Просторы Донской степи
Оценка 4.9

Просторы Донской степи

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
09.05.2024
Просторы  Донской степи
Степь.… Очень много разных чувств и эмоций вызывает она у тех, кто вырос на её привольных просторах. Как много дорогих образов и воспоминаний всплывает в памяти при упоминании о ней! Для кого-то степь- палящее солнце над головой, огромные поля, колышущее ковыльное море, огромный простор; а для кого-то она -напоминание о далёком детстве и красках этого необъятного простора, сохранившееся на всю жизнь
степь сцен. урока.docx

Просторы Донской степи

4 класс         УМК Гармония

 

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о степной зоне России.

 

Задачи:

1. Создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны степей России, особенностях природы, растительного и животного мира степи, её экологических проблемах.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи, логического мышления, внимания.

3. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

 

Оборудование:

 

Персональный компьютер, интерактивный комплект

Рабочие листы с заданиями

Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, клеящий карандаш, ножницы, жёлтые, красные, розовые, синие цветы настроения)

Авторская презентация к данному уроку.

 

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, садитесь.

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

 

2.Эмоциональный настрой

 

Слайд №2 Видео http://www.youtube.com/watch?v=fZtMGe7vJOY

- Какая природная зона на видео?

- Какая степь вам нравится больше? (там, где цветы)

- В какое время года можно увидеть столько цветов в степи? (весной, в начале лета)

 

Слайд №3

Простор степи волнует и манит(авторское)

 

Простор степи волнует и манит.

Особенно весной, когда цветут цветы.

В траве играет ветер и шалит,

Но на своём стоят, опять ползут жуки.

 

И эту степь, как новенький ковёр,

Сама природа вышивает по весне.

Трава здесь фон, из венчиков узор.

И нравится такой ковёр тебе и мне.

 

Цветы в степи притягивают взгляд,

Ведь так и хочется навстречу им пойти.

Их необыкновенный аромат,

Хранится тайна в нём-изюминка степи.

 

Разнообразны краски у цветов!

От ярких красок так волнуется душа.

Мне до степи лишь несколько шагов,

Её я красотой любуюсь не спеша.

 

- Мы можем гордиться своей природной зоной? Почему? (Можем. Такой весенней красоты нет в других природных зонах)

 

3. Постановка темы урока.

 

Детям предлагаются картинки разных природных зон. (На доске)

 

-Какая природная зона представлена больше? Кто догадался, почему? (Зона степи)

-Сформулируйте тему урока. (Зона степей или Степные просторы)

 

4. Актуализация знаний

 

-В какой природной зоне живём мы с вами?

-Значит, о просторах какой степи пойдёт разговор на уроке? (О просторах степи Ростовской области или Донской степи)

-Почему степь нашей местности называется Донская?

 

Край донской

http://www.stihi.ru/2012/12/10/9493

Иван Колодиёв

Степи ковыльные, степи бескрайние -
Речек манящая рябь.
Лесопосадки, поля и распадки, -
Малая Родина-мать.

Смотрит Ростов через Дон, улыбается
Бликами злат куполов...
Зорька в реке ранним утром купается,
Дымкой прикрывшись веков.

Край мой Донской, моя милая Родина,
Нет тебя краше, добрей.
Издревле славишься песней душевной ты,
Щедростью хлебных полей.

Где бы я ни был и, чтобы ни делал,
Я с тобой рядом душой...
Край мой Донской, моя честь, моя гордость,
Ты мне подарен Судьбой!

 

-Что вы уже знаете о зоне степей (общее понятие)?

Фоторяд слайды №№4-8

 

5.Изучение нового по группам

Дети читают материал учебника по группам. Каждая группа по одному пункту плана.

План:

1.Географическое положение

2.Климат

3.Растения

4.Животные

5.Занятия людей

6.Экология

Материал учебника распечатан для каждой группы, чтобы учащиеся могли вырезать основное и наклеивать на карточку определенного размера, из которых потом на доске составляют таблицу «Природная зона – степь». По мере выполнения отчитываются, что у них получилось и добавляют в таблицу.

