Произв предлоги
Оценка 4.6

Произв предлоги

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Произв предлоги
Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи..docx

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Отличие производных предлогов  от самостоятельных частей речи.

Цели: 

Обучающие: Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Развивающие: Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

Воспитательные: Воспитывать интерес к родной речи.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Слово учителя (беседа)

- Ребята, мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким её подразделом мы начали знакомство?

- Служебные части речи.

- В последнее время мы говорили о предлогах. И для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю Классу ответить на вопросы, выбрать правильный вариант ответа.

Мобилизирующий этап. Тест.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

1.       Какое слово употреблено с предлогом?

А) (во) шёл

Б) (во) двор

2.       С какими частями речи употребляются предлоги?

А) с глаголами, наречиями, деепричастиями;

Б) с существительными, местоимениями, числительными

3.       Какими членами предложения являются предлоги?

А) обстоятельство;

Б) дополнение;

В) не являются членами предложения.

4.       Укажите, какие предлоги являются производными:

А) из-за, под, над, с, в, от;

Б) в течение, в продолжение, согласно, вокруг.

5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в ле­су, на

шкафу, за огородом, у сада.

А) пространственное;

Б) причинное.

 6. Укажите сочетание существительного с предлогом с времен­ным значением:

А) приехать через месяц;

Б) промокнуть из-за дождя;                                  

В) появиться из-за дома.

7 . Укажите, какие предлоги являются составными:

А) после;

Б) начиная с;

В) благодаря;

Г) в связи.

Ключ:

1.       Б;

2.       Б;

3.       В;

4.       Б;

5.       А

6.       А

7.       Б, Г

0- «5», 1-«4», 2-3- «3» (взаимопроверка) 

Вспомним определение.

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают простые и составные; производные и непроизводные.

Работа на доске:

за поворотом- простой, непроизводный, Т.п.;

по лесу- простой, непроизводный, Р.п.;

в отличие от предыдущего озера – составной , производный, Р.п. ;

в заключение портрета - составной , производный, Р.п.;

из-под копыт - составной , непроизводный, Р.п.;

вследствие обстрела - простой, производный, Р.п.;

на плетень- простой, непроизводный, В.п.;

под сенью- простой, непроизводный Т.п.)

- Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов.

III. Введение в тему (создание мотивации обучения).

Цель- научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги

Что такое омонимы? (одинаковые по звучанию и написанию слова, но разные по значению)

Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме

 

Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании.

   IV.            Изучение нового материала.

Вопрос учителя: почему по-разному пишутся одинаково звучащие слова? В чём разница в написании? (буква на конце, слитное - раздельное написание)

Где предлоги? Что можно сделать, чтобы доказать? (подобрать синонимичные предлоги)

Вследствие (из-за) дождей река вышла из берегов.

Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.

Условились насчёт (об) экскурсии.

В течение года (как долго?) я усердно занимался спортом.

Несмотря на холод (вопреки чему?), мы пошли в поход.

А что же у нас во втором столбике? Зададим вопросы.

В (чём?) следствии по делу было много неясного.

Согласовать в (чём?) роде, числе, падеже.

Деньги поступили на ( что?) счёт Фонда мира

В (чём? в быстром) течении реки много изгибов

Он отвечал, не смотря (не глядя) ей в глаза.

Вывод: в первом столбике у нас предлоги, а во втором – существительные с предлогом и деепричастие с частицей не.

- Почему же можно ошибиться в правописании таких слов? (Потому что производные предлоги похожи на другие части речи, и, не зная точно, к какой части речи относится слово, не напишешь его правильно).

Закрепление изученного.

Объяснительный диктант

Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, ответить в продолжение минуты, исправить в течение дня, в быстром течении реки, выполнять в течение года, ответил вместо тебя, отправиться в место назначения

Придумать предложения с предлогами и омонимичными самост. частями речи.

1 вар. Насчет

2 вар. Несмотря

Допишите слова, обозначьте части речи.

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. Преступник отсидел в заключени_ пять лет. Взаключени_ конференции был дан концерт. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного.

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри (____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, не_смотря (____) по сторонам.

Итоги урока.

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании предлогов? (Предлоги имеют омонимичные формы, которые отличаются написанием и которые определяются по контексту).

Домашнее задание:

 


 

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Р.п.; в отличие от предыдущего озера – составной , производный,

Р.п.; в отличие от предыдущего озера – составной , производный,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021