Программы элективных курсов "Победы России IX—XVIII веков"
Объяснительная записка
Муниципальное
общеобразовательное учреждение Сабинского района Республики Татарстан
Шеморданский лицей. Данная программа рассчитана на 18 учебных часов,
для классов изучающих историю на профильном уровне.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с выдающимися людьми России. Происходит формирование социально-личностных компетенций. Под компетенциями понимаются способности личности, ее знания, умения, опыт.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
Предполагаемые результаты
Предлагаемый
учебный курс должен помочь учащимся усвоить исторические факты, события,
явления, ключевые понятия, связанные с историческими персоналиями.
Курс позволяет познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры,
политических, общественных, государственных деятелей России, их ролью в победах
России.
Курс дает возможность успешной подготовки к сдаче ЕГЭ. Содержание программы
дает прекрасную возможность воспитания чувства патриотизма и гордости за свою
Родину.
Итогом курса является защита проектно-исследовательских работ, темы которых
определяются в начале курса.
Содержание программы
Тема 1. «Великие государи» (4 часа)
Святослав
– «Александр Македонский Восточной Европы»
Владимир «Красное Солнышко» – крещение Руси.
Борис и Глеб – первые русские святые.
Ярослав Мудрый – «Русская Правда».
Владимир Мономах – крестовый поход в степь.
Владимиро-Суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод
Большое Гнездо.
Александр Невский,
Иван Калита,
Иван III,
Иван Грозный,
Петр I.
Тема 2. «Зарождение и расцвет русской культуры» (4 часа)
Летописи:
«Повесть временных лет»
Литература: Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати», «Слово о полку
Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Домострой», XVII век –
обмирщение культуры. Академия наук в Петербурге, Московский университет.
М.В.Ломоносов.
Великие живописцы и зодчие. Русский театр.
Тема 3. «Великие победы. Воины-спасители Отечества» (4 часа)
Невская
битва. Ледовое побоище. Куликовская битва. Северная война. Полтава. Смутное
время. Русско-турецкие войны XVIII века.
Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Сусанин, Д.Пожарский, К.Минин.
Великие полководцы и флотоводцы XVIII века.
Тема 4. «Русские женщины, великие россиянки» (4 часа)
Княгиня Ольга. Софья Алексеевна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Екатерина Дашкова.
Защита проектных работ (2 часа)
Учебно-тематический план
№ урока |
Тема урока |
Тип, урока, методы проведения. |
Цели и задачи |
Планируемые навыки и умения |
Виды контроля и обратной связи, формы организации учебной деятельности |
Задание на дом |
1 |
Правление Святослава, Русь во времена Владимира Святославовича, Борис и Глеб – первые русские святые. |
Урок-исследование |
Рассмотреть процесс становления Древнерусского государства, систему управления, внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Значение принятия христианства. |
Умение работать с источником. |
Исследование и анализ отрывков «Повести временных лет» |
Подготовить сообщения о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. |
2 |
Правление Ярослава Мудрого, Владимир Мономах – великий князь |
Лекция с элементами беседы. |
Рассмотреть расцвет Древнерусского государства. Личности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. |
Умения готовить выступления и выступать перед аудиторией. |
Прослушивание и обсуждение выступлений. |
Подготовить биографии Владимиро-Суздальских князей и личности князя Александра Ярославовича. |
3 |
Владимиро-Суздальские князья, Александр Невский. |
Семинар – «круглый стол». |
Обсудить внутреннюю и внешнюю политику Владимиро-Суздальских князей, деятельность и победы Александра Невского. |
Умение вести дискуссию |
Беседа дискуссия. |
Сделать письменное обобщение урока. |
4 |
От Ивана Калиты до Петра I |
Урок-исследование |
Исследовать этапы становления и расцвета Российского государства. |
Умение систематизировать материал. |
Сравнительная таблица. |
Закончить таблицу. |
5 |
Путешествие по древней библиотеке-летописи. |
Путешествие по летописям. |
Рассмотреть историю создания, содержание, значение древних летописей и поучений(«Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве», », «Домострой».) «Задонщина |
