Прогулки и экскурсии в природу в ДОУ.
Экскурсии играют большую роль в экологическом образовании, но проводятся в настоящее время крайне редко. Педагоги объясняют это удаленностью участков естественной природы от их дошкольного учреждения. Но экскурсию можно провести и в обычном сквере, близлежащем парке или у водоема даже в условиях города. Объектом для экскурсий могут стать не только участки естественной, но и измененной человеком природы, на примере которых ребенок может увидеть, как не нужно поступать.
В проведении экскурсий можно выделить несколько этапов.
Первый этап — подготовительный. Выберите и исследуйте заранее место экскурсии, проверьте, безопасно ли оно для детей, наметьте конкретные объекты, на которые вы обратите их внимание. Затем подберите необходимую информацию об этих объектах из книг. Не стоит сразу рассказывать обо всем, что вы встретите. Одно и то же место можно посещать неоднократно, но с разными целями, каждый раз открывая что-то новое. Познакомьте детей с целями экскурсии, объясните задания, расскажите, куда именно пойдете. Лучше это сделать в условиях детского сада, так как выходя за его пределы, дети отвлекаются на новые предметы и не могут сосредоточиться на ваших рекомендациях. Лучше два раза объяснить задание: один раз в обычных условиях, и второй (если это необходимо) уже в начале экскурсии. Создайте у детей соответствующее настроение, заинтересуйте их предстоящей прогулкой. Напомните им правила поведения во время экскурсии, не забыв объяснить их значение.
Второй этап — это проведение экскурсии. Очень часто педагог превращает экскурсию в простую прогулку с беседой, когда он рассказывает все обо всем без системы. Помните, что ребенок запомнит лучше всего не ваши слова, а то, что ему удалось потрогать, погладить, внимательно рассмотреть. Старайтесь разнообразить задания. Например, раздайте детям мешочки и предложите собрать различные камешки, шишки, которые затем рассмотрите дома, посчитать, сколько пней они найдут в лесу, постараться заметить как можно больше птиц.
Третий этап — обсуждение увиденного. Предложите детям по очереди вспомнить, что они видели интересного во время экскурсии, что им больше всего запомнилось, рассмотрите предметы, которые вы нашли, выполните рисунки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.