Программирование алгоритмов линейной структуры

  • pdf
  • 14.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лаб.работа №2 Программирование алгоритмов линейной структуры.pdf

Лабораторная работа № 2

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ЛИНЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ

Цель работы: выработать практические навыки работы с системой PascalABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Pascal в режиме диалога, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении линейных программ.

 

Теоретические сведения

Окно редактора кода

Большую часть рабочей области, ее верхнюю часть занимает окно редактора кода. В него вводится исходный текст программы.

Горячие клавиши, которые можно использовать при работе с текстом программы:

F2, Ctrl-S – сохранить файл;

F3, Ctrl-O – загрузить файл;

F12 – сохранить файл под новым именем;

Ctrl-Shift-S – сохранить все открытые файлы;

Ctrl-Tab, Ctrl-Shift-Tab – перейти к следующему/предыдущему окну редактора;

Ctrl-Shift-I – увеличить отступ выделенного блока; Ctrl-Shift-U – уменьшить отступ выделенного блока.

 

Окно вывода

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных процедурами write и writeln, а также для вывода сообщений об ошибках и предупреждений во время работы программы.

Окно вывода может быть скрыто. Клавиша F5 показывает/ скрывает окно вывода. Для скрытия окна вывода используется также клавиша Esc.

Окно вывода обязательно открывается при любом выводе в него. Для очистки окна вывода следует нажать комбинацию клавиш

Ctrl-Del или кнопку .

Окно ввода

Окно ввода открывается при выполнении процедур read и readln в ходе работы программы.

Ввод данных в окно ввода сопровождается эхо-выводом в окно вывода (рис 2.1). После нажатия клавиши Enter данные из окна ввода попадают в соответствующие переменные, окно ввода закрывается, программа работает дальше.

 

Рис. 2.1. Интерфейс программы PascalABC

 

Запуск и остановка программы

Для запуска программы в текущем окне редактора следует нажать клавишу F9 или кнопку  панели инструментов.

Вначале программа компилируется во внутреннее представление, после чего, если не найдены ошибки, она начинает выполняться. При выполнении программы кнопка ее запуска программы становится неактивной, кнопка остановки программы, наоборот, активна, и в строке статуса отображается информация «Программа выполняется».

Выполнение программы можно в любой момент прервать нажатием комбинации клавиш Ctrl + F2 или кнопки  При этом в окне вывода появится сообщение: Программа прервана пользователем.

 

Структура программы

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов (табл. 2.1).

 

             

Таблица 2.1

 

PROGRAM Имя;

Заголовок программы

label

– раздел меток

 

const type var procedure function

                    раздел констант

                    раздел типов

                    раздел переменных

                    раздел процедур – раздел функций

Раздел описаний

BEGIN

Оператор 1;

Оператор 2;

… 

Оператор n END.

 

 

Раздел операторов (тело программы)

Заголовок содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое программистом. Заканчивается заголовок символом «;» (точка с запятой).

Раздел описаний предназначен для объявления всех встречающихся в программе данных и их характеристик (имен данных, их типов, возможных значений). Этот раздел содержит следующие подразделы: объявление меток, констант, типов, переменных, объявление процедур и функций. Порядок расположения разделов не важен, описания могут повторяться.

Объявление процедур и функций является одним разделом. Следует заметить, что не все перечисленные разделы обязательны в программе. В простых программах могут потребоваться, например, только разделы описания констант и переменных.

После каждого описания ставится символ «;».

Раздел операторов («тело» программы) заключается в операторные скобки вида: BEGIN («начать») и END («окончить»), при этом после служебного слова END обязательно ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов и каждый выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом «;».

Хороший стиль программирования требует:

      записывать слова PROGRAM, BEGIN, END с одинаковой

позиции строки;

      по отношению к ним описания и операторы принято сдвигать вправо на три символа. Желательно делать сдвиг на одинаковое количество позиций от края или по отношению к предыдущему сдвигу.

Константы и переменные

В зависимости от способа хранения в компьютере данные можно разделить на две группы: константы и переменные. В программе они определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущего значения.

Константы – это данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы. Они «узнаются» компьютером по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов: числовые, булевские и символьные

Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да – нет, истина – ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.

