Просвирякова Марина Васильевна Образовательный проект "Азбука правильного питания"
Оценка 4.8

Просвирякова Марина Васильевна Образовательный проект "Азбука правильного питания"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитание
5 кл—7 кл
04.10.2023
Просвирякова Марина Васильевна Образовательный проект "Азбука правильного питания"
Педагоги ДОУ хорошо знают, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на то, чтобы современное общество осознало важность и актуальность данной проблемы, а главное обратить внимание на правильное и здоровое питание детей дошкольного возраста.
проект Азбука правильного питания (1).docx

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»

СПДС «Радуга»

Карла Либкнехта, 79

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

 «АЗБУКА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

 

 

 

http://murmanskdou.my1.ru/novosti/pitanie3.png

 

 

 

Составители:

Старший воспитатель Просвирякова М.В.

 

 

 

 

г.Нижняя Салда

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

 

«Человеку нужно есть,

 Чтобы встать и чтобы сесть.

 Чтобы прыгать кувыркаться,

 Песни петь, дружить, смеяться,

 Чтоб расти и развиваться

 И при этом не болеть,

 Нужно правильно питаться

 С самых юных лет уметь».

 

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей.

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным статистики Министерства Здравоохранения РФ, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.

Правильное питание – залог здоровья. У большинства детей нет регулярности в питании, зачастую они используют в пищу те блюда, которые нельзя отнести к разряду полезных (чипсы, шоколад, «газированные напитки»), не соблюдают гигиенические правила и т.д. Поэтому постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и функциональными нарушениями, обусловленными нерациональным питанием.

     Педагоги ДОУ хорошо знают, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого.

Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

К большому сожалению, сегодня также существует проблема правильного питания детей в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать не совсем полезную и здоровую пищу: солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно, в лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени, из – за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок. А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

     Настоящей работой мы хотели обратить внимание на то, чтобы современное общество осознало важность и актуальность данной проблемы, а главное обратить внимание на правильное и здоровое питание детей дошкольного возраста. Этот вопрос, несомненно, интересует всех пап и мам, ведь всем известно, что от питания будет зависеть полноценное развитие ребенка. А основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Данный проект рассчитан на совместную деятельность детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, родителей и педагогов.

Тип проекта: познавательно - творческий

Цель проекта: формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, через освоения навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи проекта:

 

·         Расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила;

·         Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

  • учить правильно, выбирать продукты для употребления в пищу, учитывая питательную ценность и качество продукта;

·         Воспитывать у детей толерантность - чувства уважения к культуре, традициям своего народа;

·         Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • разработать рекомендации для родителей о принципах правильного питания;
  • развитие навыков работы с дидактическим материалом, наглядными пособиями, макетами, плакатами и схемами.
  • развитие творческих способностей, выявить интересы каждого воспитанника;

Целевая аудитория: дети от 5 до 7 лет, родители и педагоги ДОУ

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Прогнозируемые  результаты реализации проекта

У ВОСПИТАННИКОВ:

 Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни;

 Воспитанники имеют представления о рациональном питании (последовательность приема пищи, соблюдение питьевого режима, разнообразие питания);

 Сформированы представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;

 Проявляется дисциплинированность, выдержка, самостоятельность в соблюдении правил правильного питания;

 Развиты представления о возможных негативных последствиях для организма при неправильном питании;

У ПЕДАГОГОВ:

 Повысится качество воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с правильным питанием, в условиях реализации ФГОС ДО, внесет существенные разнообразия в жизнь детей и взрослых;

 Выполнение санитарно-гигиенических требований.

 Повысится профессиональная компетентность педагогов, наличие определённых знаний по организации и соблюдении правил правильного питания, желание внедрять их в практику работы с детьми;

 Сформирована в группах (ДОУ) соответствующая развивающая

образовательная среда по организации и проведению систематической работы по ознакомлению и обучению детей правильному питанию;

 Созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с родителями /законными представителями/ по охране и безопасности жизни детей, по формированию у них знаний и соблюдения здорового образа жизни;

 Скоординирована деятельность по формированию здорового образа жизни детей между родителями /законными представителями/, сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Создание в ДОУ базы авторских разработок, презентаций /из опыта работы педагогов/ по организации воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию здорового образа жизни;

 Привлечение внимания семей воспитанников к организации правильного питания;

 

У РОДИТЕЛЕЙ – АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 Появление интереса у родителей /законных представителей/ воспитанников к проблемам дошкольного учреждения в вопросах формирования здорового образа жизни, организации в ДОУ правильного питания;

 Организация в семьях рационального сбалансированного питания детей.

Продукт проекта «Книга о вкусной и здоровой пище»

Презентация проекта

Основные методы и формы работы над проектом:

Данный проект включает в себя обоснование избранной темы, обозначения задач исследования, выдвижения гипотез с последующей их проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом для облегчения принятия той или иной гипотезы или решения используется игровая форма, эксперимент.

