Проведение открытого занятия: распространенные ошибки и как их избежать
Оценка 4.7

Проведение открытого занятия: распространенные ошибки и как их избежать

Оценка 4.7
doc
20.05.2020
Проведение открытого занятия: распространенные ошибки и как их избежать
Мой открытый сдать в часть.doc

Проведение открытого занятия: распространенные ошибки и как их избежать

Открытые занятие – это всегда испытание, и прежде всего для педагога.

Открытый занятие — это не выступление перед ревизором. Это возможность самосовершенствоваться, обмениваясь опытом и глядя на себя со стороны. 

В сознании учителей понятие «открытое занятие» превратили в проверку знаний, некоторый элемент контроля. Поэтому воспринимается данный вид активности негативно, «к нам едет ревизор». После подобных занятий ожидается либо наказание, либо (крайне редко) — поощрение; к этим занятиям готовятся, стараясь показать на них что-то особенное.

Но открытое занятие должно представлять из себя обычное занятие, которое педагоги каждый день проводят со своими обучающимися, просто на такое занятие может прийти любой другой педагог, чтобы посмотреть, как работает коллега.

Никакой отдельной подготовки не требуется: нужно вести занятие так же, как обычно, а гость (или гости) не будет потом ни наказывать, ни поощрять — он просто поделится своим впечатлением и даст педагогу возможность взглянуть на себя со стороны, получить ценные советы. После каждого занятия гости проводят беседу, на которой рассказывают о своих впечатлениях, о том, что можно было бы добавить, чтобы сделать занятие ещё лучше, а от чего стоило бы отказаться.

Но есть несколько общих рекомендаций, которые помогут всем, кто готовится к открытому занятию.

Подготовка к открытому занятию

Начинать подготовку к открытому занятию лучше всего со следующих шагов:

1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.

2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики – это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

3. Никогда не проигрывайте занятие с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, занятие "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие занятия сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.

4. Подготовьте самоанализ занятия. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа занятия, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.

5. Не стоит включать в занятие типы заданий, непривычные для обучающихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если дети уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие занятия, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого занятия

Какой бы план занятия вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: например, актуализация, рефлексия. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в группе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы занятия и целей занятия. Об этом чуть позже.

Теперь общие рекомендации к составлению плана:

1. Определите цели занятия. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить детей с биографией Ушакова. Естественно, в занятии должен быть этап, где эта самая биография преподносится ( в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из обучающихся и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели – это составляющие занятия, которые предстоит объединить в единую форму.

2. Обязательно проведите хронометраж занятия. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап занятия. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.м9

3. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность занятия. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Желательно, чтобы на открытом занятии присутствовали два гостя. Большее количество людей будет негативно действовать на детей, они станут вести себя не так, как обычно: замыкаться, бояться отвечать на вопросы, что может помешать естественному течению занятия. Но почему тогда не один человек? Потому что мнение двоих более объективно и взвешенно. Ведь после открытого занятия должен состояться его разбор, на котором гости укажут педагогу, у которого они побывали, опорные точки для дальнейшего самосовершенствования.

Крайне важно проводить запись открытого занятия (на веб-камеру, планшет, ноутбук или телефон — главное, чтобы на записи педагога было хорошо видно и слышно). Видео нужно для того, чтобы до разбора показать его педагогу, который провёл занятие. Это даст ему возможность посмотреть на самого себя, а обсуждение гостям открытого занятия следует начинать с вопросов о том, что думает сам педагог о своём занятии: какие он увидел плюсы и минусы? Что ему хотелось бы изменить?

После каждого открытого занятия проводится его разбор. Это должно произойти в течение недели, пока все впечатления ещё свежие. Сначала оба гостя должны обсудить данный занятие между собой, сделав следующее резюме:

§     два плюса занятия, которые необходимо сохранить,

§     два минуса, которые стоит исправить до следующего открытого занятия,

§     оценка (по желанию). Можно ставить оценку за занятие, руководствуясь, к примеру, 5-балльной шкалой, где 5 — недостижимый идеал, а 1 — абсолютно неподготовленное и скучное занятие. Оценки помогают более тщательно отслеживать собственный прогресс.