Значения переменных, в отличие от констант, могут изменяться во время выполнения программы. Переменные «узнаются» компьютером по именам (идентификаторам), более того с каждой переменной программы связывается одна и только одна ее характеристика, называемая типом.

Тип – это множество значений переменной вместе с множеством операций, которые можно выполнять над элементами этого множества. Приписывая переменной некоторый тип, явно определяется множество значений, которые можно присвоить этой переменной, а также определяются операции, с помощью которых можно манипулировать ее значениями.

Число отдельных значений, принадлежащих некоторому типу, называется мощностью типа. Например, мощность логического типа – 2, так как переменные логического типа могут принимать только два значения True и False.

В языке программирования Pascal все типы данных принято разделять на три группы:

1.                       Простейшие, или скалярные (к скалярным типам данных относятся типы данных таких величин, значения которых не содержат составных частей, то есть простейшие типы: целочисленный, вещественный, логический, символьный, перечисляемый, интервальный (тип диапазон) и ссылочный).

2.                       Структурированные (структурированный тип данных, или структуры данных, в своей основе имеет один или несколько скалярных типов данных, к ним относятся: строки, массивы, множества, записи, файлы).

3.                       Процедурные и типа object (этим типам данных трудно поставить в соответствие данные в обычном понимании этого слова. Их названия отражают их базовые признаки и используются, как правило, в объектно-ориентированном программировании, которое поддержано старшими версиями языка Pascal. Понимание работы с этими типами данных требует определенного опыта и навыков программирования). Рассмотрим некоторые скалярные (простейшие) типы данных.

 

Целочисленные типы данных

1.             Диапазон значений типа Byte: 0..255. Над данными типа Byte допустимы следующие операции: сравнения (=, <>, <, <=, >, >=); + (сложение); + (унарный плюс);

                  – (вычитание); – (унарный минус);

                  * (умножение);

DIV (получение целой части частного при целочисленном делении);

MOD (получение остатка при целочисленном делении (второй операнд должен быть положительным));

2.             Диапазон значений типа Integer: –32768..32767. Над данными этого типа допустимы те же операции, что и над данными типа Byte.

3.             Диапазон значений типа Word: 0..65535. Над этим типом

Word допустимы те же операции, что и над данными типа Integer.

Вещественный тип данных

Диапазон значений типа Real: 2.9E-39..1.7E+38. Данные этого типа имеют точность до одиннадцати значащих цифр. Над данными типа Real допустимы следующие операции:

сравнения (=, <>, <, <=, >, >=); + (сложение); + (унарный плюс);         – (вычитание); – (унарный минус);

                  * (умножение); / (деление).

 

Символьный тип данных

Тип данных Char определяет множество символов с кодами ASCII. Переменные этого типа предназначены для хранения отдельных символов – букв, цифр и специальных знаков. Над данными типа Char допустимы операции сравнения (=, <>, <, <=, >, >=).

Логический тип данных

Данные типа Boolean могут принимать два значения: TRUE и FALSE. Над данными типа Boolean допустимы следующие операции: сравнения (=, <>, <, <=, >, >=);

AND (логическое И); OR (логическое ИЛИ);

XOR (логическое исключающее ИЛИ); NOT (логическое отрицание).

Заметим, что вам встретятся и другие простейшие типы данных, не включенные в данную классификацию.

Процедуры ввода-вывода данных

Для организации ввода и вывода информации в языке программирования Pascal служат четыре процедуры: Read и ReadLn, Write и WriteLn. Эти процедуры являются «встроенными» в язык Pascal, поэтому для того, чтобы ввести информацию в оперативную память компьютера для ее дальнейшей обработки, программисту не надо писать специальную программу, а всего лишь нужно правильно обратиться к процедуре Read или ReadLn. Соответственно, чтобы вывести информацию на дисплей из оперативной памяти компьютера, необходимо вызвать процедуру Write или WriteLn.

Процедура ввода информации

Процедуры ввода (или чтения информации) Read или ReadLn обеспечивают ввод числовых данных, символов, строк и т. д. для их последующей обработки программой.

