Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»
Оценка 4.9

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
ОБЗР
Детсад
05.07.2017
Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»
1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в ситуациях опасности. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Практика жизни показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Таким образом, целенаправленная работа дает, несомненно, положительные результаты, должна всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей. Актуальность программы объясняется тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание детей постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Безопасность дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
ПР. БЕЗОПАСНОСТЬ , 2017г..docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 ст. Должанская МО Ейский район Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»                        Разработчики:                                                                   Жеребцова И.П.,                                              воспитатель МБДОУ ДС КВ №12                                                           ст. Должанской МО Ейский район                                                                   Тараненко Л.В.,                                                воспитатель МБДОУ ДС КВ №12                                                            ст. Должанской МО Ейский район 2017год Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность Цель программы Задачи программы Принципы Ожидаемые  результаты Содержательный раздел Структура программы Направления в реализации программы Методы Виды деятельности в реализации программы Содержание структурных разделов Раздел 1. Безопасность на дорогах Раздел 2. Безопасность собственной жизнедеятельности Факторы успешности Организационный раздел Перспективное планирование по разделам 1. 1.1 . 1.2 . 2. 2.1 . 2.2 . 2.3 . 2.4 . 2.5 . 2.6 . 3. 3.1 . Ребенок на улице Ребенок и другие люди Ребенок дома Пожарная безопасность Календарное планирование по пожарной безопасности в старшей группе Календарное планирование по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе Взаимодействие с семьей 3.2 . 3.3 . 3.4 . 3.5 . 3.6 . 4. Методическое сопровождение Диагностический инструментарий Перспективный план работы с родителями 3 3 3 4 4 5 6 6 6 7 7 8 8 8 11 13 14 14 14 15 16 17 18 20 23 25 27 28 2 Приложение к программе 29 1.Целевой раздел.         1.1. Пояснительная записка                Одной   из   приоритетных   для   человечества   потребностей   является обеспечение   безопасности   его   жизнедеятельности.   Современная   жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в  ситуациях опасности.                Особую   тревогу   мы   испытываем   за   самых   беззащитных   граждан   – маленьких   детей.   Пока   ребенок   маленький,   взрослые   более   или   менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят.  Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?         Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком   –   только   тогда   она   станет   действенным   регулятором   его поведения. Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми.  Задача   нас   педагогов   и   родителей   состоит   не   только   в   том,   чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными   сложными,   а   порой   опасными   жизненными   ситуациями. Практика жизни показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, 3 научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.  Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и   закладываются   прочные   основы   опыта   жизнедеятельности,   здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно   определить   всю   меру   опасности.   Поэтому   на   взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.   К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих   нашей   жизни,   уменьшает   число   причин   страха   и,   давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».                 Таким   образом,   целенаправленная   работа     дает,   несомненно,   положительные результаты, должна всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший  поиск и совершенствование   в   организации   работы   по   профилактике   основ безопасности у детей.    Актуальность программы объясняется тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации,   которая   свойственна   взрослым.   Желание   детей   постоянно открывать что­то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их   перед   реальной   опасностью   пожара.   Безопасность   дошкольников обусловлена   объективной   необходимостью   информирования   детей   о правилах   безопасного   поведения,   приобретения   ими   опыта   безопасного поведения.   Забота   о   сохранности   детской   жизни   ­   важнейшая   задача дошкольного   учреждения,   семьи   и   государства.   Только   систематическая, планомерная   работа   в   содружестве   с   семьёй   поможет   сформировать   у дошкольников прочные знания о правилах  безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.                     Цель:  способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни, формировать социально – коммуникативные компетенции детей.                  Задачи программы Обучающие. 1. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально  опасным для человека ситуациям. 2.Конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения. 3.Закрепить правила личной безопасности: безопасность на дорогах,  безопасность собственной жизнедеятельности: ребенок и другие люди,  ребенок дома.  4.Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как  контакты с чужими людьми; 4 5.Формировать представления о причинах и последствия неосторожного  обращения с огнем. 6.Обогащать социальный опыт. Развивающие. 1.Развивать устойчивый познавательный интерес. 2.Развивать быстроту мышления. 3.Активизировать   аналитические   способности,   умение   концентрировать внимание. 4.Поддерживать проявление социальной активности, заботливого отношения к сохранению своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения. 5.Развивать   умение   действовать   согласованно,   принимая   общую   цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности. 6. Развивать   у   детей   самостоятельность,   овладению   разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения. 7.Формировать самоконтроль.  8.Обогатить представление детей о здоровье.  9.Формировать   у   детей   элементарные   представления   о   человеческом организме, навыки личной гигиены и  оказания элементарной помощи.               Воспитательные. 1.Воспитывать   ответственное   отношение   к   безопасности   своего   здоровья   и своих товарищей, чувство осторожности и самосохранения.  2. Воспитание навыков поведения. 3.Воспитывать потребность к здоровому образу жизни. 4.Воспитывать   чувства   благодарности   людям,   которые   помогают   нам   в трудных ситуациях. Практические. 1.Прививать практические навыки поведения детей при возникновении  опасной ситуации. 2.Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Ведущая   идея  ­  формирование   у   детей   осознанного   выполнения   правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, быта.        Принципы, лежащие в основе программы                                                       Принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 5 Принцип системности и последовательности, дети усваивают знания постепенно.     Принцип наглядности предполагает активное использование наглядности: иллюстрации, плакаты, карточки, знаки, объекты.    Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.        Принцип   интегративности  предусматривает   реализацию   программы   в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума.       Принцип дифференциации   предполагает создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, поддержку индивидуальности и инициативы.        