Проведение круглого стола Сравнение архитектуры жилища в Древнем Египте с жилищем Древней Греции. Методическая разработка
Оценка 4.7

Проведение круглого стола Сравнение архитектуры жилища в Древнем Египте с жилищем Древней Греции. Методическая разработка

Оценка 4.7
docx
04.02.2024
Проведение круглого стола Сравнение архитектуры жилища в Древнем Египте с жилищем Древней Греции. Методическая разработка
Круглый стол Архитектура-летопись мира.docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий колледж строительства и архитектуры»

 

 

 

 

 

 

 

                     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГЛЫЙ СТОЛ

                                 Открытое занятие по дисциплине

                                 ОП 04 «История архитектуры»

                               Тема: «Архитектура - летопись мира»

                                 специальность 07.02.01 «Архитектура»

 

 

 

                                                             Донецк, 2018

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине ОП.04 История архитектуры для студентов второго курса специальности 07.02.01 Архитектура в форме круглого стола на тему: «Архитектура – летопись мира».

 

 

      Автор: Куприянова Ольга Павловна, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель архитектурных дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры».

 

 

 

     Аннотация: В методической разработке указаны цель и задачи данного мероприятия, участники, подробно разработаны этапы проведения круглого стола. В разработке приведены образцы презентаций к выступлениям студентов.

 

       Представленная методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии архитектурных дисциплин

 

Протокол №_4_от «__5___» ___ноября____2018 г.

 

Председатель Ц(М)К _______________О.П. Куприянова 
 

 

 

 

Дисциплина: «История архитектуры»

Преподаватель: Куприянова Ольга Павловна

Дата проведения: ноябрь 2018 года

Группа АР-21, курс II

Место проведения: аудитория 407

Тема: «Архитектура – летопись мира».
Цель:
сопоставление культурных традиций Древней Греции и Древнего Египта; приобретение общих представлений об архитектурном проектировании.

Участники: студенты, преподаватели архитектурных дисциплин.

В результате проведения круглого стола студент должен:

уметь:

           - различать разные архитектурные стили;

           - различать стилистические направления в древней архитектуре;

           - учитывать достижения строительной техники в создании архитектурных форм;

знать:

          - принципы отношения к историческому архитектурному наследию;

          - этапы развития архитектуры, материалов и конструкций;

          - основные памятники мировой архитектуры и искусства;

          - основы творчества ведущих современных архитекторов, их основные      архитектурные объекты;

          - этапы развития архитектурных форм с учётом достижений строительной техники.

Формируемые общие компетенции:

            ОК.1   понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

            ОК.2   организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

           ОК.3   принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

           ОК.4   осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

          ОК.5   использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

          ОК.6   работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

         ОК.7   брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

        ОК.8   самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации

        ОК.9   ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Формируемые профессиональные компетенции:

        ПК.1   разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения

       ПК.2   участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта

       ПК.3   осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.

Формы и методы проведения круглого стола:

        -беседа,

        -иллюстративно-объясняющий,

        -метод-проектов,

        -исследовательский,

        -самостоятельная работа,

        -фронтальная работа.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: История искусств, культурология, информатика.

Обеспечиваемые:    МДК 01.03 «Начальное архитектурное проектирование», МДК01.02 «Основы архитектурной композиции и формообразования», ОП14 «Интерьер гражданских зданий».

Внутридисциплинарные связи:

           Тема 2.4 «Архитектура Древнего Египта»

           Тема 3.1 «Архитектура Древней Греции»

Методическое обеспечение и оборудование:  Методическая разработка проведения  круглого стола, карточки выдачи «заказчиками» задания на проектирование с указанием места строительства для самостоятельной работы,  презентация, словарь архитектурных терминов, костюмы для заказчиков.

ТСО: мультимедийная система, персональный компьютер.

 

Список литературы

Основная: Н.Ф. Гуляницкий «История архитектуры», учебное пособие в 5-ти томах, том 5. М.;Стройиздат,1984г. стр.284

Н.В.Бирюкова «История архитектуры», учебное пособие. М. ИНФРА – М 2006г.