 

Географическое положение

Климат

Растения

Животные

Занятия людей

Экология

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с остальными детьми проверяем (работа с картой), закрепляем (работа в рабочей тетради) или работаем с дополнительным материалом по теме.

1.Географическое положение по карте природных зон: находится южнее зоны лесов, окрашена в жёлтый цвет

Карта- слайд №9

-Зона степей тянется с запада на восток. Как вы думаете, отличаются между собой степи? Чем? (количеством тепла и влаги)

 

2.Слайд №10

Климат: почти тоже самое, что в рабочей тетради, короче. Обратить внимание на плодородие почв.

Все Работа в рабочей тетради №24, с.52.

      

 

3.Слайд №11

Растения:названия кустарников и трав.

 

Внимание! Почему степные травы сильно пахнут в отличие от лесных?

 

Дополнительно.Выполняют все группы.Выбрать из предложенных картинок растения степи, распределить в 2 группы,объяснить выбор.

На листе А-4 9 картинок растений.Например:

Весенние

Летние

Лишние

Тюльпан

Типчак

Кактус

Ирис

Ковыль

Незабудки

Гусиный лук

Мятлик

Роза

! главное отличие весенних растений от летних?

 

4.Слайд №12 Животные: по таблице

 

 

Травоядные

Хищники

Млекопитающие

 

 

Птицы

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Насекомые

 

 

! Кузнечик-хищник

 

Все Работа в рабочей тетради№28 с.53(цепи питания)

 

5.Занятия людей: Слайд №13 -растениеводство (что выращивают) и Слайд №14-животноводство (кого выращивают)

 

6. Физминутка Слайд №15

 

 6.Экология: От выдувания и вымывания почвы сажают лесополосы, сохранение пастбищ, защита от загрязнения рек, создание заповедника.

 

7. Государственный природный заповедник «Ростовский»заповедник, расположенный в Южном Федеральном Округе, на юго-востоке Ростовской области.  расположен в Орловском районе, его площадь 4591 га.

 

Особо ценные природные объекты

http://www.rgpbz.ru/index/obshhaja_informacija/0-75

 

Тюльпан Шренка Слайд №16
 (Вид, включенный в Красную книгу РФ) На территории участка (кластера) Островной имеется генетический резерват популяции вида на площади 1848 га. Многолетник луковичный, эфеменроид, криптофит (геофит). Степной. Декоративное.

 

Популяция одичавших лошадей Слайд №17
 На территории заповедника лошади имеют статус популяции диких животных. Данная островная популяция является на настоящий момент самой крупной и долгоживущей популяцией одичавших лошадей на территории Российской Федерации, она сопоставима со знаменитыми островными популяциями лошадей США и Канады. Вместе с тем, одичавшие лошади играют первостепенную роль в сохранении устойчивости степных сообществ. Не подвергалась сомнению необходимость дальнейшего сохранения и охраны популяции одичавших лошадей как компонента степного биоразнообразия.

Террасы Кумо-Манычской впадины
Территория заповедника располагается в пределах Кумо-Манычской впадины и отрогов Сало-Манычской гряды, где проходит один из главнейших континентальных естественно-географических разделов планетарного масштаба – результат тектонического прогиба, разделившего морфоструктурно фундамент Русской платформы с юга и Эпигерцинскую (скифскую) платформу Предкавказья с севера

Озеро «Маныч- Гудило» Слайд №18
 Имеет статус Рамсарских водно-болотных угодий Международного значения. Крупнейшее озеро Европы «Маныч-Гудило»

Фоторяд Слайды №№19-30

*******

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Доп. информация о заповеднике:

Из списка Красной книги Ростовской области здесь множество растений: астрагал чашечковый, астрагал пузырчатый, тюльпан Биберштейна, двуцветковый тюльпан, ковыль Лессинга, ковыль сарептский, катран шершавый, касатик низкий, хвойник двухколосковый и многие другие.

