Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.
Оценка 4.9

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Оценка 4.9
Документация
doc
биология +2
11 кл
18.01.2017
Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.
Протокол школьного методического объединения содержит результаты ЕГЭ по химии и биологии в 2015 году, анализ выполненных работ, анализ допущенных ошибок, рекомендации учителям для более качественной подготовки выпускников к Единому государственному экзамену по химии и биологии. Протокол полезен руководителям ШМО, учителям, заместителям директора.
Протокол МО по химии и биологии Анализ ЕГЭ.doc
из протокола № 1 заседания методического объединения  ВЫПИСКА учителей географии, химии, биологии Дата: 28 августа 2015 г. Присутствуют: Преблагина Ю. В., Шишкина Н. А., Якимова Н. И., Егорова Ю. В. Повестка дня: 1. Анализ выполнения ЕГЭ 2015 года по биологии. 2. Анализ выполнения ЕГЭ 2015 года по химии. 1. Слушали: Анализ выполнения ЕГЭ 2015 года по биологии. Докладывает: Шишкина Н. А., учитель биологии. В 2015 году сдавали предмет обучающиеся в количестве:                     11 А класс – 11. Результаты экзамена следующие: Сда­ вали  Ср.  балл Предмет  Класс  Коли­ чество  уч­ся Мин.  балл  (норма тив) 36 36 36 Мин.  балл  на  ЕГЭ 47 72 47 Не  сдали ­ ­ ­ Макс . балл на  ЕГЭ 87 72 87 Учитель Потысьева Н. Г. Потысьева Н. Г. Биология Биология Итого 11 А 11 Б 11а,б 29 24 53 10 1 11 69,8 72 70 Максимальный балл по биологии 79 у Тюшнякова Алексея, 11 а класс, средний балл – 70 (учитель Потысьева Н. Г.), в прошлом году – 65,8. Сравнение среднего балла за четыре года Выбор выпускниками 11х классов предметов для сдачи ЕГЭ за пять лет Выпускники школы, получившие 75 баллов и более по биологии Фамилия, имя, отчество выпускника Троицкая Д. Г. Просекова Е. Е. Тюшняков А. А. Козленко А. Е. Балл 81 81 87 77 Результаты единого государственного экзамена по литературе по выполнению  частей В и С Сдавало Количество выполнявших, получивших 0 баллов за Количество выполнявших, получивших 0 баллов за выполнение заданий части 2 (В) выполнение заданий части 3 (С) Средний балл % выпускников, набравших 75 баллов и более 2 0 0 65,5 0 Минимальные и максимальные баллы, набранные выпускниками Минимальный балл Максимальный балл 1 1 26 35 50 50 Количество Первичный балл Процент Балл 59 72 Анализ выполнения ЕГЭ В приложении к отчету государственной экзаменационной комиссии Курганской области «Основные итоги ЕГЭ по биологии в Курганской области в 2015 году» дана характеристика контрольно­измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2016 году по этим предметам. (Приложение рассмотрели, прикладывается к выписке из протокола). КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ПРЕДМЕТУ Основная   цель   контрольно­измерительных   материалов   (КИМ),   составленных специалистами   Федерального   института   педагогических   измерений,   состоит   в   оценке общеобразовательной   подготовки   по   биологии   выпускников  XI  классов   образовательных учреждений   общего   образования   для   проведения   государственной   итоговой   аттестации   и создания   единой   основы   для   поступления   выпускников   в   учебные   заведения   высшего профессионального образования. Для этого решались следующие задачи:  получение   объективной   информации   об   уровне   учебной   подготовки   по   биологии выпускников образовательных учреждений общего образования региона;  выявление уровня овладения учащимися содержанием биологического образования;  оценка   творческой   активности   учащихся   в   рамках   специализированного общеобразовательного пространства;  определение направлений совершенствования учебного процесса по биологии. Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования,  которое   находит  отражение  в  Федеральном  компоненте  государственного стандарта   среднего  (полного)  общего  образования,  различных  примерных  программах  и учебниках,  рекомендуемых   Минобрнауки  России   к использованию  при  реализации  имеющих государственную  аккредитацию  образовательных  программ  среднего  общего  образования  по биологии. КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и  его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную  валидность  КИМ.  Содержание  КИМ  ЕГЭ  не   выходит  за  пределы  курса биологии  средней  школы  и  не зависит  от  того,  по  какой  программе  и по  какому  учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации. В   экзаменационной  работе  преобладают  задания  по  разделу  «Общая  биология», поскольку  в  нем интегрируются и обобщаются  фактические  знания,  полученные  в основной школе,  рассматриваются  общебиологические  закономерности,  проявляющиеся  на   разных уровнях  организации  живой  природы.  