Принцип гуманизации   несет в себе умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, обеспечение эмоционального благополучия через   непосредственное   общение   с   каждым   ребенком   и   уважительное отношение к каждому ребенку.     Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть Интересным и увлекательным, у детей формирует стремление к достижению результата     Принцип личностно­ориентированного общения, дети выступают как  активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто  пассивно перенимают его опыт.   включают   в   себя  интеграцию   нескольких   видов   деятельности:   игровой,   познавательной,   творческой, принцип,   важен с точки зрения выработки у ребенка отношения к ситуации постоянного выбора.         Принцип единства требований  требует совместных усилий педагогов и родителей, обеспечивая результативность приобретаемого детьми опыта.  Принцип   деятельностного   подхода             1.2.Ожидаемые результаты. Дети приобретают следующие умения: ­ осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности  окружающих; ­ проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в  соблюдении правил поведения; ­ умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее; ­ знание правил безопасного поведения на улицах, смогут объяснить и дать  оценку в правилах дорожного движения; 6 ­ умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила  безопасности жизнедеятельности; ­ умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных  ситуациях; ­ умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного  для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях; ­ способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с  усвоенными правилами; ­ овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их  отработка до автоматизма; ­ представления о возможных негативных последствиях для других людей  своими неосторожными действиями; ­ умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила  безопасности жизнедеятельности; ­ представления о возможных негативных последствиях для других людей  своими неосторожными действиями.         2. Содержательный раздел         2.1.Структура программы Раздел 1. Безопасность на дорогах.  Раздел 2.Безопасность собственной жизнедеятельности.  1). Ребенок и другие люди:  ­ опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми: о несовпадении  приятной внешности и добрых намерений, ситуации насильственного  поведения  со стороны незнакомого человека;  ­ если «чужой» приходит в дом. 2). Ребенок дома: ­ безопасность в быту; ­ пожарная безопасность.         2.2. Направления в реализации программы.  В программе прослеживается несколько направлений работы: 1. Образовательное (НОД, беседы):  составление   рассказов,   чтение,   обсуждение   художественной   литературы, работа   с   интернет   ресурсами,   презентации,   проектная   деятельность, моделирование, викторины. 2. Воспитательное:  досуги,   игры   подвижные,   ролевые,   дидактические   прогулки,   целевые экскурсии. 3. Культурно­познавательное:  7 встречи,   целевые   прогулки,   экскурсии,   концерты,   просмотр   презентаций, плакатов, стендов,  выставка художественной литературы, театрализованная деятельность: инсценировка произведений. 4. Нравственное: продуктивная деятельность, изготовление  атрибутов к сюжетно­ролевым  играм, подготовка декораций к конструктивно­модельной деятельности.       5.Взаимодействие с семьями воспитанников.  Для   благополучия   ребенка   очень   важно   выработать   четкую   стратегию сотрудничества.   Ведь   круг   проблем,   связанных   с   безопасностью   ребенка, невозможно   решить   только   в   рамках   детского   сада.   Поэтому   необходим тесный контакт с родителями.         2.3. Методы, используемые в реализации программы.          Словесный: чтение литературных произведений воспитателем; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, рассказы детей из личного   опыта;   сообщение   дополнительного   материала   воспитателем; загадывание   загадок;   разбор   житейских   ситуаций;   проведение   викторин, конкурсов.                 Наглядный:   экскурсии;   наблюдения;   рассматривание   наглядного материала;   рассматривание   книжных   иллюстраций,   фотографий,   плакатов, предметов; целевые прогулки; моделирование ситуаций.               Практический   метод:   продуктивная   деятельность,   проектная   деятельность,   подвижные, малоподвижные,   театрализованные,   сюжетно   –   ролевые,   сюжетно   ­ дидактические;   рассказы   детей   по   схемам,   иллюстрациям,   моделирование сказок;     экскурсии   различной   направленности;   совместные   мероприятия   с родителями.   строительные   игры,     дидактические,                2.4. Виды деятельности в реализации программы: ­ организованные формы обучения ­ ознакомление с предметным и  социальным миром; ­ совместная деятельность взрослого и ребенка: беседы,  обучение, чтение  художественной литературы и книг познавательного содержания, досуги,  продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, проектная деятельность, тематические дни, встречи­беседы,  целевые   прогулки; 8 ­ самостоятельную деятельность ребенка: рассматривание иллюстраций,  дидактическая игра, продуктивно – модельная  деятельность, проектная  деятельность, творческие задания, участие в конкурсах; ­ воспитание навыков поведения ­ режимные  моменты: дидактические  и   настольно­печатные  игры; сюжетно­ролевые  игры, минутки  безопасности.         2.5. Содержание структурных разделов.        Раздел 1. Безопасность на дорогах. Цель: формировать навыки  правильного поведения на улицах поселка. Задачи: ­ знакомить детей с правилами дорожного движения; ­ познакомить детей с дорожными  знаками;  ­ развивать у детей осторожность, осмотрительность  на улицах; ­ познакомить с правилами поведения  в общественном транспорте; ­ предостерегать детей от опасных  игр во дворе. В   дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте   необходимо   формировать   у детей знания об основных правилах дорожного движения. Эти знания условно можно разделить на четыре группы.  1. Правила перехода через проезжую часть Переходи улицу по переходу (пешеходному, подземному, надземному). Если на пешеходном переходе есть светофор для пешеходов, переходи, когда на нем загорится зеленый свет. Если светофора для пешеходов нет, переходи, когда все машины остановятся (для них на светофоре загорится красный свет). Если специального перехода нет, посмотри сначала направо, затем налево и если нет машин – переходи. Никогда не перебегай дорогу. Иди быстро и спокойно. Не разговаривай во время перехода через дорогу, будь внимателен.  2. Правила движения по тротуару или обочине  Двигаясь по тротуару или обочине, иди навстречу машинам, т.е. по правой стороне. Не ходи по самому краю тротуара и обочины, а тем более по бордюру. Иди со взрослым рядом, держа его за руку. Не убегай от старших. Со стороны проезжей части должен идти взрослый (а не ребенок).  3. Правила поведения в общественном транспорте и на остановках Не выходи на дорогу, чтобы посмотреть, не едет ли троллейбус, например. Не подбегай к подъезжающему транспорту. Не толкай других пассажиров. В общественном транспорте веди себя тихо, спокойно. Не ходи по транспорту во время его движения. Заходи и выходи из транспорта только после полной его остановки. 9 Заходи в транспорт первым перед взрослым, а выходи после него.   4. Правила поведения вблизи дороги Не играй мячом возле дороги. Не   катайся   на велосипеде,   самокате,   роликах   и   т.п.   по   проезжей   части,   а именно,  ездить на велосипеде   можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься   на   велосипеде   только   в   присутствии   взрослых;   детям   старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.  Не выбегай на проезжую часть и не играй на дороге.        Взрослым необходимо запомнить самое главное правило. Ни одно правило дорожного движения для детей не будет иметь никакого смысла, если вы сами не   будете   их   придерживаться   или   начнете   нарушать.   