Умение анализировать исторический источник |
Анализ источников. |
Эссе «Древние летописи-источники мудрых мыслей и афоризмов». |
6 |
XVII век – обмирщение культуры |
Урок-лекция |
Выделить особенности развития отечественной культуры в XVIIвеке по сравнению с предшествующим периодом, познакомить с достижениями культуры данной эпохи. |
Умение выделять тезисы. |
Оформление тезисов темы урока. |
Подготовить доклады о М.В.Ломоносове. |
7 |
Наука XVIII века. М.В.Ломоносов. |
Лекция с.элементами беседы, выступления учащихся |
Рассмотреть развитие науки в XVIII веке, первые высшие учебные заведения. Роль М.В.Ломоносова в развитии отечественной науки. |
Умение обобщать, делать выводы. |
Сделать выводы по теме урока. |
Подготовить слайды к теме следующего урока. |
8 |
Великие живописцы и зодчие. Русский театр. |
Просмотр слайдов с комментариями. |
Рассмотреть деятельность великих живописцев и зодчих XVIII века, становление русского театра. |
Умение создавать и комментировать слайды по культуре. |
Обсуждение содержания слайдов, доработки. |
Исправить замечания к слайдам. |
9 |
От Невской победы до Куликовской битвы. Александр Невский, Дмитрий Донской. |
Урок-исследование. |
Исследовать предпосылки, итог, значение побед А.Невского, Д.Донского. |
Умение работы с источниками. |
Сделать письменные обобщения материала урока. |
Подготовить материалы о Северной войне и соратниках Петра I |
10 |
Победы Петра. «Птенцы гнезда Петрова» |
Семинар |
Обсудить значение побед Петра и роль в них его соратников. |
Умение рассуждать. |
Сделать хронологическую таблицу по теме урока. |
Закончить таблицу. |
11 |
Смутное время. Д.Пожарский. К.Минин. |
Лекция |
Выяснить причины, рассмотреть ход и итоги Смуты. Личности Д.Пожарского, К.Минина. |
Умение обобщать, делать выводы. |
Подвести итоги смуты (письменно). |
Подготовить сообщения о полководцах и флотоводцах XVIII века |
12 |
Русско-турецкие войны XVIII века. Великие полководцы и флотоводцы. |
Самостоятельное изучение материала |
Рассмотреть причины, ход, итоги войн, обсудить роль полководцев и флотоводцев в победах. |
Умение делать выводы. |
Сделать сравнительную таблицу по теме урока. |
Готовиться к защите проектных работ |
13 |
Древняя Русь. Княгиня Ольга. |
Урок-исследование |
Исследовать Русь эпохи княгини Ольги. |
Умение делать выводы по теме. |
Написать характеристику княгини Ольги. |
Готовиться к защите проектных работ. |
14 |
Правление Софьи Алексеевны. |
Урок-путешествие |
Рассмотреть предпетровскую Русь через деятельность Софьи Алексеевны. |
Умение выступать перед аудиторией. |
Составить рассказ для гида по данной эпохе. |
Готовиться к защите проектных работ, подготовиться к семинару. |
15 |
Елизавета Петровна –наследница Петра. |
Семинар |
Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Елизаветы Петровны, дать ее оценку как личности в истории. |
Умение оценивать исторические события. |
Тестирование |
Готовиться к защите проектных работ |
16 |
Екатерина Великая .Екатерина Дашкова. |
Пресс-конференция. |
Рассмотреть и охарактеризовать личность и деятельность Екатерины Великой и ее знаменитых современниц. |
Умение брать интервью и писать заметки. |
Написать заметку о Екатерине Великой. |
Готовиться к защите проектных работ |
17 |
Защита проектных работ. |
|
|
Выступать перед аудиторией, защищать свое мнение. |
|
|
18 |
Защита проектных работ. |
|
|
Выступать перед аудиторией, отстаивать свое мнение. |
|
|
Литература:
1. В. И. Буганов,
А.И.Сахаров.
История России М., Просвещение, 2000 г.
2. Ключевский
В.О. Добрые
люди Древней Руси: Исторические портреты. М.,1990.
3. Платонов
С.Ф. Лекции
по русской истории. СПб.,1993.
4. Л.А.Кацва,
А.Л.Юрганов. История
России.VII–XV вв. Мирос.1995.
5. Балязин
В.Н. Неофициальная
история России. М., ОЛМА Медиа-Групп, 2008.
6. «Русика», 2003 г. Энциклопедический справочник школьника. «История России».
М.,1997.
Примерные темы проектных работ:
1.
Путешествие по Древней библиотеке.
2. Первые русские святые – Борис и Глеб.
3. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы».
4. Юрий Долгорукий – основатель Москвы.
5. Преподобный Сергий Радонежский.
6. Возникновение государства Российского.
7. Иван Грозный и его соратники.
8. Симеон Полоцкий.
9. «Птенцы гнезда Петрова».
10. Петербург – северная столица.
11. Архитектура Санкт–Петербурга.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.