Программно-методическое обеспечение деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГТ и ФГОС.
Оценка 4.9

Программно-методическое обеспечение деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГТ и ФГОС.

Оценка 4.9
Семинары
docx
музыка
Детсад
08.02.2017
Программно-методическое обеспечение деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГТ и ФГОС.
презентация к семинару
выступление19янв.docx

Программно-методическое обеспечение деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГТ и ФГОС.

Учитель музыки МБОУ СОШ №39

г. Ставрополя Свидинской Т.Г,

Слайд 1

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

 Слайд 2

Модернизация воспитательно-образовательного процесса в России   актуальна  не только в школах, но и в начальных звеньях системы в дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жесткий регламент и стандарт.

Слайд 3-6  Дошкольное воспитание по Ф Г Т

Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям – одна из самых главных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в детском возрасте происходит формирование характера человека, приобретаются основные умения и навыки, формируется личность. Работая с дошкольником, важно делать все правильно, ведь любая неосторожность может повлечь за собой последствия, которые скажутся в будущем.

Слайд7

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

 Слайд 8 Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. .

 СЛАЙД 9

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.

СЛАЙД 10

Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрел. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

Слайд 11  Так что же такое ФГТ?

    Федеральные государственные требования (далее – ФГТ)  это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

В  связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.)  в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

СЛАЙД 12

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались

Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

СЛАЙД 13

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

- формирование их общей культуры,

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

СЛАЙД 14 партнерство

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

СЛАЙД15-19 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

СЛАЙД 19  Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

СЛАЙД 20.

Таким образом, стантартизация содержания дошкольного образования –это обеспечение каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Слайд 21. Вариативность программ.

 Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.

СЛАЙД 22

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

  • Детский сад;
  • Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
  • Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
  • Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
  • Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.

Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ. Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.

СЛАЙД 21-26 ПРОГРАММЫ

    В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.

В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной, изданной в 1981году.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Главная цель программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н. А. Ветлугиной строится на произведениях советских композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д., но репертуар по слушанию не выписан и точно не определен.

Есть определенные недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки. Вероятно, поэтому данная программа в настоящее время используется мало, то ли считаясь «устаревшей», то ли под натиском новых более узко направленных современных программ. Применялись карточки- наглядность.

Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной. Вот по таким признакам мы разделили все существующие и используемые в настоящее время специализированные программы по эстетическому в общем и музыкальному в частности развитию. Наиболее полно проанализированы те программы, которые адресованы детям раннего возрастаюРяд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа.

Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка: развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий.

 РОСИНКА – это педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3до 7 лет. Это комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников [11;3] Музыкальной деятельности посвящен достаточно объемный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной деятельности в саду.

В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота — радость — творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3 – 10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от 5 до 7 лет), «Путешествие в страну хореографию» (от 4 до 7 лет), «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет), «Волшебный мир театра» (от 5 до 7 лет), «Театр - творчество – дети».

Несмотря на то, что программа общеэстетического развития дошкольного воспитания РОСИНКА авторов Куцаковой Л. В. и Мерзляковой С. И. рассчитана на детей от трех лет, она представляет определенный интерес и для нас. Основные положения программы: «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» [11;7], должны активно использоваться с раннего возраста.

Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска, поскольку так «развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт» [11;8]. Эти положения уместно отнести и к раннему возрасту, поскольку именно эксперимент и поиск – основа детской деятельности (Н. Поддъяков)

Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.

В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Содержание программы реализуется в следующих разделах:

  • Искусство в жизни ребенка.
  • Эстетическая развивающая среда.
  • Красота природы.
  • Знакомство с архитектурой.
  • Литература.
  • Изобразительная деятельность.
  • Музыкальная деятельность.
  • Досуг и творчество.
  • Творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка. Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с.4).

Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.

Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:

  Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).

  Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.

  Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.

Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой.

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве.

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха».

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Издано и методическое пособие «Музыка – малышам». В пособии три раздела, каждый из которых посвящен музыкальному воспитанию детей определенного возраста. Первый – детям младенческого возраста (первый год жизни), второй и третий – музыкальному воспитанию детей второго и третьего года жизни.

Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки [6,4], целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем

Отдельным видам детской музыкальной деятельности посвящены программы: «Элементарное музицирование с дошкольниками» (от 5 до 7 лет), «Играем в оркестре по слуху» (от 5 до 7 лет), «Оркестр в детском саду» (от 4 до 7лет), «Ритмическая мозаика» (от 3 до 9лет), «Топ-хлоп, малыши» (от 2 до 3 лет), «Музыкальные шедевры» (от 3 до 7лет).

