Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Оценка 4.6
Лекции
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2018
Педагогический процесс не есть нечто статичное, это непрерывная смена состояний системы "педагоги - учащиеся". Состояние может меняться и к худшему, и к лучшему. Все зависит от готовности педагога направленно создавать необходимые состояния. Но это значит, что влиять на развитие процесса невозможно без понимания сути тех противоречий, которые свойственны развивающемуся процессу, являются его движущими силами.В педагогической науке роль противоречий пытались вскрыть в течение всего XX века. Естественно, что противоречия обучения раньше других стали изучаться (М.А. Данилов, М.Н. Алексеев, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский). В отдельных работах были изучены противоречия коллектива (Л.И. Новикова), воспитательного процесса (И.С. Марьенко, Г.И. Щукина, В.С. Ильин, Б.Т. Лихачев), противоречия содержания образования (Г.И. Батурина).
М.А. Данилов одним из первых обратил внимание на изучение движущих сил процесса обучения, но в итоге пришел к необходимости изучения диалектики целостного педагогического процесса, где объективно социальное сливается с личным.Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Противоречия как движущая сила педагогического процесса.pptx
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Противоречия как
движущая сила
педагогического процесса.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Педагогический процесс не есть нечто статичное, это непрерывная смена
состояний системы "педагоги - учащиеся". Состояние может меняться и к
худшему, и к лучшему. Все зависит от готовности педагога направленно
создавать необходимые состояния. Но это значит, что влиять на развитие
процесса невозможно без понимания сути тех противоречий, которые
свойственны развивающемуся процессу, являются его движущими силами.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• В педагогической науке роль противоречий пытались
вскрыть в течение всего XX века. Естественно, что
противоречия обучения раньше других стали изучаться
(М.А. Данилов, М.Н. Алексеев, М.Н. Скаткин, Ю.К.
Бабанский, В.И. Загвязинский). В отдельных работах
были изучены противоречия коллек тива (Л.И. Новикова),
воспитательного процесса (И.С. Марьенко, Г.И. Щукина,
В.С. Ильин, Б.Т. Лихачев), противоречия содержания
образования (Г.И. Бату рина).
• М.А. Данилов одним из первых обратил внимание на
изучение движущих сил процесса обучения, но в итоге
пришел к необходимости изучения диалектики
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Ю.К. Бабанский выявил,
что противоречия
нередко описываются в
случайной
последовательности, не
соотносятся с
процедурой
планирования,
организации и
регулирования
учебного процесса и
поэтому не
учитываются
учителями и
методистами при
конструировании
реального процесса в
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Исследованиями установлено, что:
• - противоречия нельзя формулировать произвольно, они
должны отражать сущность изучаемого объекта, реальный
педагогический процесс как систему;
• - противоречия следует описывать так, чтобы показать
деятельность педагогов и учащихся - главных составляющих
педагогического процесса;
• - необходимо обосновать не только систему противоречий, но
и методику их разрешения.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Целью педагогического процесса является формирование личности
школьника. Следовательно, первая и основная группа противоречий - это
противоречия развивающейся личности. Эта группа противоречий
педагогического процесса достаточно хорошо изучена психологами. К их
числу Г. Костюк относит следующие противоречия:
• - между новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым
уровнем развития возможностей личности;
• - между новыми познавательными задачами и сложившимися ранее
способами мышления и способами деятельности;
• - между достигнутым уровнем развития личности и образом ее жизни,
занимаемым ею местом в системе общественных отношений, выполняемыми
функциями;
• - между стремлением к положительным успехам и боязнью не преодолеть
трудности;
• - между стремлением к самостоятельности и недостатком личного опыта;
• - между тенденцией к инертности, стереотипии, устойчивости и стремле нием
к подвижности, изменчивости;
• - между свободой действий личности и общественно необходимой
деятельностью.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Как показано в
исследовании М.Ю.
Красовицкого,
воспитательная роль
ученического
коллектива
реализуется через
общественное мнение,
в котором фиксируется
система ценностных
ориентации. Однако
общественное мнение
необходимого
воспитательного
уровня требует самого
пристального внимания
и заботы педагогов.