К их  числу  следует  отнести:  клеточную,  хромосомную, законы  эволюционную   экологические закономерности развития биосферы. наследственности   изменчивости; теории;  и Задания,  контролирующие  степень  овладения  знаниями  и  умениями,  охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность. Каждый вариант экзаменационной  работы включает в себя 40 заданий и состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности. Часть   1   содержит   33   задания:   25  заданий   с   ответом   в   виде  одной  цифры, соответствующей  номеру  правильного  ответа,  8  заданий  с  ответом  в виде последовательности цифр,  из  них  3  –  с  множественным  выбором,  4   –  на  установление  соответствия  и   1   –   на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Ответ   на   задания   части   1   дается   соответствующей   записью   в  виде  цифры  или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов Часть  2  содержит  7  заданий  с развернутым  ответом:  1  –  практико­ориентированное на два  элемента ответа и 6 заданий,  контролирующих  знания  и  умения  по  всем  разделам  курса биологии, на три и более элемента. Экзаменационная   работа   состоит  из   семи   содержательных  блоков,  представленных   в Кодификаторе  элементов   содержания   и  требований  к   уровню  подготовки  выпускников образовательных  организаций  для  проведения  единого  государственного  экзамена  2015  г. по биологии (далее ­ кодификатор). Распределение заданий по частям экзаменационной работы № Тип задания Часть 1 Часть 2 1 С ответом в виде одной цифры 2 С множественным  выбором 3 На установление  соответствия 4 На определение  последовательности 5 С развернутым  ответом Итого 25 3 4 1 ­ 33 ­ ­ ­ ­ 7 7 Интервал выполнения (%) 40–85 30–60 30–60 30–60 5–35 ­ Содержание  этих  блоков  направлено  на проверку  основных  положений биологических законов,   теорий,   закономерностей,  правил,  гипотез;  строения  и   признаков  биологических объектов;  строения, жизнедеятельности организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни. сущности  биологических  процессов  и  явлений;  особенностей  В   экзаменационной   работе   контролируется   также  сформированность  у   выпускников различных  общеучебных  умений  и   способов  действий:  использовать  биологическую терминологию;  распознавать  объекты  живой  природы   по   описанию   и   рисункам;   объяснять биологические  процессы  и  явления;  устанавливать  причинно­следственные связи;  проводить анализ,  обобщение,  формулировать  выводы;  решать   биологические  задачи;  использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни. Рекомендации   комиссии   по   подготовке   выпускников   общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по биологии в 2016 году Учителям биологии: Учитывать   рекомендации   государственного   образовательного   стандарта   и   школьных программ по биологии и добиваться усвоения всеми учащимися. Более строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 классы, конкретизируя общие закономерности примерами из ранее изученных курсов биологии («Растения», «Грибы», «Лишайники», «Бактерии», «Животные», «Человек»).  Шире   использовать   возможности   интеграции   биологии   с   другими   предметами естественнонаучного цикла на уровне содержания, методических приемов, задач формирования общеучебных и интеллектуальных умений.  Формировать   ценностное   отношение   учащихся   к   биологическим   знаниям,   их теоретической и практической составляющей на основе личностно­ориентированного обучения. Особое   внимание   уделять   разделам   программы,   вызывающим   наибольшие   затруднения учащихся:   «Химическая   организация   клетки»,   «Строение   и   функции   клеток   прокариот   и эукариот»,   «Наследственность   и   изменчивость   организмов»,   «Многообразие   растений   и животных», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция живого мира».  В   старших   классах   использовать   разнообразные   примеры   из   ранее   изученных   курсов биологии, иллюстрирующие общие теоретические положения, условия задач по молекулярной биологии,   по   генетике   с   целью   успешного   обобщения,   конкретизации   и   интерпретации изучаемого материала.   Обращать   внимание   на   развитие   таких   способностей   учащихся,   как   внимательное прочтение   заданий,   четкое   и   краткое   формулирование   ответов,   ясное   выражение   мысли, аккуратное   оформление.   Уделить   больше   внимания   работе   с   учебным   рисунком,   включая развитие навыков его выполнения и анализа.  Создавать условия для развития способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.  