Синтаксис процедуры Read и ReadLn:

Read (X,Y); ReadLn (X,Y);

где X, Y – переменные, описанные в разделе описания переменных. Отметим, что указанные процедуры аналогичны, их единственное отличие заключается в том, что после ввода значений переменных, указанных в списке процедуры ReadLn, ввод значений переменных, указанных в списке следующей процедуры ReadLn, будет производится с новой строки. Этого не происходит в ходе выполнения процедуры Read, то есть ввод осуществляется на той же строке. Таким образом, процедура ReadLn не только вводит значения указанных переменных, но еще и переводит курсор на новую строку. Это позволяет делать суффикс Ln.

Процедуры ввода в блок-схемах (рис. 2.2) реализуются геометрической фигурой – параллелограммом, внутри которого записываются переменные, которые вводятся, в этот блок входит и выходит одна стрелка.

 

Рис. 2.2. Процедура ввода в блок-схемах

Процедура вывода информации. Процедуры вывода (или записи информации) Write или WriteLn обеспечивают вывод числовых данных, символов, строк на дисплей. В отличие от процедуры ввода, процедура вывода WriteLn может не иметь параметров. В этом случае данная процедура обеспечивает лишь перевод курсора на следующую строку.

Процедуры вывода в блок-схемах (рис. 2.3) реализуются геометрической фигурой – параллелограммом, внутри которого записываются переменные, которые выводятся, в этот блок входит и выходит одна стрелка.

 

Рис. 2.3. Процедура вывода в блок-схемах

Синтаксис процедуры Write и WriteLn:

Write (X,Y); или WriteLn (X,Y); – «слепой» вывод значений переменных.

Write (X+Y); или WriteLn (X+Y); – вывод результата выражения.

Write (X:6:2); или WriteLn (X:6:2); – форматированный вывод значения переменной.

Write ('Фраза'); или WriteLn ('Фраза'); – вывод некоторой фразы на дисплей.

Write ('Фраза',Y); или WriteLn ('Фраза',Y); – вывод фразы и «неслепой» вывод значения переменной, где:

1.                       X, Y – переменные, значения которых нужно вывести на экран;

2.                       'Фраза' – некоторый пояснительный текст, который обычно сопровождает значение переменной;

3.                       X:6:2 – указывается формат значения переменной. Это значит, что всего шесть символов отводится под значение переменной X, причем после десятичной точки будет выведено на экран два символа. Это так называемый форматированный вывод числа с фиксированной точкой.

Оператор присваивания

Синтаксис оператора присваивания: имя переменной := выражение. Знак «:=» называется знаком присваивания. Оператор присваивания предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в его левой части. Переменная и выражение должны быть совместимы по типу.

Примеры:

             Y:=2;                        X:='Строка';     P:=V1;    Summa:=V2,

 

где X, Y, P, Summa – имена переменных, описанных в разделе

описания переменных;

2, 'Строка' – некоторые значения;

V1,V2 – выражения, значения которых нужно вычислить.

В блок-схемах (рис. 2.4) оператор присваивания изображается прямоугольником, внутри которого записана выполняемая операция, в него входит и выходит одна стрелка.

 

Рис. 2.4. Оператор присваивания в блок-схемах

 

Пустой оператор

Пустой оператор не обозначается и не вызывает никаких действий. Пустой оператор – это просто символ «;» (точка с запятой) в программе. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой» (;), поэтому ее часто называют разделителем. Если разделитель          между двумя операторами отсутствует, то это приведет к возникновению ошибки, поскольку компилятор часто не может понять, что же хотел сказать автор программы. Пусть, например, записано x:=1 y:=2.

Несмотря на то, что операторы присваивания записаны на разных строчках, компилятор будет воспринимать эту запись как x:=1y:=2.

В итоге получается оператор, в котором используются два знака присваивания и неправильный идентификатор 1y (идентификатор не может начинаться с цифры).

             

Примеры выполнения заданий

Пример 1. Составьте блок-схему (рис. 2.5) и напишите программу решения следующей задачи: выведите на экран дисплея

предложение: «Это наша первая программа на языке Pascal!»

 

 

PROGRAM Primer_1; BEGIN WriteLn ('Это наша первая программа на языке Pascal!'); END.