• К числу коллективных
противоречий можно отнести
следующие противоречия:
• - между интересами коллектива и
личными интересами индивидов;
• - между стремлением индивидов к
объединению и желанием личности
не поступаться собственной
самостоятельностью;
• - между свободой личности и
необходимостью подчиняться
дисциплине коллектива;
• - между требованиями коллектива
и желаниями личности;
• - между необходимостью полезных
традиций в коллективе и
опасностью формализма;
• - между необходимостью
объединения первичного
коллектива и опасностью
группового обособления.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Разрешение первых двух групп противоречий возможно при организованной
учителем совместной деятельности учащихся. Однако и здесь учитель не может
не обратить внимание на возникающие трудности. Эти трудности суть
противоречия организации деятельности учащихся:
• -между обязательностью педагогического руководства и необходи мостью
развития инициативы и самодеятельности учащихся;
• -между коллективным характером деятельности в школе и необходи мостью
развития каждого школьника как личности со всем своеобразием качеств
индивидуальности;
• -между необходимостью организовать работу коллектива на общественно
значимых целях и ограниченностью социального опыта детей одного возраста;
• -между необходимостью подготовить учащихся к овладению родовыми видами
деятельности (общение, игра, труд, познание, искусство, природо охранная
деятельность) и неравномерностью вхождения школьника в эти виды
деятельности;
• -между необходимостью формирования самостоятельности у каждого
школьника и недостатком личной ответственности;
• -между желанием школьников участвовать в общественной жизни и
недостатком у них способов самореализации.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Знание противоречий в развитии личности позволяет достаточно
умело строить программу педагогических действий, помогая
найти школьнику формы и методы проявления своего
стремления к самостоятельности, самоутверждению (Г. Костюк).
При неумелом педагогическом руководстве противоречие не
разрешается, загоняется в тупик, что нередко приводит к
острым конфликтам, возникают задержки в развитии, часто
называемые кризисами. Противоречие, возникшее внутри одного
явления, разрешается не в нем самом, а через его связи с
другими явлениями более высокого порядка, то есть через
образование новой, более сложной формы развития (Э.В.
Ильенков). Противоречие есть единство противоположностей.
Если через деятельность субъектов одна из противоположностей
становится соответст вующей другой, то, значит, противоречие
разрешено. Установление этого факта прямо связано с
методикой обучения учиться воздействию на движущие силы.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Характер противоречий
развития таков, что учитель
неизбежно должен
ориентироваться на
индивидуальные особенности
школьников, особенности
микрогрупп данного
коллектива и место каждого
ученика в системе
межличностных отношений.
Слабость, неразвитость
детского коллектива и
руководства им выражается в
том, что противоречия
нередко перерастают в
конфликты (Ф.М. Бородин,
Н.М. Коряк, М.Ю.
Красовицкий, Р.С. Немов и
др.). Квалифицированное,
педагогически грамотное
руководство учителя,
связанное с умением
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Хотя противоречия возникают в системе "коллектив учащихся", но их
разрешение возможно в системе более высокого порядка - "педагоги
класса - коллектив учащихся данного класса". При этом часть
противоречий может быть разрешена усилиями педагогов-
предметников при организации коллек тивной познавательной
деятельности учащихся (М.С. Виноградова, Н.С. Дежникова, В.В. Котов,
Х.И. Лийметс, И.Б. Первин, Н.Н. Хан и др.). Разрешение других
противоречий зависит от классного руководителя, помогающего
первичному коллективу класса занять место в системе общешкольных
отношений, то есть расширить поле социальной активности своих
учеников от класса к общешкольным делам
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
• Направленное
разрешение
противоречий ведет к
нормальному
функционированию
педагогического
процесса в
соответствии с его
природой. Основной
результат, который
получает учитель,
связан с тем, что
учащиеся все более
активно овладевают
способами
деятельности как в
учебной, так и во
внеучебной сфере, без
чего нет развития
каждого из них.
Противоречия как движущая сила педагогического процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.