Большее внимание уделять написанию проверочных работ в форме теста. Следует увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной   работе,   акцентировать   внимание   на   выполнении   творческих,   исследовательских заданий. При   проведении   различных   форм   контроля   (текущего,   промежуточного)   более   широко использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особо следует уделять внимание заданиям на установление соответствия и сопоставления биологических объектов, процессов, явлений,   а   также   заданиям   со   свободным   ответом,   которые   требуют   умений   обоснованно   и кратко   излагать   свои   мысли,   применять   теоретические   знания   на   практике.   Отработать алгоритмы решения задач по цитологии и генетике.  Обязательно знакомиться с демонстрационными версиями КИМ, доводить до сведения учащихся их структуру и содержание. ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ по Курганской области РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ баллов АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ В  экзаменационную  работу  включены  задания  базового,  повышенного  и     высокого уровней   сложности.    Распределение заданий по частям работы и их возможная оценка в баллах Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального  балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 61  Базовый Повышенный Высокий Итого 18 15 7 40 18 23 20 61 29,5 37,7 32,8 100 В 2015 г. по Курганской области заявления на сдачу итогового экзамена по биологии в форме ЕГЭ подали 722 человека. В первый срок (15.06.2015 г.) ЕГЭ по биологии сдавали 688 человек, из которых 42 (6,1 % от сдававших) не приступали к решению заданий с развернутым ответом. На проверку  были  представлены  работы 10 вариантов,  поступивших в  Курганскую область.  Статистика ответов на вопросы ЕГЭ, требующих развернутого ответа Задание Оценка (балл) % получивших определенный балл Итого (среднее) Минимальное значение Максимальное значение С1 (34) С2 (35) С3 (36) С4 (37) 0 1 2 0 1 2 3 0 1 2 3 0 39,94 37,64 22,41 59,05 24,43 12,50 4,02 47,56 24,71 21,41 6,32 37,36 16,00 22,22 1,33 25,00 11,11 3,85 1,33 34,21 11,11 12,82 2,60 9,33 77,78 50,67 40,00 88,89 75,00 21,33 8,00 88,89 41,67 36,84 12,0 88,89 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 С5 (38) С6 (39) С7 (40) Средний балл 31,32 22,27 9,05 53,02 31,47 13,94 1,50 54,89 16,24 13,36 15,52 60,49 5,60 20,11 13,79 5,74 8,97 6,94 1,39 37,33 26,39 5,13 1,33 30,67 6,49 6,67 2,67 41,33 2,67 6,58 1,39 0,56 58,33 48,00 21,33 100,00 36,11 28,00 2,78 100,00 29,33 23,61 46,67 100,00 9,33 45,83 27,78 7,49 Основные   затруднения   при   ответе   у   выпускников   учреждений   общего   образования вызвали   такие   разделы   школьного   курса   биологии,   как   генетика   и   селекция,   эволюционная теория, клеточное строение организма. В 2015 г. при решении задач по генетике не соблюдается требуемое   оформление   задачи   и   используются   неправильные   обозначения   генетических характеристик признаков. Особенно это касается признаков, сцепленных с полом. При ответе на вопросы, содержащие материал разделов «Эволюционная теория» и «Экология», наблюдается неспособность   учащихся   к   логическим   суждениям   и   установлению   причинно­следственных связей при удовлетворительном знании фактического материала. Региональный уровень выполнения заданий с учетом Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников 2015 года Проверяемые  элементы содержания Порядко вый номер задания 1 2 3 4 5 Биология как наука. Методы познания  живой природы.    Основные уровни  организации живой природы Клеточная  теория. Многообразие клеток.  Клетка: химический состав, строение,  функции Метаболизм клетки. Энергетический обмен  и фотосинтез. Реакции матричного синтеза Жизненный цикл клетки. Хромосомный  набор клетки. Деление клеток Организм. Онтогенез. Воспроизведение  организмов Коды провер яемых элемен тов содерж ания 1.1, 1.2 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 2.5, 2.6. 2.7 1.2.2, 1.3.2, 1.4 3.2, 3.3 1.4., 1.3.2, 1.3.3, 2.7.3 Коды требован ий к уровню подготов ки выпускни ков У 1.4, 2.1.1, 2.6.1 1.1.1,1.2.1, 2.5.1, 2.5.3, 1.3.1, 2.2.1, 2.7.2 Средний процент выполнени я по региону относитель но максималь 75,57 45,40 41,95 59,20 63,36 и т с о н ж о л с   ь н е в о р Б Б П П Б 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Основные генетические понятия.  Закономерности наследственности. Генетика человека Закономерности изменчивости.  Наследственная и ненаследственная  изменчивость. Влияние мутагенов на  генетический аппарат клетки и организма Селекция. Биотехнология Классификация организмов. Вирусы.  