Промежуточная аттестация составлена для учащихся 5 класса, обучающихся по УМК В.А.Самкова, Д.И.Рокотова. Работа представлена в трёх вариантах: каждый вариант содержит три типа заданий - работа с понятиями, тест с выбором одного правильного ответа, третья часть состоит из разных типов заданий, это и работа с текстом, и работа иллюстрациями и др.
Промежуточная аттестация 5 класс 201617 уч.год
Вариант 1
Работа с понятиями. Соотнести определение с понятием.
I
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
1 Процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и
закономерностях окружающего мира –
2 Наука, изучающая растительный мир называется –
3 Наука, изучающая явления, происходящие в природе, называется –
4 Исследование, проводимое в специально создаваемых управляемых
условиях –
5 Живые объекты различной сложности, представляющие собой
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов – это
6 Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная
ими – это …
7 Живые организмы, потребляющие готовое органическое вещество –
8 Группа особей, имеющих сходное строение, населяющих определённый
ареал, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство – это
…
9 Живое тело, обладающее сочетанием свойств (обмен веществ, рост,
развитие и др.) отличающих его от тел неживой природы – это …
10 Клетки, сходные по строению и выполняемым функциям образуют …
11 Историю Земли подразделяют на несколько крупных промежутков
времени, называемых …
12 Учёных, занимающихся изучением древних организмов, называют …
13 Останки растений и животных, живших много лет назад, называют …
14 Космические изменения, происходящие с различными космическими
объектами, от планет до галактик называют …
15 Разнообразие жизни во всех её проявлениях называют …
ПОНЯТИЯ: палеонтологи, ткань, космические ритмы,
организм, эра, познание, вид, биосфера, биоразнообразие,
консументы, ботаника, ископаемые останки, биосистема,
эксперимент, физика,
Тест с выбором одного правильного ответа.
II
1. Что называют «окошками» в окружающий мир?
а) руки; б) глаза; в) голову.
1 Восприятие – это:
а) узнавание окружающего мира; б) представление об окружающем мире;
в) получение знаний об окружающем мире.
3. Одним из способов познания человеком окружающего мира
является:
а) наблюдение; б) измерение; в) наука; г) эксперимент.
4 К конкретным действиям исследователя относится:
а) наблюдение; б) эксперимент; в) моделирование; г) сравнение.
5 Главным средством получения новых данных на протяжении
многих лет являлось:
а) наблюдение; б) эксперимент; в) моделирование
6. Прибор для определения атмосферного давления:
а) гигрометр; б) термометр; в) анемометр; г) барометр.
7. Первооткрыватель микроскопа:
а) Роберт Гук; б) Ф. Реди; в) Антони ванн Левенгук.
8. Биологические явления – это:
а) изменения в биологических системах, заметные по внешним признакам;
б) изменения в биологических системах, незаметные по внешним признакам;
в) постоянство в биологических системах; г) нет верного ответа.
9. На лестнице жизни непосредственно над организмом располагается
ступень:
а) с молекулами; б) с биосферой; в) с видами; г) экосистемы.
10. Организмы, которые производят органические вещества, используя
неорганические и солнечную энергию света, называются:
а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) нет верного ответа.
11. Особое свойство экосистемы:
а) способность осуществлять круговорот веществ; б) непостоянство:
в) отсутствие круговорота; г) нет верного ответа.
12. Группа одинаковых животных, обитающих на определённой
территории (например, луг), образуют:
а) вид; б) популяцию; в) группу; г) род.
13. Что относится к благоприятным воздействиям человека на
природу?
а) постройка плотин; б) постройка электростанций;
в) вырубка лесов; г) создание заповедников.
14. Энергетическими «станциями» клетки являются:
а) хлоропласты; б) ядро; в) митохондрии; г) клеточная мембрана.
15. Кровь – это:
а) жидкая ткань, питающая и защищающая клетки организма;
б) очень прочная ткань, состоящая из различных клеток;в) ткань, способная сокращаться;
г) обеспечивает приём внешних и внутренних сигналов, их расшифровку и
обработку.
16 Первые признаки жизни на планете появились:
а) около 3,5 млрд. лет назад; б) около 4 млрд. лет назад;
в) около 4,5 млрд. лет назад; г) нет верного ответа
17. Какая наука изучает прошлое Земли?
а) экология; б) эмбриология; в) история; г) палеонтология.
