Прогрессивные матрицы Равена
Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора «g» — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а также удобны для массовых обследований, проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.
Наиболее известны два основных варианта: черно-белый и цветной. Цветной вариант предназначен для обследования детей от 6 до 9 лет. Возможно их применение для детей и более старшего возраста с аномальным развитием. Иногда рекомендуется для проведения реабилитационных исследований и для лиц старше 65 лет. Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.
· Серия А: Обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:
o дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними.
o идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.
· Серия АВ: Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).
· Серия В: При работе с матрицами этой серии испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
Черно-белый вариант предназначен для обследования взрослых. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
· В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
· Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
· Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
· Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
· Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.
Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Прогрессивные матрицы Равена, благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов, возможности группового обследования, получили широкое распространение в психодиагностике. В отечественных исследованиях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых.
Теоретические (методологические) основы
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой «теорией неогенеза» Ч. Спирмена.
Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа, Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста(1-4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.
Процедура проведения
Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу и дать инструкцию. Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!» Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
Инструкция испытуемым
«На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).
Обработка результатов
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
Ключ (Чёрно-белый вариант)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1-я серия A |
4 |
5 |
1 |
2 |
6 |
3 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
2-я серия B |
5 |
6 |
1 |
2 |
1 |
3 |
5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
8 |
3-я серия C |
5 |
3 |
2 |
7 |
8 |
4 |
5 |
1 |
7 |
1 |
6 |
2 |
4-я серия D |
3 |
4 |
3 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
1 |
2 |
5 |
6 |
5-я серия E |
7 |
6 |
8 |
2 |
1 |
5 |
1 |
3 |
6 |
2 |
4 |
5 |
Ключ (Цветной вариант)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1-я серия A |
4 |
5 |
1 |
2 |
6 |
5 |
1 |
3 |
4 |
2 |
3 |
6 |
2-я серия AB |
4 |
5 |
1 |
6 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
6 |
3-я серия B |
4 |
1 |
3 |
6 |
5 |
4 |
1 |
3 |
2 |
5 |
2 |
6 |
Интерпретация результатов
В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
· на основании процентной шкалы;
· перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей.
Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты |
Степень |
95 и выше |
I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы |
75-95 |
2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы |
25-74 |
3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы |
5-24 |
4 степень: интеллект ниже среднего. |
5 и менее |
5 степень: дефектная интеллектуальная способность |
Таблица перевода сырых баллов в IQ
Кол-во баллов |
Возраст в годах |
||||||||||||
8 |
8,5 |
9 |
9,5 |
10 |
10,5 |
11 |
11,5 |
12 |
12,5 |
13 |
13,5 |
16-30 |
|
1 |
73 |
68 |
65 |
59 |
57 |
53 |
53 |
50 |
48 |
46 |
46 |
46 |
- |
2 |
74 |
70 |
67 |
61 |
56 |
56 |
54 |
51 |
49 |
49 |
48 |
47 |
- |
3 |
76 |
72 |
68 |
62 |
60 |
57 |
55 |
53 |
51 |
50 |
49 |
49 |
- |
4 |
77 |
73 |
70 |
64 |
61 |
59 |
57 |
54 |
52 |
51 |
50 |
50 |
- |
5 |
79 |
75 |
71 |
65 |
60 |
58 |
55 |
53 |
53 |
52 |
52 |
51 |
- |
6 |
81 |
76 |
73 |
67 |
64 |
61 |
59 |
57 |
55 |
54 |
53 |
52 |
- |
7 |
82 |
78 |
74 |
68 |
66 |
63 |
61 |
58 |
56 |
55 |
54 |
54 |
- |
8 |
84 |
79 |
76 |
70 |
67 |
64 |
62 |
60 |
57 |
57 |
55 |
55 |
- |
9 |
85 |
81 |
77 |
71 |
69 |
66 |
64 |
61 |
59 |
58 |
57 |
56 |
- |
10 |
87 |
83 |
79 |
73 |
70 |
67 |
65 |
62 |
60 |
59 |
59 |
57 |
55 |
11 |
89 |
84 |
80 |
74 |
72 |
69 |
66 |
64 |
61 |
61 |
61 |
59 |
57 |
12 |
90 |
86 |
82 |
76 |
73 |
70 |
68 |
65 |
64 |
62 |
60 |
60 |
58 |
13 |
92 |
87 |
83 |
77 |
75 |
71 |
69 |
67 |
64 |
63 |
62 |
61 |
59 |
14 |
93 |
89 |
79 |
75 |
73 |
71 |
69 |
68 |
65 |
65 |
63 |
62 |
61 |
15 |
95 |
90 |
86 |
80 |
78 |
74 |
72 |
69 |
67 |
66 |
64 |
64 |
62 |
16 |
97 |
92 |
88 |
82 |
79 |
76 |
73 |
72 |
68 |
67 |
66 |
65 |
65 |
17 |
98 |
95 |
89 |
83 |
81 |
77 |
75 |
72 |
69 |
69 |
67 |
66 |
65 |
18 |
100 |
95 |
91 |
85 |
82 |
79 |
76 |
74 |
71 |
70 |
68 |
67 |
66 |
19 |
101 |
97 |
92 |
86 |
84 |
80 |
78 |
75 |
72 |
71 |
69 |
69 |
67 |
20 |
103 |
98 |
94 |
88 |
85 |
81 |
79 |
76 |
73 |
72 |
71 |
70 |
69 |
21 |
104 |
100 |
95 |
89 |
87 |
83 |
80 |
78 |
75 |
74 |
72 |
71 |
70 |
22 |
105 |
101 |
97 |
91 |
88 |
84 |
82 |
79 |
76 |
75 |
73 |
72 |
71 |
23 |
107 |
103 |
98 |
92 |
90 |
86 |
83 |
81 |
77 |
76 |
74 |
74 |
72 |
24 |
108 |
104 |
100 |
94 |
91 |
87 |
85 |
82 |
79 |
78 |
76 |
75 |
74 |
25 |
109 |
106 |
101 |
95 |
93 |
89 |
86 |
83 |
80 |
79 |
77 |
76 |
75 |
26 |
110 |
107 |
103 |
97 |
94 |
90 |
87 |
85 |
81 |
80 |
78 |
77 |
76 |
27 |
112 |
108 |
104 |
98 |
96 |
91 |
89 |
86 |
83 |
82 |
80 |
79 |
75 |
28 |
113 |
110 |
106 |
100 |
97 |
93 |
90 |
88 |
83 |
83 |
81 |
80 |
79 |
29 |
114 |
111 |
107 |
102 |
99 |
94 |
92 |
89 |
85 |
84 |
82 |
81 |
80 |
30 |
116 |
113 |
109 |
103 |
100 |
96 |
93 |
90 |
87 |
86 |
83 |
82 |
82 |
31 |
117 |
114 |
110 |
105 |
102 |
97 |
94 |
92 |
85 |
85 |
85 |
84 |
83 |
32 |
118 |
115 |
112 |
106 |
103 |
99 |
96 |
96 |
93 |
86 |
86 |
85 |
84 |
33 |
120 |
117 |
113 |
108 |
104 |
100 |
97 |
95 |
91 |
90 |
87 |
86 |
86 |
34 |
121 |
118 |
115 |
113 |
105 |
102 |
99 |
96 |
92 |
91 |
88 |
87 |
87 |
35 |
122 |
120 |
116 |
111 |
107 |
103 |
100 |
97 |
93 |
92 |
90 |
89 |
83 |
36 |
123 |
121 |
118 |
112 |
109 |
105 |
102 |
99 |
95 |
93 |
91 |
90 |
90 |
37 |
125 |
122 |
119 |
114 |
110 |
107 |
104 |
100 |
96 |
95 |
92 |
91 |
91 |
38 |
126 |
124 |
121 |
115 |
112 |
108 |
105 |
102 |
97 |
96 |
94 |
92 |
92 |
39 |
127 |
125 |
122 |
117 |
115 |
110 |
107 |
104 |
99 |
97 |
95 |
94 |
94 |
40 |
129 |
127 |
124 |
118 |