Бактерии. Грибы. Лишайники. Особенности  строения и жизнедеятельности,  роль в  природе и жизни человека Царство Растения. Покрытосеменные  растения. Строение, жизнедеятельность,  размножение. Классы покрытосеменных Основные отделы растений. Особенности  строения и жизнедеятельности Царство Животные. Одноклеточные  (Простейшие) и многоклеточные животные.  Основные типы и классы беспозвоночных,  их характеристика Хордовые  животные. Основные классы, их  характеристика Человек. Ткани. Органы, системы органов:  опорно­двигательная, покровная,   выделительная. Размножение  и развитие  человека Человек. Органы, системы органов:  пищеварения, дыхания, кровообращения,  лимфообращения Внутренняя среда организма человека.  Иммунитет. Обмен веществ. Витамины.  Эндокринная система человека Нервная система человека.  Нейрогуморальная  регуляция. Анализаторы.  Высшая  нервная деятельность Гигиена человека. Факторы здоровья и  риска Эволюция  живой природы. Эволюционная   теория.  Движущие силы эволюции Вид. Популяция. Результаты эволюции:  видообразование, приспособленность   организмов Макроэволюция. Доказательства эволюции.  Направления и пути эволюции.  Происхождение  человека 3.4, 3.5 3.6, 3.7 3.8, 3.9 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 4.4 4.5 4.7 5.1 5.2 5.3, 5.4 5.6 6.2 6.1 6.3, 6.4, 6.5 1.1.5, 1.4, 1.1.1, 1.1.3, 1.1.4, 2.1.3, 1.1.4, 2.1.4, 2.1.8, 1.1.2, 1.3.4, 1.4, 1.2.3., 1.3.1, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 1.3.1, 1.3.3, 2.5.3 1.2.3, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 1.3.1, 1.5, 2.5.3 1.2.3, 1.3.1, 1.5, 2.5.3 1.2.3, 1.5, 2.1.8 2.1.7, 2.1.8, 3.1.2, 3.1.3, 1.2.4, 1.3.5, 2.5.2 1.1.1, 1.3.5, 2.1.1 1.1.1,1.1.2, 1.1.5, 2.1.2, 2.1.6, Экологические  факторы. Взаимоотношения  организмов в природе 7.1. 2.1.5, 2.6.3 Б Б Б П Б Б Б Б Б Б Б Б 49,57 72,99 48,71 67,53 68,82 58,62 58,19 69,97 65,66 71,55 53,02 Б Б П П 70,98 57,04 70,26 49,97 74,57 5.4, 5.5 1.5, 2.7.2 П 55,46 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Экосистема, ее компоненты. Цепи питания.  Разнообразие и развитие экосистем.  Агроэко­системы Биосфера. Круговорот веществ в биосфере.  Глобальные изменения в биосфере Биологические  закономерности. Уровневая  организация и эволюция живой природы Обобщение и применение знаний о клеточно­ организмен­ном уровне организации жизни.  Задания  с множественным  выбором ответов Обобщение и применение знаний о  многообразии организмов и человеке.  Задания с множественным  выбором ответов Обобщение и применение знаний о  надорганизменных системах и эволюции  органического  мира. Задания с  множественным  выбором ответов Сопоставление биологических объектов,  процессов, явлений, проявляющихся на  клеточно­ организменном уровне  организации жизни Сопоставление особенностей строения и  функционирования организмов разных  Сопоставление особенностей строения и  функционирования организма человека Сопоставление биологических объектов,  процессов, явлений, проявляющихся на  популяционно­видовом и экосистемном  Установление последовательности  биологических  процессов Применение биологических знаний в  практических ситуациях (практико­ ориентированное  задание) Задание  с изображением биологического  объекта      (рисунок, схема, график и др.) Задание на анализ биологической  информации Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии  организмов Обобщение и применение знаний в новой  ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического  мира Решение задач по цитологии на применение  знаний в новой ситуации 7.2., 7.3. 7.4., 7.5. 2.1­2.7, 3.1– 3.8, 6.1– 6.5, 7.1– 7.5 2.1– 2.7, 3.1– 3.8 4.1– 4.7, 5.1– 5.6 6.1– 6.5, 7.1– 7.5 2.1– 2.7, 3.1– 3.9 4.2– 4.7. 5.1.– 5.6 6.1.– 6.5, 7.1.– 2.1­2.7, 3.1­3.9, 4.1.­4.7, 5.1.­5.6, 2.1­7.5 2.1­7.5 4.1­4.7, 5.1­5.5 6.1.– 6.5, 7.1.– 2.1– 2.7 1.1.4, 1.2.4, 1.3.6, 2.4, 1.1.2, 2.1.5, 2.1.7, 2.1, 2.2, 2.5, 2.6., 2.7., 2.9. 2.7.1, 2.7.3 2.1.2, .1.5, 2.5.2, 2.6.1, 2.5.1, 2.6.1, 2.7.1, 2.1.6, 2.2.2, Б Б П П П П 73,99 54,45 51,87 60,21 59,99 60,49 П 60,20 2.6.3,2.7.2, 2.7.4, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.7.1, 2.1.5, 2.1.6, 2.7.3, 2.8 П П 2.7.1, 2.7.2 П 2.1.1, 2.1.2, 2.4, 2.7.3, 2.7.4 2.8 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 1.5, 2.1, 2.2, 2.6., 2.7, 2.8, 2.1, 2.2, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 2.3. П В В В В В В 51,72 42,17 56,32 47,41 41,23 20,50 28,83 36,35 21,36 29,84 40 Решение  задач по генетике на применение  знаний в новой ситуации 3.5. 