Дополнительная: В.Н.Ткачев «История архитектуры», учебное пособие. М. Высшая школа. 1987г.

Под. Михайлова. «Всеобщая история архитектуры». Том 1-12 М. Стройиздат 1970 – 1975гг.

                                        Интернет – ресурсы

1.     Учебный материал для семинарских занятий в электронном и печатном вариантах.

2.     Информационно-справочные и поисковые системы и интернет-ресурсы.

 

Содержание и ход проведения круглого стола.

1.     Организационный момент.

       Приветствие студентов, преподавателей архитектурных дисциплин;

       Проверка готовности студентов к проведению круглого стола, аудитории.

3.     Подготовительный этап:

1.     Углубленное изучение материала по темам: «Архитектура и искусство Древней Греции», «Архитектура и искусство Древнего Египта».

2.     Подготовка костюмов для «заказчиков» (египтянки и грека).

3.     Этапы проведения круглого стола:

3.1Вступительное слово преподавателя.

3.2 Выборы группы «экспертов».

3.3 Организация двух творческих мастерских: греческой и египетской.

3.4 Выдача «заказчиками» задания на проектирование с указанием места строительства, социального положения заказчиков, демографического состава семьи, набора помещений и внутреннего оформления.

3.5 Работа «проектировщиков». Каждая группа делится попарно и  разрабатывает:

3.6 Генеральный план участка;

3.7 План дома;

3.8 Разрез дома;

3.9 Фасад дома;

3.10Конструктивное решение;

3.11 Интерьер дома.

4.     Выдача готового проекта группами «проектировщиков» - изложение идей проекта с обоснованием выбранного решения.

5.     Обсуждение проекта членами группы (самоанализ) и их соперниками.

6.     Оценка предложенных проектов «экспертами» и «заказчиками»

7.     Сопоставление результатов «проектирования», выявление исторических, архитектурных и художественных неточностей.

8.     Заключительное слово ведущего (преподавателя), обобщение полученных результатов, выводы.

Вступительное слово преподавателя.

          Мы пытаемся заглянуть в будущее, потому что без этого нельзя определить задачи архитектуры, которые надо решать сегодня. Но вместе с тем мы должны ясно представить себе и прошлое – историю становления профессии архитектора. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим, так и нет чёткого разграничения между современностью и историей.

           Памятники архитектуры доносят до нас социальные, философские и эстетические идеи своего времени, демонстрируют художественные средства их выражения. Сегодня мы расскажем о роли и месте архитектора в жизни общества двух эпох – Древнего Египта и Древней Греции.

            Эпоха Древнего Египта – наиболее ранний этап развития архитектурной профессии. Здесь на берегах Нила, зодчество, отделенное от нас временем в пять тысячелетий, процветает, а профессионал зодчий, блестяще выполняя свою творческую работу, находится у руля правления страной. Архитектор был не только универсальным представителем строительных наук, но был также и широко образован. Надо отметить, что Египет обладает наибольшим числом имен зодчих, дошедших до нашего времени, по сравнению с другими странами Древнего мира. Древнеегипетские зодчие – руководители построек, во-первых, получили самое высокое профессиональное образование, будучи окружены учеными-жрецами и, во-вторых, несомненно, в распоряжении этих руководителей имелись многочисленные писцы и чертёжники (геометры). Древние греки, восхищаясь египетской культурой, наукой, искусством, ставили очень высоко труд египетских архитекторов, что видно по текстам историков. При этом греческие историки резко отрицательно относились к фараонам и ко всему политическому строю Египта.

          Сравнивая Грецию с Египтом, можно увидеть политическое, географическое и климатическое различия, от которых зависит и различие в архитектуре. Если египетская архитектура в течение тысячелетий медленно эволюционировала на ограниченной берегами одной реки сравнительно небольшой сельскохозяйственной территории, то греческая архитектура рождалась и развивалась в сотнях разрозненных небольших городов, которые лежали на морском берегу греческого полуострова и Малой Азии и на многочисленных островах. Форма греческой государственности ни у кого из народов не повторяется, а именно она сформировала весь уклад жизни греков, в котором главным стимулом к совершенствованию искусств и архитектуры был «агон» - соревнование, стремление к нему на всех жизненных путях.