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале

Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева). Но недостаток, который влияет на общее впечатление - некорректная запись музыки на аудиодиск. Недопустимо детей раннего возраста приучать к искусственному звуку, с жесткими битами ритм-секции и тяжелыми басами. Это портит слух, это раздражает нервную систему.

Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для музыкального руководителя.

Думается, что на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаться в него.

Слайд 26  Преемственность : школа-сад.

Важнейшей целью Российского образования XXI века является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Этот принцип был положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ,

- определяет требования к образовательным программам нового поколения,

- формулирует концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

СЛАЙД 27

 Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира

 «Прекрасное пробуждает доброе», — доказывает всей своей жизнью неоспоримость этой истины Д. Б. Кабалевский.

Школа №39- школа новостройка , мы получили детей с разным уровнем музыкальной культуры и творческим потенциалом.

«Заметить искру в ребенке, талант музыкальный развить, радостью душу наполнить и место под солнцем определить», - такое мое  педагогическое кредо, созвучное с девизом школы, «где растят  таланты и согревают детские сердца».

 Вывод очевиден: необходима очень большая работа по формированию музыкально-эстетической культуры детей, где основная площадка для деятельности учителя - школьный урок и занятия в системе дополнительного образования.

 СЛАЙД 29

Говоря об урочной деятельности, хочется отметить, что все уроки проводятся в соответствии с требованиями ФГОС, УМК соответствует программному материалу.

Уроки отличаются насыщенной плотностью. Предполагают:

- различные виды деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, пластическое интонирование музыкально-ритмические движения.

- различные методические приемы и формы организации деятельности: музыкальные викторины, виртуальные экскурсии в театр, «оперу», «балет», а также просмотр видео и анимационных фильмов.

СЛАЙД 30-34

Таким образом, назрела необходимость  создавать  интегрированные  уроки, то есть   синтезировать материал; органично связать между собой материал; провести  урок без перегрузки детей впечатлениями - мощным стимулятором мыслительной деятельности;

Такие  уроки  учат применять теоретические знания в практической жизни. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Музыкальная культура, нравственность детей  формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее удачные проекты  перед вами. (На слайде): «Новый год- закружился хоровод» (1 кл.), «Рождественский балет», « Музыкальная прогулка. Величественный орган» (2кл.), «Дела давно минувших дней»(3 кл), «Рождественский балет «Щелкунчик», «Шопен- выдающийся мелодист мира», (4кл), «Россия – родина моя», 

 «Пасха, христианские праздники Руси» интегрированный урок Музыки, изобразительного искусства, технологии; «Искусство фуги», «Песни Великой Победы», «Этих дней не смолкнет слава…», «Пушки говорили, но музы не молчали»,  и т.д.

 «День Победы на века»  интегрированный урок музыки и МХК в 10 «А» классе, посвященный 70- летию Великой Победы, где патриотическое воспитание поставлено на высочайший уровень. В заключении урока учащиеся писали завещание потомкам - воззвание к миру во всем мире. Оно хранится в музее воинской славы школы. Исполнили песню Д. Тухманова «День Победы»

Учитель музыки предстает на уроке своеобразным мастером, который своими знаниями и вкусом, душой и сердцем, словом и действиями воспитывает будущих творцов.

СЛАЙД 35-45

    Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.  Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед школой,  перед учреждениями дополнительного образования . Это совмещение интересов позволяет установить партнерство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные   программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми.

Система дополнительного образования детей является важным звеном  в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей обучающихся за рамками основных образовательных программ

Именно поэтому важной является задача учителя научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг содержательным, работающим на совершенствование личности.

Научить детей петь – первоочередное задание учителя музыки

Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи: выявление и развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка, обучение вокально-хоровым навыкам и освоение музыкального репертуара.

В школе существуют 3 хоровых  коллектива: «Школярики»-»- начинающий состав 1-2класс (40),

«Школярики»- 30  человек- учащиеся 3- классов

«Камертон»- 15 человек, учащиеся 5- классов,

вокальная группа старших классов «Созвучие»- 10 человек.

Участники  хоровых коллективов являются участниками  школьных календарно тематических  праздников. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения: участники хора участвуют в различных концертных программах, занимают призовые места в городских, краевых, Международных  конкурсах и фестивалях.

Так в канун Великой Победы в школе был проведен ряд  концертных  программ и  мероприятий, приуроченных к этой дате, среди них:

Акция «Народная память», «Всероссийский урок мужества», фестиваль солдатской песни, Передача копии ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ, Благотворительная акция «Твори добро», со сбором благотворительных средств  для строительства храма в микрорайоне , с участием различных творческих коллективов школы и города, а также артистов драматического театра.