2.3. В 29,06 Выполнение заданий с кратким ответом Вполне возможно, что при подготовке учащихся в общеобразовательных учреждениях к ЕГЭ   по   биологии   упор   делается   на   выполнение   тестовых   заданий   в   ущерб   письменным развернутым ответам на вопросы заданий 34­40 в демонстрационных вариантах ЕГЭ. В   целом   следует   отметить   стабилизацию   уровня   подготовки   учащихся общеобразовательных   учреждений   Курганской   области   по   биологии   по   сравнению   с предыдущими годами, когда проводился ЕГЭ по биологии в Курганской области. Это, возможно, объясняется   сохранением   структуры   ЕГЭ   по   биологии   на   протяжении   последних   лет   и стабилизацией минимально возможного образовательного уровня биологического образования в общеобразовательных учреждениях Курганской области. Выполнение заданий с развернутым ответом ВЫВОДЫ комиссии:  1. В ходе проверки ответов на задания КИМов по биологии 2015 г. в Курганской области   можно   отметить   достаточность   знаний   учащихся   по   анализу   закономерностей наследственной  и  ненаследственной  изменчивости. Выпускники школ хорошо ориентируются при   оценке  влияния   мутагенов  на  генетический  аппарат  клетки  и   организма.  Отмечаются достаточные   знания   обучающихся   об   общем   строении   тела   человека,   органах   и   системах органов. В работах отмечается удовлетворительный уровень обобщения и   применения    знаний о  человеке  и  многообразии  организмов.  Учащиеся   хорошо   выполняли   задания  на   анализ биологической информации. 2. Наряду   с   вышеперечисленным,   необходимо   отметить   элементы   содержания КИМов, ответы на которые школьниками региона в целом нельзя считать достаточными. Прежде всего, это относится к клеточной теории, морфологическому и функциональному многообразию клеток,   их   химическому  составу,  строению   и   метаболизму  клетки.   Отмечены   слабые представления   обучающихся   об   энергетическом  обмене  и   процессах,   происходящих   при фотосинтезе.   Необходимо   акцентировать   внимание   на   изучении   биологической   сущности   и механизмов   реакции  матричного  синтеза.  Учащиеся   обладают   слабой   способностью   к сопоставлению  особенностей  строения и функционирования организма человека. Необходимо обратить   первоочередное   внимание   на   применение  биологических  знаний  в  практических ситуациях, находящих отражение в решении  практико­ориентированных  заданий, а также  на разносторонность и углубление анализа  биологической информации по проблемным темам и обобщение и применение в новой ситуации знаний об экологических закономерностях. 3. При   подготовке   школьников   к   ЕГЭ   в   2016   г.   необходимо   придавать   больше внимания   развитию   способности   учащихся   к   анализу   и   обобщению   изученного   учебного материала,   используя   современные   изобразительные   и   интерактивные   мультимедийные технологии в образовании.  Рекомендации комиссии: 1.   К   экзамену   по   биологии   необходимо   готовиться   по   учебникам,   включенным   в «Федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   Министерством образования   и  науки  Российской   Федерации   к  использованию   в  образовательном   процессе  в общеобразовательных   учреждениях».   Перечень   учебников   размещен   на   сайте   Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства». При подготовке учащихся к ЕГЭ по биологии рекомендовано использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательствами. 2. Особое внимание при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии в форме единого государственного экзамена необходимо уделять целенаправленному формированию и развитию следующих умений:   умение   анализировать   поставленный   вопрос,   конкретизировать   его   содержание   и способность обучающихся выделять основные понятия, необходимые для ответа на вопрос;  использовать теоретические знания в практической деятельности, систематизировать и интерпретировать   знания,   оценивать   и   прогнозировать   биологические   процессы,   решать творческие задачи;  оценивать и прогнозировать состояние окружающей среды, последствия деятельности человека в биосфере, их влияние на здоровье человека;  анализировать биологические процессы, явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения;  решать биологические задачи с учетом установленных требований к оформлению. 3. На этапе подготовки к единому государственному экзамену по биологии в 2016 году учителям биологии необходимо вводить в практику организации текущего контроля систему оценивания образовательных достижений учащихся, апробированную в рамках ЕГЭ. Тестовые задания   текущего   контроля   должны   составляться   по   материалам   и   в   форме   заданий   ЕГЭ предыдущих   лет.   Следует   особо   обратить   внимание   на   выработку   умений   учащихся формировать ответы на задания с необходимостью развернутого ответа. 2. Слушали: Анализ выполнения ЕГЭ 2015 года по химии. Докладывает: Якимова Н. И., учитель химии. В 2015 году химию сдавали обучающиеся в количестве:  11 А класс – 10. Предмет  Результаты экзамена следующие: Сда­ вали  Класс  Коли­ чество  уч­ся Ср.  