 

Работа «проектировщиков» Архитектура и искусство Древнего Египта:

Дворцы и жилые дома – иногда частично двухэтажные – имели совсем иные, чем в храмах, планы в основном асимметричные. Общим было наличие внутренних перистильных дворов, окруженных галереями, защищавшими от солнца, и гипостильных залов. Во дворцах были также и дворы-сады. Дома включали большое количество жилых, бытовых помещений, имевших различную высоту. От входа проход вел во двор, оттуда по лестнице можно было подняться на второй этаж и в башнеобразные пристройки, где находились собственно жилые, спальные помещения.

Жилые здания тесно связывались с окружающей планировкой, хозяйственными постройками, небольшими искусственными водоемами, площадками и дорожками, в садах устраивались беседки.

Стены залов дворцовых сооружений покрывались живописью, раскрашенными рельефами, а также поливными изразцами. Живописные изображения размещались и на потолках, а в отдельных случаях – и на полах. Содержанием росписей, помимо жанрово-бытовых сцен, являлись растительные мотивы – лотос, папирус, пальмы, виноградные лозы, ветки плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей.

В целом дворцовые интерьеры Древнего Египта, несмотря на лаконизм архитектуры, отличались особой декоративностью, введением ярких цветов, включением богато отделанной мебели, а также изделий прикладного искусства.

Для египетских домов был характерен мотив дверного портала, который по форме был близок к порталу храма, но меньших размеров и с более скромным убранством. Портал имел простые наличники и сандрики, напоминавшие по своим очертаниям карнизы монументальных сооружений. Окна и балконы закрывались деревянными или тростниковыми решетками.

Дворцы и богатые дома меблировались столами, креслами, диванами, табуретами. Известны образцы обычно высоких кроватей, носилок с балдахинами. В домах содержалось большое количество ящиков, ларцев для ценных вещей, драгоценностей, тканей. Формы мебели и ее художественное оформление отличались разнообразием при наличии очень простой конкуренции.

В мебели, как и в архитектуре, преобладали геометризованные четкие очертания, но нередко применялись и мягкие, плавные, главным образом в угловых частях, линии. Египтяне уделяли функциональной стороне мебели большое внимание: как правило, она соответствовала пропорциям человеческого тела. Спинки и подлокотники кресел покрывались резьбой. Ножки кресел, стульев, столов, комодов часто заканчивались изображениями лап и копыт животных, а также утиными головками.

Декорировалась мебель посредством сочетания различных пород дерева. Широкое распространение получили такие средства, как инкрустация, мозаика: использовались также цветная эмаль, пластинки слоновой кости и металла, перламутр, позолота.

Большое внимание уделялось орнаменту, отличавшемуся разнообразием, темами служили изображения зверей, а также растительные и геометрические мотивы.

К лучшим образцам египетской мебели относится деревянный небольшой комод. Он был найден в гробнице Тутанхамона и сделан из красного кедра. По существу, это – распространённый в египетском быту сундук, поставленный на тонике ножки. Помимо дерева, в художественной обработке использованы золото и бронза.

 

Работа «проектировщиков» Архитектура и искусство Древней Греции:

 

         До сравнительно недавнего времени в своих представлениях об облике греческого жилого дома мы ограничивались косвенными источниками, в частности изображениями на вазах и архитектурными стаффажами рельефов.

         В греческом городе Олинф были проведены раскопки, которые дали блестящие результаты. Некоторые жилые дома Олинфа были «пастадного» типа, то есть имели в центре прямоугольный дворик, одна из сторон которого оформлялась в виде колонного портика – пастады. Двери и окна помещений выходили во двор. Несколько позднее начали строиться дома с перистильными дворами. При наличии  двух этажей, в верхнем располагался гинекей – женская часть дома. Основное помещение дома – андрон – предназначалось для трапез и пиров.

