Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы
Оценка 5

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Оценка 5
Образовательные программы
doc
обществознание +1
10 кл—11 кл +1
08.03.2018
Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы
Пояснительная записка Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры. Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).
Программно-методическая разработка курса.doc
Программно­методическая разработка курса "Политология" 10–11­е классы Пояснительная записка Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является  структурообразующим элементом общества. Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки  собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих  установок, ни от политической конъюнктуры. Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций  подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, ­ формирование у  учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах  её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике  формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент  сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных  граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов,  убеждений, норм, ценностей и т.д.). Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно­ориентированным аспектам преподавания и практической  ориентации конкретного учащегося на конкретные цели. Курс предлагается в трёх различных вариантах, различающихся  между собой по уровню сложности   Политологический курс обществоведческого образования в средней школе неразрывно связан с другими модульными  курсами, изучаемыми в курсе «Обществознания» в 9­11 классах средней школы и является неотъемлемой его частью.  Предполагается изучение модульных обществоведческих курсов в средней школе в следующем порядке:    9 класс основной средней школы – курс «Право и политика». В этом курсе даются основные представления о  политической структуре общества, принципах её формирования и функционирования, формах правления,  политических режимах, политических партиях и месте обыкновенного человека в этой системе отношений. Курс  «Политика» в 9 классе является пропедевтическим. 10 класс общеобразовательной средней школы – курс «Обществознание» включает в себя модули: 1) «Основы  социологии», 2) «Религии мира», 3) «Основы конфликтологии». Эти курсы знакомят и углубляют уже имеющиеся  знания школьников об обществе и его институтах. В частности более глубоко рассматривается один из основных  социальных институтов – институт религии. При этом в 10 классе предлагается знакомство и изучение религий  Южной и Восточной Азии и иудаизма. 11 класс общеобразовательной средней школы – продолжение изучения модуля «Религии мира». Основное  внимание уделяется изучению мировых религий, во многом способствовавших развитию российской цивилизации,  а именно христианству и исламу. Вторая, более объёмная по количеству выделяемых часов часть  обществоведческого курса – «Основы политологии». Модуль «Основы политологии» является интегративным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в  10­11 классах и курсами 10­11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории.  Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10­11 классах  общеобразовательной школы или школы с углубленным изучением предмета. Модуль «Основы политологии» состоит из шести разделов: 1) «Политика как общественное явление», 2) «История  политических идей и учений», 3) «Что и как изучает современная политическая наука», 4) «Политическая социализация  личности», 5) «Политические идеологии», 6) «Международная политика». Разделы, в свою очередь, тематически  разделяются на подразделы и параграфы. Формы проведения занятий, предусмотренные в модуле «Политология»: школьная лекция, практическое занятие,  семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные  занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение,  взаимоконтроль), групповые. Основным пособием к учебному курсу «Основы политологии» является учебник для общеобразовательных учреждений  Р.Т. Мухаева «Политология» 10­11 класс. Москва. Издательство «Дрофа». 1997 г. (переиздание или другое издание).  Также используются методические сборники, хрестоматийные пособия и сборники дидактических задач. Учебно­тематическое планирование модуля «Основы политологии» в курсе «Обществознание» 11 класс (54 учебных часа) № Раздел, тема Кол­во часов I ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ Причины возникновения политики Понятие политики Структура политики. Роль политики в обществе Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное  дело» Контрольно­обобщающее занятие II ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ Развитие политической мысли на Западе и на Востоке Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения Политические учения нового времени Развитие политических идей на рубеже XIX­XX вв. Особенности развития политической мысли в России Основные направления развития российской политической мысли Контрольно­обобщающее занятие III ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА Предмет современной политологии Методы и функции политологии Политическая наука в России ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ Теория власти Ресурсы власти Принципы организации и функционирования политической  системы 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 2 1 1 1 31 1 1 1   1 1 1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ Теории элит Современная политическая элита: источники власти и системы  отбора Политическая элита в России ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Понятие политического лидерства Типы лидеров и их функции Политическое лидерство в России Контрольно­обобщающее занятие ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Понятие и функции политической системы Типы политических систем Политическая система России ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Понятие политического режима Типы политических режимов Политический режим в России Контрольно­обобщающее занятие ПОЛИТИКА и ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Содержание, предпосылки возникновения и структура  гражданского общества Конституционализм как режим отношений государства и  гражданского общества Формирование гражданского общества в России ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ   1 1 1   1 1 1 1   1 1 1   1 1 1 1   1 1 1 Природа и сущность государства Функции и устройство государства Государство в России: тенденции развития Возникновение и сущность партий Типология партий и их функций