В поисково — теоретическом этапе используются методы опроса, анкетирования и анализ статистических данных, работа с разнообразными источниками информации (художественная литература, интернет - ресурсы, публицистика). В ходе проекта применяются различные формы деятельности: ручной труд, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также художественные произведения,  сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются плакаты, рисунки , картинки и фотографии.

Проект предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы, по приобретению навыков правильного и рационального питания, изготовление информационных коллажей о правильном питании, изготовление поделок.

Содержание проекта "Азбука правильного питания" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям воспитанников;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей; 
- вовлеченность в реализацию проекта родителей воспитанников;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России .

 

Нормативно правовой аспект

Федеральные законы

Санитарные правила к питанию школьников и дошкольников.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

В основе проекта используется образовательная программа "Разговор о правильном питании"М.М. Безруких, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, разработанной в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования

 

 

Реализация проекта

 

этапы

Мероприятия

 

 

Подготовительный этап «Разговор о правильном питании»

·         Обозначение проблемы и темы проекта. Вхождение детей в проблему:

·         Беседа «О правилах здорового и правильного питания»;

·         анкетирование родителей «Правильно ли питается ваш ребенок?» ,

·         детский рисунок «Что и как мы едим?»

·          анализ детского рисунка;

·          анализ анкет родителей

·         Обозначение мероприятий по реализации проблемы;

·         Составление примерного плана;

·         Составление  рекомендации для родителей о правильном питании;

 

Практический этап

«Разберёмся сами»

 

·         Реализация поставленных задач. Поиск ответов

 на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей и педагогов. Реализация совместных мероприятий через интеграцию разных видов деятельности, в разных видах деятельности:

Беседы, занятия, художественно-творческая деятельность, музыкальная, игровая деятельность, двигательная, наблюдения и экскурсии, творческие задания, моделирование обучающих ситуаций

·         Взаимодействие с родителями.

Информационное просвещение: консультации, изготовление буклетов, информация в уголке «Работаем над проектами», творческие работы, домашние задания, участие в создании мини-проектов, в конкурсах, фотовыставках, организация экскурсий.

 

Заключительный этап

подведение итогов

Подведение итогов работы над проектом:

·         творческая семейная работа «Вкусный обед»,

(рассказ о своей семье, о традициях, увлечениях семьи);

·         представление  фоторабот «Я иду в супермаркет за полезными продуктами» и «Вкусный обед дома»

Презентация книги «Книга о вкусной и здоровой пище»

 

Родительское собрание «Питание и здоровье ребенка»

беседа, игра. (по итогам проекта)

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ работы в рамках проекта «Азбука правильного питания»

месяц

тема

совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

Продукт проекта

сентябрь 3 – 4 неделя

«Если хочешь быть здоров»

 Цель: Прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать понятие о том, что, если хочешь быть здоров, надо есть полезные продукты

 

 Показ кукольного мини-спектакля с поваром Поварешкиным.

Беседа с детьми «Если хочешь быть здоров»

Словесная игра «Лишний продукт»

Рисование на тему «Мои любимые продукты»

 

эксперимент  «Поход в магазин за вкусной и полезной едой» (совместно с детьми)

 

Выставка рисунков «Мои любимые продукты»

 

«Здоровая пища»

Цель.

* Создать условия для закрепления знаний детей о вредных и полезных продуктах;

* Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое питание»;

* Воспитывать чувства заботы о себе, доброжелательности, вежливость, соблюдать правила питания;

Беседа с детьми «Какие продукты можно считать полезными?»

 

Дидактическая игра «Магазин полезных продуктов»

ролевая игра «Вежливый магазин»

Лепка из соленого теста «Фрукты и овощи»

Просмотр мультфильма «Полезная и вкусная еда» из серии развивающие мультики для малышей.

Домашнее задание: записать в дневнике, какие продукты ел на завтрак, обед и на ужин.

Информация в уголке «Работаем над проектом»:

Пища для размышления,

Чего не следует есть много.

 

Пополнение атрибутов

для с/р игры «Магазин»

фрукты и овощи.

 

 

 

 

 

октябрь 1 – 4 неделя

 

«Как правильно есть»

Цель.

Формировать у детей представления о гигиене питания и режиме питания

Чтение стихотворения «Шел по городу волшебник..»

Беседа- обсуждение «Как правильно питаться, зачем нам нужно это знать?»

Д/игра «Правила питания»

Практикум «Как правильно мыть руки»

Эксперимент с надувными шариками.

Подобрать пословицы и поговорки о еде.

Нарисовать с детьми плакат или картинки с самыми важными правилами гигиены питания.

Пополнения альбома пословиц и поговорок

Памятки с правилами гигиены питания

«Что надо есть если хочешь стать сильнее».

Цель.

* Формировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания;

* Воспитывать положительное отношение детей к здоровой пищи, содержащей витамины;

 Просмотр фильма о спортсменах.

Игра-соревнование «Собери в корзинку полезные продукты для спортсмена»

Чтение сказки «Банановый обед» А.Лопатина

Подвижная игра «Замечательный банан»

Мастер-класс от повара ««Оригинальные блюда из бананов»

Помощь в подборке фильмов. Участие в мастер-классе «Оригинальные блюда из бананов»

Домашнее задание: совместно с детьми нарисовать вкусную историю про банан.