балл Химия Химия Итого 11 А 11 Б 11а,б 29 24 53 10 ­ 10 76,9 ­ 76,9 Мин.  балл  (норма тив) 36 ­ 36 Мин.  балл  на  ЕГЭ 53 ­ 53 Не  сдали ­ ­ ­ Макс . балл на  ЕГЭ 90 ­ 90 Учитель Якимова Н. И. Якимова Н. И. Максимальный балл по химии – 90 баллов у Просековой Катерины, Куликовой Натальи, 11 а класс (учитель Якимова Н. И.). Средний балл по химии составил 76,9, в прошлом году – 79. Сравнение среднего балла за четыре года Выпускники школы, получившие 75 баллов и более по химии Фамилия, имя, отчество выпускника Просекова К. Е. Меньшикова Я. С. Троицкая Д. Г. Козленко А. Е. Косовских А. И. Куликова Н. В. Хрящёва А. Р. Балл 90 76 84 76 84 90 75 Результаты единого государственного экзамена по информатике по выполнению частей А, В и С Сдавало 5 Количество выполнявших, получивших 0 баллов за выполнение заданий части 1 (А) 0 Количество выполнявших, получивших 0 баллов за выполнение заданий части 2 (В) 0 Количество выполнявших, получивших 0 баллов за выполнение заданий части 3 (С) 0 Средний балл % выпускников, набравших 75 баллов и более 62,6 20 Минимальные и максимальные баллы, набранные выпускниками Количество Первичный балл Процент Минимальный балл Максимальный  балл 2 1 11 31 40 20 Балл 50 88 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ПРЕДМЕТУ Часть   2   содержит   5   заданий   высокого   уровня   сложности   с   развернутым   ответом (порядковые   номера  этих  заданий:  36,  37, 38,  39, 40).  Максимальный  первичный   балл  ­  20; процент   максимального   первичного   балла   за   выполнение   данной   группы   заданий   от   общего максимального   первичного   балла,   равного   64,   составляет   31,3.   Задания   ориентированы   на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии как базового, так и углубленного уровня. Требуется выполнение большого разнообразия действий   по   применению   знаний   в   нестандартной   ситуации,   сформированность   умений систематизировать и обобщать полученные знания. В задании 36 следует отметить вариант 510, где в окислительно­восстановительной реакции и окислителем, и восстановителем является йод в разных степенях окисления (+5 и ­1). В этом же задании в нескольких вариантах встречались окислительно­восстановительные реакции с участием различных соединений марганца. В задании 37   интересны   задачи,   где   оксиды   (железа,   цинка)   сплавляют   с   твердым   карбонатом   калия. Следует   отметить   и   реакцию   серы   с   концентрированной   азотной   кислотой.   В   задании   38 сложными   оставались   окислительно­восстановительные   реакции,   в   частности   взаимодействие пропанола­2   с   дихроматом   калия   в   кислой   среде.   Задание   39:   в   варианте   512   задача   по взаимодействию безводного сульфата алюминия и хлорида меди(II)   требовала внимательного отношения к условиям протекания химических реакций. В задании 40 задача, действительно, была   усложнена,   по   сравнению   с   вариантом   прошлого   года.   За   нее   можно   было   получить максимально 4 балла (вместо предыдущих 3 баллов). В ряде задач указывалась  характерная химическая   реакция,   на   основании   которой   учащийся   должен   был   сделать   вывод   о молекулярной   формуле   вещества.   Именно   это   дополнительное   действие   и   привело   к усложнению. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ Анализ заданий с развернутым ответом 36­40 В   задании   36   (C1)  проверяется   усвоение   важнейших   элементов   содержания   раздела «Окислительно­восстановительные реакции»: умение определять степень окисления элементов; умение составлять электронный (электронно­ионный) баланс; умение составлять уравнение на основе электронного баланса. В текущем году в задании ошибки допускались не так часто. Учащиеся не всегда верно могли   указать   окислитель   и   восстановитель.   Ошибки   были   связаны   и   с   определением недостающих   веществ.  Основная   ошибка   –  считают   возможным  присутствие  в   кислой  среде щелочи. В одном из заданий среди продуктов реакции указывали KOH, хотя реакция протекала в кислой среде (H2SO4).  Наибольшие затруднения вызвало уравнение: CrO3 + … + H2SO4   → Br2 + … + K2SO4 + H2SO4 В   качестве   недостающего   продукта   указывали  Cr,  CrO2,  Cr(OH)3  вместо  Cr2(SO4)3. Остальные этапы задания выполнялись верно.  В реакции: H2S + … + H2SO4   → S + MnSO4 + … + H2O в качестве недостающего исходного вещества указывали вместо перманганата калия диоксид марганца.  