровень культуры здоровья в обществе.  Наличие нормативного обеспечения  здоровьесберегающей деятельности.  Увеличение числа социально неблагополучных  семей и детей с ослабленным здоровьем.  Наличие программ, направленных на поддержание  социального здоровья, таких как «Толерантность».  Наличие  системы профилактики беспризорности и  правонарушений.  Ухудшение общей экологической обстановки  Отсутствие целевого финансирования  здоровьесберегающей деятельности ОУ. Внутренние факторы  Преимущества Недостатки  Наличие высококвалифицированных специалистов и  Отсутствие системы эффективного  сотрудничества с психолого­медико­социальной  службой в районе.  Хороший профессиональный уровень педагогов.  Соответствие педагогических работников  ОУ  уровням квалификации.  Наличие в  соглашения по инновационной  деятельности с ППМС центром и другими  организациями, учреждений различных уровней,  занимающихся проблемами в области сохранения и  укрепления здоровья (Приложение). Наличие опыта инновационной деятельности в  области здоровьесозидания.  Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях  социальных партнеров школы, реализующих  программы дополнительного образования детей  здоровьеразвивающей направленности. взаимодействия между учреждениями,  занимающимися различными аспектами  здоровьесбережения.  Недостаточная готовность педагогов к  деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.  Отсутствие у части подростков твердых  жизненных установок.   Несоответствие ресурсов (кадровых,  финансовых, материально­технических,  методических и пр.) конкретному социальному  заказу   Недостаточное использование всех возможных  ресурсов для привлечения дополнительного  финансирования o ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММАПроведя анализ физически­психологического самочувствия школьников с точки зрения  здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению  здоровья обучающихся: o сохранение и укрепление физического здоровья детей; o проблема создания положительного психологического климата и активной  жизненной позиции, субъектных отношений; o организацию социально­профилактической работы с учащимися, в том числе  создание условий для адаптации; o формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса  (обучающихся, педагогов, родителей).  o проблемы улучшения материально­технической базы Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий,  обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей  деятельности. Решение данных проблем  возможно, благодаря разработанной в  МБОУ  ПСОШ «НОК» целевой программе «Здоровье», направленной на создание  здоровьесберегающей  среды и на сохранение и укрепление здоровья участников  образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно  обоснованные подходы к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие  в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесберегающей  деятельности, использованию в образовательном процессе современных педагогических  технологий.  Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со  специалистами районных  структур (ЦВР, детской поликлиникой, ППМС  и др.),  обеспечивающая единое организационно­методическое сопровождение школы,  целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую  деятельность ОУ.  РЕСУРСЫ МБОУ ПСОШ «НОК», ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ Ресурсы ­ квалифицированные кадры с опытом работы с использованием  здоровьесберегающих  технологий, ­ развитие службы здоровья ОУ, ­ опыт работы ОУ с социальными партнерами, ­ наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ. Кадровые ресурсы В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и  творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом  следящий за новейшими разработками в области образования.  93% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеютразличные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в  районе  и области. В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, медицинский  работник, школьный библиотекарь, классные руководители. Кроме того, в начальной школе,  реализующие ФГОС,  оказывают помощь и психолого­ педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута,  создают определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения,  воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс  здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию  физических, эмоциональных, действенно­практических возможностей учащихся. Большая группа сопровождения Малая группа сопровождения Классный руководитель Медицинский работник Педагоги ­ предметники Социальный педагог Педагоги дополнительного образования Классный руководитель Школьный библиотекарь Родители  Материально­технические ресурсы В школе имеются два оборудованных спортивных зала, стадион, медицинский кабинет,     классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты.  Работает  кабинет социального педагога. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой,  необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный  класс, 1 кабинет английского языка, кабинет музыки, спортивные залы, столовая. Так же  имеется  актовый зал.  Методические ресурсы. К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением  здоровьесберегающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно­ методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности,целевая программа  «Здоровье», программы ППМС центра, методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике  здоровьесбережения (для педагогов и родителей). Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.Информационные ресурсы.  Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление  здоровья участников образовательного процесса  осуществляется с помощью ежемесячных  планов мероприятий  зам. директоров, классных руководителей, регулярного обновления  сайта школы и пр.  