 

 

 

 

 

Рис. 2.5. Блок-схема к примеру 1

Пример 2. Напишите программу решения следующей задачи: демонстрация операций над данными типа Word. PROGRAM Primer_2; var x: Word; {Первый аргумент}  y: Word; {Второй аргумент}

z: Word; {Результат операции} BEGIN

Write ('Введите значение переменной X типа Word...'); 

Read (x);

Write ('Введите значение переменной Y типа Word...');  Read (y); z:=x+y; WriteLn ('x + y -> ',z); z:=x-y; WriteLn ('x - y  -> ',z); z:=x*y; WriteLn ('x * y -> ',z); z:=x DIV 2; WriteLn ('x DIV 2 -> ',z);  z:=x MOD 2; WriteLn ('x MOD 2 -> ',z);

WriteLn ('x=y -> ',x=y);

WriteLn ('x<>y -> ',x<>y);

WriteLn ('x>=y  -> ',x>=y) END.

 

Пример 3. Составьте блок-схему (рис. 2.6) и напишите программу решения следующей задачи: демонстрация операций над типом Real. Операции с переменными типа Real реализуются программно, то есть математический сопроцессор в этом случае не используется.

             

PROGRAM Primer_3; var x: Real; {Первый аргумент} y: Real; {Второй аргумент}

z: Real; {Результат операции}  BEGIN

Write ('Введите значение переменной X типа Real...');

Read (x);

Write ('Введите значение переменной Y типа Real...'); Read (y); z:=x+y; WriteLn ('x + y =',z); z:=x-y; WriteLn ('x – y =',z); z:=x*y; WriteLn ('x * y =',z); z:=x/y; WriteLn ('x/y =',z); WriteLn ('x=y ', x=y);

WriteLn ('x<>y ',x<>y);

WriteLn ('x>=y ',x>=y) END.

Пример 4. Напишите программу решения следующей задачи: демонстрация операций над типом Integer. PROGRAM Primer_4;

var x: Integer; {Первый аргумент}  y: Integer; {Второй аргумент}

z: Integer; {Результат операции}  BEGIN

Write ('Введите значение переменной X типа Integer...'); 

Read (x);

Write ('Введите значение переменной Y типа Integer...');  Read (y); z:=x+y; WriteLn ('x + y -> ',z); z:=x-y; WriteLn ('x - y  -> ',z); z:=x*y; WriteLn ('x * y -> ',z); z:=x DIV 2; WriteLn ('x DIV 2 -> ',z); z:=x MOD 2; WriteLn ('x MOD 2 -> ',z); 

WriteLn ('x=y -> ', x=y);

WriteLn ('x<>y -> ', x<>y);

WriteLn ('x>=y -> ', x>=y) END.

Пример 5. Напишите программу решения следующей задачи:

демонстрация операций над данными типа Byte. PROGRAM Primer_5; var x: Byte; {Первый аргумент}

y: Byte; {Второй аргумент}

z: Byte; {Результат операции}  BEGIN

Write ('Введите значение переменной X типа Byte...');  Read (x);

Write ('Введите значение переменной Y типа Byte...');

Read (y); z:=x+y; WriteLn ('x + y = ',z); z:=x-y; WriteLn ('x - y = ',z); z:=x*y; WriteLn ('x * y = ',z); z:=x DIV 2; WriteLn ('x DIV 2 =', z);  z:=x MOD 2; WriteLn ('x MOD 2 =', z);

WriteLn ('x=y ',x=y); 

WriteLn ('x<>y ',x<>y);

WriteLn ('x>=y ',x>=y) END. Пример 6. Напишите программу решения следующей задачи: демонстрация операций над типом Char. PROGRAM Primer_6;

var x,y: Char;

BEGIN

Write ('Введите значение переменной X типа Char...'); 

ReadLn (x);

Write ('Введите значение переменной Y типа Char...'); 

ReadLn (y);

WriteLn ('x = ',x); 

WriteLn ('y = ',y); 

WriteLn ('x=y ',x=y);

WriteLn ('x<>y ',x<>y);

WriteLn ('x<y ',x<y) END.

Пример 7. Напишите программу решения следующей задачи:

демонстрация операций над типом Boolean. PROGRAM Primer_7;

var x,y,z: Boolean;

BEGIN

x:=TRUE; y:=FALSE; WriteLn ('x = ',x); WriteLn ('y = ',y);  z:=NOT x; WriteLn ('NOT x -> ',z); z:=x AND y; WriteLn ('x AND y -> ',z);  z:=x OR y; WriteLn ('x OR y -> ',z);

WriteLn ('x=y ',x=y);

WriteLn ('x<>y ',x<>y);

WriteLn ('x>y ',x>y) END.

