Конотопцева Виктория Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска гимназия 25
Фрагмент урока по решению простой задачи
УМК «Школа 2100»; Авторы: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких
Раздел: Работа с текстовыми задачами.
Тема урока: Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
Текстовая задача:
· текст на русском языке, имеющий сюжет, в котором представлены характеристики, отношения, численные компоненты.
· описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Логико-математический анализ задачи:
Вид простой задачи: Нахождение неизвестного уменьшаемого
Задача: На стоянке было несколько машин. Когда 2 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке сначала?
Компоненты задачи: 2 машин уехало, 6 осталось машин, найти нужно, сколько было изначально машин.
Решение задачи с теоретико-множественного подхода:
Чтобы
ответить на вопрос задачи, нужно к уехавшим машинам прибавить оставшиеся
машины.
(чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность).
2 + 6 = 8
Ответ: 8 машин было первоначально на стоянке.
Место в системе уроков: начинает изучаться с 1 класса, после идёт расширение понятия. При прохождении данной темы может быть использование как измерительного, так и теоретико-множественного подхода. Могут использоваться в процессе обучения предметные картинки, для наилучшего понимания детей, а также использование схемы, модели по условию задачи, проведение контроля с помощью использования обратных задач, а также вопросы наводящего характера.
Фрагмент урока
Вид
работы: Решение
простой задачи вида «нахождение неизвестного уменьшаемого».
Дидактическая задача для учителя: Формировать умение решать простые текстовые задачи вида «нахождение неизвестного уменьшаемого».
Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами будем учиться решать новые текстовые задачи.
Практическая задача для учащихся: Прочитайте задачу.
Организация
деятельности:
Мы будем решать задачу вместе.
Форма:
фронтальная работа
Средства: текст задачи
Метод: словесный - беседа;
практический - упражнение.
Организация контроля: Контролируйте свои записи в тетради в соответсвии с доской.
Содержательный компонент:
Задача: На стоянке было несколько машин. Когда 2 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке сначала?
У: О чём наша задача?
Д: Задача о машинах.
У: Что нам известно о них?
Д: Что со стоянки уехало 2 машины и 6 осталось.
У: Что нам неизвестно и что мы должны узнать?
Д: Сколько машин было на стоянке изначально.
У: Правильно. Для того, чтобы узнать, сколько машин было сначала, составим схему. Сколько машин уехало?
Д:
У: Сколько осталось?
Д:
У: давайте отразим это на схеме.
Д:
У: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько машин стояло на стояке сначала.
Д: Нужно вернуть эти 2 машины и посчитать, сколько всего их стало.
У: Осталось 6 машин, и мы вернули еще 2 машины. Давайте посчитаем, сколько машин у нас получилось на схеме.
Д: 8
У: Значит, сколько машин было сначала на стоянке?
Д: 8
У: Давайте запишем наш вывод математическим языком. Мы знаем что чтобы узнать сколько было машин сначала, нужно вернуть уехавшие машины к оставшимся. Как это записать?
Д:
2 + 6
У: Правильно. Давайте решим наше выражение.
Д: 2 + 6 = 8
У: Что мы узнали с помощью нашего вычисления.
Д:
Сколько машин было изначально.
У: Совпадает ли ответ с тем, что мы посчитали с помощью схемы.
Д: Да.
У: Давайте все равно проверим себя, верно ли мы решили задачу? Давайте составим обратную задачу и решим её. Как она будет звучать?
Д: На стоянке было 8 машин, 2 машины уехали, сколько осталось?
У: Хорошо, а как мы её решим?
Д: Мы должны из 8 машин вычесть уехавшие 2 машины.
У: Правильно. Сколько получится?
Д: 6
У: Значит, верно ли мы решили нашу задачу?
Д: да, ответ совпадает с условием задачи.
У: Давайте запишем ответ нашей задачи.
Д: Ответ: 8 машин было изначально на стоянке.
У: Давайте в нашей схеме отобразим решение задачи.
Д: В место вопроса мы ставим 8 машин.
Контрольно-регулировочный компонент: ученики контролируют свою деятельность в соответствии с образцом; учитель использует наводящие вопросы и оценочные суждения.
Оценочно-результативный компонент: Ребята, мы хорошо с вами поработали, теперь вы научились решать новые текстовые задачи, с помощью которых можно находить неизвестное уменьшаемое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.