Партийные системы Российская модель партийной системы Контрольно­обобщающее занятие IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Функции и содержание политической социализации Модели (типы) политической социализации Политическая культура: содержание и типология Политическая культура России: тенденции развития V ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ Возникновение идеологии и её функции Типы идеологий Политические идеологии в постсоветской России VI МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА Политика и международные отношения Теория и практика международных отношений Контрольно­обобщающее занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема № 1. «Политика как общественное явление» (5 часов) Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции политики. Политика и мораль. Тема № 2. «История политических идей и учений» (8 часов) Развитие политической мысли в древних обществах (Древний Восток, Древние Греция и Рим). Политическая мысль  средневековья и эпохи Возрождения. Христианская политическая доктрина Августина. Практическая сторона политики у  Н. Макиавелли. Политические учения нового времени. Формирование и развитие теории демократии. Развитие  политических идей на рубеже XIX–XX веков. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Политическая мысль России с  древнейших времен: Владимир Мономах, Иван Пересветов. Специфика российской политической мысли. Развитие  российской политической мысли в XVIII–XIX веках: В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович; формирование  политических идеологий в XIX веке: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, А.Н. Радищев,  декабристы, русский анархизм и радикализм. Тема № 3. «Что и как изучает современная политическая наука» (31 час) Тема делится на 8 разделов: а) «Что и как изучает современная политическая наука» (3 часа) Направления в трактовке предмета политологии. Структура политической науки. Методы и функции политологии.  Проблемы политической науки в досоветский, советский и постсоветский периоды. б) «Политическая власть» (3 часа) Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования  политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в  России. в) «Политические элиты» (3 часа) Понятие «политическая элита». Причины существования политических элит. Классическая теория элит В. Парето.  Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит. Политическая элита в России (СССР):  особенности формирования. Понятие «номенклатура». г) «Политическое лидерство» (4 часа) Понятие политического лидерства. Идея лидерства в истории политической мысли. Природа лидерства. Типы лидеров и  их функции. Политическое лидерство в России (СССР): особенности политического лидерства, тенденции развития  лидерства в России. д) «Политическая система общества» (3 часа) Понятие и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции  политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России: советский тип, постсоветский тип. е) «Политический режим» (4 часа) Понятие «политический режим». Принцип легитимности политического режима. Форма правления. Избирательные  системы. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эволюция политического режима в  России (СССР). ж) «Политика и общество. Гражданское общество» (3 часа) Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и структура. Трактовки понятия «гражданское  общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал­ демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим отношений между обществом и государством.  Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика. з) «Политические институты» (8 часов) Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство государства. Типы государств. Тенденции развития  государства в России (от СССР к России). Политические партии и партийные системы: возникновение и сущность партий.  Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель  партийной системы (Российская империя – СССР – Российская Федерация). Тема № 4. «Политическая социализация личности» (4 часа) Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Особенности  политической социализации в России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры.  Подданический тип политической культуры в России. Особенности политической культуры переходного типа. Тема № 5. «Политические идеологии» (3 часа) Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии классификации.  Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал­демократизм. Формирование идеологических  предпочтений в современной России. Тема № 6. «Международная политика» (3 часа) Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной  политики. Содержание и принципы международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная  безопасность». Типология международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных  отношений. Россия в системе международных отношений на современном этапе. Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники: Выпускники должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы  государства, основные черты гражданского общества; определять понятия«государство», «правовое государство»,  «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское  общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её  происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру социального объекта,  соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы  судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с  точки зрения политической культуры. Минимальные требования к оснащённости учебного процесса Учебно­методические компоненты (учебник, хрестоматии, дополнительная литература, рабочая тетрадь, познавательные  задания для учащихся), картины, схемы, таблицы, аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, слайды,  видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы). УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ К КУРСУ: 1. Р.Т. Мухаев. Политология. 10­11 класс. «Дрофа». Москва. 1997 (переиздание или любое другое издание). 2. А.Ю. Лазебникова. Современное школьное обществознание. Методическое пособие для учителя с  дидактическими материалами. Москва. «Школа­Пресс». 2000. 3. Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985­1991. Москва. «Международные отношения». 1991. 4. Введение в политологию. Словарь­справочник. Под редакцией В.П. Пугачёва. Москва. «Аспект пресс». 1996. 5. Политология. Курс лекций. Под редакцией М.Н. Марченко. Изд. 3­е, переработанное и дополненное. Москва.  «Зерцало». 9.

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018