Проведение он-лайн уроков средствами Skype в условиях
дистанционного обучения
Черных Т.А.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — образовательные технологии, основанные на применении информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии учеников и педагогических работников на расстоянии [1].
Домрачев В.Г. под термином «дистанционное обучение» понимает совокупность информационных технологий (ИТ), которые предоставляют обучающимся необходимый объем учебного материала и возможность организовать полноценную самостоятельную работу, обеспечивают взаимодействие педагогов и обучающихся [2].
Сегодня развитие информационных и коммуникационных технологий выдвинуло дистанционное обучение на новый уровень. Коммуникация между преподавателем и обучающимся осуществляется средствами интернет-технологий (электронная почта, форумы, видеоконференции, чаты и пр.). Все необходимые материалы высылаются в электронном виде (могут включать не только текст, но и мультимедийные объекты: видеоролики, аудиофрагменты, анимацию и различные электронные образовательные ресурсы), обучающийся может получить помощь и совет от педагога в режиме реального времени при виртуальном общении. Главная отличие современного ДО – интерактивность. Семинарские занятия, олимпиады и консультации сегодня проводятся в режиме on-line.
Перевод школ на дистанционное обучение привел к необходимости проведения уроков он-лайн, поскольку такая форма является наиболее эффективной для хорошего усвоения учебного материала. Ряд образовательных платформ предлагает возможность проводить он-лайн уроки, также доступны специальные сервисы. Рассмотри преимущества и недостатки самых популярных [3].
1. Трансляции в Яндекс.Учебнике
Преимущества: Яндекс.Учебник — единая образовательная платформа, которая позволяет зарегистрированным пользователям вести трансляцию, выдавать задания и собирать отчетность в одном месте. Общение с учениками проходит в чате, поэтому они не будут перебивать вас голосом. Есть возможность пересылки файлов в чате.
Недостатки: он-лайн урок не может быть продолжительным (ограничение по времени в 30 минут), необходимо пройти регистрацию всем участникам.
Количество участников: не ограничено.
Стоимость: бесплатно.
2. Zoom
Преимущества: Простой сервис для проведения онлайн-уроков. Подключение к трансляции проходит по ссылке, которую рассылает учитель.
Недостатки: Продолжительность бесплатной трансляции ограничивается 40 минутами. Школы могут запросить профессиональную версию, подав заявку.
Количество участников: 100.
Стоимость: бесплатно с ограничением 40 минут.
3. Skype
Преимущества: Одно из самых популярных среди школьников приложений для видеозвонков. Присутствует возможность общения в групповом чате, который сохраняет историю сообщений. Высокая степень защиты информации — все данные автоматически шифруются. Для использования программы ее нужно установить.
Недостатки: Всем ученикам придется зарегистрироваться. Если в звонке больше 25 участников, вместо звонка ученики получат уведомление о том, что звонок начался.
Количество участников: 50.
Стоимость: бесплатно.
Skype является лидером среди программ для онлайн занятий, многие занимаются с репетиторами и проходят тренинги, используя эту бесплатную программу видео-связи. Программа позволяет учителю и ученику слышать и видеть друг друга.
Рассмотри основные этапы подготовки и проведения он-лайн урока средствами Skype.
Первое, что нужно сделать учителю – это подготовить электронные образовательные ресурсы (электронные документы с заданиями, отсканированные статьи, презентации и пр.). Все необходимые материалы можно переслать в чате обучающимся нажатием правой кнопки мыши или перетаскиванием. Важная и полезная функция Skype – возможность поделиться экраном, для этого используется знак «плюс» в окне звонка. До начала урока необходимо установить программу, скачав по ссылке: https://www.skype.com/ru/. Затем нужно пройти процедуру регистрации, после чего педагогу нужно разослать детям на электронную почту или любыми иными другим способами свой iD или логин для добавления их в книгу контактов. После добавления учеников в книгу контактов, учитель может создать для каждого класса отдельный чат или группу. Для проведения видео-урока или консультации учитель может создать приглашение для учеников, разослав им ссылку на почту, мессенджер или в Skype. При большом количестве детей в классе целесообразнее проводить не один урок для всего класса, а короткие уроки по 15−25 минут для подгрупп из 5−10 человек. Основная цель скайп-урока — ответы на вопросы, разъяснение непонятных моментов, разбор сложных примеров и другие виды деятельности, требующие интерактивного взаимодействия. Важным моментом является поддержка групповой динамики между учениками, которой не хватает при асинхронном обучении. Вначале видео-урока учителю обязательно нужно включить свою камеру и попросить сделать это детей, чтобы все поприветствовали друг друга, уделив 1−2 минуты эмоциональному настрою на урок. Если ребенок не хочет включать камеру, настаивать не нужно. Камеру можно будет выключить в основной части урока и использовать демонстрационный материал. «Демонстрация экрана» — это режим программы Skype, позволяющий любому из участников видео-звонка демонстрировать остальным участникам изображение со своего компьютера. Включается данный режим с помощью соответствующей кнопки в правом нижнем углу окна программы. Режим «демонстрации экрана» удобно сочетать с каким-либо приложением, обладающим функционалом «классной доски». Одной из наиболее качественных программ, располагающей богатым набором возможностей, является программа SMART Notebook. На официальном сайте https://support.smarttech.com/software/smart-notebook доступен богатый выбор бесплатных пробных 30- или 60-дневных версий. Skype-урок целесообразно строить в форме эвристической беседы, представляющей собой систему вопросов и ответов, а не монологического рассказа учителя. Это позволяет постоянно удерживать внимание учеников, а эмоциональная поддержка, похвала и другие способы создания мотивации повышают вовлеченность детей в урок.
Широкие возможности программы Skype приравнивают дистанционное образование по глубине восприятия, информативности и интересу к живым урокам, а во многих случаях даже превосходят. Он-лайн уроки имеют ряд недостатков, среди которых сложность удержания внимания обучающихся в связи с наличием большого числа отвлекающих факторов, возможные проблемы технического характера, необходимость строгого соблюдения требований САНПИН. При проведении он-лайн урока необходимо тщательнее готовить учебный материал и обязательно использовать здоровьесберегающие технологии.
Список использованных источников:
1. Муромцев, А.Н. Электронное обучение, как форма дистанционного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013.
2. Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 1994 г.
3. Как провести онлайн-урок: сравниваем 8 сервисов для трансляций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-provesti-onlayn-urok-sravnivaem-8-servisov-dlya-translyatsiy.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.