Цель:
– Знакомим детей:
● с просьбой как этикетным речевым жанром;
● с отличием просьбы от требования, мольбы;
● со средствами вежливого выражения просьбы.
– Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.
– Закрепляем умение детей:
● просить вежливо и убедительно;
● выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы;
● знакомим учащихся со скрытой (ненавязчивой) просьбой.
Риторика.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.
Урок 14, 15.
Тема: Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.
Цель:
– Знакомим детей:
● с просьбой как этикетным речевым жанром;
● с отличием просьбы от требования, мольбы;
● со средствами вежливого выражения просьбы.
– Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.
– Закрепляем умение детей:
● просить вежливо и убедительно;
● выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы;
● знакомим учащихся со скрытой (ненавязчивой) просьбой.
Этапы урока
Ход урока
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания
учебных успехов)Ι
. Актуализация
знаний.
3
Беседа.
– Тема нашего урока – «Вежливая просьба». Сегодня мы поговорим о
том, как попросить так, чтобы твоя просьба была выполнена.
– Расскажите о том, с какими просьбами вы обращаетесь к родным.
– А о чём вы просите в школе?
– Бывает ли так, что ваши просьбы не выполняются?
– Почему, как вы думаете?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
© ООО «Баласс», 20123. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы.
3 3
– Как поразному можно выразить просьбу в зависимости от
конкретной ситуации?
Работа по учебнику.
Задание 99.
– Какую просьбу из этого стихотворения можно назвать
невежливой? Почему? (Просьба Кота к Мышам – невежливая, так
как не содержит вежливых слов, например, «прошу», «пожалуйста»,
а наоборот, содержит угрозу («Пообедаю вами всеми») и грубое
обращение («Мышиное племя»).
– Просьбы к Волу и Ослу – вежливые, в них есть вежливые
обращения («Уважаемый Вол», «Милый Барбос»). В просьбе,
направленной Волу, употребляется вежливое слово «пожалуйста», а
просьба Барбосу выражена мягко, в вопросительной форме.
Задания 98, 100. Умолять – просить более настойчиво, горячо,
страстно. Как правило, умоляют о том, что очень важно для человека
или его близких.
Задание 101. Однокоренные слова:
Просьба – просить, упросить, проситель, просительный.
Мольба – молить, умолить, умолять, умоляющий, умоляюще.
Задание 106.
– Прочитайте слова в рамках. Именно они помогут сделать вашу
просьбу вежливой.
© ООО «Баласс», 2012. Применение
ΙΙΙ
знаний.
102.
1 2 3 1 4 2 2
Работа с учебником.
Задание
При выполнении этого задания дети учатся отличать просьбу от
требования. Безусловно, Медуница требует, а не просит Незнайку.
Незнайка – больной, и он обязательно должен выполнять
требования врача (сесть, показать язык, дышать глубже и т.д.).
Конечно, требования Медуницы звучат строго. Oна говорит
требовательным тоном, не употребляет вежливые слова и тем
более умоляющие жесты.
Задание 105.
Конечно, самая настоятельная просьба содержит объяснение,
почему мальчику необходимо купить эту коллекцию марок.
108.
Задание
– Просьба, безусловно, выражается словами: «Прошу тебя...», «Не
могли бы вы...» Все остальные реплики в зависимости от тона можно
отнести как к повелениям, так и к просьбам.
Примеры просьб, которые дети конструируют из заготовок:
● O могущественнейший из джиннов! Помоги мне сдать экзамен!
● Выполни мою просьбу, пожалуйста, я хочу вылечить мою
бабушку.
● Дорогой Хоттабыч! Прошу тебя, накорми всех моих друзей
мороженым.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
● Я обращаюсь к тебе с просьбой, Хоттабыч, я хочу, чтобы моя
футбольная команда всегда была чемпионом.
Задание 109.
Основная мысль стихотворения – просьба ко всем людям быть
добрыми. Выделенные слова во второй строке стихотворения
выражают просьбу дать билет (в этом случае их можно
заменить словом «пожалуйста»). В последней строчке –
пожелание людям быть добрыми друг к другу.
Задание 110.
– В чём заключалась просьба Джорджа?
