Простое предложение. Порядок слов в предложении.
Оценка 4.9

Простое предложение. Порядок слов в предложении.

Оценка 4.9
docx
22.09.2024
Простое предложение. Порядок слов в предложении.
Тема урока.docx

 

 

 

 

 

Тема урока:

Простое предложение. Порядок слов в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Простое предложение. Порядок слов в предложении.

Цели урока: повторить изученное о предложении, о простом предложении; усвоить, что такое прямой и обратный порядок слов, инверсия, логическое ударение; выработать умение различать прямой и обратный порядок слов; формировать навыки выразительной устной речи, прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы, учебники русского языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I.                  Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

II.               Проверка домашнего задания на повторениеизученного ранее о предложении и о простом предложении.

Учащиеся самостоятельно индивидуально заполняли рабочие листы.

Рабочий лист

Фамилия, имя_________________________  класс____________

Дата_________________

 

 

1.     Допиши нужное:

Предложение – это одна из основных единиц языка и основная единица ___________. (синтаксиса).

2.     Чем отличается предложение от словосочетания? Исключи неверное утверждение.

Служит для сообщения, вопроса или  для побуждения; может быть восклицательным.

Состоит из главного и зависимого  слова.

Имеет грамматическую основу.

Характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

 

3.     Выбери верное   утверждение.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется

 

Одна грамматическая основа

две и более грамматических основ

4.     Выпиши из текста протое(ые) предложение(ия), подчеркни главные и  второстепные  члены.

 


      Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.   И  всё,  что мы делаем доброго,  прибавляет  сил  ему.  Но  всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы  даже несильный ветер.

                                                            (В.М.Песков)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

5.     (Устно) Есть ли тексте нераспространённое предложение?

III.           Объяснение и активизация нового материала.

Учитель: итак, сегодня мы начинаем изучать предложение более глубоко. Мы уже сказали, что простое предложение может быть распространённым или   нераспространённым. Чем такие предложения отличаются друг от друга?

Знаете ли вы, что в нашей речи преобладают распространённые предложения? Учёные подсчитали, что в речи встречается лишь 20%нераспространённых предложений. Главные члены предложений без второстепенных не всегда могут дать достаточно полную информацию. Иногда основную информацию дают второстепенные члены.

- Рассмотрим предложение.

Дуб растёт медленно.

Здесь важным является не сообщение о том, что дуб растёт медленно. А о том, что он растёт медленно. Именно обстоятельство выделяется в предложении и порядком слов, и логическим ударением.

Логическое ударение – это выделение в произношении (в устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении.

Ещё раз произнесём это предложение!

Нераспространённые предложения дают небольшую информацию, поэтому, чтобы сделать его более содержательным, надо уметь распространять главные члены второстепенными.

- Давайте распространим грамматическую основуЛистья падают второстепенными членами: какие листья? как падают? куда падают?

- Составим из грамматической основы и полученных словосочетаний предложение и запишем его. Разберём предложение по членам.

Желтые листья медленно падают на землю.

- В каком порядке располагаются члены предложения? (Подлежащие – перед сказуемым;  определение – перед определяемым словом (подлежащим); обстоятельство образа действия перед  сказуемым; обстоятельство места – после сказуемого).

Такой порядок слов, наиболее естественный, привычный, называется прямым.

Наиболее важное слово в предложении, которое выделяется изменением порядка слов называется  инверсией.

Изменённый порядок слов называется обратным.

Понаблюдаем:

 

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

                                         (А.С.Пушкин)

- Выделите при чтении наиболее важные в тексте слова!

 

Инверсия наиболее часто встречается в поэтической речи. Она усиливает эмоциональность и выразительность речи.

- А теперь понаблюдаем за ролью логического ударения.

(На доске в виде диалога записаны вопросы и ответы).

 

а) – Что растёт в саду?

    - В саду растёт виноград.

 

б) – Где растёт в саду? 

  - Виноград растёт в саду.

 

1. Определите виды этих предложений по цели высказывания.

2. Какое слово выделяется логическим ударением в вопросах?

в ответах?

3. Какое место в предложении занимает самое важное слово в вопросе?  в ответе?

4. Почему, отвечая на эти вопросы, вы избирали разный порядок слов?

5.Что изменится, если в качестве ответа на первый вопрос взять второе предложение, а на второй вопрос – первое предложение?

6. Как выделяется самое важное в сообщении?

 

Сделаем вывод: Самое важное в сообщении можно выделить порядком слов и логическим ударением. Порядок слов – основное средство выделения самого важного в устной и письменной речи, а логическое ударение – только в устной речи. Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в предложении.

IV.            Закрепление новой темы.

Отработка навыков устной речи. Упражнение на логическое ударение.

На экране текст:

Осеннее утро мерцало от ветра. Я бережно поставил шест в угол. В широкий пролёт окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись благодаря неверным внутренним переливам стекла - и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье лёгкую осеннюю синеву.

В.Набоков. «Благость».

Задание: правильно прочитайте текст, выделяя наиболее важные слова. На какие слова падает логическое ударение?

Работа с материалом учебника.

Упражнение 51, стр. 31.

Прочитайте предложения, определите «ударное» слово. Объясните свой выбор.

V. Обобщение.  Рефлексия.  Метод «Микрофон»

Передавая  друг  другу  микрофон, учащиеся   чётко  и  лаконично  подводят  итоги занятия, говоря  о  том,  что нового  узнали  на уроке,  что было  интересным, какие  выводы  сделали  для  себя.

VI. Оценивание  работы   учащихся   на  уроке.

Учащиеся заполняют лист самооценки .

     Лист самооценки

      ученика____________________________________________________

1.     Какова была цель урока?____________________________________

2.     Удалось получить результат (решение, ответ)?_________________

3.     Правильно   или с ошибкой?­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________

4.     Самостоятельно или с чьей-то помощью?_____________________

5.     Какую оценку ты бы себе поставил?­­­­­­­­­­­­­­­_________________________

Измерьте «температуру вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике.

                            Термометр вашего настроения

VII. Задание  на  дом:  составить и  записать  в  тетрадь  предложения, используя  следующие  деепричастия: 

V.                

VI.             

VII.         Домашнее задание: стр.51.упр. 52.

Нурманова  Замира   Аблокуловна,

учитель  русского  языка и литературы

высшей категории СОШ  №  21 г. Ангрена Ташкентской обл.

Мой  контактный  телефон: +998909571197.

 


 

Тема урока: Простое предложение

Тема урока: Простое предложение

Тема урока: Простое предложение

Тема урока: Простое предложение

Выпиши из текста протое(ые) предложение(ия), подчеркни главные и второстепные члены

Выпиши из текста протое(ые) предложение(ия), подчеркни главные и второстепные члены

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо

Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье лёгкую осеннюю синеву

Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье лёгкую осеннюю синеву

Мой контактный телефон: +998909571197

Мой контактный телефон: +998909571197
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024