Банановые рецепты в книгу о здоровой пище

«Кулинары, повара – волшебники»

* Расширять представления детей о профессиях людей, подчеркнуть значимость профессии повара.

*Воспитывать уважение к труду поваров – кондитеров.

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессиями работников кухни.

Мастер – класс от кондитера

«Сладкие пирожки»

 

Творческое задание «Составим меню для дошкольника»

 

Рецепт от кондитера

фотовыставка «Самый вкусный обед дома»

Поздравление поварам.

 

«Ягоды, фрукты –

витаминные продукты.

Царица Витаминка в гостях у ребят»

Цель.

Познакомить детей с главными источниками витаминов – фруктами, овощами, ягодами и их значением для организма

Загадки про овощи, ягоды и фрукты. Показ слайдов.

Игра с Витаминкой «Вкусные жители»

Игра «Узнай на ощупь»

Праздник «Аппетитное путешествие»

Подготовить для детей шапочки фруктов, овощей, ягод.

Домашнее задание

Нарисовать для царицы Витаминки свои любимые овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Информация в уголке – Пища для размышления.

Шапочки овощей и фруктов для игр

Альбом «Овощи и фрукты – самые витаминные продукты»

«Праздник ягод»

Сценарий праздника «Путешествие «Аппетитное»»

«Царица огорода – капуста»

Цель.

* Расширять представление детей о капусте: разнообразии видов, используемых в питании

 

Беседы –размышления «Почему на Руси капусту любили?»

Разучивание игры «Плетень»

Прослушивание народных песен

Информационный лист «Такая вкусная капуста»

Изготовление блюд из капусты для посиделок

Подбор пословиц и поговорок о капусте.

Мини-проект «Капустные именины»

ноябрь 1 – 4 неделя

 

«Как стать Геркулесом?»

«Из чего варят каши.

Как сделать кашу вкусной?»

Цель.

* Дать понятие, что каша – традиционная русская еда;

* Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;

* Формировать у детей представления о каше, как полезном и вкусном блюде;

* Учить различать и называть разные виды круп;

* Воспитывать положительное отношение к завтраку, как обязательном компоненте ежедневного меню;

Приглашение в гости к Сороке-белобоке. (на завтрак)

Прочитать детям миф о подвиге Геракла

Рассказ воспитателя о каше.

Загадки и пословицы по теме занятия.

Игра «Готовим сами». «Каша»

Разучивание комплекса общеразвивающих упражнений «Геракл»

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшочек каши»

Справочный материал «Чем полезны каши» в информационном уголке.

Домашнее задание

Разучивание с детьми стихотворений о каше;

Подготовить рецепт самой вкусной каши в семье и проиллюстрировать его.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КТО СКАЗАЛ: «КАША – ЭТО ПУСТЯК»?

 

Мини-проект «Каша – пища наша»

 

Альбом с презентацией «ЕЁ Величество – Каша»

«Плох обед, если хлеба нет»

«Откуда хлеб пришел?»

Цель.

* Формировать представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре, пользе хлеба;

* Воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу и хлебному полю. Воспитывать уважение к людям труда – хлеборобам;

* Дать детям представление о том, что хлеб главное богатство;

* Развивать умение анализировать, сравнивать, объяснять поступки героев;

* Воспитывать коммуникативную культуру. Продолжить работу над нравственными целями

 

Беседа с детьми «Когда нужно обедать? Что можно есть на обед?

Обсуждение пословицы «Плох обед, если хлебе нет»

 

Чтение художественной литературы: К.Д. Паустовский «Теплый хлеб»

Просмотр слайдов «От зерна до каравая»

Игровая программа

Помощь в подготовке развлечения. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

Приготовление в домашних условиях мучных изделий для чаепития

Участие в игровой программе (исполнение ролей)

Сценарий игровой программы «Вот он хлебушко душистый»

Сборник песен, стихов, пословиц и поговорок о хлебе

декабрь 1 – 4 неделя

«Пейте дети молоко – будете здоровы!»

Цель.

* Развитие познавательной активности у детей через ознакомление с витаминной ценностью молока, влияние его на состояние здоровья;

* Воспитывать уважение к профессии фермера;

* Учить детей осознанно относиться к своему питанию.  Воспитывать положительное отношение к молочным продуктам, их пользе для детского организма;

Расширить знания детей о молочных продуктах, их получении;

* Получить знания о кефире, способах его приготовления и хранения.

Беседа с детьми о пользе молока и молочных продуктов

Виртуальная экскурсия на молочную ферму и на молочную фабрику.

Дегустация блюд приготовленных из молока

 

«Праздник молока»

Помощь в подготовке материала для виртуальной экскурсии.

 Составить рекомендации по использованию домашнего кефира.

Участие в мероприятии

«Праздник молока»

 

Рецепты приготовления молочных продуктов в книгу о здоровой пище.

Сценарий праздника.

