Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Оценка 5
Документация
docx
естествознание
Детсад
09.08.2017
Современные требования к географическому образованию задают тенденцию усовершенствования и адаптации этой фундаментальной науки к запросам современного мира.
Значительный акцент направлен на то, что география должна снова стать привлекательной областью знаний и деятельности.
29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В п. 4 ст. 10 говорится о том, что в Российской Федерации определены четыре уровня общего образования где дошкольное образование – первая ступень общего образования. Поэтому его необходимо рассматривать как фундамент дисциплин, знания которых будут углубляться по принципу преемственности.
Один из решительных шагов было обсуждение и отправка на дополнение проекта Концепции географического образования в Российской Федерации межведомственной группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки Российской Федерации в ноябре 2016 года.
пропедевтика.docx
Пропедевтика географического образования (на примере дошкольной
образовательной организации)
Современные требования к географическому образованию задают
тенденцию усовершенствования и адаптации этой фундаментальной науки к
запросам современного мира.
Значительный акцент направлен на то, что география должна снова стать
привлекательной областью знаний и деятельности.
29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
В п. 4 ст. 10 говорится о том, что в Российской Федерации определены
четыре уровня общего образования где дошкольное образование – первая ступень
общего образования. Поэтому его необходимо рассматривать как фундамент
дисциплин, знания которых будут углубляться по принципу преемственности.
Один из решительных шагов было обсуждение и отправка на дополнение
проекта Концепции географического образования в Российской Федерации
межведомственной группой под эгидой Русского географического общества и
Министерства образования и науки Российской Федерации в ноябре 2016 года.
Она представляет собой систему взглядов на базовые принципы,
приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического
образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет
механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и
ожидаемые от ее реализации результаты.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 года № 1155 утвержден федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, одним из принципов
которого является формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности.
База дошкольных образовательных учреждений идеально подходит для
пропедевтических курсов востребованных в данный момент: математического,
инженерного и географического мышления.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» каждой образовательной организацией
делегируется право самостоятельно определения приоритетных программ из
списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности,
материальнотехнической базы, пожелания родительского контингента.
Природа создала свое чудесное изобретение человеческий мозг таким
образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с
поразительной быстротой. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети
узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они
фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям.
Исходя из выше сказанного, актуально начинать пропедевтический курс
именно со старшего дошкольного возраста для успешной реализации
образовательных программ в дальнейшем.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно
воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от
благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь
это единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого
входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство,
социальные вопросы) объекты и явления.
Особое значение в изучении географии дошкольником имеет природа его
Родного края. Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к
природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они
наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь
то, что их непосредственно окружает.
Географическое образование в дошкольных учреждениях будет
эффективным, если:
оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы
непрерывного географического образования и как часть развития общей культуры
ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов географической
направленности;
для его реализации создается система определенных условий;
содержание и методика географического образования отражают идеи
эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при
отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности
ребенкадошкольника и специфика дошкольных учреждений;
диагностика результатов географического образования направлена на
выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение
уровня знаний ребенкадошкольника;
в базисных характеристиках ребенкадошкольника выделяется
географический компонент.
Теоретическая значимость. Разработана концепция географического
образования дошкольников с учетом различных направлений современной
географии, ее мировоззренческого значения, психологофизиологических
особенностей ребенкадошкольника,
характера непрерывности системы
географического образования. Обоснованы условия (модель «географ», модель
«воспитатель», система компонентов географического образования в дошкольном
учреждении) реализации концепции; выделен географический компонент в
базисных характеристиках личности ребенкадошкольника.
Наиболее популярны в настоящее время исследования по экологическому
воспитанию и формированию естественнонаучных представлений дошкольника,
так как именно этот возраст признан чрезвычайно сенситивным для восприятия
знаний об окружающей природе. В стране создан целый ряд как комплексных,
направленных на всестороннее развитие детей, так и парциальных авторских
программ, обеспечивающих экологическое развитие дошкольника. К числу
комплексных программ, где знания о природе являются частью, одним из
направлений в воспитании дошкольника, относятся: "Радуга", "Детство",
"Развитие", "Истоки", "Детский сад дом радости", "Кроха". Министерством
одобрен и ряд парциальных экологических программ "Семицветик", "Природа и
художник", "Наш дом природа", "Жизнь вокруг нас", "Паутинка", "Мы", "Юный эколог". Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей
дошкольного возраста, в основе которой лежит личностноориентированная
модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и
художественных способностей ребенка. Однако минусом этих программ является
недостаточность использования географических представлений, в том числе и
краеведческих в воспитании дошкольника.