18. Ископаемые останки изучает наука:
а) экология; б) эмбриология; в) история; г) палеонтология.
19. Ближайшим сородичем человека является:
а) горилла; б) шимпанзе; в) орангутанг; г) гиббон
20. Что такое природный ритм?
а) это повторяемость во времени;
б) это чередование явлений и процессов, происходящих в природе;
в) это не повторяемость во времени, закономерное чередование явлений и
процессов, происходящих в природе;
г) это отсутствие ритмичности.
21. Природная среда жизни человека не включает:
А) воздух; б) луг; в) степь; г) город.
22. Пища – это:
а) источник энергии; б) твёрдое вещество;
в) источник питательных веществ; г) всё верно.
23. К биологическим потребностям человека относят:
а) сон; б) театры; в) музеи; г) материальные ценности.
24. К материальным потребностям человека относят:
а) жильё; б) общение; в) сон; г) еду.
25 Что такое эгоизм?
а) принятие решения без учёта интересов других;
б) выбор между личной выгодой и интересами сохранения окружающей
среды;
в) не согласовывать действия с законами природы;
г) последствия действий, ведущих к экологическим бедствиям.
III
Работа с текстом.
26 Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из
предложенного перечня, используя при этом числовые
обозначения.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней
находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно
движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце –
(В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью
электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень
сложное строение, в нем находится (Д)________.
СПИСОК СЛОВ
1.ядро
2. хлоропласт
3. цитоплазма
4. оболочка
5. вакуоль
6. ядрышко
7. хромосомы
27 Найдите лишнее понятие среди предложенных:
ядро,
цитоплазма,
микроскоп,
клеточная мембрана.
Объясните свой выбор.
28 Расположите живые организмы (буквы их обозначающие) по
порядку согласно их роли в природном сообществе. Какова роль
организма под буквой «Б»
А. Б. В.13 Растения, производящие органические вещества, затрачивающие
неорганические и используя при этом энергию солнечного света,
относят к …
14 Хождение на задних конечностях – это …
15 Культура взаимоотношений с природой называется …
ПОНЯТИЯ: продуценты, зоология, экологическая культура,
система, популяция, астрономия, прямохождение, вирусы,
модель, восприятие, старение, экосистема, палеонтология,
экологические факторы, клетка.
II. Тест с выбором одного правильного ответа.
1. Что не относится к органам чувств?
а) глаза; б) уши; в) головной мозг; г) нос.
2. Познание – это:
а) узнавание окружающего мира; б) представление об окружающем мире;
в) получение знаний об окружающем мире.
3. К конкретным действиям исследователя относится:
а) наблюдение; б) измерение; в) моделирование; г) эксперимент.
4. Основным средством получения новых данных является:
а) наблюдение; б) эксперимент; в) моделирование.
5. Создание аквариума результат какого метода?
а) моделирования; б) эксперимента; в) наблюдения.
6. Прибор для определения ветра и потока воздуха:
а) гигрометр; б) термометр; в) анемометр; г) барометр
7. Какой микроскоп наиболее точно отображает изучаемый объект?
а) световой; б) электронный; в) зондовый.
8. Существование биологических систем возможно при условии:
а) постоянного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей
средой;
б) питания; в) дыхания; г) выделения.
9. Биологические явления связаны с явлениями:
а) в живой природе; б) в неживой природе;
В) внутри живой системы; г) нет верного ответа.
10. От чего зависит экологическое равновесие на планете?
а) от населения планеты; б) от среды обитания человечества;
в) от природных ресурсов и экономического развития;
г) всё верно.
11. Организмы, потребляющие готовое органическое вещество, это:
Промежуточная аттестация 5 класс
Вариант 2
Работа с понятиями. Соотнести понятие с определением.
I
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
1 Узнавание окружающего нас мира, отдельных объектов и явлений –
это …
2 Наука, изучающая животный мир называется –
3 Наука, изучающая космические объекты называется –
4 Наука, изучающая древние организмы называется –
5 Условный образ изучаемого объекта, передающий его главные
признаки – это …
6 Множество особым образом взаимосвязанных элементов образуют
…
7 Совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом
и с окружающей средой, называется …
8 Совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории
называется …
9 Условия среды, оказывающие прямое или косвенное влияние на
живой организм, называют …
10 Закономерный процесс накопления возрастных изменений организма,
которые снижают его устойчивость к болезням и возможность
приспосабливаться к условиям среды – это …
11 Единица строения живого организма – это …
12 Особая неклеточная форма жизни …а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) нет верного ответа.