Показывая   малышу правильный   пример,   вы   научите   его   соблюдать   все   правила   дорожного движения! Педагог   знакомит   детей   с   правилами   поведения   на   улицах   города: рассказывает   о   правилах   дорожного   движения;   объясняет,   для   чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно   увидеть   на   улицах   города:   беседует   с  детьми   о   том,  часто   ли   они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу   без   взрослых,   играть   на   тротуаре.   Для   иллюстрации   используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить  и наехала  на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из­за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул. Педагог   предлагает   детям   привести   аналогичные   примеры   и   разыграть ситуации   правильного   и  неправильного   поведения   на  улице.  Можно   также предложить   детям   ситуации­загадки:   педагог   описывает   какую­либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если   он   ненавязчиво   направит   обсуждение   детей   в   нужное   русло,   задавая вопросы типа «А если в этот момент из­за угла появится машина, что тогда?». Педагог рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит  их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок  безопасности»). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить  различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их  10 знакомят с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);  запрещающими («Въезд запрещен»,   «Подача   звукового   сигнала   запрещена»);   предписывающими   («Движение прямо»,   «Движение   направо»);   информационно­указательными   («Место остановки   автобуса»,   «Пешеходный   переход»,   «Подземный   пешеходный переход»).   Объясняют,   что   означает   каждый   знак,   разыгрывают   дорожные ситуации   с   помощью   макета   города   со   светофорами,   автомобилями, пешеходами. Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься   на   велосипеде   только   в   присутствии   взрослых;   детям   старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка,   сбить   пожилого   человека,   толкнуть   коляску   с   малышом.   Детям можно   предложить   рассмотреть   различные   ситуации,   изображенные   на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Педагог знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить   в   автобус,   трамвай,   троллейбус   нужно   через   заднюю   дверь,   а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через   переднюю   дверь;   маленьким   детям   без   родителей   нельзя   ездить   в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей ­ это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка в автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая)   и   обыгрывают   различные   ситуации,   распределяя   роли:   водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям. Детям рассказывают о работе милиционеров­регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно­белые полоски) команды, кому стоять, кому идти   или   ехать.  Вечером   внутри   жезла   загорается   лампочка,  и   он   хорошо виден.   Регулировщик   поднимает   правую   руку   с   жезлом   вверх   это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или 11 спиной ­ это соответствует красному сигналу. Повернулся боком ­ можно идти как на зеленый свет светофора. Педагоги   знакомят   детей   с   работой   Государственной   инспекцией   по безопасности   движения   (ГИБДД).   Инспектора   ГИБДД   стоят   на   постах, патрулируют   на   автомобилях,   мотоциклах,   вертолетах.   Они   внимательно следят   за   движением   на   дорогах,   за   тем,   чтобы   водители   не   превышали скорость   движения,   соблюдали   правила,   чтобы   движение   транспорта   и пешеходов   было  безопасным.  Детям   показывают   картинки   с  изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.         Раздел 2.Безопасность собственной жизнедеятельности.    творческие   способности, 1). Ребенок и другие люди:  ­  опасные   ситуации   контактов   с   незнакомыми   людьми:   о   несовпадении приятной   внешности   и   добрых   намерений,  ситуации   насильственного поведения  со стороны незнакомого человека;  ­ если «чужой» приходит в дом. Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в социуме. Задачи:  ­ учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми; ­ предостерегать от контактов с незнакомыми людьми; ­ продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни; ­ стимулировать развитие самостоятельности и ответственности; ­   развивать   познавательную   активность, воображение, мышление; ­ воспитывать навыки личной безопасности. Ребенок   должен   понимать,   что   именно   может   быть   опасным   в   общении   с другими людьми. Педагог   рассказывает   об   опасности   контактов   с   незнакомыми   взрослыми, учитывая,   что   у   детей   собственные   представления   о   том,   какие   взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Можно   использовать   примеры   из   знакомых   сказок   и   литературных произведений,   например,   злая   мачеха   посылает   свою   служанку,   которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем.  Следует   рассмотреть   и   обсудить   возможные   ситуации   насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. 12 Защитное   поведение   целесообразно   отрабатывать   в   ходе   специальных тренингов.   Дети   должны   знать,   что   им   надо   громко   кричать,   призывая   на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Цель педагога ­ научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных   в   себе,   как   себя   вести,   чтобы   окружающие   поняли,   что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или   знакомых   взрослых,   нельзя   открывать   дверь   чужим,   даже   если   у незнакомого   человека   ласковый   голос   или   он   представляется   знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.  Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с   друзьями,   братьями,   сестрами;   ребенок   дома   со   взрослыми.   В   игровой тренинг   следует   включить   разного   рода   «уговоры»,   привлекательные обещания.   Возможные   реальные   ситуации   могут   подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». 2). Ребенок дома: ­ безопасность в быту; Цель: формировать навыки правильного поведения в помещении. Задачи: ­ продолжать учить детей мерам предосторожности в обращении с острыми предметами; ­ закреплять знания   детей что можно и что нельзя делать в домашней ситуации; ­предостерегать в обращении с опасными предметами, как в помещении, так и на улицах поселка. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы: ­   предметы,   которыми   категорически   запрещается   пользоваться   (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); ­ предметы,  с которыми, в  зависимости   от  возраста  детей,  нужно  научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож); ­   предметы,   которые   взрослые   должны   хранить   в   недоступных   для   детей местах   (бытовая   химия,   лекарства,   спиртные   напитки,   сигареты,   пищевые кислоты, режуще­колющие инструменты). Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту,   прикасаться   к   включенным   электрическим   приборам.   При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами 13 из   литературных   произведений   (например,   «Кошкин   дом»   С.   Маршака), играми­драматизациями. Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями. ­ пожарная безопасность: Цель: формировать навыки  и умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях. Задачи:  ­ дать детям знания о правилах поведения при пожаре; ­расширять представления  и знания о пожароопасных предметах; ­ учить детей пониманию, что пожарная безопасность зависит не только от электроприборов, но и от людей; ­научить детей необходимым мерам осторожности; ­познакомить с работой службы спасения – МЧС; ­уметь называть свой домашний адрес.        