Тема урока:
Простое предложение. Порядок слов в предложении.
Тема урока: Простое предложение. Порядок слов в предложении.
Цели урока: повторить изученное о предложении, о простом предложении; усвоить, что такое прямой и обратный порядок слов, инверсия, логическое ударение; выработать умение различать прямой и обратный порядок слов; формировать навыки выразительной устной речи, прививать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы, учебники русского языка.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания на повторениеизученного ранее о предложении и о простом предложении.
Учащиеся самостоятельно индивидуально заполняли рабочие листы.
Рабочий лист
Фамилия, имя_________________________ класс____________ Дата_________________
1. Допиши нужное: Предложение – это одна из основных единиц языка и основная единица ___________. (синтаксиса). 2. Чем отличается предложение от словосочетания? Исключи неверное утверждение. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным. Состоит из главного и зависимого слова. Имеет грамматическую основу. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
3. Выбери верное утверждение. Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется
|
||||||||||
Одна грамматическая основа |
две и более грамматических основ |
|||||||||
4. Выпиши из текста протое(ые) предложение(ия), подчеркни главные и второстепные члены.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. (В.М.Песков) _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ 5. (Устно) Есть ли тексте нераспространённое предложение? |
III. Объяснение и активизация нового материала.
Учитель: итак, сегодня мы начинаем изучать предложение более глубоко. Мы уже сказали, что простое предложение может быть распространённым или нераспространённым. Чем такие предложения отличаются друг от друга?
Знаете ли вы, что в нашей речи преобладают распространённые предложения? Учёные подсчитали, что в речи встречается лишь 20%нераспространённых предложений. Главные члены предложений без второстепенных не всегда могут дать достаточно полную информацию. Иногда основную информацию дают второстепенные члены.
- Рассмотрим предложение.
Дуб растёт медленно.
Здесь важным является не сообщение о том, что дуб растёт медленно. А о том, что он растёт медленно. Именно обстоятельство выделяется в предложении и порядком слов, и логическим ударением.
Логическое ударение – это выделение в произношении (в устной речи) одного из слов предложения, наиболее важного в сообщении.
Ещё раз произнесём это предложение!
Нераспространённые предложения дают небольшую информацию, поэтому, чтобы сделать его более содержательным, надо уметь распространять главные члены второстепенными.
- Давайте распространим грамматическую основуЛистья падают второстепенными членами: какие листья? как падают? куда падают?
- Составим из грамматической основы и полученных словосочетаний предложение и запишем его. Разберём предложение по членам.
Желтые листья медленно падают на землю.
- В каком порядке располагаются члены предложения? (Подлежащие – перед сказуемым; определение – перед определяемым словом (подлежащим); обстоятельство образа действия перед сказуемым; обстоятельство места – после сказуемого).
Такой порядок слов, наиболее естественный, привычный, называется прямым.
Наиболее важное слово в предложении, которое выделяется изменением порядка слов называется инверсией.
Изменённый порядок слов называется обратным.
Понаблюдаем:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
(А.С.Пушкин)
- Выделите при чтении наиболее важные в тексте слова!
Инверсия наиболее часто встречается в поэтической речи. Она усиливает эмоциональность и выразительность речи.
- А теперь понаблюдаем за ролью логического ударения.
(На доске в виде диалога записаны вопросы и ответы).
а) – Что растёт в саду?
- В саду растёт виноград.
б) – Где растёт в саду?
- Виноград растёт в саду.
1. Определите виды этих предложений по цели высказывания.
2. Какое слово выделяется логическим ударением в вопросах?
в ответах?
3. Какое место в предложении занимает самое важное слово в вопросе? в ответе?
4. Почему, отвечая на эти вопросы, вы избирали разный порядок слов?
5.Что изменится, если в качестве ответа на первый вопрос взять второе предложение, а на второй вопрос – первое предложение?
6. Как выделяется самое важное в сообщении?
Сделаем вывод: Самое важное в сообщении можно выделить порядком слов и логическим ударением. Порядок слов – основное средство выделения самого важного в устной и письменной речи, а логическое ударение – только в устной речи. Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в предложении.
IV. Закрепление новой темы.
Отработка навыков устной речи. Упражнение на логическое ударение.
На экране текст:
Осеннее утро мерцало от ветра. Я бережно поставил шест в угол. В широкий пролёт окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись благодаря неверным внутренним переливам стекла - и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье лёгкую осеннюю синеву.
В.Набоков. «Благость».
Задание: правильно прочитайте текст, выделяя наиболее важные слова. На какие слова падает логическое ударение?
Работа с материалом учебника.
Упражнение 51, стр. 31.
Прочитайте предложения, определите «ударное» слово. Объясните свой выбор.
V. Обобщение. Рефлексия. Метод «Микрофон»
Передавая друг другу микрофон, учащиеся чётко и лаконично подводят итоги занятия, говоря о том, что нового узнали на уроке, что было интересным, какие выводы сделали для себя.
VI. Оценивание работы учащихся на уроке.
Учащиеся заполняют лист самооценки .
Лист самооценки
ученика____________________________________________________
1. Какова была цель урока?____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?_________________
3. Правильно или с ошибкой?_________________________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?_____________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил?_________________________
Измерьте «температуру вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике.
Термометр вашего настроения
VII. Задание на дом: составить и записать в тетрадь предложения, используя следующие деепричастия:
V.
VI.
VII. Домашнее задание: стр.51.упр. 52.
Нурманова Замира Аблокуловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории СОШ № 21 г. Ангрена Ташкентской обл.
Мой контактный телефон: +998909571197.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.