В уравнении: MnO2 + KClO3 + …   → K2MnO4 + … + CO2  в качестве исходного пропущенного вещества предлагали H2CO3, что неверно. Достаточно успешно выполнено задание, где в окислительно­восстановительной реакции и окислителем, и восстановителем является йод в разных степенях окисления (+5 и ­1). При   написании   электронного   баланса   иногда   неверно   определяли   окислитель   и восстановитель. Другой   ошибкой   было   неверное   составление   электронного   баланса,   что   вело   к неправильной расстановке коэффициентов. В   задании   37   (C2)  проверяют   знание   характерных   химических   свойств   веществ, относящихся   к   различным   классам   неорганических   соединений,   и   генетической   взаимосвязи между веществами различных классов путем составления уравнений соответствующих реакций. Это задание традиционно вызывает максимальные затруднения. По этому заданию меньше всего разногласий  среди экспертов  (всего 3 работы  поступили  на третью проверку (еще две  – по невнимательности экспертов). Учащиеся могли правильно записать первое уравнение, далее допустить ошибку, снова записать   правильное   уравнение   и   опять   сделать   ошибку.   То   есть   они   интуитивно   пытались решить вопрос, используя имеющийся набор знаний. Отметим, что многие верно записывали уравнение: Много проблем возникло при написании уравнения:  KHSO3 + HBr = KBr + SO2 + H2O Fe2O3 + K2CO3 = 2KFeO2 + CO2 Учащиеся не знают, что при сплавлении оксида железа (III) c твердым карбонатом калия образуется  KFeO2,   вместо   него   записывают   в   качестве   продуктов   другие   вещества.   Так,   в качестве продуктов указывали K2CO3, FeCO3, Fe2(CO3)3, K2O.  По­прежнему учащиеся не обращают внимания на условия протекания реакций, которые им необходимы при написании уравнений. Часто из­за этого возникают ошибки. При написании уравнения: Zn + 2KOH + 2H2O = K2[Zn(OH)4] + H2 учащиеся забывают написать среди продуктов водород, указывают вместо комплекса гидроксид цинка и калий. В задании 38 (C3)  проверяется знание характерных химических свойств органических веществ   различных   классов,   генетической   взаимосвязи   органических   веществ,   механизмов реакций в органической химии. Наибольшие   проблемы   связаны   с   расстановкой   коэффициентов   в   окислительно­ восстановительных   реакциях   с   участием,   например,  K2Cr2O7  или  KMnO4.   По­прежнему   ряд школьников указывает вместо реального окислителя атомарный кислород [O] или [O2]. Здесь затруднения максимальны. Часто   не   выполняется   требование   написания   структурной   формулы   органического вещества. Неправильно   пишут   реакцию   взаимодействия   ацетата   натрия   со   щелочью   при температуре. Встречается написание реакции гидратации пропена (неоднократно), где в качестве катализатора предлагается использовать Hg2+. Не знают учащиеся реакцию Вагнера. Отметим, что учащиеся хорошо знают реакции дегидрирования алканов, дегидратации   знают   способ   получения   алкенов   реакцией   галогенирования   алкенов, спиртов, дегидрогалогенирования   дигалогеналканов,   имеющих   атомы   галогена   у   соседних   атомов углерода, действием активных металлов (в нашем случае цинка). Хорошо знают и используют правило Марковникова. Заметим, что в самом критерии варианта 512 в формуле двухатомного спирта допущена ошибка. Задание   39   (С4)  позволяет   проверить   знание   количественных   отношений   в   химии; понятий: количество вещества, молярная масса и молярный объем, массовая доля вещества в растворе и в смеси. У   многих   учащихся   умения,   связанные   с   расчетом   по   уравнению,   сформированы, благодаря чему они находят массу одного компонента в смеси либо количество вещества и массу одного из компонентов смеси (но, если следовать критериям, этого недостаточно, чтобы получить за каждый такой наполовину выполненный шаг даже 1 балл). Достаточно часто встречается такой вариант решения задачи, когда изначально неверно записанное уравнение реакции  либо  не все записанные уравнения влекут за собой ошибки в расчетах, хотя алгоритм  решения такой задачи верный  (ученик показывает умение находить количество   вещества,   недостаток   и   избыток,   делать   дальнейшие   расчеты   с   использованием записанных им уравнений реакции, находит и массу раствора с учетом массы образовавшегося осадка).  Типичной ошибкой варианта 511, где в 1 л воды растворяют аммиак и хлороводород, был расчет количества вещества воды через молярный объем 22,4 л/моль, что привело к неверным расчетам. При написании уравнения реакции: Ba(NO3)2 + K2CrO4 = BaCrO4  + 2↓ KNO3 часто допускались ошибки. Вместо  K2CrO4  писали  KCrO4  ,  K2CrO3, продукт, соответственно, BaCrO3. Встречается такое уравнение: 3Ba(NO3)2 + 2K2CrO4 = 2K2BaO4 + 2Cr(NO3)3 Много путаницы было и при написании уравнений реакции в задаче 512 варианта. Не знают   учащиеся,   что  Al2(SO4)3  в   избытке   щелочи   не   образует   осадка,   в   избытке   щелочи образуется   тетрагидроксоалюминат   натрия   (раствор).   