2.6. Факторы успешности. К факторам, определяющим возможность успеха реализации программы  можно считать следующее: ­ обязательное наличие сюжетно – развивающей среды, насыщенной  дидактическим и игровым оборудованием; ­ заинтересованность педагога; ­ трансляция и обмен опытом (периодическая печать, использование интернет  ресурсов, участие в конкурсах детей и педагогов); ­ осознанная причастность родителей к воспитанию личности безопасного  типа (родительский собрания, всеобучи, памятки, проектная деятельность,  совместные досуговые мероприятия, совместное участие с детьми в  конкурсах).          14 3. Организационный раздел 3.1. Перспективное планирование по разделам программы «Ребёнок на улице» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 1 Социально – коммуникативное развитие. Игровая деятельность Познавательное развитие.   запрещено,   дорожные   работы     какой   это   знак   запрещающий   или 2 ­Дид. игра «Дорожные знаки» ­«Угадай, указательный?» ­«Узнай что за здания?» (предприятия нашего поселка) с/р игра «Машины» (используя модули). ­«Авария на дороге» ­К   кому   можно   обратиться   за   помощью,   если   ты потерялся? В   общественном   транспорте   Цель:   Ознакомить     детей   с правилами   этического   и   безопасного   поведения   в транспорте.  ­Дорожные знаки  Цель: научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. (Пешеходная   дорожка,   пешеходный   переход,   движение пешеходов     и другие.)Н.Н.Авдеева с.117 «Безопасность» ­Игры  во  дворе  дома  Цель:   обсудить   с  детьми   различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе   дома   ,научить   их   необходимым   мерам предосторожности Н.Н.Авдеева с.122 «Безопасность» ­«Для   чего   нужен   жезл»  чтение   «Влиятельная палочка!»А.Дорохов. Правила дорожного движения. Н.А.Извекова с.13 ­«О шлагбауме» «Три сигнала светофора» Т.Ф.Саулина «Из опыта работы»,с.59 ­Знаки   дорожного   движения   запрещающие, предписывающие. ­ «Придумываем названия улицам» Рассказы детей о том, что видели во время прогулок  ­Экскурсии   по   улицам   станицы.   ­знакомство   и закрепление с проезжей частью ­односторонне и двухсторонне движение автомобилей   ­   предупреждающие, 15 Речевое развитие.  Ознакомление с  художественной литературой Художественно – эстетическое развитие. Художественный труд//  Конструктивно – модельная  деятельность Работа с родителями ­наблюдение за машинами  ­«Кто такой лежачий полицейский?» ­наблюдения за поведением пешеходов ­наблюдение   за   движущимся   транспортом   и   работой водителя  ­наблюдение за пассажирами у автобусной остановки ­«Дорожные знаки» знакомство с дорожными знаками,  о назначении светофора. ­«Ограждение опасных участков на пешеходной части  улицы» ­ ознакомить с опасными ситуациями,  возникающими на тротуарах, меры  предостороженности. Н.Н.Авдеева «Безопасность на  улицах и дорогах» с.19.  *Анализирование ситуаций: определить , кто в первую  очередь должен уступить место другому. Например, если  едут:  Молодой человек и инвалид  Мальчик школьного возраста и женщина с сумками  Молодой человек и молодая женщина Молодая женщина, мальчик и старушка. – во всех случаях  обосновать свои ответы; придумать свои ситуации ­«Как веселые человечки учили веселую азбуку. С.3  ­«Если   бы…»   С.16«Правила   дорожного   движения» Н.А.Извекова «Моя улица» С.Михалков «Велосипедист»С.Михалков(заучивание) Рассматривание     альбомов   по   правилам   дорожного движения ­«Мяч»   С.Маршак     (Заучивание   );   «Тайны   дорожных знаков» Кривицкая А.М. ­Выставка рисунков «Наши дороги»  ­участие в конкурсе, проводимый ГИБДД  «Милиция  на страже порядка» ­­аппликация «дорожные знаки» ­Изготовление жезла регулировщика из картона ­Изготовление  и прорисовывание дорожных знаков Анкетирование «Я и мой поселок» ­Составление плана­схемы своего двора «Опасные и  благоприятные участки для игр во дворе»  Выставка литературы  «Ребёнок и другие люди» 16 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1 Социально –  коммуникативное  развитие. Игровая деятельность Познавательное  развитие.   Речевое развитие.  Ознакомление с  художественной  литературой Художественно –  эстетическое развитие. Художественный труд//  Конструктивно –  модельная деятельность Музыка Работа с родителями ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 2 Дид.игры : «Свой – чужой», «Хорошо – плохо», «Знакомый,  свой, чужой».­разыгрывание подобных ситуаций ­п/игра:«Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать,  если за тобой гонятся» ­ ­ «Кого можно и нельзя впускать в дом ,если ты один дома…» ­просмотр фильма «Один дома» ­рассматривание альбома «Опасные ситуации» ­обсуждение опасных ситуаций ­составление   рассказов   «Если   к   вам   подошел   незнакомый человек…» ­обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог ­разбор проблемных ситуаций и обыгрывание детьми ­Конфликты   между   детьми. «Безопасность»; Пословицы и поговорки. чтение   и   обсуждение   «Сказки   о   мертвой   царевне   и   семи богатырях» А.Пушкин.  сказок Ш.Перо «Золушка», С.Аксакова «Аленький цветочек», «А.Толстого   «Золотой   ключик»,»Котауси   и   Матуси» К.Чуковский ­«Мой друг»,  «Свои и   чужие люди»,   С.111   Н.Н.Авдеева ­ «Злой и добрый человек», моделирование ­ эмоции прослушивание и пение песен  «Настоящий  друг», «Если с другом вышел в путь» ­проведение бесед по теме: «Может ли ваш ребенок уйти с незнакомым человеком?» ­статья «Правила поведения с незнакомцами» ­ статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (« Незнакомые люди») ­«Для вас, родители» с.53 Н.Н.Авдеева «Безопасность» «Ребёнок дома» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 1 2 17 Социально – коммуникативное развитие. Игровая деятельность Познавательное развитие.   Речевое развитие.  Ознакомление с художественной  литературой Художественно – эстетическое развитие. Работа с родителями ­«Сказка   о   двух   братьях   Иване   и Митрофана» безопасность» К.Ю.Белая с.5) ­дид. Игра «Опасные ситуации» «Твоя     ­  «Твоя ситуации     предметы»­   опасными   и   колющиеся ­«Острые рассматривание иллюстраций ­«Электроприборы   в   доме»   безопасность» К.Ю.Белая с.7) ­«Опасные с   предметами» ­составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один» ­правила поведения в группе ­рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются родители электроприборами) ­рассматривание и чтение «Творя  безопасность. Как вести себя дома и на  улице» К.Ю.Белая ­   Какими   предметами   нельзя   пользоваться самостоятельно,   какими   умеешь   уже пользоваться   (соотнести   картинки)   («Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.6) ­ изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?» ­Хранение   опасных   предметов   с.59 Н.Н.Авдеева «Безопасность»    твои   ­беседы  о важности данной проблемы ­статья   «Чему   должны   научить   детей педагоги   и   родители»   (Безопасность   в квартире) ­изготовление   для   родителей   стенда   «Что нельзя   приносить   в   детский   сад»   острые   и колющиеся предметы) ­Создание   рисунков   взрослых     на   тему «Опасные предметы   дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей) «Пожарная безопасность» 18 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ 1 Социально – коммуникативное развитие. Игровая деятельность Познавательное развитие.   Речевое развитие.  Ознакомление с  художественной литературой Художественно – эстетическое развитие. Работа с родителями ­дид. игра «Огонь ­ добрый и злой» ­обыгрывание различных ситуаций 2 ­Проверка   знаний   детей   дом.   адреса,     №   телефона Ф.И.О. ­«Огонь – добрый и злой» рассматривание иллюстраций ­ «Что надо сделать, если вы увидели пожар» Беседы по прочитанному: ­Сказки Феи сна ­ «Саламандра – повелительница огня»,  ­«Сердечный огонь» с.46  ­«Как огонь с человеком подружился» с.44 С.А.Козлова «Мой мир» ­экскурсия в пожарную часть ­«Как   человек   огонь   приручил»   С.А.