1.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования с внесенными изменениями.
2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
3. Примерной основной образовательной программы НОО по
изобразительному искусству и программы авторского коллектива под
руководством Б.М.Неменского «Изобразительное искусство.
14
классы»
4. Учебный план ЧОУ «Школа Виндзор» на 2017/2018 учебный год.
5. Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
ЧОУ «Школа Виндзор».
Цели курса:
1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному
искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и
зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран; готовность и способность
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира,
умений и навыков сотрудничества в
художественной деятельности;
3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне —
их роли в жизни человека и общества;
4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах
разными
художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Задачи обучения:
1.совершенствование
произведений искусства и окружающего мира;
2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3.формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
художественнотворческой
эмоциональнообразного
восприятия
деятельности,Курс «Изобразительное искусство» во 2 классе рассчитан на 34 ч в год. (1 ч
в неделю, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение второклассниками
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
В ценностно эстетической сфере у второклассника будет
формироваться:
эмоциональноценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения
искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно
творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в
разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное
искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых
вещей или их украшения.
Метапредметные:
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов;
умения организовывать самостоятельную художественнотворческую и
предметно продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла; способности оценивать результаты собственной деятельности и
одноклассников.
Предметные:
У второклассника продолжатся процессы:
формирования первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии
человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве
и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного
воплощения общего замысла. ИКТ компетентность;
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным
компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в
ресурсе компьютера,
для решения доступных конструкторско
технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными
ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя
редакторы текстов и презентаций.
К концу 2 класса обучающиеся научатся и получат возможность
научиться:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить
художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр,
портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно
прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремёсел России
(Хохлома, Городец, Дымково); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры);
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебнотворческой деятельности;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественнотворческой деятельности
стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных
работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
специфику
декоративноприкладного искусства,
Обучающиеся получат возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять
сюжеты и содержание знакомых произведений;
высказывать суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры,
художественного
конструирования
художественнотворческой
деятельности;
путем
моделировать новые формы,
трансформации известного; создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа средствами изобразительного искусства;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое
эмоциональное отношение.
различные ситуации,
в
собственной3. Содержание учебного предмета
Основное содержание обучения в программе для 2 класса представлено
разделами:
Как и чем работает художник? 8 ч.
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия. 7 ч.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают
вместе
(обобщение темы).
О чём говорит искусство. 11 ч.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре..
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство. 7 ч.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
4.Учебнометодическое обеспечение:
1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Под
редакцией Неменского Б.М.
2.Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное
искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Под редакцией
Неменского Б.М.5. Тематическое планирование
№
п/п
Колво
часов
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема учебного занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18,
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
7.09
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
19.10
26.10
9.11
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
21.12
11.01.2018
18.01
25.01,
1.02
Как и чем работает художник? (8 ч)
Цветочная поляна» Три основных цветажелтый,
красный, синий.
Загадки чёрного и белого цветов.
«Осенний листопад». Пастель и цветные мелки,
акварель, их выразительные возможности.
«Осенний лес». Выразительные возможности
аппликации.
«Графика зимнего леса».
возможности графических материалов.
«Звери в лесу». Выразительность материалов для
работы в объеме.
«Птицы в лесу». Выразительные возможности
бумаги.
«Композиции из сухих трав и цветов». Для
художников любой материал может стать
выразительным.
Выразительные
Реальность и фантазии (7 ч)
Изображение и
«Наши друзья птицы».
реальность.
«Сказочная птица». Изображение и фантазия.
«Веточки деревьев с росой и паутинкой».
Украшение и реальность.
«Кокошник». Украшение и фантазия.
«Подводный мир». Постройка и реальность.
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
Братьямастера. Изображения, украшения и
постройки всегда работают вместе.
О чем говорит искусство (11 ч)
«Море». Изображение природы в различных
состояниях.
«Четвероногий герой». Изображение характера
животных.
Женский образ русских сказок. Изображение
характера
изображение
противоположных по характеру сказочных
человека:20,
21
22
23,
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8.02,
15.02
1.03
15.03,
22.03
5.04
12.04
19.04
26.04
3.05
10.05
17.05
24.05
31.05
женских образов (ЦаревнаЛебедь и Бабариха).
«Сказочный мужской образ». Изображение
характера человека: изображение доброго и
злого сказочного мужского образа.
«Образ человека в скульптуре.» Образ
сказочного героя, выраженный в объеме.
«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан,
воротничок, щит – по выбору, по заготовленной
форме). Выражение характера человека через
украшения.
«Дворцы доброй феи». Образ здания.
«В мире сказочных героев». В изображении,
украшении и постройке человек выражает свои
чувства, мысли, своё отношение к миру.
Как говорит искусство (7 ч)
«Замок Снежной королевы». Цвет как средство
выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного.
«Весна идет». Цвет как средство выражения:
тихие (глухие) и звонкие цвета.
«Весенний ручеек». Линия как средство
выражения: ритм линий.
«Ветка». Линия как средство выражения:
характер линий.
«Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как
средство выражения.
«Смешные человечки». Пропорции выражают
характер.
Путешествие с Бабой – ягой. Урок
путешествие.
–