Анализ научнопедагогической литературы и практики показал, что процесс
формирования географических представлений у дошкольников на основе
природы Родного края является одним из менее разработанных вопросов.
Существующее противоречие между необходимостью осуществления
экологического воспитания на основе изучения географии детьми этого возраста
и недостаточным научным и организационнометодическим обеспечением этого
процесса обусловило проблему исследования: при каких педагогических
условиях формирование географических представлений дошкольников будет
эффективным.
Цель формирования географических представлений у дошкольника
формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание у
младших школьников нравственного отношения к среде обитания и к своему
организму. Дети дошкольного возраста воспринимают природу, окружающий их
мир как нерасчлененное единое целое. Поэтому введение интегрированных
знаний по географии на этом этапе воспитания соответствует возрастным
особенностям дошкольников.
Главная идея в цикле формирования географических представлений
неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль
общественного бытия в формировании личности человека. Занимаясь в этом
направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые
умения по работе с картой и наблюдениям на местности, а также приобретают
некоторые ценностные ориентации и нравственноэтические нормы поведения в
природе, общения со сверстниками и старшими.
Главные задачи, которые ставятся при формировании географических
представлений это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к
миру, формирование кругозора ребенка. В число задач также входит воспитание
эмоционально положительного отношения к окружающей жизни, интереса к
природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного
отношения к природе и людям, любви к Родине.
Содержание работы по формированию географических представлений об
окружающей среде отражено в Едином государственном образовательном
стандарте, а также в некоторых современных программах воспитательно
образовательной работы с детьми, таких как "Юный эколог" С.Н.Николаевой,
"Мы" Н.Н.Кондратьевой, раздел "Ребенок познает окружающий мир" программы
"Детство" и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и
принципу воспитывающего и развивающего характера знаний.
Принцип научности заключается:
. Во включении основных идей и географических понятий в содержание
знаний дошкольника. . В формировании понимания детьми идеи единства и взаимосвязи всех
явлений в природе.
Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при
составлении программы, это принцип доступности. Согласно данному принципу,
для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с
особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие
этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для
определенной возрастной группы. Принцип доступности прослеживается при
определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.
Третий принцип, реализуемый в работе это принцип воспитывающего и
развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом отобрано
содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности
детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства
различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им
в конструктивноигровой деятельности,
Географические знания,
используемые детьми в практической
деятельности, определяют их отношение к окружающей природе. Освоение
системы географических представлений требует постепенного усвоения все
более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно
действенных способов к абстрактнологическим. Необходимость постановки
ребенка в активную познавательную позицию при формировании
естественнонаучных знаний об окружающем мире приводит к развитию
познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию
различных способов познания.
В процессе решения обучающих задач география способствует выработке
логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает
знаниями для понимания законов природы. Оно учит связывать и перерабатывать
информацию, поступающую из внешнего мира, правильно оценивать явления
природы.
Формируя географические представления у дошкольника, воспитатель
решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности
ребенка. При изучении конкретных объектов и явлений развиваются способности
к наблюдению, что помогает понять их сущность и взаимосвязь.
Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи
изучаются в развитии, т. е. с естественноисторических позиций. Природа края
рассматривается как часть природы более крупных территорий района, области,
республики, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно
определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время
выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных
сочетаний, типичные явления, характеризующие природу и экологию данного
края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы.
Общая географическая характеристика края включает следующие разделы:
. Географическое положение, площадь территории и границы, история
образования области, города.
. Рельеф, его геологическое строение, причины различия в поверхности. . Климат, факторы его формирования, причины климатических различий в
разных районах области, города. Особенности сезонов года: весны, лета, осени,
зимы.
. Внутренние воды, характер и режим рек, озер, болот, искусственных
водоемов (водохранилищ и прудов); использование поверхностных вод в
хозяйстве, их охрана. Грунтовые воды и их хозяйственное значение.
. Ландшафт местности. Охрана и рациональное использование территории
области. Заповедники и территории, требующие охранных мероприятий.
. Коренные народы и население области.
. Что дает область стране. Промышленность. Сельское хозяйство и таежные
промыслы.
География как область знаний имеет свои особенности, отличающих ее от
других областей. Это интегрированный цикл, который представляет собой
систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит
дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными
явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира.
Основная задача географии формирование у дошкольника широкой картины
мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых
фактов и явлений.
Особенно сильное впечатление оказывают на ребенка изучение живых
организмов, природы Родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях
учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к Родному краю
воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры
ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее
богатства и многообразия, является условием формирования экологически
грамотной личности.
Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Пропедевтика географического образования (на примере ДОУ) выступление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.