Козлова   «Мой мир» с.85 ­«Мы – пожарные» ­«Спасаем своих друзей» с.59 Т.И.Попова «Мир вокруг нас» (метод.  кабинет) ­Пожароопасные   «Безопасность» с.55 (загадки) ­Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61. С.Маршак   «Пожар»,   «Кошкин   дом»,   «Рассказ   о неизвестном   герое»,   К.Чуковский   «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки» ­по сказке «Кошкин дом»,  ­«Когда бывает добрый, а когда злой огонь» Н.Н.Авдеева предметы   ­статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…» ­статья «Пожарная безопасность на даче» ­« Чему должны научить детей педагоги и родители?»    («Пожар в доме»)                                               ­ конкурс рисунков «Спички детям не игрушка» 3.2. Календарное планирование по пожарной безопасности  в старшей группе Сентябрь—октябрь         Цель: рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его  труда; воспитывать интерес к профессии пожарного. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Подвижная игра «Кто быстрее». 19 Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?». Сюжетно­ролевая игра «Мы пожарные». 2. Познавательное развитие. Беседа «Пожарный — профессия героическая». Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной. 3.Речевое развитие.  Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». 4.Художественно – эстетическое развитие. Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии. Ноябрь—декабрь        Цель: объяснить детям предназначение спичек в доме, разъяснить  опасность при попадании в неумелые руки; подвести детей к  формулированию правил  пожарной безопасности. Виды деятельности:  1.Социальное развитие. Дидактическая игра «Горит — не горит». Подвижная игра «Быстрые и ловкие». 2. Познавательное развитие. Игра­занятие «Спички не для игры» Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга. Игра­занятие «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов  останутся дырки!» 3.Речевое развитие.  Чтение стихотворения Е. Хоринского «Спичка­невеличка», беседа о  прочитанном. 4. Художественно – эстетическое развитие. Конкурс детских рисунков «Огонь — друг, огонь — враг». Январь—февраль        Цель: углублять и систематизировать знания детей о причинах  возникновения пожаров; подвести детей к формулированию правил  пожарной безопасности. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Драматизация «Кошкин дом». Дидактическая игра «Предметы — источники пожара». 2. Познавательное развитие. Игра­занятие на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?» 3. Речевое развитие.  Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда» или «Почему это  случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем. Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом». 3. Художественно – эстетическое развитие. 20 Изготовление масок к игре­драматизации «Кошкин дом». Март—апрель         Цель: учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя  распознавать опасность, принимать меры предосторожности, защищать  себя. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Сюжетно­ролевая игра «Мы пожарные». 2. Познавательное развитие. НОД «Если в доме случился пожар. Телефон 01». НОД по правилам поведения во время пожара . 3. Речевое развитие. Чтение и обсуждение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино  дежурство». Май         Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности и умение  вести себя при пожаре. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Игра­соревнование «Мы помощники пожарных». 2. Познавательное развитие.   Викторина «Береги свой дом от пожара!». 3. Речевое развитие. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». 3.3. Календарное планирование по пожарной безопасности  в подготовительной к школе группе Сентябрь—октябрь        Цель:  углублять и расширять знания детей о работе пожарных по  охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар;  воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного. Виды деятельности: 1.Социальное развитие. Сюжетно­ролевая игра «Пожарные». Дидактическая игра «Собери картинку». 2. Познавательное развитие .  Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией.  Экскурсия в музей пожарной безопасности, знакомство с пожарной техникой. 3.Речевое развитие. Чтение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино  21 дежурство». 4.Художественно – эстетическое развитие. Рисование по памяти «Что интересного мы увидели в музее пожарной  безопасности». Ноябрь—декабрь         Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,  нормах поведения во время пожара; формировать негативное отношение  к нарушителям этих правил. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Подвижная игра «Окажи помощь пострадавшему при пожаре». Игра­драматизация «Кошкин дом». 2. Познавательное развитие. Занятие «Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности». Занятие по решению проблемной ситуации «Если в доме что­то загорелось...». 3. Речевое развитие.  Чтение рассказов Л. Толстого «Пожар» и Б. Житкова «Пожар в море». 4.Художественно – эстетическое развитие. Рисование на тему «Огонь — друг, огонь — враг». Январь—февраль         Цель: закреплять и расширять знания детей о правилах  эксплуа¬тации электробытовых и газовых приборов. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Дидактическая игра «Что для чего?». Сюжетно­ролевая игра «Наш дом». 2. Познавательное развитие.  Экскурсия в прачечную. Закрепление представлений о работе с  электробытовыми приборами. НОД «Электричество в вашем доме». НОД «Жизнь дана на добрые дела». 3. Речевое развитие. Вечер загадок (электробытовые приборы). Март—апрель         Цель: углублять знания детей о причинах возникновения пожара;  формировать правильное отношение к огнеопасным предметам. Виды деятельности: 1. Социальное развитие. Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку». Дидактическая игра «Пожароопасные предметы». 22 2. Познавательная. Занятие «А у нас в квартире газ». 3. Речевое развитие. Составление творческих рассказов на тему «Спичка­невеличка и большой  пожар». 4.Художественно – эстетическое развитие. Рисование на тему «Береги свой дом от пожара!». Май Задачи: закреплять и систематизировать знания детей о правилах пожарной  безопасности; формировать интерес к профессии пожарного. Виды деятельности: 1.Физическое развитие. Эстафета «Юный пожарный». 2. Познавательное развитие.   Викторина «День знаний: правила обращения с огнем». 3. Речевое развитие. Конкурс на лучшее исполнение отрывка стихотворения С. Маршака «Рассказ  о неизвестном герое».         Рекомендации педагогам.        1.НОД: «Опасные предметы» «Незнакомые предметы» «Горячие предметы на кухне» «Добрый и злой огонь»  «Мамины помощники» «Пожар»  «Балкон, открытое окна и другие бытовые опасности» «Кто стучится в дверь ко мне»        2. Беседы: «Как хранить опасные предметы дома» «Притягательные баночки и бутылочки» «Чтобы не было беды» «Огонь – друг, огонь –враг» «Безопасность на елке» «Загадочный ток» «Опасности вокруг нас» «Чтобы не было беды (пожарная безопасность)» «Есть одна у летчика мечта» «Внешность человека может быть обманчива».         3. Моделирование ситуаций: «Вызываем скорую помощь» «Один дома» 23 «Звоним в службу МЧС»         4. Игры с элементами тренинга: «Раз, два, три, что может быть опасно ­ найди» «Учимся набирать 01,02,03» «Так да не так» «Разговор по телефону с незнакомыми людьми» «Вам позвонили в дверь»         5.Дидактические игры: «Четвертый лишний» «Что опасно» «Так да не так» «Кому что нужно для работы» «Как избежать неприятностей» «Если ребенок поранился»         6.Чтение художественной литературы: «Шкатулка загадок» (об опасных предметах) «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванов «Пожар» С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак «Кошкин дом» С.Я. Маршак «Пожарные собаки» Л.Толстой «01» Л.