 

Пример 8. Напишите программу решения следующей задачи: демонстрация вычисления значений стандартных функций: UpCase, Ord и Chr.

PROGRAM Primer_8; var x: Char;

BEGIN

Write ('Введите значение аргумента типа Char: ');

ReadLn (x);

WriteLn ('UpCase (x) ,UpCase (x));

WriteLn ('Ord (x) ',Ord (x)); WriteLn ('Chr (65) ',Chr (65))  END.

Пример 9. Напишите программу решения следующей задачи: демонстрация вычисления значений элементарных функций: MaxInt, Trunc(X), Int(X), Frac(X), Abs(X), Sqrt(X), Exp(X), Ln(X), Sin(X), Cos(X), ArcTan(X), X^Y, Odd(Z).

 

PROGRAM Primer_9;

(*Демонстрация вычисления значений элементарных функций*) var X: Real; {Аргумент} Y: Real; {Аргумент} Z: Integer; Аргумент}

F: Real; {Результат}

BEGIN

WriteLn ('Значение MaxInt: ',MaxInt); 

WriteLn ('Значение Пи: ',PI);

Write ('Введите значение аргумента: '); 

ReadLn (X);

WriteLn ('Trunc (X)= ',Trunc (X));

WriteLn ('Int (X)= ',Int (X));

WriteLn ('Frac (X)= ,Frac (X));

F:=Abs (X); WriteLn ('Значение функции Abs : ',F);

F:=Sqrt(X); WriteLn ('Значение функции корень: ',F);

F:=Exp (X); WriteLn ('Значение функции Exp : ',F); 

F:=Ln (X); WriteLn ('Значение функции Ln : ',F); {Аргумент тригонометрических функций выражен в радианах} 

F:=Sin (X); WriteLn ('Значение функции Sin : ',F); F:=Cos (X); WriteLn ('Значение функции Cos : ',F); 

F:=ArcTan (X); WriteLn ('Значение функции ArcTg: ',F);

             {          }

Write ('Введите значение аргумента: '); 

ReadLn (Y); 

F:=Exp (Y*Ln(X));

WriteLn ('Значение функции X^Y: ',F);

             {          }

Write ('Введите значение аргумента типа Integer: ');

ReadLn (Z); WriteLn ('Odd (Z) =',Odd (Z)) END.

Пример 10. Составьте блок-схему (рис. 2.7) и напишите программу решения следующей задачи: дано положительное трехзначное целое число. Вывести цифры этого числа по одной в строке.

Program Primer_10;

Var x,a,b,c:Integer;

Begin

Writeln('Ввести положительное трехзначное число');

Readln(x);

a:=x mod 10; {последняя цифра числа} b:=(x div 10) mod 10; {средняя цифра числа} c:=x div 100; {первая цифра числа}

Writeln('первая цифра = ',c); {вывод первой цифры числа}

Writeln('вторая цифра = ',b); {вывод второй цифры числа} Writeln('третья цифра = ',a); {вывод третьей цифры числа} End.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.7. Блок-схема к примеру 10

Пример 11. Напишите программу, используя оператор присваивания, в результате выполнения которого логическая переменная T принимает значение True, если выполняется указанное условие, и значение False в противном случае: а) числа x, y, z равны между собой; б) из чисел x, y, z только два равны между собой.

PROGRAM Primer_1;

var x,y,z:word; t:boolean;

BEGIN

writeln ('введите x,y,z'); readln(x,y,z); {Для пункта а} t:=(x=y) and (y=z); 

writeln ('числа x, y, z равны между собой ',t);

{Для пункта б} t:=(x=y) or (x=z) or (y=z); 

writeln (' из чисел x, y, z только два равны между собой ',t); END.

Контрольные вопросы

1.                       Из каких разделов состоит программа на языке Паскаль?

2.                       Для      чего     предназначен раздел описания?       Из        каких подразделов он состоит?

3.                       Что представляет собой раздел операторов?

4.                       Каким символом        заканчивается программа      на        языке

Паскаль? В каких случаях в программе не ставится «;»?

5.                       Какой символ является разделителем в Паскале?

6.                       Какова структура заголовка?