«Мороженое вредно или

полезно»

Цель.

* Получить знания о составе мороженого, узнать вредно ли оно для здоровья.

* Определять качество продуктов по этикеткам и внешнему виду.

* Развивать умение выражать собственный взгляд на проблему.

* Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

Беседа «История возникновения мороженого»;

- просмотр презентации «Виды и состав мороженого»;

- беседа с доктором о пользе и вреде мороженого;

- просмотр мультфильма «Лунтик. Мороженое»;

- Рисование нетрадиционной техникой «Любимое мороженое» (Мыльными пузырями)

 

Подготовить презентацию

«Моя экскурсия на фабрику мороженого»

 

Информация для размышления

История возникновения мороженого

Буклеты с рецептами домашнего мороженого.

Рецепт приготовления мороженого в домашних условиях

«Что нам необходимо для роста и зрения?»

Цель.

Закреплять у детей знания и представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на органы и системы человека.

Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.

Воспитывать у детей желание оказать помощь.

Дидактическая игра «Меню для сказочных героев»

Зарядка для роста «Достань яблочко»

Гимнастика для глаз.

Упражнения с гантелями «Зарядка Ильи Муромца»

Памятки для родителей «Гимнастика для глаз»

Комплексы гимнастик

Памятки для родителей «Гимнастика для глаз»

Комплексы гимнастик

январь 3 – 4 неделя

 

«Овощи – кладовая здоровья»

Цель.

* Уточнить и расширить знания детей по теме «овощи», почему овощи полезны для нашего здоровья.

* Продолжить знакомство с овощами, группировать по способу их употребления.

* Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление соблюдать правильное питание.

 

Эстафета «Собери горошинки в стручок»

 

Рисование «Эти забавные овощи»

 

Вечер овощных игр с родителями.

«Путешествие по Огородной стране» Квест-игра

 

Участие в квест-игре

Информация для родителей

«Пища для размышления»

Альбом «Магия овощей»

Выставка рисунков

«Эти забавные овощи»

«Здравствуй лук – зеленый друг!»

Цель.

* Продолжить воспитывать правильное отношение к полезному питанию. Продолжать формировать представления о том, что лук – растение живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло.

* Воспитывать у организма употребления в пищу лук. детей понимание о пользе для

Чтение сказки «Чипполино»

Просмотр мультфильма.

 

Беседа «Чем полезен лук»

 

Работа в уголке природы – посадка луковиц

Информационный лист

«Из истории овощей. Лук.»

Проект «Лук – наш друг»

февраль 1 -3 неделя

«На вкус и цвет товарища нет»

«Пищевые предпочтения детей, что это?»

Цель.

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов;

Прививать практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов.

Практическая работа «Определи вкус продукта»

Беседа-разъяснение «На вкус и цвет товарищей нет»

Презентация специй.

Игра «Приготовь блюдо»

 

Подготовить с детьми презентации или рассказы о специях.

Альбом -презентация «Разные пряности»

«Из чего приготовить?»

Цель.

* Учить детей анализировать, из каких ингредиентов готовят знакомые им блюда, и выбирать нужные картинки продуктов.

* Воспитывать культуру питания, чувство меры, привычку к здоровому образу жизни.

 

Игра «Поварята»

 

Составление меню для дошкольника.

 

март 1 – 4 неделя

«Приходите, гости дорогие, я вас чаем угощу!»

Цель.

Знакомить детей с полезными свойствами чая, расширять знания о народной медицине.

Познакомить детей с процессом приготовления чая.

Познакомить с историей появления чая на Руси. Рассказ воспитателя

                                     Показ слайдов «Правила чайного этикета в России»                                 

Дидактическая игра «Готовим сами. Чай»

 

Игра на координацию речи и движения «Чайный сервиз»

«Чайные традиции» Информация для родителей

Чайные посиделки «У Самовара»

Презентация «Чайные традиции»

Чайные посиделки «У Самовара»

 

«Где найти витамины весной?»

Цель.

* Продолжать закреплять знания детей о витаминах, их полезных свойствах;

* убедить детей в том, что зелень, овощи, фрукты должны стать привычными на нашем столе, прививать любовь к растительной пище.

«Путешествие в город витаминов» (с применением ИКТ)

Чтение сказки Л.Скребцова «Витамин С»

Подвижные игры «Кто быстрее соберет урожай», «Соберем капусту в мешки», «Вся капуста хороша»

«Спор овощей» вечерний показ для родителей.

 

Подготовить рисунки или картинки с изображением овощей и фруктов.

Разучить с детьми слова к сценке.

Участие в спектакле.

Информация для родителей «Пища для размышления»

 

Презентация «Где прячутся витамины»

Сценарий «Спор овощей»

апрель 1 – 4 неделя

«Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки»

Цель.

* Познакомить детей с продуктами, не приносящими пользу здоровью.

* Воспитывать положительное отношение детей к здоровой пищи, содержащей витамины

 

АППЛИКАЦИЯ: «Коллаж из этикеток продуктов правильного и неправильного питания»

« О покупке чипсов, сухариков, шоколадных батончиков и газированных напитков»

 

 

«Культура еды – серьезное дело»

«Как правильно сервировать стол»

Цель.

Способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков.

* Расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки праздничного стола.

* Воспитывать культуру сервировки стола, культуру поведения за столом

* Продолжать знакомить детей с основными правилами этикета. Практическое освоение застольного этикета.

* Воспитывать гостеприимство, этику поведения

 

Просмотр «Уроки тетушки Совы»

Чтение сказки С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Игровое

 упражнение «Этикет за столом».

Ручной труд «Скатерти и салфетки-наши помощники») вырезывание из бумаги

сюжетные игры  «В кафе», «День рождения», «Накроем стол», «Позовем гостей»).

 

Вечерний показ видеофильма «Как научить ребенка правилам этикета за столом»

Видеофильм «Как научить ребенка правилам этикета за столом

 

« Как правильно есть рыбу»

* Закрепить знания детей о пользе рыбных продуктов для организма.

* Сформировать навыки культуры еды рыбных блюд.

* Воспитывать культуру еды рыбных блюд

Познавательное занятие .

"Польза рыбных блюд в рационе питания человека"

Правила употребления рыбы

Рыба в детском питании

Изготовить буклет о полезных свойствах рыбы.

Рецепт рыбного блюда

Правила употребления рыбы

май 1 – 3 неделя

 

 

«Как утолить жажду».

Цель.

* Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

* Воспитывать у детей бережное отношение к воде

Беседа о необходимости воды для нашего организма.

В гости к нашим мамам. Дегустация напитков.

Мастер – класс от мам «Приготовление морсов».

Хоровод «по малину  в сад пойдем»

Подготовка напитков: морсы, кисель, компоты.

Приготовить рекламу своему напитку

 

Консультация «Газированные напитки: насколько они вредны для детского организма»

Рецепты в книгу

«Любимые напитки наших прабабушек – квас, морс, взвар»

Цель.

* Познакомить детей с традиционными русскими напитками: взвар, квас, морс, — как они готовились, чем отличались.

* Развивать чувство уважения к традициям народа, желание узнавать обычаи предков

* Воспитывать уважительное отношение к истории наших прабабушек, народной кухни

Просмотр мультфильма «Чудо мельница»

«Жили –были дед да баба».

Знакомство с русскими традиционными напитками.

Помощь в подборке мультфильмов для детей.

Рецепты из бабушкиной копилки.

Альбом «Что ели наши бабушки и дедушки»

Рецепты в книгу о здоровой пище

"Книга полезных рецептов" нашей группы.

* Итоговая совместная деятельность детей, родителей и воспитателей.

* Подвести детей и родителей к выводу о необходимости правильного сбалансированного питания для здоровья детского организма.

* Воспитывать чувства заботы о себе, понимание о пользе для организма полезной витаминной пищи.

 

Родительское собрание «Питание и здоровье ребенка»

 

 

Презентация «Книга о вкусной и здоровой пище»

«Детские рекомендации для родителей о правильном питании дошкольника»

 

 

IV. Заключение

Основные выводы

Важно и то, что благодаря этому проекту не только дети, но и многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. Теперь родители наших воспитанников знают, что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка. Мы считаем, что только сотрудничество детей и родителей позволит привить детям линию правильного поведения в повседневной жизни, соблюдению режима питания и употреблению полезных продуктов. Совместная реализация проекта позволяет предложить наглядные образцы того, как дети, педагоги, родители принимают меры по приобретению навыков здорового образа жизни. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма.

В результате проекта «Азбука правильного питания» у дошкольников повышается познавательная активность, совершенствуется культура мышления, в целом формируются новые способности, повышается положительная мотивация по отношению к своему здоровью.

Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в проекте по правильному питанию. А в анкетах пишут слова благодарности, за то, что уделяется внимание оздоровлению детей.

Убеждены, что проект “Азбука правильного питания” решает не только задачи здоровье сберегающие, но и способствует развитию личности ребенка в целом. Эффективность этого проекта проверена и подтверждена нами на практике, и успешно реализуется.

Статистика проекта

Общее количество участников: 20 воспитанников, родители и педагоги;

·         разработаны рекомендации для родителей о правильном питании;

·         составлено 30 рецептов различных блюд;

·         нарисовано 60 рисунков на тему «Что и как мы едим?», «Самый вкусный обед»;

·         разработаны и внедрены мини-проекты «Матушка- Каша», «Капустные посиделки,  «Лук – наш друг»

·         созданы мультимедийные презентации; для детей - «Витаминки», «Полезная и вредная еда», «Викторина «Полезные продукты». Для родителей – «Питание и здоровье», «Полезная пища, вредная пища»

·         создан сборник детских мультфильмов «Советские мультфильмы для детей» (Зайчонок и муха, Маша и волшебное варенье, Как обезьянки обедали, Горшочек каши, Мешок яблок, Каша из топора)

·         проведена экскурсия в школьную столовую, где соблюдаются все правила рационального и правильного питания; познакомились с профессией повар;

·         проведено анкетирование для родителей «О покупке чипсов, сухариков, шоколадных батончиков и газировки», «Правильно ли питается ваш ребёнок?»,

·          каждый ребенок подготовил творческую работу рассказ «Вкусный обед», в которой рассказал о своей семье, о традициях, увлечениях семьи, представил фотоработу «Я иду в супермаркет за полезными продуктами» и «Вкусный обед дома», фотопрезентация «На фабрике мороженого»

·         по итогам проекта проведено родительское собрание.