Зильберг «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен  «Три поросенка»  «Кот , петух и лиса» «Волк и семеро козлят» «Спящая красавица» «Золушка» «Красавица и чудовище»         7. Целевые прогулки: В медицинский кабинет На кухню детского сада На прачечную В пожарную часть         8. Сюжетно – ролевые игры: «Семья» «Поликлиника» «Парикмахерская» «Скорая помощь» «Мы пожарные» «МЧС» «Детский сад» 24 «Аптека»          3.4.Взаимодействие с семьей.    Привлечение родителей   дает большой плюс в воспитании детей,  значении положительного примера в поведении взрослых. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого­либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.  Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме,   обозначить   круг   правил,   с   которыми   необходимо   знакомить, прежде всего, в семье. Возможные направления работы педагогов с родителями: ­   организация   собраний   (общих   и   групповых)   с   целью   информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия; ­   ознакомление   родителей   с   работой   детского   сада   по   предлагаемой программе (собрания, открытые занятия) ­ организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием   их   профессионального   опыта   медицинского   работника, полицейского, пожарного); ­ ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия); ­   информация   в   «уголках   родителей»:   памятки,   рубрики,   консультации, всеобучи,   например: «Причины   детского   дорожного   –   травматизма», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», водоеме», «Безопасность   ребенка   на   улице»,   «Безопасность   на   транспорте»,   «01   – телефон   пожарной   охраны»,   «Лекарственные   растения»,   «Безопасность   на улице» «Предлагаем почитать. Стихи для детей о пожаре».  «Безопасность     на   Направление сотрудничества Информационно­ аналитическое Познавательное Наглядно­ Цель: Форма общения Выявление интересов,  потребностей, запросов  родителей, уровня их  педагогической грамотности Ознакомление родителей с  возрастными и  психологическими  особенностями детей старшего дошкольного возраста.  Формирование у родителей  практических навыков  воспитания детей Ознакомление родителей с  Проведение опросов,  анкетирование: “Мой взгляд на  безопасность”; “Причины  опасности” Включение в родительские  собрания информации на темы:  “Безопасность детей – дело  взрослых”. “Меры  предосторожности на игровой  площадке”. “Травматизм детей  на качелях”. Педагогическая  библиотека для родителей Организация дней открытых  25 информационные:  информационно­ ознакомительное и  просветительское работой ДОУ, особенностями  воспитания детей.  Формирование у родителей  знаний о воспитании и  развитии детей Досуговое Метод проекта Установление эмоционального  контакта между педагогами,  родителями и детьми Обогащение педагогического  опыта родителей,  установление доверительных  отношений дверей, открытых просмотров  занятий и других видов  деятельности.  Информационные проспекты  для родителей на стенде  “Осторожно! Качели”. Папки­ передвижки: “Безопасность на  спортивной площадке”;  Разработка памяток по  организации безопасного  поведения детей при  использовании качелей разных  видов, при катании с горки, при организации одевания на  прогулку. Совместное проведение досуга,  праздники, экскурсии.  Выставки семейных творческих  работ:  В  конкурсах  творческих работ Создание продукта проектной  деятельности, например:  Проект «Давайте знакомиться». Фотоальбом «Я ­ помощник». Альбом детских рисунков «Кем быть?» Альбом «Дорожная азбука». месяц постоянно сентябрь 3.5. Перспективный план работы с родителями. старшая группа Мероприятия подготовительная к школе  группа «О   мерах   по   профилактике   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском   крае» Закон от21июля2008года №1539­КЗ. ­ Анкетирование родителей,  посвященное изучению особенностей  семейного воспитания ­ Анкетирование родителей «Откуда  опасность». ­ Оформление пригруппового стенда. ­ Почтовый ящик «Вы спрашиваете». ­ Всеобуч «Безопасность детей – в  руках родителей» (безопасность детей  на дорогах поселка). ­ Родительская копилка.  Встреча за  круглым столом. «Добрая Дорога  Детства».  ­ Почтовый ящик «Вы  спрашиваете».  ­ консультация с родителями о личной безопасности детей  дома и на улице. «Дисциплина на улице залог  ­безопасности» ­ Анкетирование родителей  «Грамотный пешеход» ­ Игровой конкурс для  взрослых «Правила дорожного  движения» (на собрании)  26 октябрь ноябрь декабрь Инструктаж по безопасному поведению на дороге ­ Тематическая выставка «Основы  безопасности жизнедеятельности детей  в саду и дома» (выставка литературы  для родителей по проблемам ОБЖ). ­ Оформление наглядной   информации по охране жизни и здоровья детей «Безопасность в вашем доме» ­ Экскурсия по детскому саду:  знакомство с уголком  противопожарной  безопасности, системой  оповещения, эвакуационными  путями. ­ Тренировочная эвакуация. Инструктаж по безопасному поведению на детской площадке,  инструкция Инструктаж по безопасности в быту. Пожарная безопасность ­ Консультация «Чтобы не было беды»  (правила безопасности ребенка дома). ­  Выпуск газеты для родителей и детей  «Веселые ребята» ­ «Кресло для  наследника» (правила перевозки детей  в автомобиле, стихи, загадки для детей  о транспорте, рисунки детей на тему  «Мой папа за рулем»). ­ Обновление  информационного стенда  «Дорожная азбука» ­ «Профилактика детского  дорожно­транспортного  травматизма» ­ Всеобуч «Будьте вежливы –  правила поведения в  общественном транспорте» ­ «Правила противопожарной  безопасности» ­ Анкетирование родителей,  посвященное изучению знаний  родителями правил безопасности детей  в зимний период.  ­ Тематическая выставка «Веселый  праздник Новый год» (примеры  оформления интерьера, детские  поделки из бросового материала,  рекомендации по организации  праздника дома). ­ Консультация для родителей «Всегда  ли фейерверк приносит радость ­ Инструктаж по безопасности  жизнедеятельности. Пожарная  безопасность ­ конкурс детско­ родительского плаката «Не  играй с огнём» ­ альбом детских рисунков  «Правила безопасности». январь Консультация «Жизнь дошкольника в  семье» (правила организации  домашнего уголка для ребенка). ­ Инструктаж по безопасности  жизнедеятельности. Безопасность в доме Участие в конкурсе –  викторине интернет ресурса 27 февраль март апрель май Тематическая выставка  «Психологическое здоровье наших  детей» (выставка литературы для  родителей по проблемам охраны  детства, психологического здоровья  дошкольников).  ­ «Уроки для родителей» на собрании  «Минутка безопасности»  Родительское собрание  «Безопасность детей на улицах поселка». Альбом детских рисунков  «Дорожная азбука». Конференция «Старший  дошкольник – будущий  первоклассник» Инструктаж по безопасности  жизнедеятельности. Безопасность в доме ­ День открытых дверей (консультации воспитателей, специалистов). ­ Инструктаж по безопасному поведению на дороге ­ Сундучок «Бабушкины рецепты» ­  «Игры на свежем воздухе». ­ Консультация для родителей «Ваш  ребенок и посторонние люди». ­ Инструктаж по безопасному поведению на детской площадке,  инструкция ­ Инструктаж по безопасному поведению на дороге ­ Анкетирование, посвященное оценке родителями результатов ­ Всеобуч «Лето красное и очень опасное» ­ Всеобуч «Как провести летний отдых» (рекомендации по подготовке и  организации летнего семейного отдыха). ­ Инструктаж по безопасному поведению на воде ­ Инструктаж по безопасности в быту. Пожарная безопасность ­ Инструктаж по безопасному поведению на детской площадке,  инструкция ­ Инструктаж по безопасному поведению на дороге ­ Сундучок «Бабушкины рецепты» ­  «Ушибы и синяки».  3.6. Диагностический инструментарий. ­ Анкетирование родителей ­ Интервьюирование  детей ­Диагностические данные проведенной работы 1 БЕЗОПАСНОСТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Почему опасно играть в доме со спичками? 2. Вспомните произведения о пожаре? 3. Что вы станете делать, если  в квартире дым? 4. Вы звоните в пожарную часть о возникшем пожаре. Что нужно сообщить по телефону в первую очередь?  