12. Организм – это:
а) живое тело, обладающее сочетанием свойств, отличающих его от тел
неживой природы;
б) сочетание его врождённых и приобретённых свойств, то есть его
индивидуальность;
в) набор его приобретённых свойств; г) нет верного ответа.
13. Какой фактор, можно отнести к антропогенным?
а) количество лис; б) температура воздуха; в) паразиты; г) человек.
14. Наследственная информация содержится:
а) в хлоропластах; б) в ядре; в) в митохондриях; г) в клеточной мембране.
15. Костная ткань – это:
а) жидкая ткань, питающая и защищающая клетки организма;
б) очень прочная ткань, состоящая из различных клеток;
в) ткань, способная сокращаться;
г) обеспечивает приём внешних и внутренних сигналов, их расшифровку и
обработку.
16. Какая наука изучает прошлое Земли?
а) экология; б) эмбриология; в) история; г) палеонтология.
17. Космическая теория происхождения человека утверждает, что:
а) человек создан божеством;
б) человек имеет внеземное происхождение;
в) человек произошёл от животных в результате длительных постепенных
изменений;
г) нет верного ответа
18. Ископаемые останки изучают:
а) на месте раскопок; б) в институте; в) в специальной лаборатории
19. Что такое экологические ритмы?
а) это периодические изменения, происходящие с различными
космическими объектами;
б) это равномерное чередование во времени какихлибо состояний живой
системы;
в) это ритмы с постоянной частотой, соответствующей циклическим
изменениям окружающей среды;
20 Первые признаки жизни на планете появились:
а) около 3,5 млрд. лет назад; б) около 4 млрд. лет назад;
в) около 4,5 млрд. лет назад; г) нет верного ответа
21. Социальная среда человека – это:
а) окружающие люди; б) материальные ценности;
в) культурные ценности; г) всё верно.
22. «Сжигание» богатых энергией органических веществ позволяет
организму:
а) совершать разнообразную работу;
б) поддерживать постоянную температуру тела;
в) расти; г) всё верно.
23. К социальным потребностям человека относят:
а) воздух; б) еду; в) сон; г) друзей.
24. К материальным потребностям человека относят:
а) жильё; б) общение; в) сон; г) еду.
25. Что такое жадность?
а) принятие решения без учёта интересов других;
б) выбор между личной выгодой и интересами сохранения окружающей
среды;
в) не согласовывать действия с законами природы;
г) последствия действий, ведущих к экологическим бедствиям.
III. Работа с текстом
29 Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы,
соответствующие словам в словарике.
Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку
покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У
большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных
клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4).
Словарик:
А. Цитоплазма.
Б. Хлоропласт.
В. Наружная мембрана.
Г. Ядро
Соотнесите цифру с буквой
30 Найдите лишнее понятие среди предложенных:
ядро,
цитоплазма,
лупа,клеточная мембрана.
Объясните свой выбор.
31 Расположите живые организмы (буквы их обозначающие) по
порядку согласно их роли в природном сообществе. Какова роль
организма под буквой «Б»
А. Б. В
Промежуточная аттестация 5 класс
I.
Вариант 3
Работа с понятиями.
Дать определение 5 понятиям из числа предложенных
ПОНЯТИЯ: палеонтологи, ткань, космические ритмы,
организм, биология, эра, познание, вид, биосфера,
биоразнообразие, консументы, продуценты, ботаника,
ископаемые останки, биосистема, эксперимент, физика,
II.
Тест с выбором одного правильного ответа.
1. Что называют «окошками» в окружающий мир?
а) глаза; б) руки; в) голову.
2 Восприятие – это:
а) получение знаний об окружающем мире.
б) представление об окружающем мире;
в) узнавание окружающего мира;
3. Одним из способов познания человеком окружающего мира
является:
а) наблюдение; б) измерение; в) наука; г) эксперимент.
4 . К конкретным действиям исследователя относится:
а) наблюдение; б) сравнение; в) моделирование; г) эксперимент.
5. Главным средством получения новых данных является:
а) наблюдение; б) эксперимент; в) моделирование
6. Прибор для определения температуры воздуха:
а) гигрометр; б) термометр; в) анемометр; г) барометр.
