Пропорции -
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
Пропорция это гармонизация формы
художественного произведения,
пропорциональность – её эстетическое
качество. Соразмерность частей образует
красоту формы.
Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы.Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).
Пропорциям свойственно меняться от человека к человеку. По мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже. Тем не менее, высота классической фигуры Греции и Ренессанса была равна восьми размерам головы. В действительности, средняя высота человеческой фигуры в природе составляет величину, равную семи с половиной размерам головы.Однако, фигура высотой 8 голов пока считается наилучшей: она полна достоинства и удобна для проведения измерений.
"Художник должен стремиться к тому чтобы быть многосторонним; если мастер хорошо умеет одно и плохо- другое, как это имеет место у многих, то на обнаженной фигуре изучает только размеры и пропорции и не обращает внимания на их различия, то это плохой мастер. Ведь человек может быть хорошо сложен, но при этом он может быть полным, низким, высоким, худым или средней комплекции. Кто не учитывает этих различий, тот всегда будет создавать свои фигуры по шаблону, будь то они братья, а это заслуживает строгого порицания».
Леонардо да Винчи
Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста – 7,5 раз, у людей низкого роста – 6-7 раз.Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза, в длину ног – 3-4 раза.Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра.Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.Длина бедра соответствует длине голени со стопой,
а голень - двум длинам стопы.Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.
Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:
Схематический человечек
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.Это так называемый базовый человечек.Но с ним мало что можно сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.
Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.
Совершенный палочкообразный человечек!Уверена, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.
Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать:
Бросает копьё
А этот танцует...
Бежит. Плечи и таз человека изображены в ракурсе, так как мы смотрим сбоку.
О чём-то грустит
Гладиатор. Предплечье правой руки изображено в ракурсе – мы видим его немного короче.Также обратите внимание на поворот корпуса - словно человек оборачивается, чтобы что-то увидеть.
Сидит на стуле. Вновь поворот корпуса – плечи развернуты относительно бедер на некоторый угол.
Странный тип. Остается только догадываться, что он в данный момент изображает… но выглядит глупо)
Во время бега центр тяжести смещается вперед относительно точки опоры. Это приводит к неуравновешенному положению, кажется, что фигурка падает. Естественно, падения не произойдет, так как человек поочередно выставляет вперед ноги.
Опираясь на стену.Центр тяжести человека расположен между двумя точками опоры: плеча и ноги.
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри, и его можно себе только представить.
Этапы рисования
Отметьте две точки - низ и верх фигуры, проведите между ними вертикальную линию, которая будет обозначать центр по горизонтали.
Проведите нижнюю и верхнюю линии (это не обязательно, но иногда это немного помогает).
Нарисуйте овал, обозначающий туловище и круг, соответствующий тазу.
На них, для облегчения, можно черкнуть два центральных креста. Особенно это полезно, когда будете пытаться построить более сложный ракурс - сразу становится видно направление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.