Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – Знакомим детей: ● с просьбой как этикетным речевым жанром; ● с отличием просьбы от требования, мольбы; ● со средствами вежливого выражения просьбы. – Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств. – Закрепляем умение детей: ● просить вежливо и убедительно; ● выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы; ● знакомим учащихся со скрытой (ненавязчивой) просьбой.
Иконка файла материала konsp_rit_2kl_ur14_15.doc
Риторика. ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА. Урок 14, 15. Тема: Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба. Цель:   – Знакомим детей:  ● с просьбой как этикетным речевым жанром;  ● с отличием просьбы от требования, мольбы;  ● со средствами вежливого выражения просьбы.  – Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.  – Закрепляем умение детей:  ● просить вежливо и убедительно;  ● выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы;  ● знакомим учащихся со скрытой (ненавязчивой) просьбой. Этапы урока Ход урока © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов)Ι . Актуализация  знаний.  3  Беседа. – Тема нашего урока – «Вежливая просьба». Сегодня мы поговорим о том, как попросить так, чтобы твоя просьба была выполнена. – Расскажите о том, с какими просьбами вы обращаетесь к родным. – А о чём вы просите в школе? – Бывает ли так, что ваши просьбы не выполняются? – Почему, как вы думаете?  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. © ООО «Баласс», 20123. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. . Постановка  ΙΙ учебной  проблемы.   3   3 –  Как   по­разному   можно   выразить   просьбу   в   зависимости   от конкретной ситуации? Работа по учебнику. Задание 99.   –  Какую   просьбу   из   этого   стихотворения   можно   назвать невежливой? Почему? (Просьба Кота к Мышам – невежливая, так как не содержит вежливых слов, например, «прошу», «пожалуйста», а   наоборот,   содержит   угрозу   («Пообедаю   вами   всеми»)   и   грубое обращение («Мышиное племя»). –  Просьбы   к   Волу   и   Ослу   –   вежливые,   в   них   есть   вежливые обращения   («Уважаемый   Вол»,   «Милый   Барбос»).   В   просьбе, направленной Волу, употребляется вежливое слово «пожалуйста», а просьба Барбосу выражена мягко, в вопросительной форме. Задания   98,   100.  Умолять  –   просить   более   настойчиво,   горячо, страстно. Как правило, умоляют о том, что очень важно для человека или его близких. Задание 101. Однокоренные слова: Просьба – просить, упросить, проситель, просительный. Мольба – молить, умолить, умолять, умоляющий, умоляюще. Задание 106. –  Прочитайте  слова  в  рамках.  Именно  они  помогут  сделать  вашу просьбу вежливой. © ООО «Баласс», 2012. Применение ΙΙΙ знаний.  102. 1  2  3  1  4  2  2 Работа с учебником. Задание    При выполнении этого задания дети учатся отличать просьбу от требования. Безусловно, Медуница требует, а не просит Незнайку. Незнайка   –   больной,   и   он   обязательно   должен   выполнять требования врача (сесть, показать язык, дышать глубже и т.д.). Конечно,   требования   Медуницы   звучат   строго.   Oна   говорит требовательным тоном, не употребляет вежливые слова и тем более умоляющие жесты. Задание 105.  Конечно,   самая   настоятельная   просьба   содержит   объяснение, почему мальчику необходимо купить эту коллекцию марок.  108. Задание    –  Просьба, безусловно, выражается словами: «Прошу тебя...», «Не могли бы вы...» Все остальные реплики в зависимости от тона можно отнести как к повелениям, так и к просьбам. Примеры просьб, которые дети конструируют из заготовок:  ● O могущественнейший из джиннов! Помоги мне сдать экзамен!  ● Выполни   мою   просьбу,   пожалуйста,   я   хочу   вылечить   мою бабушку.  ● Дорогой   Хоттабыч!   Прошу   тебя,   накорми   всех   моих   друзей мороженым. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать  и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию.  ● Я обращаюсь к тебе с просьбой, Хоттабыч, я хочу, чтобы моя футбольная команда всегда была чемпионом. Задание 109.  Основная мысль стихотворения – просьба ко всем людям быть добрыми.   Выделенные   слова   во   второй   строке   стихотворения выражают   просьбу   дать   билет   (в   этом   случае   их   можно заменить   словом   «пожалуйста»).   В   последней   строчке   – пожелание людям быть добрыми друг к другу. Задание 110.  – В чём заключалась просьба Джорджа? Возможные заголовки: Просьба Джорджа; Кошка помогает спасти Луну; Сказка про лунных мышей и т.д.  113.  Задание    Наверное,   Василиса   сначала   обратится   с   просьбой   к   хозяину, Емеле  (он  сидит  во  главе   стола).  Если   это  место   покажется Бабе­яге неудобным, то к Ивану­царевичу и Илье Муромцу. Задание 114.  Наиболее вежливые просьбы – 2­я и 4­я. Задание 115.  Василисе   Премудрой   может   предложить   место   любой   из © ООО «Баласс», 2012сидящих   за   столом   мужчин,   кроме,   пожалуй,   Кощея Бессмертного   (который   очень   стар   и   дряхл).   А   впрочем,   и   он может уступить место Василисе, если неравнодушен к женской красоте и уму. Уступая место, мужчины могут сказать:  ● Садитесь, пожалуйста, уважаемая Ягушка.  ● Извините, пожалуйста, бабушка Яга. Идите сюда, здесь вам будет удобно.  ● Садитесь к столу, прекрасная Василиса. Я рад предложить вам своё место.  ● Я рад видеть вас. Проходите сюда, сударыня. А женщины могут ответить словами благодарности, например:  ● Спасибо, ребята. (Большое спасибо.)  ● Благодарю.  ● Очень приятно, Иванушка.  ● Хорошо. Мне здесь будет удобно. Конечно, сказочные герои – Леший, Емеля, Иван­царевич и т.д. – взамен   тех   мест,   которые   они   отдали   дамам,   вполне   могут наколдовать себе другие, ничуть не хуже. Важно, что, уступая место,  они  проявили  заботу и  внимание  к старому  человеку,   а также уважение к женщинам. Подводим итоги. © ООО «Баласс», 2012– Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой? (Вежливые слова, обращение, тон.) –  Чем   отличается   требование   от   просьбы? (Его   нужно   выполнять обязательно, оно не содержит вежливых слов.) – Что делает просьбу более убедительной? Задание 111. – A сейчас мы подведём итоги. Используя схему и вежливые слова из подсказки   в   задании,   составьте   различные   варианты   просьбы Джорджа.   Затем   выполните   это   задание   письменно.   Победителем игры   будет   тот,   кто   составит   наибольшее   количество   вариантов просьбы и озвучит их соответствующим образом. Задание 116. Если никто не уступит место Бабе­яге, она может вызвать свою ступу и улететь домой, обругав всех присутствующих. Наверное, это   испортит   сказочный   праздник.   Зная   её   характер,   можно предположить,   что   она   вызовет   трудности   и   неприятности   в жизни тех, кто не проявил к ней должного уважения. Например, нашлёт на избушку дождь из червяков и лягушек, или украдёт верного коня Ильи Муромца, или распугает подданных Лешего и т.д. Василиса тоже обидится, и все присутствующие мужчины навсегда лишатся её дружбы и мудрых советов. Одним словом, обстановка   в   сказочном   лесу   из   дружеской   превратится   во враждебную.   Вражда   может   прекратиться,   если   сказочные © ООО «Баласс», 2012персонажи попросят у Бабы­яги и Василисы прощения, пригласят на пир, предложат самые почётные места. Победителем игры будет   тот,   кто   сочинит   самую   длинную   и   занимательную историю. Проверяем себя: – Обратитесь с прямой и скрытой просьбой к незнакомым людям:  ● указать дорогу на улицу Школьную (или другую);  ● прокомпостировать билет в автобусе;  ● сказать, который час;  ● пропустить к выходу в транспорте;  ● показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине. Речевая разминка 7, п. 3. Продолжение стихотворения С. Маршака: Король бубён Спросил про бульон И пудинга ждал на обед. Десятка бубён Вернула бульон, А пудинг вернул валет. © ООО «Баласс», 2012–  Конечно,   дама   или   король   бубён   могли   попросить,   а   лучше потребовать  у похитителей   вернуть  украденное. Они также  могли призвать   сыщика   и   попросить   его   найти   бульон   и   пудинг.   Или приказать придворному палачу (шестёрке) запугать десятку и валета. После   возврата   похищенного   дама   и   король,   возможно,   решили делиться с голодными подданными и иногда приглашать их на обед. Ι V. Итог урока. 4 – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? ТООУ Духовно­нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости  связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг  к другу. Деятельность учеников:  – Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.  – Называть речевые формулы вежливой просьбы.  – Характеризовать особенности скрытой просьбы. © ООО «Баласс», 2012– Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения. © ООО «Баласс», 2012

Посмотрите также