7.                       Чего требует хороший стиль программирования?

8.                       Что представляет собой константа?

9.                       Перечислите   типы    констант.        Приведите      примеры объявления констант различных типов.

10.                    Что      представляет собой переменная?   Примеры объявления переменных различных типов.

11.                    Какая характеристика связана с каждой переменной? Что такое мощность типа?

12.                    Приведите примеры объявления переменных целочисленных, логического, вещественного, символьного типа.

13.                    На какие группы делятся типы данных в Паскале?

14.                    Какие разделы могут отсутствовать в программе?

15.                    Охарактеризуйте тип Byte. Какие операции допустимы над данными этого типа? Почему при вычитании a – b, если a < b, получается неверный результат?

16.                    Охарактеризуйте тип Integer. Какие операции допустимы над данными этого типа?

17.                    Охарактеризуйте тип Word. Какие операции допустимы над данными этого типа? Почему при вычитании a – b, если a < b, получается неверный результат?

18.                    Охарактеризуйте тип Real. Какие операции допустимы над данными этого типа?

19.                    Охарактеризуйте тип Char. Какие операции допустимы над данными этого типа?

20.                    Охарактеризуйте тип Boolean. Какие операции допустимы над данными этого типа?

21.                    Приведите примеры встроенных констант. Чем они отличаются от пользовательских?

22.                    Для чего предназначена функция ODD? Какого типа должен быть аргумент и результат какого типа возвращает эта функция?

23.                    Для чего предназначены функции INT, FRAC? Какого типа должен быть аргумент и результат какого типа возвращает эта функция?

24.                    Для чего предназначены функции ROUND, TRUNC? Какого типа должен быть аргумент и результат какого типа возвращает эта функция?

25.                    Для чего предназначена функция ABS? Какого типа должен быть аргумент и результат какого типа возвращает эта функция?

26.                    Для чего предназначены функции ORD, CHR? Какого типа должен быть аргумент и результат какого типа возвращает эта функция?

27.                    Для чего предназначена функция UPCASE? Какого типа должен быть аргумент и результат какого типа возвращает эта функция?

28.                    Какая процедура предназначена для ввода информации? Ее синтаксис.

29.                    Какая процедура предназначена для вывода информации? Ее синтаксис.

30.                    Форматированный и неформатированный вывод значений на экран. Приведите примеры.

31.                    «Слепой» и «неслепой» вывод значений переменной на экран. Приведите примеры.

32.                    Организовать вывод на        экран   фразы «Защита лабораторной работы № 1» и значения выражения X*Y.

33.                    Оператор присваивания. Его синтаксис.

34.                    Пустой оператор. Его назначение.

Задания для самостоятельного выполнения

1.                       В каждой задаче варианта составьте блок-схему и напишите программу решения задач.

2.                       Оформите отчет по лабораторной работе, который должен состоять из следующих разделов: номера лабораторной работы и ее названия, условия каждой задачи, блок-схемы и программы.

 

Вариант № 1

1.                       Стороны прямоугольника a и b. Найдите периметр p, площадь s и диагональ d этого прямоугольника.

2.                       Дано трехзначное целое число. Найдите цифры этого числа.

3.                       Известны координаты двух точек A(x1, y1) и B(x2, y2). Найдите расстояния от начала координат до этих точек.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: данное натуральное число А кратно числу B, но не кратно числу C.

 

Вариант № 2

1.                       В треугольнике АВС известны длины сторон a, b, c. Вычислите длину высоты, проведенной из вершины А.

 

h = p( p a)( p b)( p c) a

2.                       Дано целое трехзначное число. Найдите сумму цифр этого числа.

3.                       Определите количество теплоты Q, требуемое на для нагревания V, л, жидкости, взятой при температуре Т1, до температуры кипения Т2, если известна удельная теплоемкость жидкости q.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: сумма двух действительных чисел а и b является целым числом, то есть дробная часть суммы равна нулю.

 

Вариант № 3

1.                       В треугольнике АВС известны длины сторон a, b, c. Вычислить длину медианы проведенной из вершины А.

 

 

m =

2

2.                       Дано целое число х. Найдите остаток от деления этого числа

на другое данное число у.

3.                       Определите расстояние, пройденное физическим телом за время t, если тело движется с постоянным ускорением а и в начальный момент времени имеет скорость V0.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: произведение натуральных чисел a и b кратно числу c.