            Уникальность дополнительного образования в том, что оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка. Современное обучение детей в общеобразовательной школе формирует в детях в большей степени исполнительные качества, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – остаётся не всегда на высоком уровне. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует система дополнительного образования. Только сочетание базового школьного образования с дополнительным образованием удовлетворит постоянно изменяющиеся социально-культурные и образовательные потребности детей и родителей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации, возможность   адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребёнка

            Основными государственными структурами, способными сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание детей, являются  детские сады, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей. Причём каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребёнка, успешной гармонично развитой личности ХХI века. Таким образом, взаимодействие дошкольного,начального общего и дополнительного образования – важный этап в создании целостного образовательного пространства.

Приобщить детей к искусству, научить их понимать и любить музыку во всем богатстве форм и жанров, можно только на прочном фундаменте духовной, патриотической и народной музыки, классики и лучших произведений современности.

СЛАЙД 46-55 Концертные коллективы

В школе № 39 хорошо организована работа  по приобщению  учащихся к лучшим образцам русской и зарубежной музыки.

В рамках школьного абонемента ребята посещают филармонию, органный зал, где знакомятся со звучанием инструментов камерного и симфонического оркестра в исполнении лучших коллективов города и края. Хорошо поставлена в школе и культурно-просветительская работа: камерный ансамбль  «Кантабиле» под управлением заслуженного деятеля искусств   СЕРГЕЯ  КИРИЛЛОВА, «Аккорд», «45 параллель»- вокальные ансамбли  под руководством Заслуженного артиста РФ Короткова Валерия Ивановича. Наш частый гость - вокально-хореографический ансамбль «Слобода» под управлением  заслуженного работника  культуры РФ Анатолия  Пянзина; Государственный  казачий ансамбль песни и танца  «Ставрополье», который наиболее полно и ярко, с большим художественным мастерством представляет казачий фольклор России;ансамбль песни и пляски «Пограничник Кавказа», под управлением подполковника Сергея Тарасова, студенты Ставропольской духовной семинарии. Русский бэнд "Разлюли MALINA" под руководством Андрея  Солдаткина

СЛАЙД 52

Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Так, участники хорового коллектива «Школярики» были участниками творческой смены во  Всероссийском оздоровительном  детский центр "Смена" г. Анапа.

Мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, и если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.  Не случайно, в школе №39 собрался коллектив творчески-устремленных педагогов, способных реализовать себя в своих учениках.

Школа 39 - будем свято верить,
Что пройдет немало - много лет:
Твою умножим славу - прославим мы державу,
Внесем свою страницу в летопись страны.
«Творить, дерзать и строить,
И смыслом жизнь наполнить», -
Клянутся наша школа, твои ученики.

 

Используемая литература:

1.      Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в   детском саду. – М.: Владос, 1999.

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  3. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
  5. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  6. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
  7. Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
  8. Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
  9. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
  10. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
  11. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  12. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
  13. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
  14. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  15. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  16. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
  17. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
  18. .Парциальные программы:
  19. ● О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»; Каплунова «Ладушки»
  20. Методические разработки:
  21.   Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»;
  22.  Картушина. «Логоритмические занятия».
  23. - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, М.,  «Мозаика-синтез», 2006.

21.- «Развитие  личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург, 1998.

22.- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.


 

Программно-методическое обеспечение деятельности музыкального руководителя в условиях реализации

Программно-методическое обеспечение деятельности музыкального руководителя в условиях реализации

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми

СЛАЙД 13 Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: - формирование их общей культуры, - развитие…

СЛАЙД 13 Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: - формирование их общей культуры, - развитие…

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие…

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие…

Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка : развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий

Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка : развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий

Знакомство с архитектурой

Знакомство с архитектурой

Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах

Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах

Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет

Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет

Школа №39- школа новостройка , мы получили детей с разным уровнем музыкальной культуры и творческим потенциалом

Школа №39- школа новостройка , мы получили детей с разным уровнем музыкальной культуры и творческим потенциалом

Это совмещение интересов позволяет установить партнерство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми

Это совмещение интересов позволяет установить партнерство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми

Основными государственными структурами, способными сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание детей, являются детские сады, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей

Основными государственными структурами, способными сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание детей, являются детские сады, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.

Развитие личности ребенка средствами хореографии

Развитие личности ребенка средствами хореографии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017