Урок русского языка в 7 классе
Тема: Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.
Цели:
Обучающие: Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.
Развивающие: Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родной речи.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Слово учителя (беседа)
- Ребята, мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким её подразделом мы начали знакомство?
- Служебные части речи.
- В последнее время мы говорили о предлогах. И для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю Классу ответить на вопросы, выбрать правильный вариант ответа.
Мобилизирующий этап. Тест.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.
1. Какое слово употреблено с предлогом?
А) (во) шёл
Б) (во) двор
2. С какими частями речи употребляются предлоги?
А) с глаголами, наречиями, деепричастиями;
Б) с существительными, местоимениями, числительными
3. Какими членами предложения являются предлоги?
А) обстоятельство;
Б) дополнение;
В) не являются членами предложения.
4. Укажите, какие предлоги являются производными:
А) из-за, под, над, с, в, от;
Б) в течение, в продолжение, согласно, вокруг.
5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в лесу, на
шкафу, за огородом, у сада.
А) пространственное;
Б) причинное.
6. Укажите сочетание существительного с предлогом с временным значением:
А) приехать через месяц;
Б) промокнуть из-за дождя;
В) появиться из-за дома.
7 . Укажите, какие предлоги являются составными:
А) после;
Б) начиная с;
В) благодаря;
Г) в связи.
Ключ:
1. Б;
2. Б;
3. В;
4. Б;
5. А
6. А
7. Б, Г
0- «5», 1-«4», 2-3- «3» (взаимопроверка)
Вспомним определение.
Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
Предлоги бывают простые и составные; производные и непроизводные.
Работа на доске:
за поворотом- простой, непроизводный, Т.п.;
по лесу- простой, непроизводный, Р.п.;
в отличие от предыдущего озера – составной , производный, Р.п. ;
в заключение портрета - составной , производный, Р.п.;
из-под копыт - составной , непроизводный, Р.п.;
вследствие обстрела - простой, производный, Р.п.;
на плетень- простой, непроизводный, В.п.;
под сенью- простой, непроизводный Т.п.)
- Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов.
III. Введение в тему (создание мотивации обучения).
Цель- научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги
Что такое омонимы? (одинаковые по звучанию и написанию слова, но разные по значению)
Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме
Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании.
IV. Изучение нового материала.
Вопрос учителя: почему по-разному пишутся одинаково звучащие слова? В чём разница в написании? (буква на конце, слитное - раздельное написание)
Где предлоги? Что можно сделать, чтобы доказать? (подобрать синонимичные предлоги)
Вследствие (из-за) дождей река вышла из берегов.
Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.
Условились насчёт (об) экскурсии.
В течение года (как долго?) я усердно занимался спортом.
Несмотря на холод (вопреки чему?), мы пошли в поход.
А что же у нас во втором столбике? Зададим вопросы.
В (чём?) следствии по делу было много неясного.
Согласовать в (чём?) роде, числе, падеже.
Деньги поступили на ( что?) счёт Фонда мира
В (чём? в быстром) течении реки много изгибов
Он отвечал, не смотря (не глядя) ей в глаза.
Вывод: в первом столбике у нас предлоги, а во втором – существительные с предлогом и деепричастие с частицей не.
- Почему же можно ошибиться в правописании таких слов? (Потому что производные предлоги похожи на другие части речи, и, не зная точно, к какой части речи относится слово, не напишешь его правильно).
Закрепление изученного.
Объяснительный диктант
Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, ответить в продолжение минуты, исправить в течение дня, в быстром течении реки, выполнять в течение года, ответил вместо тебя, отправиться в место назначения
Придумать предложения с предлогами и омонимичными самост. частями речи.
1 вар. Насчет
2 вар. Несмотря
Допишите слова, обозначьте части речи.
В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. Преступник отсидел в заключени_ пять лет. Взаключени_ конференции был дан концерт. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного.
Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри (____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, не_смотря (____) по сторонам.
Итоги урока.
Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании предлогов? (Предлоги имеют омонимичные формы, которые отличаются написанием и которые определяются по контексту).
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.