·         Продукт проектной деятельности: мультимедийная  презентация книги «Книга о вкусной и здоровой пище

Список литературы

Безруких М.М. Программа «Разговор о правильном питании»

«Азбука правильного питания»: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки / авт.сот. Е.В.Езушина. – Волгоград: Учитель, 2008.

«Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание. Дидактические игры и игровые задания. : )ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

 

Питание ребенка надо организовать так, чтобы он с едой получал все вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат растущего организма. При этом необходимо помнить, что чрезмерно обильное и дорогое питание не всегда самое полезное. Приготовление пищи для малыша – дело гораздо более ответственное, чем для взрослых людей. Для детского питания требуется безукоризненно свежие продукты. В пищевом рационе ребенка должен соблюдаться баланс белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды.

В детском саду каждую 10-дневку старшая медсестра подсчитывает в меню питания наличие: белков, жиров, углеводов, калорийность.

По норме их соответствие должно быть таким: 1 : 1 : 4 (1 – белки, 1 – жиры, 4 – углеводы). Белки – основа живой клетки, в их состав входит азот. Белки являются главным строительным материалом развивающегося организма ребенка. Недостаток белка, как и его избыток, замедляет его рост и развитие.

Ребенку необходимо получать пищу, состоящую из 65 % белков животного происхождения: мясо, рыба, молоко, творог, сыр (белки молочных продуктов особенно ценны для ребенка) – и 35 % белков растительного происхождения (картофель, капуста, гречневая, рисовая, овсяная крупы). Белки растительного происхождения хуже усваиваются, чем белки животные. Чтобы повысить их усвояемость, детям необходимо давать не только крупяные и мучные блюда, но и овощные.

Жиры – один из источников энергии, которые, сгорая в организме, выделяют большое количество тепла. По калорийности жиры в 2 раза превосходят белки и углеводы. Недостаток жиров в организме ребенка не только неблагоприятно сказывается на весе, но понижает иммунитет к инфекционным заболеваниям. Но чрезмерное употребление жиров отрицательно влияет на рост и развитие организма, у ребенка может наступить ожирение, ведущее к нарушению обмена веществ.

Для ребенка необходимо:

 75 % жиров животного происхождения: молочные продукты (сливки, сметана, сливочное масло), а также жиры, входящие в состав яичного желтка, в нем содержатся важные витамины А и Д;

 25 % жиров растительного происхождения (растительное масло, которое, почти не имея витаминов, хорошо усваивается);

 

Углеводы находятся в продуктах в виде сахара, крахмала или клетчатки. Сахар содержится во фруктах, ягодах, овощах, конфетах, варенье, меде. Крахмал – в хлебе, мучных изделиях, крупах, бобовых, картофеле.

В меню в детском саду содержание углеводов обычно выше, чем белков и жиров. Чтобы ребенок был здоров и правильно развивался, он должен получать все вещества в правильном сочетании.

(Материал взят их журнала «100 рецептов здоровья»,)

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КТО СКАЗАЛ: «КАША – ЭТО ПУСТЯК»?

 

Искушенные в своем деле домашние хозяйки отлично знают, что сварить кашу – далеко не простое дело. Это верно.

Если вы умеете варить кашу, то сам процесс варки принесет радость и удовольствие. Если нет – злость и мучение. Среднего не дано. Если кто-то из взрослых не любит кашу, так это потому, что бытует мнение: каша еда для детей или больных. Какое невежество! Пренебрежение учебой в кашеварном деле ведет к тому, что молодая мамаша не в состоянии сварить для обожаемого чада даже обычную манную кашу... И приходится звонить бабушке или бежать за советом к соседке.

Вот вы стоите посреди кухни в полной растерянности, а из кастрюльки валит едкий дым – пригорело. Но почему? Вроде все было сделано правильно... Не будем гадать. Главное при варке каши – это соотношение воды и крупы. Вот почему каши коварны. Для каши все важно. Вода из родника или из колодца и вода хлорированная, из водопроводного крана, для нее не одно и то же. И приходится помнить, что львиная доля воды уходит на разваривание крупы, на ее набухание и только малая на то, что бы «довести кашу до ума».

Перед варкой крупу нужно перебрать: в ней всегда имеются различные примеси. Чтобы удалить пыль, песок, пустые зерна, недробленые крупы промывают или проточной водой в сите, или в кастрюле в нескольких водах.

Нелишне знать и то, что при варке крупы выделяют крахмал, поэтому зерна впитывают жидкость и набухают. От количества воды зависит, какой будет каша – жидкой или густой. Если вы варите вязкую кашу, крупу следует засыпать прямо в горячую жидкость и часто помешивать.