Как правильно ездить на велосипеде? 5. 6. Назови правила пользования бытовыми предметами? 7. Знаешь ли ты свой домашний адрес? 28 2 РЕБЁНОК ДОМА  1. Почему нельзя оставлять ребенка одного дома 2. Что нельзя трогать в квартире без спроса взрослого  3. Почему нельзя  оставлять без присмотра  электроприборы, и какие  3  РЕБЁНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ 1. Можно ли уходить с незнакомым человеком, если он тебя позвал, почему нельзя 2. Как ты поступишь, если в дверь звонят, а взрослых никого нет дома 4  РЕБЁНОК НА УЛИЦЕ 1. Назови правила поведения в общественном транспорте 2. Место для ожидания транспорта?  3. Человек,  идущий по тротуару?  4. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры и что они обозначают 5. Пересечение двух дорог 6. Назови дорожные знаки, какие знаешь  7. Что   может   произойти,   если   пешеход   или   водитель   нарушил   правила дорожного движения?  8. что будешь делать, если ты потерялся на улице, в  большом магазине ПРИМЕЧАНИЕ:    ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ – 3 БАЛЛА НЕ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ, С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО – 2 БАЛЛА НЕ ЗНАЕТ – 0 БАЛЛОВ  ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 60­78   БАЛЛА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 25­60   БАЛЛА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0­25  БАЛЛА      4. Методическое сопровождение.  1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по   основам   безопасности   жизнедеятельности   детей   старшего   дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2003. 2.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. ­ М.,2004. 3.Веракса   Н.   Е.,   Веракса   А.   Н.   Проектная   деятельность   дошкольников. Пособие   для   педагогов   дошкольных   учреждений.   –   М.:   МОЗАИКА   – СИНТЕЗ, 2010.  4.  Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.­ М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ,2011. 5.  Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева   и   др.;   под   ред.  Е.  А.  Романовой,  А.  Б.  Малюшкина.  ­   М.:   ТЦ Сфера, 2008. 6.К. Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для   педагогов   дошкольных   учреждений   и   родителей.   –   М.:   МОЗАИКА­ 2013. СИНТЕЗ, 29 7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми4­7 лет.­ М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2012. 8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме   «Правила   и   безопасность   дорожного   движения».­М.:   «Издательство Скрипторий 2003», 2004. 9.Скоролупова   О.А.   Транспорт:   наземный,   водный,   воздушный.   Занятия   с детьми   старшего   дошкольного   возраста.­   М.:   Издательство   «Скрипторий 2003»,2009. 10.Сыпченко   Е.А.   Инновационные   педагогические   технологии.   Метод проектов в ДОУ. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.  Приложение к программе. Приложение 1. Детям о пожарной безопасности. ДОРОГИЕ РЕБЯТА! Пожар – это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только  деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем  правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать. Помните! Чтобы не возник пожар, осторожно обращайтесь с огнем. Все вы знаете, что «спички детям не игрушка. И это действительно так. Не  балуйтесь со спичками, и не давайте шалить подобным образом своим  друзьям. Без присутствия взрослых не зажигайте спички и свечи. Подвалы, сараи и чердаки – не лучшие места для игр, а тем более, если  эти игры с огнем. В темное время суток не ходите по деревянным постройкам, а если все  же придется – воспользуйтесь электрическим фонариком.    30              Электроприборы, включенные в сеть, нельзя оставлять без присмотра,  потому что они часто становятся причиной пожара. Игры с электронагревательными приборами опасны для здоровья, а, в  некоторых случаях, и для жизни. Ребята! Эти правила никогда нельзя забывать. рассказывайте о них своим  товарищам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти  свой дом, школу, лагерь и другие помещения от возгорания, и окажете  неоценимую помощь в деле предупреждения пожаров работникам  противопожарной службы. Однако не всегда удается предотвратить пожар. Случается, что независимо от наших стараний по профилактике пожаров, возгорание все же происходит.  Поэтому, нужно быть готовым к такой ситуации, чтобы не растеряться и  действовать быстро и уверенно. Только так вам наверняка удастся спастись  от огня, и помочь своим друзьям и близким. Хорошенько заучите, и никогда не забывайте правила, которые помогут вам,  если вдруг случится пожар: Спички и зажигалки предназначены для хозяйственных нужд. Они не  могут служить предметом для игр, и без надобности их брать и вовсе не  стоит. Даже одна маленькая искорка может стать причиной большого пожара.  Поэтому не допускайте возникновения даже небольшого огня в помещении. Оставшись в квартире один, не включай телевизор. Если в квартире начался пожар, а взрослых нет, убегай подальше от  огня. Если квартира не закрыта, не задумываясь, уходи из квартиры. Убегая из горящей комнаты, не забудь закрыть дверь, чтобы огонь не  распространился по всей квартире. Если дверь дома закрыта, и выйти нет никакой возможности, кричи в  окно, зови на помощь. Даже если вам очень страшно находиться в горящей квартире, не надо  прятаться под кровать, в шкаф или другие тайные места, ведь пожарным  будет очень трудно вас тогда найти и спасти. Если вы обожгли на огне руку, подставьте ее под поток холодной воды,  и зовите взрослых на помощь. Если загорелась ваша одежда, падайте на землю или пол, и катайтесь по  нему, пока огонь полностью не погаснет. Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте  балкон, окно или хотя бы форточку и зовите на помощь. Если в доме пожар, не пользуйтесь лифтом. Он может остановиться  между этажами, а вы окажетесь в самой настоящей ловушке. Тушить пожар – дело взрослых, но вызвать пожарников может любой  ребенок. Хорошенько заучите номер пожарной охраны. Он не сложный «01».  А если у вас есть сотовый телефон, набирайте «112», четко и спокойно  31 произнесите свое имя и адрес, опишите ситуацию, и будьте уверены, к вам на  помощь придут обязательно.        для детей старшего дошкольного возраста. Приложение 2. Опросник   Цель   опросника:   изучить   особенности   знаний   об   умениях   и   навыках, поддерживающих и сохраняющих его по направлению «Ребенок на спортивной игровой  площадке». Вопросы для собеседования: 1.      Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на игровой спортивной площадке? А ты соблюдаешь эти правила? 2.      Можно ли подходить близко к качелям, особенно если на ней катаются другие дети? Почему? 3.      Как правильно надо кататься с горки? 4.      Дети лепят снежки и стараются попасть ими друг в друга. Правильно ли они делают? Почему? 5.      Можно ли слезать с карусели, пока она крутится? Почему? 6.   Если   на   шведской   стенке   находится   ребенок,   можешь   ли   ты   на   нее взобраться? 7. Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо? Приложение 3. Запомните правила, которые необходимо соблюдать, если на детской площадке есть качели!     Если   качели   очень   тяжёлые (например, железные), нельзя спрыгивать на лету, ты можешь не успеть отбежать, и тогда качели ударят тебя прямо в затылок или в спину. Если ты любишь сам раскачивать качели, то должен всегда помнить: если их толкнуть посильнее и не поймать, качели попадут прямо тебе в лицо. Не бегай рядом с качелями! Может случиться так, что другой ребёнок не успеет затормозить, и вы оба получите травмы. Пластмассовые   качели   на   верёвочках   тоже   небезопасны.   Если   ты   на них сильно   раскачаешься,   то,   наклонившись   вперёд,   можешь   легко перевернуть сиденье своим весом. В зимнее время за поручни качелей держись особенно крепко. На руках у тебя обязательно должны быть рукавички или перчатки — они предохранят руки от примораживания к железным поручням. 