Возможные заголовки:
Просьба Джорджа;
Кошка помогает спасти Луну;
Сказка про лунных мышей и т.д.
113.
Задание
Наверное, Василиса сначала обратится с просьбой к хозяину,
Емеле (он сидит во главе стола). Если это место покажется
Бабеяге неудобным, то к Ивануцаревичу и Илье Муромцу.
Задание 114.
Наиболее вежливые просьбы – 2я и 4я.
Задание 115.
Василисе Премудрой может предложить место любой из
© ООО «Баласс», 2012сидящих за столом мужчин, кроме, пожалуй, Кощея
Бессмертного (который очень стар и дряхл). А впрочем, и он
может уступить место Василисе, если неравнодушен к женской
красоте и уму.
Уступая место, мужчины могут сказать:
● Садитесь, пожалуйста, уважаемая Ягушка.
● Извините, пожалуйста, бабушка Яга. Идите сюда, здесь вам
будет удобно.
● Садитесь к столу, прекрасная Василиса. Я рад предложить
вам своё место.
● Я рад видеть вас. Проходите сюда, сударыня.
А женщины могут ответить словами благодарности, например:
● Спасибо, ребята. (Большое спасибо.)
● Благодарю.
● Очень приятно, Иванушка.
● Хорошо. Мне здесь будет удобно.
Конечно, сказочные герои – Леший, Емеля, Иванцаревич и т.д. –
взамен тех мест, которые они отдали дамам, вполне могут
наколдовать себе другие, ничуть не хуже. Важно, что, уступая
место, они проявили заботу и внимание к старому человеку, а
также уважение к женщинам.
Подводим итоги.
© ООО «Баласс», 2012– Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой? (Вежливые
слова, обращение, тон.)
– Чем отличается требование от просьбы? (Его нужно выполнять
обязательно, оно не содержит вежливых слов.)
– Что делает просьбу более убедительной?
Задание 111.
– A сейчас мы подведём итоги. Используя схему и вежливые слова из
подсказки в задании, составьте различные варианты просьбы
Джорджа. Затем выполните это задание письменно. Победителем
игры будет тот, кто составит наибольшее количество вариантов
просьбы и озвучит их соответствующим образом.
Задание 116.
Если никто не уступит место Бабеяге, она может вызвать свою
ступу и улететь домой, обругав всех присутствующих. Наверное,
это испортит сказочный праздник. Зная её характер, можно
предположить, что она вызовет трудности и неприятности в
жизни тех, кто не проявил к ней должного уважения. Например,
нашлёт на избушку дождь из червяков и лягушек, или украдёт
верного коня Ильи Муромца, или распугает подданных Лешего и
т.д. Василиса тоже обидится, и все присутствующие мужчины
навсегда лишатся её дружбы и мудрых советов. Одним словом,
обстановка в сказочном лесу из дружеской превратится во
враждебную. Вражда может прекратиться, если сказочные
© ООО «Баласс», 2012персонажи попросят у Бабыяги и Василисы прощения, пригласят
на пир, предложат самые почётные места. Победителем игры
будет тот, кто сочинит самую длинную и занимательную
историю.
Проверяем себя:
– Обратитесь с прямой и скрытой просьбой к незнакомым людям:
● указать дорогу на улицу Школьную (или другую);
● прокомпостировать билет в автобусе;
● сказать, который час;
● пропустить к выходу в транспорте;
● показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине.
Речевая разминка 7, п. 3.
Продолжение стихотворения С. Маршака:
Король бубён
Спросил про бульон
И пудинга ждал на обед.
Десятка бубён
Вернула бульон,
А пудинг вернул валет.
© ООО «Баласс», 2012– Конечно, дама или король бубён могли попросить, а лучше
потребовать у похитителей вернуть украденное. Они также могли
призвать сыщика и попросить его найти бульон и пудинг. Или
приказать придворному палачу (шестёрке) запугать десятку и валета.
После возврата похищенного дама и король, возможно, решили
делиться с голодными подданными и иногда приглашать их на обед.
Ι
V. Итог урока.
4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
ТООУ
Духовнонравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости
связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
– Называть речевые формулы вежливой просьбы.
– Характеризовать особенности скрытой просьбы.
© ООО «Баласс», 2012– Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения.
© ООО «Баласс», 2012