Дробленые крупы, перед тем как их засыпают в кипяток, нужно смешивать с небольшим количеством холодной жидкости, а уж потом вливать в кипящую, помешивая, чтоб не образовались комки.

Каши – это не только самостоятельное блюдо, которое подают с маслом, молоком, сметаной, это еще и основа для приготовления запеканок, пудингов, гарнир к рыбным и мясным блюдам.

Манная каша

 

Манная крупа – это пшеничная мука строго определенного помола, которую готовят из твердых сортов пшеницы. Нам при ее варке придется соблюдать точные пропорции.  

 

На 0,5 л молока – 2/3 стакана манки. Когда молоко закипит, всыпают через сито крупу и варят не больше 2 минут, энергично помешивая. Затем огонь гасят, кашу закрывают плотно крышкой и оставляют на четверть часа, чтобы крупа полностью разбухла. Вот после этой процедуры можно улучшать вашу кашу всячески, на любой вкус – добавлять масло, варенье и даже грибную подливу.

Гречневая каша

 

Она тоже требует абсолютной технологической дисциплины. А именно: соотношение крупы и воды должно быть 1 : 2. И ни граммом больше. Например, если у вас есть стакан гречневой крупы, требуется залить ее в кастрюле двумя стаканами воды. Такую кашу варят в кастрюле с толстым дном и плотной крышкой. Пусть вода с крупой покипит бурно 5 минут, потом огонь убавляют, добиваясь умеренного кипения, а в конце варки – совсем слабого. При этом не надо слишком часто приоткрывать крышку и заглядывать в кастрюлю, этим вы только помешаете каше довариться, как следует.

Рисовая каша

 

По части варки риса в тех странах, где он заменяет хлеб – Японии, Китае, Вьетнаме, Корее, – повара достигли большого совершенства. И, к сожалению, этот богатейший опыт слабо проникает к нам, иначе, чем можно объяснить, что на рис, отваренный в наших столовых, горько смотреть... Нам с вами лучше всего взять на вооружение достаточно простой и надежный способ варки риса. Вот он: На 200 г риса – 300 г кипятка. Время варки – 12 минут. Рис засыпают в кипяток, закрывают кастрюльку крышкой (лучше с гнетом, чтоб не соскочила под давлением пара), 3 минуты варят на сильном огне, затем 7 – на умеренном и 2 – на слабом. После этого, погасив огонь, еще на 12 минут нужно оставить кастрюльку закрытой. И в результате – истинная рисовая каша, которую «маслом не испортишь», которая готова служить дополнением к мясу, овощам и быть основой для фарша.

Перловая каша рассыпчатая

 

На 300–400 г перловой крупы – 30–40 г жира, воды в 2 раза больше объема крупы, соль. Отмеренную крупу промываем, отцеживаем. Кипятим воду, добавляем жир, засыпаем крупу, солим и, помешивая, варим на небольшом огне. Когда вода впитается, доводим кашу до готовности на «водяной бане». После того, как каша станет мягкой, вынимаем ее, раскладываем на блюдо и подаем с грибным соусом.

Ячневая каша рассыпчатая

 

На 300 г ячневой крупы – 30 г жира, воды в 3 раза больше объема крупы, соль. Ячневую кашу варим так же, как и перловую. Подаем ее к столу с луком, подходящим соусом к тушеному мясу. Хороша ячневая каша для приготовления голубцов.

· Пшенная каша рассыпчатая

На 300–400 г крупы – 30–40 г жира, воды в 2 раза больше объема крупы, соль. Варим пшенную кашу, как перловую. Подаем со сливочным маслом, творогом или овечьим сыром, либо мелко рубленым укропом в томатном соусе.

Пусть же удача сопутствует вам в благородном и почитаемом людьми деле – домашней готовке разнообразных каш. В добрый час!

(Материал взят их журнала «Азбука вашего здоровья»)

 

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

1. Витаминный бильярд

 

Цель: учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.

Описание игры: игровое поле – «бильярд» с дидактическими картинками овощей, фруктов, как заменитель витаминов положены шарики с буквами.

Лопаточки для передвижения шариков.

Ведущий прием: рассказ о продукте, на который попал шарик-витамин.

2. Поварята

 

Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака, обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности составленного блюда.

Описание игры: наборное полотно с комплектами предметных картинок

различных продуктов питания и посуды. Карточки с вариантами меню.

Ведущий прием: игровая ситуация «Готовим завтрак, обед, ужин». Вариант «Приготовим обед для больного человека».

3. Где растет каша

 

Цель: дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.

Описание игры: пробирки и прозрачные полиэтиленовые кармашки с разными видами круп, иллюстрации растений соответствующие видам круп.

Ведущий прием: определить какое растение подарило нам гречку (рис, пшено…). Расскажи, что из нее можно приготовить.

Варианты: 1. Разбери смешанные крупы по сортам.

2. Определи крупу на ощупь.