32 Приложение 4. Безопасность на  каруселях.       Нельзя   слезать   с   карусели,   пока   она крутится,   так   как   следующее сиденье продолжает двигаться и может сильно ударить тебя, если ты не отбежал (а). Нельзя   бежать   по   кругу,   взявшись   за одно   сиденье,   и   раскручивать пустую карусель, а потом вдруг резко остановиться — можно получить удар следующим сиденьем. Нельзя   вставать   на   сиденье   карусели   ногами,   так   как   при движении можно потерять равновесие и, падая, удариться лбом.      Приложение 5. Безопасность на горке.       Осторожно прикасайся к горке, пробуй её на ощупь: в жару железные горки сильно   нагреваются   и   можно   обжечься, прикоснувшись   к металлическим   частям.   А   зимой   можно   примёрзнуть   к   ним. Будь внимателен (на)! Постарайся   отбежать   от   горки   сразу   после спуска.   Иначе   на   тебя попадают все, кто сверху катится за тобой. В некоторых дворах горки деревянные. Летом осмотри её внимательно, нет   ли   на   ней   сколов,   щербин,   а   то,   спускаясь   по   ней, ты рискуешь получить занозу. Зимой с горки лучше скользить на специальных ледянках. Приложение 6. На заметку родителям. Чаще обсуждайте с ребёнком возможные опасные ситуации,  привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте малыша. Беседуйте  так, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребёнок будет осторожнее. Ребёнку постарше достаточно напоминания или предупреждения.  На детских площадках иногда устанавливают турники, «шведские стенки»  или перекладины, которые очень любят дети. Чтобы с ребёнком не произошло беды, запомните несколько советов.  Не отходите от малыша, если он забирается высоко, — он может  посмотреть вниз, но испугаться высоты и отпустить руки. Если вы не  успеете подбежать, ребёнок упадёт вниз на спину, а с турника — вниз  головой. 33   Следите за тем, чтобы площадка вокруг различных приспособлений для  лазанья (турников, лестниц и т.д.) была мягкой, посыпанной деревянной  стружкой и постоянно перекапывалась. Бетонировать и асфальтировать  такие поверхности запрещено. Обязательно проверяйте, чтобы ворота (футбольные, хоккейные,  гандбольные), лестницы­радуги, турники (как и качели) были хорошо  закреплены и надёжно вкопаны в землю. Проблема безопасной жизнедеятельности стала актуальной в современном  мире. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан –  дошколят. Дети при неумелом поведении дома, на улице, в помещении д/с, на  игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью. А  ведь ЗДОРОВЬЕ ­ это самая главная ценность в жизни человека.          площадка!» Приложение 7. Анкета для родителей «Осторожно: спортивная игровая     Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие  вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.   1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с  Правилами поведения на спортивной игровой площадке? ________________________________________________   2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами поведения  на спортивной игровой площадке? Указать, какая: — беседы с ребенком; — чтение детской литературы по данной теме; — практические навыки поведения на площадке;   Ваш  вариант____________________________________________________________ _____   3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка: — используете жизненный опыт; — смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему; — на основе рекомендаций педагога.   4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему: 34 — достаточно часто; — редко; — никогда.   5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома? __________________________________________________________________ ___________   6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете  наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами  поведения на спортивной игровой площадке: — организация выставки литературы по данной теме; — проведение лекториев для родителей; — проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные  развлечения и т. д.); — размещение информации в уголке для родителей; — индивидуальные беседы; — родительские собрания по данной теме.   Ваш  вариант____________________________________________________________ _____   7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с  Правилами поведения на спортвной игровой площадкеу нас в дошкольном  учреждении: — на высоком; — на среднем; — на низком.                                             Благодарим Вас за искренние ответы!   Анкета для родителей (законных представителей)    «Я и мой ребенок на улицах города» Уважаемые родители (законные представители)! Просим вас ответить  на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть). Анкета поможет узнать,  могут ли Ваши дети ориентироваться, на улицах города и знакомы ли они  с элементарными правилами дорожного движения.  1. Ваш ребенок знает:  ­ название города, в котором живет;   свой домашний адрес: название улицы,   номер дома, квартиры; ­ название улицы, номер дома, квартиры; 35 ­ домашний адрес, но не полностью. 2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:  ­ пешком;  ­ на транспорте.  3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:  ­ переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на  зеленый сигнал светофора;  ­ переходите дорогу по пешеходной дорожке;  ­ переходите дорогу там, где это Вам кажется удобным.  4. Кто научил ребенка соблюдать правила дорожного движения?  ­ детский сад;  ­ родители; ­ бабушка, дедушка. 5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила  дорожного движения?  ­ ежедневно;  ­ иногда;  ­ очень редко;  ­ не говорим на эту тему.  6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать,  что они обозначают?  ­ да;  ­ нет;  ­ затрудняюсь ответить. 7. Как Ваш ребенок ведет себя в общественном транспорте?  ­ спокойно сидит, не шумит, не высовывается из окна, не сорит;  ­ громко разговаривает в салоне транспорта, шумит.  8. Соблюдаете ли Вы сами правила дорожного движения?  ­ всегда соблюдаю;  ­ не всегда;  ­ не соблюдаю.  9. Нарушаете ли Вы правила, когда идете вместе с ребенком?  ­ нет;  ­ иногда бывает, когда спешим;  ­ да.  10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по  ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:  ­ будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;  ­ будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны. ­ неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут  только родители. 36 Анкета для родителей   (законных представителей)       «Роль семьи в обучении детей ПДД» 1. Имеется ли в семье свой личный транспорт? (да/ нет)  2. Есть ли в семье водители­профессионалы? (да/ нет)  3. Сколько и какого возраста в семье дети? ___________________ 4. Где Вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми? ­ на  собраниях в детском саду; ­ из разговоров; ­ телевидение, радио, печать  5. Как Вы оцениваете знания правил дорожного движения вашим ребенком? ­  считаю, что знает на «5», «4», «3», «2»  6. Как часто Ваш ребенок гуляет один?_______________________ 7. Кто и где научил Вашего ребенка соблюдать правила дорожного движения?  ­ детский сад  ­ родители  ­ бабушка, дедушка, другие родственники  ­ другие ответы____________________________________________________ 8. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдения правил  дорожного движения?  ­ ежедневно  ­ иногда  ­ очень редко  ­ не говорю на эту тему  ­ другие  ответы___________________________________________________ 9. Соблюдаете ли Вы сами правила дорожного движения?  ­ всегда  ­ не всегда  ­ не соблюдаю  10. Нарушаете ли Вы правила, когда рядом с вами находится ребенок?  ­ нет  ­ иногда бывает, если спешим ­ не обращаю внимания  11. Как реагирует на Ваше нарушение, ребенок?  ­ ни как не реагирует  ­ говорит, что мы идем не правильно  ­ требует, что бы мы шли правильно  37

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»

Программа «Знай правила безопасности – избежишь неприятностей!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2017