         Некоторые жилые помещения, примыкавшие к дворику и портику, окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, желтого, голубого тонов. Цоколь отделялся от основной части стены тягой с рельефной орнаментацией. В отдельных помещениях и во дворах были найдены мозаичные полы из цветной гальки с многофигурными композициями на мифологические темы и орнаментом.

         Неотъемлемой частью комнатного убранства являлась немногочисленная мебель, конструкция которой близка к египетской. Основным материалом для нее служило дерево (клен, бук, кедр, кипарис), иногда использовались мрамор или бронза. Типологически мебель была немногочисленной. В основном это низкие столики – круглые или прямоугольные; некоторые имели три ножки (праредза), табуреты (диффос), стулья со спинками (клисмос), кресла с подлокотниками на прямых или слегка изогнутых ножках, расходившиеся к низу, высокие кровати (клинэ). На клинэ возлежали во время трапез. Под клинэ после окончания трапезы задвигали столики.

         Особое внимание мастера уделяли форме ножек. Часто они трактовались в виде зверины когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда прикрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей.

         Совершенными образцами кресел вытесанных из мрамора, могут служить, в частности, сиденья первых рядов театра Диониса в Афинах. В быту получили широкое распространение деревянные сундуки для хранения одежды, заменявшие собой шкафы. Греческая мебель отличалась в целом простотой конструкции и мастерски обработанными деталями.

         В быту большое распространение получили вазы. Помимо своего утилитарного назначения, они имели декоративный смысл, дополняя убранство помещений. В них хранилось вино, маслины, зерно и др. Вазы были различных размеров – от чрезвычайно больших, вмещавших многие литры вина, зерна, до совсем небольших, типа флаконов. Керамические вазы покрывались росписями – сюжетными  и орнаментальными. С течением времени изменялся и стиль так называемого краснофигурного стиля, в которых черным лаком покрывался фон между фигурами. Последние же, сохраняя тон основного материала – обожжённой красной глины, контурно выступали на этом черном фоне. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.

         Наиболее распространенными формами вазы были: амфора (для хранения вина) – изящный сосуд с округлым туловом, высокой шейкой и двумя ручками; кратер, в котором к столу подавалось вино, - с туловом в виде перевернутого колокола, также с двумя ручками в нижней его части; килик – в виде плоской чаши, на высокой ножке; гидрия – с тремя ручками – для хранения воды.

 

 

Заключительное слово ведущего (преподавателя), обобщение полученных результатов, выводы.

        В отношении архитектурной профессии можно сказать, что эпоха античности её полностью раскрывает. Если в Египте в большом централизованном государстве, мы видим собственно начало профессии архитектора как почетной специальности, приобретаемой человеком по воспитанию и знаниям, получаемым в наследственной передаче от отца к сыну, то в Греции уже в ранний период рождается само слово архитектор («архитектон» – «главный строитель»), свободный профессионал, отдающий свой творческий труд всем, кому он требуется, так же как художник, скульптор, керамист, словом любой свободный мастер своего дела.

 

 

 

 

 

 

Рецензия
на методическую разработку открытого занятия

Преподавателя ГБПОУ «Донецкий колледж
строительства и архитектуры»                                             
Куприяновой О.П.                                                                                               
по дисциплине                                                                 «История архитектуры»
по теме: «Архитектура Древнего Рима»

         Методическая разработка по дисциплине «История архитектуры» для студентов специальности 07.02.01 «Архитектура» по теме «Архитектура Древнего Рима» выполнена на высоком научно-методическом уровне, имеет теоретическое и практическое применение.

         Разработка выполнена с учетом всех требований к составлению и оформлению методического материала. Она содержит в себе: план занятия, выраженную дидактическую, методическую и воспитательную цели; задания; верно обработанный тип занятия, форму его проведения, мотивацию к получению знаний, литературу, дополнения.