115 |
112 |
109 |
106 |
100 |
99 |
96 |
95 |
95 |
41 |
130 |
128 |
125 |
120 |
117 |
113 |
111 |
108 |
102 |
100 |
91 |
96 |
96 |
42 |
133 |
129 |
127 |
121 |
118 |
115 |
112 |
109 |
104 |
102 |
99 |
97 |
97 |
43 |
132 |
131 |
128 |
123 |
120 |
117 |
114 |
111 |
106 |
104 |
100 |
99 |
99 |
44 |
134 |
132 |
130 |
125 |
121 |
118 |
116 |
113 |
108 |
106 |
102 |
100 |
100 |
45 |
135 |
134 |
131 |
126 |
123 |
120 |
118 |
115 |
110 |
109 |
105 |
102 |
102 |
46 |
136 |
135 |
133 |
127 |
125 |
122 |
120 |
117 |
112 |
111 |
107 |
105 |
104 |
47 |
138 |
136 |
134 |
129 |
126 |
123 |
121 |
119 |
114 |
113 |
109 |
107 |
106 |
48 |
139 |
138 |
136 |
130 |
128 |
125 |
123 |
121 |
116 |
115 |
110 |
110 |
108 |
49 |
140 |
139 |
137 |
132 |
129 |
127 |
125 |
123 |
118 |
117 |
114 |
112 |
110 |
50 |
142 |
141 |
139 |
133 |
131 |
128 |
127 |
124 |
120 |
119 |
116 |
115 |
112 |
51 |
143 |
142 |
140 |
135 |
133 |
130 |
128 |
127 |
122 |
121 |
118 |
117 |
114 |
52 |
144 |
143 |
142 |
136 |
134 |
132 |
130 |
128 |
124 |
123 |
121 |
120 |
116 |
53 |
146 |
144 |
143 |
138 |
136 |
133 |
132 |
130 |
126 |
126 |
123 |
122 |
118 |
54 |
147 |
146 |
145 |
139 |
137 |
135 |
134 |
132 |
128 |
128 |
125 |
123 |
120 |
55 |
148 |
148 |
146 |
141 |
139 |
137 |
136 |
134 |
130 |
130 |
127 |
127 |
122 |
56 |
149 |
149 |
148 |
142 |
142 |
138 |
137 |
136 |
132 |
132 |
130 |
130 |
124 |
57 |
151 |
150 |
148 |
144 |
142 |
140 |
139 |
138 |
134 |
134 |
132 |
132 |
126 |
58 |
152 |
152 |
151 |
145 |
144 |
141 |
141 |
139 |
136 |
136 |
134 |
134 |
128 |
59 |
153 |
153 |
152 |
147 |
145 |
145 |
143 |
141 |
138 |
138 |
137 |
137 |
130 |
60 |
155 |
155 |
154 |
148 |
147 |
147 |
144 |
143 |
140 |
139 |
139 |
139 |
130 |
Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
IQ для 16-30х100% / %, определяющийся по таблице:
Возраст |
16-30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
% |
100 |
97 |
93 |
88 |
82 |
76 |
70 |
Шкала умственных способностей
Показатели IQ |
Уровень развития интеллекта |
Свыше 140 |
очень высокий, выдающийся интеллект |
Более 120 |
высокий, незаурядный интеллект |
110-120 |
незаурядный, хороший интеллект |
100-110 |
нормальный, выше среднего интеллект |
90-100 |
средний интеллект |
80-90 |
слабый, ниже среднего интеллект |
70-80 |
небольшая степень слабоумия |
50-70 |
дебильное слабоумие |
20-50 |
имбецильность, средняя степень слабоумия |
0-20 |
идиотия, самая большая степень слабоумия |
БЛАНК ОТВЕТОВ (черно-белый вариант)
ФИО _________________________
Номер задания |
Серия A |
Серия B |
Серия C |
Серия D |
Серия E |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
БЛАНК ОТВЕТОВ (цветной вариант)
ФИО _________________________
Номер задания |
Серия A |
Серия AB |
Серия B |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
Стимульный материал (черно-белый вариант)
Серия А
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
Серия В
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
Серия С
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
Серия D
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
Серия Е
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
Стимульный материал (цветной вариант)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Серия АВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Серия B
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.