Здесь встречаются редкие птицы: дрофа, малая крачка, малый баклан, розовый и кудрявый пеликаны, колпица, красавка, черноголовый хохотун, филин, фламинго и другие

Другие животные. Земноводные — жаба зелёнаялягушка озернаячесночница.

Пресмыкающиеся представлены 8 видами, это обыкновенный ужводяной ужжелтобрюхий полозузорчатый полозчетырёхполосый полозстепная гадюкаболотная черепахапрыткая ящерица.

Представителей класса млекопитающих здесь насчитывается более 50 видов 7 отрядов.

Грызуны — малый сусликбольшой тушканчикполевая мышь;

Зайцеобразные — заяц-русак;

Хищные — волклисицаенотовидная собакахорьперевязка;

Насекомоядные — ежи (обыкновенный и ушастый);

Рукокрылые — рыжая вечерницасредиземноморский нетопырь;

Парнокопытные — сайгак;

Непарнокопытные — маныческие мустанги;

В заповеднике обитает табун одичавших лошадей.

Насекомые

В заповеднике есть насекомые из списка Красной книги РФ: степная дыбка и степной шмель, венгерская жужелица

**********

 

8. Давайте проверим как вы знаете степь (Тест) о степи-ставите 1, не о степи

ставите 0.

1.Зона степей находится южнее зоны лесов. 1

2.На карте зона степей окрашена в жёлтый цвет. 1

3.Лето продолжительное и жаркое. 1

4.Страуса называют степным великаном. 0

5.В степи не водится суслик. 0

6.Для растений степи характерны корни-луковицы или пучки. 1

7.Ливневые дожди образуют овраги. 1.

8.Ласточка не строит собственного гнезда. 0

9.Лесополосы высаживают для красоты. 0

10.Степь привлекательна плодородием почв. 1

 

Итог: 1110011001

А теперь разбейте точками на разряды и прочтите число.

1.110.011.001

Идет взаимосвязь с математикой.

В конце дети могут сделать самооценку по критериям, которые закреплены локальным актом учебного учреждения.

9. Работа в группах.

Определи, в какое время года изображена степь. Составь небольшой рассказ (4-5 предложений)

 по картинке.           

 


- Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки

10.Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

- О чём захотелось узнать подробнее?

 

11.Домашнее задание на выбор

 

1. По учебнику с.140-147, пересказ

2. Дополнительный материал о редком растении степи

3. Дополнительный материал о редком животном степи

 

12. Рефлексия

По двору зима идёт,

Снег пушистый нам несёт.

Все снежинки разные.

Для меня прекрасные.

А для вас?

На столе снежинки двух цветов: белые и синие.

 - Оцените наш урок. Если урок прошёл с пользой, поднимите белую снежинку, если нет, то синюю.

 ,
 

 

 


- Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

1.КАРТИНКИ.  http://images.yandex.ru/

2.УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС (О.Т.ПОГЛАЗОВА, В.Д.ШИЛИН

3.СТЕПЬ http://www.youtube.com/watch?v=fZtMGe7vJOY

4.РОСТОВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

http://www.rgpbz.ru/index/obshhaja_informacija/0-75

5.РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (О.Т.ПОГЛАЗОВА, В.Д.ШИЛИН) 4 КЛАСС №1

6. ФИЗМИНУТКА http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E


 

Скачано с www.znanio.ru

Просторы Донской степи 4 класс

Просторы Донской степи 4 класс

От ярких красок так волнуется душа

От ярких красок так волнуется душа

Экология Материал учебника распечатан для каждой группы, чтобы учащиеся могли вырезать основное и наклеивать на карточку определенного размера, из которых потом на доске составляют таблицу…

Экология Материал учебника распечатан для каждой группы, чтобы учащиеся могли вырезать основное и наклеивать на карточку определенного размера, из которых потом на доске составляют таблицу…

Кузнечик-хищник Все Работа в рабочей тетради№28 с

Кузнечик-хищник Все Работа в рабочей тетради№28 с

Другие животные. Земноводные — жаба зелёная , лягушка озерная , чесночница

Другие животные. Земноводные — жаба зелёная , лягушка озерная , чесночница

Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки 10

Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2024