7. Первооткрыватель микроскопа:
а) Роберт Гук; б) Ф. Реди; в) Антони ван Левенгук.
8. Биологические явления – это:
а) изменения в биологических системах, заметные по внешним признакам;
б) изменения в биологических системах, незаметные по внешним признакам;
в) постоянство в биологических системах; г) нет верного ответа.
9. На лестнице жизни непосредственно над экосистемой
располагается ступень:
а) с молекулами; б) с биосферой; в) с видами; г) экосистемы.
10. Организмы, которые питаются готовыми органическими
веществами неживых организмов:
а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) нет верного ответа.
11. Особое свойство экосистемы:
а) способность осуществлять круговорот веществ; б) непостоянство:
в) отсутствие круговорота; г) нет верного ответа.
12. Группа одинаковых животных, обитающих на определённой
территории (например, луг), образуют:
а) вид; б) популяцию; в) группу; г) род.
13. Что относится к благоприятным воздействиям человека на
природу?
а) постройка плотин; б) постройка электростанций;
в) создание заказников; г) вырубка лесов.
14. Органоид клетки, характерный только для растений:
а) хлоропласты; б) ядро; в) митохондрии; г) клеточная мембрана.
15. Кости – это:
а) жидкая ткань, питающая и защищающая клетки организма;
б) очень прочная ткань, состоящая из различных клеток;
в) ткань, способная сокращаться;г) обеспечивает приём внешних и внутренних сигналов, их расшифровку и
обработку.
16 Первые признаки жизни на планете появились:
а) около 2,5 млрд. лет назад; б) около 3,5 млрд. лет назад;
в) около 4,5 млрд. лет назад; г) нет верного ответа
17. Какая наука живые организмы, обитающие на Земле?
а) экология; б) биология; в) история; г) палеонтология.
18. Ископаемые останки изучает наука:
а) экология; б) эмбриология; в) история; г) палеонтология.
19. Ближайшим сородичем человека является:
а) горилла; б) орангутанг; в) гиббон; г) шимпанзе
20. Что такое космические ритмы?
а) это периодические изменения, происходящие с различными
космическими объектами;
б) это равномерное чередование во времени какихлибо состояний живой
системы;
в) это ритмы с постоянной частотой, соответствующей циклическим
изменениям окружающей среды;
21. Что такое невежество?
а) принятие решения без учёта интересов других;
б) выбор между личной выгодой и интересами сохранения окружающей
среды;
в) не согласовывать действия с законами природы;
22. Пища – это:
а) источник энергии; б) твёрдое вещество;
в) источник питательных веществ; г) всё верно.
23. К духовным потребностям человека относят:
а) сон; б) театры; в) люди; г) материальные ценности.
г) последствия действий, ведущих к экологическим бедствиям.
Ответы к промежуточной аттастации 5 класс
I.
Работа с понятиями. Соотнести понятие с определением.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Биосфера
Консументы
Вид
Организм
Ткань
Эра
Палеонтологи
Ископаемые останки
Космические ритмы
Биоразнообразие
Система
Экосистема
Популяция
Экологические факторы
Старение
Клетка
Вирусы
Продуценты
Прямохождение
Экологическая культура
II. Тест с выбором одного правильного ответа.
1
б
в
а
11
а
б
а
21
г
г
в
2
а
в
в
12
б
а
б
22
г
г
г
3
в
б
в
13
г
г
в
23
а
г
б
В1
В2
В3
В1
В2
В3
В1
В2
В3
4
г
б
б
14
в
б
а
24
а
а
5
а
а
б
15
а
б
б
25
а
б
6
г
в
б
16
а
г
б
7
в
б
в
17
г
б
б
8
а
а
а
18
г
в
г
9
в
а
б
19
б
в
г
10
а
г
в
20
а
а
а
Вариант 1
Вариант 2
1
2
3
4
5
Познание
Ботаника
Физика
Эксперимент
Биосистема
Восприятие
Зоология
Астрономия
Палеонтология
Модель
III. Работа с текстом
Вариант 1
26. А4Б3В1Г6Д727. Лишнее микроскоп, т.к – это увеличительный прибор,
остальные – органоиды клетки.
28. БВА
Б – продуценты
Вариант 2
26. 1В2А3Г4Б
27. Лишнее лупа, т.к это увеличительный прибор.
28. БАВ
Б продуценты