Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 2 . 0 9 . 1 5
У р о к 16
Тема: ПРОПИСЫВАНИЕ НА РАБОЧЕЙ СТРОКЕ
ЭЛЕМЕНТОВ БУКВ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я : научить писать элементы букв на рабочей строке;
способствовать развитию мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают различия овалов и кругов, основные элементы букв (короткие и длинные
палочки, палочки с закруглением внизу, округлые линии); умеют прописывать на рабочей строке
элементы заданных букв; получат возможность научиться прописывать элементы букв на рабочей
строке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических
действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические –
моделирование звуковой схемы слова; построение цепочки слов с заданным звуком по порядку;
самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать необходимые учебные
средства (прописи, наглядный материал).
К о м м ун ик а т ив н ы е : умеют учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в
сотрудничестве с коллективом; использовать речь для регуляции своей рабочей деятельности.
Личностн ые : осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений; проявляют
старание в самостоятельной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе;
ориентируются на понимание причин успеха в работе; развивают способность к оценке своей
деятельности и деятельности одноклассников.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас трудная и интересная работа. Мы будем прописывать элементы букв на рабочей
строке. Что еще будем делать, вы узнаете, если «прочитаете» первые звуки в каждом слове.
Н а д о с к е к а р т и н к и : лист, индюк, конь, вишни, подушки.
– Вы правы, сегодня будем проводить линии.
II. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи. Проведение линий заданного направления движения в орнаменте.
– Рассмотрите первый орнамент. Подумайте, как помогают в работе синяя точка и стрелочки. (Точка
показывает начало движения, а стрелочки – направление.)
– Проведите линии другим концом ручки. Нарисуем такой же орнамент в воздухе.
(Линии.)
1Аналогичная работа с другими орнаментами.
– Какой орнамент показался самым трудным (легким)?
– Какие орнаменты вам понравились больше других?
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Выберите для работы два орнамента. Проведите линии, обращая внимание на указанное стрелками
направление движения. Постарайтесь провести линии по середине орнамента, не отрывая карандаша от
бумаги.
2. Проведение зигзагообразных линий с продвижением руки по странице.
– Рассмотрите узор. Сколько рядов точек перед вами?
– Расскажите, как будет двигаться рука при письме зигзагов. (Начинаем писать сверху вниз. От
точки, расположенной в первом ряду, ведем прямую наклонную линию вниз, к точке, расположенной
во втором ряду. Затем ведем наклонную линию вверх, к третьей точке. Далее ведем линию вниз (она
должна пройти через точку, расположенную в середине) до нижней точки в третьем ряду. От
нижней точки ведем прямую наклонную линию к точке во втором ряду, от неё – наклонную линию
вниз к следующей точке. От этой точки проводим линию до верхней точки в первом ряду. Узор
повторяется.)
А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять.
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинькатрусишка, и как серый волкволчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся – ежик сладко потянулся.
3. Работа в прописи. Работа с фишками (вкладыш к «Букварю»).
– Рассмотрите картинку в прописи. Доскажите словечко и составьте схемы слов.
Нарисована зима,
Снег лежит кругом.
Справа с желтою стеной
Нарисован… (дом).
Один ученик у доски составляет схему слова «дом».
От дома влево посмотри –
Увидишь ели. Сколько?.. (Три.)
Ученики самостоятельно составляют схему слова «три».
– Чем похожи и чем отличаются схемы? (В каждой схеме по три звука; первые звуки – твердые [д]
и [т]; в словах по одному гласному звуку. Различия: место гласных звуков в словах разное; в первом
слове все согласные твердые, во втором – один согласный твердый, второй – мягкий.)
– От елки ветку рассмотрите, задание определите. (Надо нарисовать иголочки.)
– Стрелки показывают направление движения руки в каждой части рисунка. Дорисуйте иголочки.
4. Работа на резервной странице в прописи. Письмо малых и больших квадратов.
5. Проведение заданных линий на рабочей строке.
Учитель выбирает задание на резервных страницах по своему усмотрению.
2