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ o КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ Ориентация  школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение  проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в  многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой  программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка  школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне  удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной  мере использовать творческий потенциал коллектива.  Основу реализации Программы составляет здоровьесберегающий  подход к  обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает  формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого  человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.  Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания  ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ  полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и  психическими возможностями. Ведущими концептуальными понятиями выступают:  1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,  2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ, 3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА  По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ ­ это состояние  физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и  физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и  нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся  собственные усилия человека, а именно:  Принципы обеспечения здоровья: o Сохранение o Укрепление  o формирование (развитие) здоровья  Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупностисистемного, валеологического и культурологического подходов в образовании  Программа опирается на следующие ведущие подходы:  o гуманистический, личностно­ориентированный подход, предполагающий  признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья  каждого отдельного субъекта образования; o системный холистический подход к безопасности и индивидуальному  здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и  здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из  взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и  нравственных); o созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека,  сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры  безопасности и здоровья как ценностно­мотивационной составляющей  целенаправленного оздоровления образа жизни;  o средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и  здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда  определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ  факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.  Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих  реализацию двух стратегических направлений его развития:  o становление безопасности участников образовательного процесса как  противодействие факторам риска (физическим, психологическим,  социальным, педагогическим, информационным);  o развитие и становление здоровья участников образовательного процесса,  формирование здорового образа жизни. Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже). Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблем здоровья Систематизация и  упорядочение деятельности школы по решению проблем здоровья участников  образовательного процесса Повышение культуры здоровья участников образовательного процесса Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитация и оздоровление учащихся Построение внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процессаВ современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как  «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности,  богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с  окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной  жизнедеятельности» (В.А. Магин).  Культура здоровья школьника ­ это интегративное личностное качество, приобретаемое в  результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере  сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение  всей жизни.  Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый  образ жизни», который трактуется современными исследователями как:  1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление  здоровья, способствующий выполнению человеком социально­биологических,  2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,  3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического,  экологического, социального).  Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры  здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и  закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная  организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных  привычек; валеологическое самообразование.  Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно­ ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ. 3.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ  Создание санитарно­гигиенических и других условий здоровьесбережения,  учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся  (воспитанников) и педагогов.  Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на  основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового  образа жизни и организацию здоровьесберегающего  уклада ОУ 3.3. ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ  Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.    Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления  здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих  технологий в учебно­воспитательный процесс ОУ Создание системы организационно­методического сопровождения администрации и  специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья  обучающихся на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.  Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников   Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер  образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:  ­ наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,  ­ создание условий для здорового питания,  ­ внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,  ­ построение научно обоснованного учебного режима,  ­ обеспечение двигательной активности обучающихся.   Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся,  педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и  укреплению своего здоровья и здоровья других людей.  Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения  медицинского обслуживания.   Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).  Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, областного,  всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой  здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.  Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников,  спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового  образа жизни и развития массового спорта.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Направления Ценностные установки Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ 1. Создание здоровьесберегающей  инфраструктуры образовательного  учреждения.  Ценность здоровья и здорового  образа жизни. Усовершенствовать условия для  сбережения здоровья учащихся в ОУ2. Использование возможностей  в  образовательном процессе и различных  образовательных программ, имеющих  здоровьесозидающий характер Отношение к здоровью детей как к  главной ценности. Установка на безопасный, здоровый образ  жизни. Формирование заинтересованного  отношения детей к собственному  здоровью. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей  как к главной ценности 3. Рациональная организация учебной и  внеучебной деятельности обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья  учащихся средствами рациональной  организации их деятельности. Повышение эффективности учебного  процесса. Снижение функционального напряжения и  утомления детей.  Создания условий для снятия перегрузки,  нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся  осуществлять учебную и внеучебную  деятельность в соответствии с  возрастными и индивидуальными  возможностями. 4. Организация физкультурно­ Положительное отношение к  Обеспечение рациональной организацииоздоровительной работы  двигательной активности и  совершенствование физического  состояния. двигательного режима обучающихся,  нормального физического развития и  двигательной подготовленности  обучающихся всех возрастов. Повышение адаптивных возможностей  организма. Сохранение и укрепление здоровья  обучающихся. Формирование культуры здоровья. 5. Реализация дополнительных  образовательных программ  Ценность здоровья и здорового  образа жизни Включение учащихся в  здоровьесозидающую деятельность 6. Просветительская работа с родителями  (законными представителями).  Здоровье детей – главная ценность  семейного воспитания Включение родителей (законных  представителей) в здоровьесозидающую и  здоровьеукрепляющую деятельность  школы.  Организация здорового питания Сохранение и укрепление здоровья  учащихся средствами рациональной  организации их питания Организация здорового и рационального  питания  Семинары и консультации для  учителей по вопросам создания  здоровьесозидающей  образовательной среды. Ценность здоровья и здорового  образа жизни Организация и проведение семинаров и  консультаций для учителей по вопросам  создания здоровьесозидающей  образовательной среды ОУ.5.УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  ОРГАНИЗАЦИОННО­ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Общее руководства реализацией Программы «Здоровье» осуществляется Службой  здоровья ОУ, которая организует:  а) организационно­методическое сопровождение основных направлений реализации  Программы,  б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов  района,  в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы  г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в  системе образования Неклиновского района и др. Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет  Педагогический  Совет и Попечительский Совет государственного общеобразовательного учреждения  Покровской средней общеобразовательной школы  в пределах своих полномочий.   ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только  бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги,  спонсорская благотворительная помощь). o ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ №   Мероприятия Сроки реализации Ответственный Разработка локальной нормативно­правовой базы для  организации работы по сохранению и укреплению здоровья  учащихся Сентябрь – май 2013­2014г. Председатель Службы здоровья Создание информационного и материально­технического  обеспечения здоровьесберегающей деятельности  образовательного учреждения. 2013 ­ 2018  Служба здоровья  Проведение системы тренингов, направленных на  профилактику эмоционального выгорания и  профессиональной деформации педагогов. Ноябрь каждого уч.