Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)
Оценка 4.9

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа +2
7 кл—8 кл
29.05.2017
Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)
Пришкольный лагерь труда и отдыха – один из самых подходящих форм организации летнего отдыха обучающихся. Программа «Зеленая планета»является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей школьников в процессе организации совместной деятельности. В программу включены мероприятия по оздоровлению детей. Кроме того, предполагается не только трудовая, но и развлекательно-досуговая деятельность.
rabohsaia progpamma.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     по   основам духовно­нравственной культуре народов России учителя русского языка и литературы Елиной Рамзии Бариевны Рассмотрено на заседании                                   педагогического совета                      протокол №1 от «31» августа 2016 г.  2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка     Рабочая программа по основам духовно­нравственной культуре Народов России составлена на основе следующих нормативных документов: 1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); 2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (введена в действие приказом директора от 29 августа 2014 года №138/1); 3. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31 августа 2016 г. №____); 4. Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 31августа 2016 г. №____);  5.   Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).      Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС.  Инновационная школа). Цель и задачи обучения «Основы светской этики» в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.5 рабочей программы.               Программный материал составлен и адаптирован учителем  русского языка и литературы Елиной Р. Б. с учетом индивидуально подхода в  обучении в соответствии с требованиями Устава лицея.                                                                    Характеристика и цели предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно­нравственной   культуры   народов   России».   Изучение   основ   духовно­нравственной   культуры   предполагает   дальнейшее   развитие   учащихся; воспитание   патриотизма,   любви   и   уважения   к   Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа; формирование   готовности   к   нравственному   самосовершенствованию,   духовному   саморазвитию;   ознакомление   с   основными   нормами   светской   и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки   личности   поступать   согласно   своей   совести;   воспитание   нравственности,   основанной   на   свободе   совести   и   вероисповедания,   духовных традициях   народов   России;   осознание   ценности     человеческой   жизни.   Системно–деятельностный   подход,   лежащий   в   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   предполагает   воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих требованиям   построения   демократического   гражданского   общества   на   основе   толерантности,   диалога   культур   и   уважения   многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно­нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. Характеристика и цели модуля «Основы светской этики» Модуль   «Основы   светской   этики»   в   рамках   предметной   области   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   предполагает   изучение духовно­нравственной   культуры   и   призван   ознакомить   учеников   с   основными   нормами   нравственности,   дать   первичные   представления   о   морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи: ­  формировать нормы светской морали; ­  дать представления о светской этике; ­  познакомить учащихся с основами культур; ­  развивать представления о значении нравственных норм; ­обобщить знания о духовной культуре и морали; ­  развивать способности к общению; ­  формировать этическое самосознание; ­улучшать взаимоотношения детей и родителей; ­  противодействовать суициду детей. Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно­воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.   Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так   и   формирование   универсальных   учебных   действий   в   личностных,   коммуникативных,   познавательных,   регулятивных   сферах,   обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника: Личностные результаты ­  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ­  формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду; ­  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­  формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; ­формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; ­  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания. Предметные результаты ­Воспитание   способности   к   духовному   развитию,   нравственному   самосовершенствованию;   воспитание   веротерпимости,   уважительного   отношения   к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; ­  знание   основных   норм   морали,   нравственных,   духовных   идеалов,   хранимых   в   культурных   традициях   народов   России,   готовность   на   их   основе   к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; ­формирование представлений об основах светской этики; ­понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты ­  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ­умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; ­  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; (cid:149)  умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с  задачей   коммуникации   для  выражения   своих   чувств,   мыслей   и  потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 час) Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе. Тема 1. Гражданин России (1 час) Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг  каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная  Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства. Тема 2. Порядочность (1 час) Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.  Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности. Тема 3. Совесть (1 час) Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить.  Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и  корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников. Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час) Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила  установления дове­ рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь. Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час) Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности  учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание  милосердия. Умение понять и простить. Тема 6. Правда и ложь (1 час) Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность.  Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи. Тема 7. Традиции воспитания (1 час) Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к  воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет. Тема 8. Честь и достоинство (1 час) Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова.  Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.   Тема 9. Терпимость и терпение (1 час) Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость  (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила  толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Тема 10. Мужество (1 час) Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в  необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства,  благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества.  Кавалеры ордена Мужества. Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час) Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность.  Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия. Тема 12. Самовоспитание (1 час) Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и  поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных  качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения. Тема 13. Учись учиться (1 час) Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке.  Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и  физического. Тема 14. Речевой этикет (1 час) Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы.  Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что  значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по  телефону. Тема 15. Мои права и обязанности (1 час) Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда.  Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Защита проекта (1 час) По учебному плану МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» в 2016­2017 учебном году на изучение предмета «Основы духовно­нравственной культуры народов России» в 5 классе отводится 17 часов (1 час  в неделю). ). В связи с тем, что учебные дни совпадают с праздничными  выполнение содержательной части программы уплотнено и реализуется  за 16 часов. №  Тема урока Содержание урока (уроков) 1 Введение в предмет Народы России, их духовно­ нравственная культура. Учебник «Основы духовно­ нравственной культуры народов России.  Основы светской этики», его структура Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно­ нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «националь­ность», «мораль», «нравственность». Фиксация информации в различных знаковых системах Духовно­ нравственная культура, этика, этикет, светский, народ, национальнос ть, мораль, нравственнос ть Ознакомление с основными общечеловечески ми нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. 2 Гражданин России Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование Родина, народ, Россия, Расширение представлений о Родине, родном Тематическое планирование. Виды учебной деятельности Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные Метапредметные Личностные дата  план фак 1.09 Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять; словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.  Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану. Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета. Интерес к познанию родной страны, 8.09 Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», устройство «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы», «». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем    3 Порядочность  Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство  Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства.        Российская Федерация, государство, гражданин, гражданство, права и обязанности, государствен ные символы, Президент, Правительств о, парламент Этика, мораль, нормы морали, порядочность , благородство, достоинство, справедливос ть.  крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. 4 Совесть  Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «совесть»,  Совесть,  стыд,  порядочность , сострадание, Пробуждать стремление к самосовершенств ованию и благородству.   Воспитание вежливого поведения, доброжелательно учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей различных национальностей Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе.  усвоение понятий», «государств», «Конституция» , «права», 15.09 «обязанности», «государственн ые символы»  Разрешение  элементов  практических  ситуаций в  повседневной  жизни.  Пробуждение  стремления  совершать  добрые дела,  быть  порядочным  человеком.  Регулятивные: определение отработки терминов и понятий. Познавательные: Компетентност ь в оценивании своих поступков, 22.09 оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.   «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.     правдивость,  эгоизм,  корысть го отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.   Формирование представлений о нравственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.    Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета.   Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарём по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения.   Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и определении обязанностей и оценивание их выполнения.  Выявлять элементы ощечеловеческ их ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями ; соотносить 29.09 текст с рисунком; выявлять различие между доверием и 6.10 доверчивостью. Выявлять элементы общечеловечес ких ценностей, сострадания и милосердия; 5 Доверие и доверчивость  Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного Доверие, самодоверие, доверчивость. плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия  доброжелательно сти, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.  6 Милосердие и сострадание Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», Милосердие, сострадание, бескорыстие, человеколюб ие.  Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь Качества настоящего «человеколюбие». Освоение друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.  Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное 7 Правда и ложь искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.    сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательно сть, уважение друг к другу.  Правда, ложь, полуправда, честность, искренность, правдивость.  Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития  задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно­ графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд.  соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять взаимопомощь в классном коллективе.  Регулятивные: при помощи учителя определять   13.10 нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; сравнение с 8 Традиции воспитания  Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.  9 Честь и  достоинство Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность Традиция, поколение, сословие, манеры.  Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. Честь, достоинство, нравственнос ть, репутация, совесть, справедливос ть, доблесть, благородство, уважение, патриотизм. Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа. сопоставление различных высказываний.  Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.    Регулятивные: определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучение нового. Коммуникативные: 20.10  Концепции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественно го произведения, выявлять в нём этические понятия. 27.10 Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план для и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и 10 Терпимость и  терпение «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость. Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, 11 Мужество Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности. Нормы морали, культура, религия, терпимость, толерантност ь, мигрант, индивидуальн ость, национальнос ть, бескорыстие, гуманность, ксенофобия, обычай.   Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки, целеустремлённо сти. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – Мужество, доблесть, смелость, отвага, честь, честность, достоинство, благородство, доброта, Формирование умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.    Регулятивные: определение принципов применения блок – пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по ролям; аргументирование своего ответа   Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, сообщения. Знать основы поведения в многонационал ьном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальност и; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с 10.11 17.11 отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление 12 Равнодушие и  жестокость мужества. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела. следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением). потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных 24.11 Поддерживать дружеские взаимоотношен ия в классе и в школе; подготовить мини – сочинение; проанализиров ать жизненные ситуации, сделать выводы дружба, герой, героизм. образцы поведения их героев. Уважительно относится к выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, героям прошлого и настоящего. пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий. Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил Равнодушие, жестокость, жизненные ценности, сквернослови е, философия. Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношени й в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней. сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. 14 Учись учиться Преодоление трудностей, самооценка. Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии Средства речи и 15 Речевой этикет Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков Учение, Анализ вопросов воспитание, образование, коллективизм . и заданий, ответы в логической последовательно групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания. сти. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. проведения словесных споров Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах. Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в команде. 1.12 Проявлять компетентност ь в соблюдение дисциплины и самодисциплин ы; анализировать рассказы для детей по проблеме урока 8.12 Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома; выполнению учебных заданий в классе и дома; выполнению правил учебного труда; умение и желание соблюдать распорядок дня. 13 Самовоспитани е Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе. Нравственнос ть, нормы нравственнос ти, сознательная дисциплина, самовоспитан ие, самообразова ние, самооценка. «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Актуализация и формализация Речевой Активизация Регулятивные: Компетенции: 15.12 правила их знаний учащихся о социальных использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. этикет, общение, беседа, вежливость. 16 Мои права и  обязанности русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование Устав, права и обязанности, нормы морали, правила этики и этикета определений понятия «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов причинно – следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих знаний речевого этикета из межпредметных связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится.  Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях. Регулятивные: основы составления простого и сложного планов Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие речи в разных ситуациях. выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальност и, религии. Знание основ школьного Устава, 15.12 запрещающих требований; проявление уважительного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника. 17 Защита проекта Обобщить и Проверка знаний и умений, систематизировать соответствующих требованиям к Основные понятия Выявление основных знаний Регулятивные: составление тестового Компетенции владения 22.12 осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав знания учащихся по основам светской этики освоению курса  курса и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщений и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознания   задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий.  Проектная деятельность на уроках основы духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе в рамках введения ООО ФГОС В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно­деятельностный подход. То есть каждый урок и  каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности,  развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод  проектов.      Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к  последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая  направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п.  становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся,  вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.  Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. В  гимназии  проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Но опыт работы по введению ООО ФГОС показал,   что уже с пятого  класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по литературе.     При  организации данного вида  деятельности используются разные виды проектов : творческие, ролевые, исследовательские, предметно­ ориентированные, интегрированные.  Проектная деятельность осуществляется по темам: 1. 2. 3. Совместная газета после изучения тем «Учись учиться» Инсценирование по теме «Речевой этикет» Создание презентации  по темам «Традиции воспитания», «Милосердие и сострадание»  Планируемые результаты            На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить: ­кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности;  ­раскрыть важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. ­ Развивать и совершенствовать свою личность  в темах: «Самовоспитание», «Учись учиться».  ­ находить выход из спорных ситуаций.  ­осуществлять     терпимое отношение к другим народам,  ­понимать особенность их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.  ­чувствовать принадлежность к своей стране и народу. ­узнать много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом.  ­ познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов  ­узнать о происхождении тех или иных правил поведения  ­уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. ­усвоить положительный опыт поведения других людей.  ­усвоить   ценные   знания   поведенческого   характера,   которые   могут   и   должны   стать   стержнем   их   позитивного   поведения   в   последующей   жизни.   – осуществлять потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.  ­формировать познавательные потребности. ­формировать социально­коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.  ­устанавливать и реализовать межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.  ­узнавать в ознакомительном порядке   об основных религиях россиян.                                           КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие и более сложные  выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.  Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: ­      неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной; ­      нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной; ­      неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ­      ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; ­      незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение; ­      отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ­      ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; ­      неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов. Недочеты: ­       преобладание при описание объекта несущественных признаков; ­      неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; ­      отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; ­      неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; ­      неточность при нахождении объекта на карте.   «5» ­ отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения «4» ­ 2­3 ошибки или 4­6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала «3» ­ не более 4­6 ошибок или 10 недочетов; не более 3­5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса «2» ­ более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений. Тест. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.   «5» ­ верно выполнено более ¾ заданий «4» ­ верно выполнено ¾ заданий «3» ­ верно выполнено ½ заданий «2» ­ верно выполнено менее ½ заданий   Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  PowerPoint. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Оценка «5»ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям. Оценка «4»ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям. Оценка «3»ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем    корректное оформление презентации. Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях. Критерии оценивания Параметры Оценка Дизайн  презентации Содержание Защита проекта ­ общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; ­ диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; ­ текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; ­ списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; ­ ссылки – все ссылки работают Средняя оценка по дизайну ­ раскрыты все аспекты темы; ­ материал изложен в доступной форме; ­ систематизированный набор оригинальных рисунков; ­ слайды расположены в логической последовательности; ­ заключительный слайд с выводами; ­ библиография с перечислением всех использованных ресурсов. Средняя оценка по содержанию ­ речь учащегося чёткая и логичная; ­ ученик владеет материалом своей темы; Средняя оценка по защите проекта Итоговая оценка Диагностическая работа  1. Полное название нашей страны: а) Москва б) Российская Федерация в) Россия 2. Дай толкование слову «отечество» а) страна наших пап, мам б) родная страна отцов и предков в) Россия 3.Материальный мир — это а) информация из книг, журналов, СМИ б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают в) явления природы, которые нас окружают  4.  Ответь на вопрос, ответ соедини с правильным ответом.  1. тот, кто ни с кем ничем не делится?                                а)  лживый    2. тот, кто обманывает?                                                         б)  гордый  3. тот, кто считает себя самым лучшим?                             в)  жадный  5. Закончить предложение. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними ­это……………  6. В  человеке может проявляться красота духовная­невидимая, когда он выбирает добро, а не  зло. Подумай и выбери, в каких поступках эта красота  проявляется.           Если человек :                        а)   ­ обижает младших,                       б)  ­  помогает старшим и больным                       в) ­ просит прощения и прощает других                       г) ­ благодарит людей за оказанное добро                        д) ­  любит бездельничать                         е)­ ___________________________________                               (свой ответ) 7.Соотниси понятие с их объяснением.   1.Этика  2.Культура а) система норм и ценностей регулирующих поведение людей.  б)наука ,рассматривающая поступки и отношения между людьми. 3.Мораль  в) образованность.   Дополнительная часть. 8.Какая добродетель находится между двумя пороками?             а) расточительность­…….­скупость,             б) вредность­……..­угодничество,             в) безрассудная отвага­……­трусость,    Слова для справок : дружелюбие ,щедрость, мужество. 9.Приведи примеры традиций принятых в обществе____________ _____________________________________________________________ _______________________________________________________________ 10. Как вы думаете, быть справедливым сложно? Обоснуйте свой ответ. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________ 1. Интернет­ресурсы : Программно­методическое обеспечение образовательного процесса: http://www.school.edu.ru/ ­Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ ­ газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ ­ Все образование Интернета http:// mon.gov.ru/ ­ сайт Министерства образования и науки РФ. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы. http://www.informika.ru /­ сайт ФГУ «Государственный научно­исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». http://school­collection.edu.ru/ ­каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы. 11. 13  http://www.it­n.ru/ ­ «Сеть творческих учителей  12. http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет 13. http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится. 14. http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей 15. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования 16. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал Список   литературы 1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­ сост. М.Т. Студеникин.  2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово­учебник», 2013г.

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)

Программа "Зеленая планета" (Пришкольный лагерь труда и отдыха)