Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Оценка 4.9
Лекции
doc
физическая культура
Взрослым
25.09.2019
Что такое индивидуальный подход к каждому конкретному ученику и как его можно использовать в процессе воспитания? Что такое генотип и фенотип? Какие факторы необходимо учитывать, используя индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания? В данной статье мы постараемся разобрать основные проблемы, связанные с индивидуальным подходом и ответить на эти вопросы.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода..doc
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Возрастные показатели роста и развития организма – его фенотип –
являются сплавом врожденных и приобретенных признаков. С одной стороны,
они определяются наследственными факторами – генотипом, что необходимо
учитывать при спортивном отборе, прогнозировании спортивной одаренности.
С другой стороны, развитие организма определяется влияниями внешней
среды. Для человека важнейшими влияниями являются воздействия
социальной среды – воспитание, образование, спортивная тренировка,
профессиональное обучение и т. д., что определяет приобретенные черты
роста и развития.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли
внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так
и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого
чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс
обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем
систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную
методику приемов индивидуального подхода к детям,
основы
профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время
он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к
ребенку нельзя давать какието определенные рецепты, тем самым,
подчеркнув творческий характер решения проблемы.
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям
очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при
организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в
игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере
человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы».
Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального
подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения
необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка это
главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном
подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить
положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в
нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста
воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую
деятельность, активность, инициативу.
Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко
не рекомендовал какието специальные методы. Один и тот же метод или
прием можно использовать поразному, в зависимости от определенных
условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда
должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся
ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда
применяется не изолировано от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только
обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности
основные положения индивидуального подхода к детям.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с
особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. «Цели
индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных
способностей и направленностей в области не только знания, но и
характера…»
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее
развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального
своеобразия личности ребенка.
Путь
изучения индивидуальных особенностей ребенка
В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно
подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При
этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо
сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни,
традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития
индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно
Советские психологи
решена без знаний педагогом психологии.
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие
занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач
формирования личности. Современная психология выделяет следующие
существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то
есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей,
присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в
мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как
гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем
большую пользу принесет он обществу своим трудом.
Для формирования личности имеют большое значение особенности
высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на
активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся
условиям, уравновешенности поведения.
Проблема формирования личности включает учение о характере, и
советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт
личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в
трудовой и общественной деятельности.
Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать.
При этом следует отметить, что основными условиями становления характера
являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой –
единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в
семье.
Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного
поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев,
А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание
они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных
качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его
активного отношения к окружающей действительности. В деятельности
обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает
действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности
ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и
умственный, учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются психические процессы,
формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее
способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не
может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к
окружающим, его интересов.
Необходимым условием осуществления индивидуального подхода
является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому
ребенку с воспитанием и формированием коллектива.
Очень важным условием эффективности индивидуального подхода
является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога,
умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо
найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей
ребенка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального
подхода к ребенку является единство требований к нему как работников
детского сада и школы, так и родителей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен
помнить, что его задача не только развивать те положительные качества,
которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и
индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе
воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности
его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в
развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти
наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же
возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в
должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и
невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и
попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и
нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого
изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили
Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой
и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую
теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и
интерпретировалась ими поразному. Коменский, например, в понятие
природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех
закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а
именно : врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к
многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой
трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы
является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это
природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества
детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать
ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе
воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на
возрастных и
знании анатомофизиологических и психических,
индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость
между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств,
зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное
развитие и формирование характера человека.
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным
воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти
от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и
укреплению таких его нравственных качеств,
как воля,
дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также
связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в
широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и
следствие правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их
деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Так, например если взять физическое воспитание и обратить внимание
на рост и развитие организма, то мы увидим не равномерность его развития.
Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его
органов или тканей называются критическими. Они жестко контролируются
генетически. С ними частично совпадают так называемые сенситивные
периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и
менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно
восприимчивыми к влиянию внешней среды, в том числе педагогическим и
тренерским. Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее
эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие физических
качеств – силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом
происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей
степени развиваются функциональные резервы организма.
Сенситивные периоды для различных физических качеств проявляются
гетерохронно. Так, например, сенситивный период развития абсолютной
мышечной силы наблюдается в1417 лет (максимального значения качество
силы достигает к возрасту 1820 лет). Сенситивный период развития
различных проявлений качества быстроты приходится на 1114 лет
(максимальный уровень достигается к 15ти летнему возрасту). Этот же
примерно период является сенситивным для развития скоростносиловых
возможностей. Для общей выносливости сенситивный период проявляется в
1520 лет (максимальное значение в 2025 лет). Развитие гибкости особенно
бурно происходит с 3х до 15ти лет, а ловкости с 7ми до 15ти лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и
методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего
эффекта. В последующие периоды те же средства и объемы тренировочных
нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают.
Именно все эти выше перечисленные вещи и необходимо учитывать при
индивидуальном подходе, помня, что все люди различны, индивидуальны и
неповторимы.
Список литературы
1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня». М.:
Знание, 1988
2. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых
привычек». М.: Знание, 1986.
3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.: ТерраСпорт 2001
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Процесс воспитания и принцип индивидуального подхода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.