г. Председатель Службы здоровья Проведение воспитательных и спортивных мероприятий,  обеспечивающих формирование здорового образа жизни. ежегодно Зам. дир . по УВР  Применение на уроках здоровьесозидающих технологий 2013 ­ 2018  Зам. директора по УВР   Систематическая диагностика состояния здоровья  учащихся ежегодно, сентябрь Группа сопровождения Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда  ежегодно, 1 раз в четверть Зам. директора по УВР,  классные руководители  Анализ состояния здоровья учащихся ежегодно, 1 раз в Зам. директора по УВР  полугодие  Корректировка учебной программы по физической  культуре в соответствии с результатами анализа здоровья  учащихся. ежегодно,  1 раз в четверть Учителя по физической культуре  Проведение музыкальных и спортивных перемен Постоянно Зам. директора по ВР  Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной  школе Систематически с 2013­2018 уч. г. Учителя по физической культуре  Организация внеклассной работы по физической культуре  ежегодно, сентябрь Зам. директора по ВР после уроков   ­ Проведение традиционных общешкольных спортивных  соревнований и спортивно­оздоровительных мероприятий в  ОУ  ­ Участие в спартакиаде школьников района, области в течение учебного года по графику спорт. соревнований. Зам. директора по ВР  Организация и проведение выездов за село, туристических  слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей  учащихся,  ежегодно,  1 раз в триместр Зам. директора по ВР  Содействие в проведении медико­профилактических  мероприятий медицинскими работниками закрепленных за  постоянно Зам. директора по ВРшколой поликлиники  Создание системы информированности родителей о  результатах анализа состояния здоровья и  профилактической работы в школе по оздоровлению детей ежегодно Зам. директора по ВР  Организация и проведение лекций и родительских собраний  по проблемам возрастных особенностей обучающихся  ежегодно,  1 раз в триместр Зам. директора по ВР  Внедрение в образовательный процесс малых форм  физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья) Постоянно Зам. директора по ВР  Профилактика травматизма постоянно Зам. директора по ВР, служба сопровождения  Психологическая помощь обучающихся  и адаптации к  новой жизненной ситуации  постоянно Зам. директора по ВР, служба сопровождения  Проведение итоговой и промежуточной аттестации в  щадящем режиме с учетом здоровья учащихся постоянно Зам. директора по УВР  Создание зон отдыха и психологической разгрузки для  обучающихся и учителей 2013 ­ 2018 Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения  Обеспечение внутренней и антитеррористической  Постоянно Зам. директора по АХР безопасности и охрана труда  Осуществление выборочного косметического ремонта  учебных и служебных помещений 2013­2018 уч.г. Зам. директора по АХР  Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ 2013 ­ 2018  Зам. директора по АХР  Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные  ежегодно Зам. директора по АХР косметические ремонты, замена элементов систем  водоснабжения, теплоснабжения, канализации,электрооснащения и др.)   Преодоление адаптационного периода детей при  поступлении в первый класс в щадящем режиме 2013 ­ 2018  Зам. директора по УВР, служба сопровождения  Организация специальных занятий с дошкольниками по  2013 ­ 2018  подготовке к школе Зам. директора по начальной школе  Лекции для родителей будущих первоклассников «Как  подготовить ребенка к школе»  2013 ­ 2018  Зам. директора по начальной школе  Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – ежедневно Зав. столовой 11х классов  ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА) Реализация программы предполагается в период 2013­ 2018 гг. в три этапа: I этап. ­ 2013­2014г. ­ Подготовительный этап реализация Программы.  Создание организационно­правовых условий для формирования безопасной среды и  здоровьесберегающих условий обучения школьников. II этап. ­ 2014 – 2015 г. – Формирующе­преобразующий (Основной) этап. Реализация  Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности щколы, в том  числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных  партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности  мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности,  частно­государственного партнерства.  III этап ­ 2018 г. ­ Итогово­обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего  развития Программы   ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ) Создание максимально благоприятных условий для формирования  здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:  повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;  формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;   снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;  повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности; усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.  Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических  разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей  деятельности ОУ;  Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной  жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в  здоровом образе жизни.  Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех  участников образовательного процесса.  Улучшение физического и эмоционально­психологического состояния всех  участников образовательного процесса.  Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно­оздоровительной  работы;  Рост спортивных достижений обучающихся;  Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в  сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального  здоровья обучающихся (воспитанников). ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ: ­ снижение заболеваемости учащихся на 10%; ­ расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно; ­ повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны  различных субъектов до 75%; ­ снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10% ­ снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.  доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте  школьников не менее 10%;  среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей,  обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6­ ти и более часов пребывания не более 50%; 1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  Основные результаты реализации Ппрограммы оцениваются в рамках мониторинговых  процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамикишкольного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Инструментарий проведения контроля ­ мониторинг результативности выполнения программы;  ­ степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ ­ анализ статистических показателей и мониторинговых исследований  ­ опросы учащихся, родителей, педагогов.  ­ общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников  образовательного процесса; ­ общественная оценка педагогического совета качества работы школы  Критерии эффективности реализации целевой программы  Для образовательных учреждений: 1. количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.  2. количество официальных физкультурно­оздоровительных и спортивных  мероприятий, в которых принимает ОУ; 3. доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно­ оздоровительной работы; 4. численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту  жительства. Для учащихся: 1. количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками),  дней/уч­ся/год; 2. количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися 3. (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч­ся/год; 4. доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %; 5. доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях,  кружках по отношению к общему их количеству, %. 6. доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, % 7. количество (динамика) несчастных случаев в ОУ Для педагогов:  1. доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья  и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %2. доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по  отношению к общему их количеству, %; Социальный эффект от реализации программы Для ОУ и родителей Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды  ОУ. Развитие социального партнерства с целью оптимизации  здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения  Развитие службы здоровья и службы сопровождения. Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного  процесса; Повышение удовлетворенности родителей качеством  предоставленных образовательных услуг Для учащихся Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые  образовательные потребности.  Изменение отношения к своему здоровью как к ценности. Для системы  образования,  для  педагогического  сообщества  Для местного  сообщества и  государства,  Получение положительного тиражируемого инновационного опыта,  подлежащего передаче ОУ района и области  Расширение и углубление валеологической составляющей   компонента образования 1. ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Возможные сложности (риски) реализации Программы  Пути их преодоления Формальный подход ОУ к реализации  здоровьесозидающей деятельности Стимулирование деятельности ОУ в области  здоровьесозидания и формирование установки на  получение результатов деятельности  Возможно неприятие инновационных форм организации  образовательного процесса на валеологической основе  ­ Просветительская работа с педагогами. ­ Обучение педагогов на курсах повышения  квалификации.частью педагогов  ­ Методическая поддержка педагогов.  Недостаточность бюджетного финансирования  Поиск дополнительных финансовых средств. Фандрайзинг.  1. НОРМАТИВНО­ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Нормативно­правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы  составляют документы, характеризующие российскую государственную политику,  региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения,  методические материалы (представлены в Приложении 1)  1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ. 2. Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность  компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников  образовательного процесса.  3. Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений,  определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и  являющая основой здорового образа жизни.  4. Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными  образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае  – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не  структурные преобразования, а многочисленные социальные связи,  обеспечивающие условия для создания общего образовательного  пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих  принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов  сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной  общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое  взаимодействие членов сети.  5. Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) –  организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечениюздоровья участников образовательного процесса, формированию их  здорового образа жизни.  6. Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной  взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов,  вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов  объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру.  Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы  законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные  организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей  1. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО­ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ  ОСНОВА ПРОГРАММЫ Нормативно­правовой и документальной основой Программы формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются: 1. Конвенция о правах ребенка  Законы и подзаконные акты Российской Федерации 1. Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12­ФЗ с  внесенными позднее изменениями) 2. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране  здоровья граждан»  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»  4. Закон РФ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» (от  30.03.1999 № 52­Ф3) 5. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  6. «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 ­ 2015 годы»7. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»  Министерства образования и науки РФ; 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06.10.2011 № 373; 9. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг.,  утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от  07.09.2011 № 1507­р;  10. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ МБОУ ПСОШ «НОК В школе ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр школьников.  1. Характеристика состава учащихся школы по здоровью Учебный Количество  год уч­ся I группа здоровья Основная группа II группа здоровья Подготовительная группа III группа здоровья Специальная группа 2010­2011 2011­2012 351 355 339 341 0 4 12 102012­2013 362 349 5 8 Заболевание  2011­2012 уч.год 2012­2013 уч.год Сердечно сосудистые Почек ЛОР Органов пищеварения Эндокринной системы ЦНС Органов зрения Ортопедические Органов дыхания Кожи 5 3 43 25 12 3 36 21 14 10 6 3 34 30 15 4 56 22 12 8 В связи с тем, что в школе большое количество учащихся с ослабленным здоровьем,  педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья  школьников совместно с медицинскими работниками школы.  Также проводится мониторинг здоровья педагогического коллектива школы.  Заболеваемость педагогов школы за три прошедших года практически не увеличивается.В школе работает Служба здоровья, которая включает в себя службу сопровождения, в  состав которой входит психолог, социальный педагог. Служба сопровождения  поддерживает связь с детской поликлиникой. Характеристика состава учащихся школы по здоровью Группа  здоровья  2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 1 2 3 4 116/17,8 112/18,4 75 / 12% 36/ 6% 314/64 312/61 317 / 69% 318/ 71% 25/17,6 28/19,3 28 /17% 23/ 21% 6/1+ 2инв. (0,3) 6/1+ 2 инв. (0,3) 13/ 2% 7 / 1,2% (из них 5  детей­ инвалидов) 1 – здоровые дети 2 – незначительные отклонения в состоянии здоровья 3 – хронические заболевания 4 – значительные отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. дети­инвалиды. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО­ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Система физкультурно­оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение  рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического  развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение  адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и  формирование культуры здоровья.  В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеется спортивная площадка,  оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.Урочная деятельность Внеурочная деятельность Традиционные дела Кружки и секции  Общешкольные проекты Реализация на уроках  физкультуры  программы  «Здоровая  осанка»  (профилакти­ ка плоскосто­ пия и  сколиоза) Курс «Физическая культура»  способствует  выработке  установки на  безопасный,  здоровый образ  жизни.  На уроках  проводятся  физкультминутки,  гимнастика для  глаз и рук. Динамические  перемены Диспансеризация Дни Здоровья Спортивный  праздник «Мама,  папа, я ­  спортивная семья»  «Весёлые старты» по  параллелям,органи­ зованные учителем  физкультуры,роди­ телями,классными  руководителями. Праздники  здоровья  Спецгруппа Участие детей и  учителей, родителей в  ежегодном забеге  Спортивные  игры    Участие детей в  районных  мероприятиях: «Весёлые старты», «К старту готов» «А,ну­ка, парни» Спортивный праздник,посвящённый  рождению школы. Первенство школы по  футболу, легкой  атлетике, баскетболу ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В системе дополнительного образованию занимаются свыше 70% учащихся школы. Дополнительное образование состоит из 3­х блоков:  1. кружки, развивающие личность ребенка; 2. студии; 3. спортивные секции. Таблица 4: Программы секционной и кружковой работы № Название кружка Возраст  уч­ся (класс) Ф.И.О. педагога Нагрузка  Часы  работы День недели 1 Легкая атлетика 5­10 Чемикосова И.В. 2 часа 14.00­15.00 Среда2 Самбо 4­8 Журба А.Н. 9 часов 16.00­18.30 Понедельник Среда Пятница 3 4 Спортивные игры 1­6 Езин Е.Н. 4 часа 15.00­17.0 15.00­17.00 Вторник Пятница Туризм 6­9 Романов А.В. 2 часа 14.30­16.30 Четверг 5. Школа выживания 8­11 Романов А.В. 3 часа 14.00­15.30 14.00­15.30 Понед. Среда ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ МБОУ ПСОШ «НОК» Формы сотрудничества Периодичность контактов №  Наименование общественных организаций, учреждений, с которыми сотрудничает общеобразовательное учреждение 1. 2 4 5 ЦВР По плану работы Конкурсы,  викторины,  праздники,  интеллектуальные  игры 1.Кинотеатры, музеи,  театры Экскурсии,  спектакли. фильмы По плану работы2 Детская юношеская  спортивная школа Секции,  соревнования,  организация Летнего отдыха По плану работы 3 Медицинское  объединение: детская  поликлиника,  женская консультация Профилактические  медицинские  осмотры и  сопровождение  школьников  По плану работы 4 Органы социальной  защиты семьи и  детства Профилактические  беседы для  родителей,  консультации Ежегодно 5 Правовые органы  содействия школе  ( отделение милиции ,  РОВД; ГИБДД; ПДН;  КДН) Правовая неделя,  классные часы,  беседы с  обучающимися 6 Районный совет  ветеранов 7 Ростовский  госудаственный  пединститут  повышения  квалификации  Смотр строя и  песни, Уроки  Мужества», акция  «Подарок ветерану» Повышение  квалификации,  педагогическая  практика для  студентов на базе  школы; 8 ЦРБ  библиотечные уроки, конкурсы, выставки В течение года 1 раз в месяц 1 раз в четверть