 

Вариант № 4

1.                       Сутки на Марсе на 40 мин длиннее земных. Вычислите, на сколько часов марсианская неделя длиннее земной.

2.                       Дано трехзначное натуральное число А. Результат – двузначное число В, которое получается из А вычеркиванием средней цифры. Получите число В.

3.                       Определите время свободного падения физического тела с высоты H.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: сумма двух натуральных чисел кратна двум.

 

Вариант № 5

1.                       Даны длины оснований трапеции х, у и высота h. Найдите площадь этой трапеции.

2.                       Дано трехзначное целое число А. Получите из него двузначное целое число путем отбрасывания первой цифры.

3.                       Камень бросили в колодец и через t, с, послышался всплеск воды. На какой глубине вода в колодце?

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: данное четырехзначное число читается одинаково слева направо и справа налево.

 

Вариант № 6

1.                       В треугольнике АВС известны длины сторон a, b, c. Вычислите длину биссектрисы, проведенной из вершины А. l=

𝑏+𝑐

2.                       Дано целое трехзначное число А. Получите из него двузначное путем вычеркивания последней цифры.

3.                       Вычислите напряжение на каждом из последовательно соединенных участков электрической цепи сопротивлением R1, R2, R3, Ом, если сила тока при U, В, составляет I, А.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: число с является средним арифметическим чисел а и b.

 

Вариант № 7

1.                       Дан радиус круга. Вычислите длину окружности и площадь данного круга.

2.                       Дано целое двухзначное число. Найдите сумму цифр этого числа.

3.                       Найти расстояние между двумя точками, если известны координаты этих точек A(x1, y1), B(x2, y2).

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: данные числа c и d являются соответственно квадратом и кубом числа a.

 

Вариант № 8

1.                       Найдите целую и дробную часть данного вещественного числа А.

2.                       Найдите сумму цифр трехзначного натурального числа В.

3.                       Вычислите величину работы, совершенной при равномерном подъеме груза массой m, кг, на высоту h, м. Ускорение свободного падения опишите как константу g = 9,81.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: цифра М входит в десятичную запись четырехзначного числа N.

 

Вариант № 9

1.                       Поменяйте местами значения переменных X и Y. Выполните задание двумя способами: с использованием промежуточной переменной и без нее.

2.                       Дано целое двузначное А. Образуйте новое двузначное число, поменяв цифры в числе А местами.

3.                       Вычислите значение силы тока I на участке, состоящем из двух параллельно соединенных резисторов сопротивлением R1 и R2, если напряжение на концах этого участка равно U.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: (х1, у1) и (х2, у2) – координаты левой верхней и правой нижней вершин прямоугольника; точка A(х, у) лежит внутри этого прямоугольника или на одной из его сторон.

 

Вариант № 10

1.                       Вычислите объем шара радиусом r.

2.                       Дано трехзначное целое число А. Поменяйте в этом числе первую и вторую цифры.

3.                       Вычислите давление столбца жидкости плотностью R и высотой h на дно сосуда.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: данные числа х, y являются координатами точки, лежащей в первой координатной четверти.

 

Вариант № 11

1.                       Вычислите периметр квадрата P по указанному значению его площади S.

2.                       Дано трехзначное целое число А. Поменяйте в этом числе первую и последнюю цифры.

3.                       Вычислите выталкивающую силу, действующую на тело объемом V, наполовину погруженное в жидкость плотностью R.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: данная тройка натуральных чисел а, b, с является тройкой Пифагора, то есть с2 = а2 + b2.

Вариант № 12

1.                       Коммерсант, имея стартовый капитал K рублей, занялся торговлей, которая ежемесячно увеличивает капитал на Р, %. Какая сумма будет у коммерсанта через полгода?

2.                       Дано целое трехзначное число А. Определите остаток от деления этого числа на другое данное число В.

3.                       Пусть смешаны V1, л, воды температурой t1 с V2, л, воды температуры t2. Вычислите температуру и объем образовавшейся смеси.

4.                       Составьте программу, печатающую значение TRUE, если указанное высказывание является истинным, и FALSE – в противном случае: даны три стороны одного и три стороны другого треугольника. Эти треугольники равновеликие, то есть имеют равные площади.