Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Цель: дать учащимся представление о строительстве промышленных
предприятий на Кубани, о причинах роста заводов и фабрик.
Задачи: образовательные: разъяснить причины роста
промышленных предприятий, показать сущность
преобразований в промышленности края.
коррекционноразвивающие: формировать умение высказывать
свое отношение к событиям того времени;
воспитательные: развивать интерес к истории развития края.
Основные знания: развитие промышленности, рост городов, заводов.
Словарь: капитал, промышленность, рабочий,
Наглядность: карта края, картинки, словарные слова.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока: организационный момент;
опрос домашнего задания:
1.Какую тему изучали на прошлом уроке? О чем шла речь?
2.Почему Кубань занимала ведущее место в России в сельском
хозяйстве?
3. Какая отрасль животноводства является на Кубани традиционной?
4.По каким причинам начало развиваться быстрыми темпами
земледелие?
5. Какие зерновые культуры выращивали?
6.Какие еще отрасли сельского хозяйства получили развитие?
Закрепление: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. СКОТОВОДСТВО. САДОВОДСТВО
ВИНОГРАДАРСТВО. БАХЧЕВОДСТВО
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
В дореформенный период промышленность на Кубани развивалась
медленными темпами, предприятия промышленности были
небольшими. Почти каждая станица имела своих ремесленников –
кузнецов, плотников, столяров, каменщиков, ткачей, портных,
мельников и т.д. Женщины пряли, ткали полотно, красили сукно,
вывозили лес на продажу, делали из дерева предметы домашнего
инвентаря, домашней посуды, транспорта.
Заводы маслобойные, кожевенные, гончарные, кирпичные,
мукомольные были сосредоточены в больших городах
Екатеринодаре, Ейске, Тихорецке. Нефтяные разработки тоже велись
очень слабо. Добыча велась ручным способом и ее сбыт был очень
незначительным.Важное значение имела добыча соли. Соль была необходима для
рыбных промыслов, она служила обменом в торговле с горцами и
была источником дохода в войсковую казну. Рыбные промыслы
развивались успешно. Лов рыбы проводился в течении года, особенно
весной. Рыба, в основном, использовалась для себя, ловили белую
рыбу судака, тарань, сома, леща, карпа, сельдь, севрюгу.
Рыбные заводы располагались на берегах Азовского и Черного
морей, в лиманах, на Ачуевской косе.
Особенность дальнейшего развития промышленности состояла в
том, что их формирования пришлось на такое время, когда страна
вступила
путь
быстрого
развития
на
капитализма и Кубань в
значительной мере была вовлечена в развитие этой новой
хозяйственной системы. Развитию мелкой промышленности
способствовало строительство железной дороги. Распространение
мелких промыслов вязано с переселением мелких промышленников и
ремесленников из центральных губерний России.Кубанская область располагала богатыми природными ресурсами.
Местное сырье и топливо благоприятствовали развитию отраслей,
связанных с переработкой сельскохозяйственной
продукции. На Кубани насчитывались
винокуренные заводы, консервные, сыроваренные,
Пивоваренные, сахарные заводы, оснащенные
современным оборудованием. Доля иностранного
капитала в пищеобрабатывающей отрасли была
очень значительной.
Быстрое развитие промышленного капитализма
вызвало изменения в составе и численности
рабочего класса.
Закрепление по вопросам: 1.Как развивалась
промышленность Кубани до 1861 года?
1. Какие виды промышленности преобладали?
2. Что повлияло на дальнейшее развитие промышленности.
3. Почему пищеобрабатывающая отрасль получила быстрое
развитие?
ФАБРИЧНОЗАВОДСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КУБАНИ в 1872 г.Наименование предприятий колво число рабочих
предптий
Рыбные 183 2060
Маслобойные 574 1237
Кирпичночерепичные 364 1711
Бондарные 550 1040
Кожевенные 171 460
Гончарные 137 188
Известковые 32 1692
Канатные 24 41
Мыловаренные 18 52
Чугунолитейные 10 215
Химические 7 43
Нефтяные 2 125
Цементные 1 460
Винокуренные 7 377
Список учеников, обучающихся по первому уровню.
6 «а» класс: 1. Леонов Сергей. 6 «б» класс: 1. Далиденко
2. Лесничий Сергей 2. Ковалевский
3. Криштопа Крстя 3. Пантина
4. Кодопкина Света 4. Шерстобитов
5. Литвинов Сергей 5. Хрипунов
6. Михальченко Сергей7. Надыкта Лида
7 «а» класс: 1. Артамонова 7 «б» 1.Пономаренко
2. Кущиди 2. Лысенко
3. Шерстобитова 3. Ластовин
4. Машкова 4. Дологланян
5. Кравченко 5. Резь
6. Коротыч 6. Демьянченко
7. Почтовой 7. Кордубайлов
8. Герасимов 8. Демченко
9. Литун
10. Лепетуха
8 «а» 1. Бурун 8 «а» 1. Андреев
2. Кодопкина 2. Губская
3. Стрелецкая 3. Савулиди
4. Гостева 4. Наумова
5. Григориади 5. Иванова
6. Марченко 6. Ластовин
7. Иванова 7.Фролова
8. Бондарчук
9 «а» 1. Иванова 9 «б» 1. Старокожева
2. Лепихова 2. Овчаренко
3. Сёмочкин 3. Гусейнов
4. Рыбалка 4. Мишарин
5. Пилюгин 5. Дыбенко
10 «а» 1. Машкова 1. Волоткевич Е.
2. Пономаренко 2. Волоткевич Я
3. Муравьёва 3. Шибанова
4. Годженов 4. Пономаренко
5. Бурло 5. Антышев
6. Данильченко 6. Клушина
7. Марченко
8. Иванов
Список учеников, обучающихся по второму уровню
7 «а» Вейсара7 «б» Гогорян
Хадагатль
8 «а» Явкин
9 «а» Заборцев
9 «б» Дудник
Костов
Кажан
Дифференцированный подход
6 «а» Исаева
Озманян
7 «а» Самыгина
8 «б» Харламриди
9 «а» Абдурахманова
9 «б» Гончар
10 «а» Якименко Л.
Якименко Ира