         Особое внимание в разработке отводится углубленному изучению теоретического материала, совершенствованию знаний студентов, для чего преподаватель применяет информационные технологии обучения – метод проектов (работа в малых группах, защита творческих проектов, дискуссии, беседы, мозговой штурм).

         Использование информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных презентаций, видеоматериалов, способствует глубокому освоению основ дисциплины, развивает познавательный интерес и творческие способности студентов.

         Методическая разработка носит научно-образовательный характер, позволяет активизировать возможности студентов к образованию и развивает способности к творческой работе, которые являются неотъемлемой характеристикой современного специалиста в области архитектуры.

         Методическая разработка по теме «Архитектура Древнего Рима» заслуживает внимания молодых преподавателей, может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе преподавателями архитектурных дисциплин.

 

 

Рецензент:
Заведующий кафедрой
«Архитектурного проектирования и дизайна»

 
ДонНАСА,
доцент, кандидат архитектуры.                                                            Лобов И.М.

Рецензия
на методическую разработку открытого занятия

Преподавателя ГПОУ «Донецкий колледж
строительства и архитектуры»                                            
Куприяновой О.П.                                                                                               
по дисциплине                                                                 «История архитектуры»
по теме: «Архитектура Древнего Рима»

         Методическая разработка по дисциплине «История архитектуры» для студентов специальности 07.02.01 «Архитектура» по теме «Архитектура Древнего Рима» выполнена на высоком научно-методическом уровне, имеет теоретическое и практическое применение.

         Разработка выполнена с учетом всех требований к составлению и оформлению методического материала. Она содержит в себе: план занятия, выраженную дидактическую, методическую и воспитательную цели; задания; верно обработанный тип занятия, форму его проведения, мотивацию к получению знаний, литературу, дополнения.

         Особое внимание в разработке отводится углубленному изучению теоретического материала, совершенствованию знаний студентов, для чего преподаватель применяет информационные технологии обучения – метод проектов (работа в малых группах, защита творческих проектов, дискуссии, беседы, мозговой штурм).

         Использование информационно-коммуникационных технологий


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине

Дисциплина: « История архитектуры »

Дисциплина: « История архитектуры »

ОК.6 работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.6 работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Список литературы Основная :

Список литературы Основная :

Выдача готового проекта группами «проектировщиков» - изложение идей проекта с обоснованием выбранного решения

Выдача готового проекта группами «проектировщиков» - изложение идей проекта с обоснованием выбранного решения

Малой Азии и на многочисленных островах

Малой Азии и на многочисленных островах

Жилые здания тесно связывались с окружающей планировкой, хозяйственными постройками, небольшими искусственными водоемами, площадками и дорожками, в садах устраивались беседки

Жилые здания тесно связывались с окружающей планировкой, хозяйственными постройками, небольшими искусственными водоемами, площадками и дорожками, в садах устраивались беседки

Дворцы и богатые дома меблировались столами, креслами, диванами, табуретами

Дворцы и богатые дома меблировались столами, креслами, диванами, табуретами

К лучшим образцам египетской мебели относится деревянный небольшой комод

К лучшим образцам египетской мебели относится деревянный небольшой комод

Основное помещение дома – андрон – предназначалось для трапез и пиров

Основное помещение дома – андрон – предназначалось для трапез и пиров

Наиболее распространенными формами вазы были: амфора (для хранения вина) – изящный сосуд с округлым туловом, высокой шейкой и двумя ручками; кратер, в котором к столу…

Наиболее распространенными формами вазы были: амфора (для хранения вина) – изящный сосуд с округлым туловом, высокой шейкой и двумя ручками; кратер, в котором к столу…

Заключительное слово ведущего (преподавателя), обобщение полученных результатов, выводы

Заключительное слово ведущего (преподавателя), обобщение полученных результатов, выводы

Рецензия на методическую разработку открытого занятия

Рецензия на методическую разработку открытого занятия

Рецензия на методическую разработку открытого занятия

Рецензия на методическую разработку открытого занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024