3. Составь мозаику из круп.

4. Во фруктовом царстве, овощном государстве

 

Цель: дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе. Познакомить с историей происхождения появления на Руси овощей и фруктов. Описание игры: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и других продуктов имитация трона-рамки.

Ведущий прием: составление монологов героев-фруктов, овощей. Создание игровой ситуации «Расскажи все о себе».

5. Грибники

 

Цель: воспитывать желание заботиться о своем здоровье, о разнообразии блюд приготовленных из грибов. Знания о специфике заготовки впрок, учить различать грибы съедобные и ядовитые, дать знания о пользе ядовитых грибов.

Описание игры: набор картинок, плоскостные модели посуды.

Ведущий прием: игровая ситуация «Заготовка грибов», «Изготовление лекарства из мухоморов», «В лес по грибы».

 

6. Кто в домике живет?

Цель: дать знания о компонентах составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их роль в жизни человека. Научить способам сохранения и укрепления здоровья через желание правильно питаться.

Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за окошечками наклеены предметные картинки продуктов питания.

Ведущий прием: рассматривание картинок, разрешение проблемных ситуаций по заданию воспитателя.

Вариант 1. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием: белки, жиры, углеводы, витамины.

Вариант 2. Рассмотри картинки, скажи к какой группе полезных веществ они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней написано.

Вариант 3. Предложить решить проблемные ситуации:

Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты?

Будет мало есть каши и хлеба?

Будет много есть сладостей?

 

7. Витаминный домик

Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о витаминах содержащихся в пище.

Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за которыми написаны буквенные обозначения витаминов.

Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится. Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет.

Вариант 2. Как ты думаешь, наши продукты живут в семье витамина А,В, С, D, фосфора. Кальция?

 

8. Назови, одним словом

Цель: учить классифицировать овощи и фрукты.

Описание игры: карточки с изображением овощей и фруктов.

Ведущий прием: игровая ситуация «Что растет в саду, в огороде»

Вариант. Расскажи, какой овощ, фрукт ты любишь больше всего? Почему?

9. Что изменилось

 

Цель: учить по цвету определять степень зрелости овощей и фруктов. Учить предупреждать негативные ситуации с употреблением в пищу недозрелых плодов.

Описание игры: парные картинки овощей и фруктов, отличающихся степенью зрелости, которая выражается в разнице величины и цвета.

Ведущий прием: составление сравнительного описательного рассказа по картинкам, разрешение предложенной взрослым проблемной ситуации связанной с употреблением в пищу недозрелых плодов.

10. Творческие задания с контурными картинками овощей и фруктов

 

Цель: закрепить знания о витаминной ценности овощей и фруктов, месте их произрастания, использования в приготовлении разных блюд.

Описание заданий:

Раскрась красным цветом овощи и фрукты, содержащие витамин А (зеленым витамин В, желтым витамин С, синим витамин D).

Раскрась овощи и фрукты, из которых можно приготовить салат (варенье, компот, суп).

Вырежи овощи и фрукты, содержащие вещества фитонциды?

Обведи по контуру овощи и фрукты, которые растут в наших садах и огородах.

 

 

?


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Человеку нужно есть,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Человеку нужно есть,

А основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов

А основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов

Созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с родителями /законными представителями/ по охране и безопасности жизни детей, по формированию у них знаний и соблюдения здорового…

Созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с родителями /законными представителями/ по охране и безопасности жизни детей, по формированию у них знаний и соблюдения здорового…

Федеральные законы Санитарные правила к питанию школьников и дошкольников

Федеральные законы Санитарные правила к питанию школьников и дошкольников

Цель. Познакомить детей с главными источниками витаминов – фруктами, овощами, ягодами и их значением для организма

Цель. Познакомить детей с главными источниками витаминов – фруктами, овощами, ягодами и их значением для организма

Цель. Познакомить детей с главными источниками витаминов – фруктами, овощами, ягодами и их значением для организма

Цель. Познакомить детей с главными источниками витаминов – фруктами, овощами, ягодами и их значением для организма

Воспитывать уважение к профессии фермера; *

Воспитывать уважение к профессии фермера; *

Воспитывать у организма употребления в пищу лук

Воспитывать у организма употребления в пищу лук

Способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков

Способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков

Книга полезных рецептов" нашей группы

Книга полезных рецептов" нашей группы

О покупке чипсов, сухариков, шоколадных батончиков и газировки», «Правильно ли питается ваш ребёнок?», · каждый ребенок подготовил творческую работу рассказ «Вкусный обед», в которой рассказал…

О покупке чипсов, сухариков, шоколадных батончиков и газировки», «Правильно ли питается ваш ребёнок?», · каждый ребенок подготовил творческую работу рассказ «Вкусный обед», в которой рассказал…

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

ПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КТО

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КТО

На 0,5 л молока – 2/3 стакана манки

На 0,5 л молока – 2/3 стакана манки

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Ведущий прием: составление монологов героев-фруктов, овощей

Ведущий прием: составление монологов героев-фруктов, овощей

Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится

Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2023