Вместо   этого   учащиеся   записывали образование осадка гидроксида алюминия, что вело их по неверному пути при расчетах. Они считали, что масса первого осадка 19,6 г – это масса гидроксида алюминия и гидроксида меди. Такие рассуждения встречаются неоднократно. Часто пропускают коэффициенты и неверно записывают формулы веществ, например, BaNO3. Задание 40 (С5) должно установить, знает ли учащийся общую и молекулярную формулу веществ   данного   класса,   структурные   формулы   органических   веществ,   химические   свойства органических   веществ.   Задача,   действительно,   была   усложнена   по   сравнению   с   вариантом прошлого года. За нее можно было получить максимально 4 балла. Это усложнение привело к тому, что многие учащиеся вместо 4 получили только 1 балл. В этом задании расхождение в оценке работ экспертов максимально (7 работ). В   данном   задании   в   большинстве   случаев   учащиеся   верно   определяют   простейшую формулу вещества, но не делают различия между простейшей и истинной формулой. Отсюда возникают   ошибки.   Не   обращают   внимания   на   тот   факт,   что   указывается   какая­либо характерная   химическая   реакция   (взаимодействие   с   оксидом   или   гидроксидом   меди   (II)),   в соответствии   с   которой   они   должны   вывести   молекулярную   формулу.   Не   составляют структурную   формулу   и   неверно   записывают   уравнение   химической   реакции   или   неверно расставляют в нем коэффициенты. При этом в большинстве работ соотношение атомов водорода, углерода и кислорода в соединении   устанавливается   верно.   Учащиеся   не   забывают,   что   в   органическом   соединении может присутствовать атом кислорода. В   качестве   приложения   используется   план   КИМ   по   предмету   с   указанием   средних процентов выполнения по каждой линии заданий в регионе. Рекомендации и выводы комиссии по подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Курганской области к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по химии в 2016 году В   целом   школьники   региона   достаточно   хорошо   владеют   следующими   элементами содержания:  Степень   окисления   химического   элемента,   окислитель,   восстановитель,   электронный баланс; генетическая взаимосвязь неорганических веществ; характерные химические свойства органических   веществ   различных   классов,   генетическая   взаимосвязь   органических   веществ; количественные отношения в химии: количество вещества, молярная масса, молярный объем, массовая доля вещества в растворе и в смеси; общая и молекулярная формула веществ данного класса. Умения:   определять   степень   окисления   элементов;   составлять   электронный   (электронно­ ионный) баланс;  подтверждать существование генетической взаимосвязи между веществами различных классов органических соединений путем составления уравнений соответствующих реакций;  проводить   расчеты   по   уравнению   (или   схеме)   химической   реакции   на   основе стехиометрических соотношений реагирующих веществ;  устанавливать   молекулярную   формулу   органического   вещества   на   основе качественного и количественного анализа продуктов сгорания или массовой доли химических элементов, входящих в состав вещества   составлять уравнение реакции на основе электронного баланса;  учет заданных условий проведения реакций в органической химии;  определять структурную формулу органического вещества на основании характерных свойств этого вещества. Учителям­предметникам: необходимо   совершенствовать   методики   формирования   базовых   умений,   составляющих основу подготовки выпускников средней школы по химии, тогда и решение задач повышенной сложности (часть С) вызовет меньше  затруднений;  обратить внимание на лабораторный  практикум, именно выполнение опытов   зачастую, благодаря наглядности, формирует представление учащихся о   протекании реакции, а значит, правильном написании уравнения. Так, при реакции кислот (серной разбавленной и соляной) с медью   водород   не   выделяется   (что   хорошо   можно     проследить   при   выполнении соответствующих опытов).        Решение: 1. Учителям, которые будут готовить обучающихся 11х классов к ЕГЭ (Шишкина Н. А., Якимова   Н.   И.,   Преблагина   Ю.   В.)   использовать   в   работе   анализ   ЕГЭ   2015   года,   подробно изучить документы по анализу ЕГЭ. 2. Проводить в течение 2015 – 2016 учебного года пробные ЕГЭ в соответствии с планом внутришкольного контроля и планом подготовки к ЕГЭ. 3. Проводить постоянную индивидуальную работу с обучающимися для сдачи ЕГЭ в 2016 г. Заместитель директора по УВР                                          Мехонцева М. Г.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.

Протокол МО по химии, биологии. Анализ ЕГЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017