На разборе не только гостям стоит высказывать своё мнение: очень важно, чтобы педагог подверг себя самоанализу. Поэтому большую часть разбора должен говорить он сам, а гости лишь должны своими вопросами направлять его в нужное русло. Намного лучше, если моменты к улучшению будут вынесены как будто самостоятельно: психологически проще следовать своим собственным рекомендациям, подкреплённым чужим мнением, чем просто выслушивать, что плохо, а что хорошо.

НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ?

Тайминг. Укладывается ли преподаватель в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот — даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам педагог медлит или торопится?

Атмосфера. Какая обстановка на занятии? Хотят ли дети беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли педагог детей в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком занятии?

Методика преподавания. Как ведёт себя преподаватель: постоянно сидит или двигается по классу, наблюдая за работой детей? Насколько активно использует доску, удобно ли располагает на ней материал? Смотрит ли преподаватель всем обучающимся в глаза, отрабатывая визуальный контакт? Ведь по глазам можно понять очень многое: усвоил ли ребёнок задание, понятна ли ему тема, возможно, наоборот, для него всё слишком легко и нужно дать дополнительную нагрузку. Не стоит забывать и о том, как педагог работает с голосом и речью: не слишком ли громко или тихо говорит, присутствуют ли в речи слова-паразиты, от которых можно избавиться? Очень часто мы не замечаем за собой самые простые вещи, которые со стороны бросаются в глаза!

Знание материала и подготовка к занятию. Способен ли педагог ответить на каждый вопрос из класса? Рассказывает лишь то, что прописано в учебном плане, или даёт материал шире и интереснее?

Рациональность. Насколько преподаватель логично и продуманно даёт материал? Насколько этот конкретный занятие встроен во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данный занятие, что из него должны извлечь обучающиеся?

Каждый из нас обладает своим уникальным опытом, поэтому всегда есть чему поучиться у коллег.

Отдельно хотелось бы отметить следующие нюансы: гостями на занятии могут быть любые коллеги педагога. Почему бы на занятии по информатике не прийти педагогу по моделированию? Возможно, они не смогут заметить, если педагог не так хорошо подготовил материал, но атмосферу, отношения с обучающимися, тайминг и прочее у них оценить точно получится. От занятия к занятию гости могут меняться, одна из целей этой активности — чтобы педагога делились опытом, смотрели друг на друга.

Наблюдая, анализируя и обсуждая, можно за короткое время очень сильно поднять уровень преподавания.

Педагогу стоит представить обучающимся гостей (если, конечно, обучающиеся ещё не знакомы с этими преподавателями), объяснить, что это просто такая добрая традиция — ходить в гости, вот и в объединении мы теперь так будем поступать, постараться сделать так, чтобы обучающиеся не стали замыкаться в присутствии других людей.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что это ни в коем случае нельзя преподносить как дополнительный элемент контроля. В первую очередь проведение открытых занятий должно быть интересно самим педагогам: поделиться опытом, приобрести новые идеи, подвергнуть себя анализу (причём в первую очередь самостоятельно, посмотрев, возможно, впервые на себя со стороны). Даже признанному преподавателю с многолетним стажем не может не быть интересно свежее мнение, да и не исключено, что он почерпнёт какую-нибудь инновационную «фишку» у молодого педагога, которая значительно оживит его занятия.

Распространенные ошибки

Вот три классические ошибки, которые допускают педагога при подготовке и проведении открытого занятия:

Первая ошибка: выбрать слишком легкий материал

Желая продемонстрировать, насколько быстро дети схватывают информацию, как хорошо справляются с программой, педагоги нередко выбирают в качестве темы для занятия на повторение уже изученного и хорошо усвоенного детьми материала. Это кажется вполне логичным: обучающиеся будут с энтузиазмом и удовольствием выходить к доске, а, задавая очередной вопрос, педагог, вполне вероятно, на самом деле увидит тот самый пресловутый «лес рук». Подобный сценарий кажется очевидным и оптимальным решением задачки под названием «Как провести открытый занятие и не сойти с ума?». И это действительно сработало бы, если бы приглашенным экспертом на вашем занятии был бы совсем молодой и неопытный педагог. Однако те специалисты, которые могут присутствовать на вашем занятии, всегда обладают немалым профессиональным опытом или, образно выражаясь, «сами с усами». Они с большой долей вероятности вычислят, что вы специально решили пойти уже проторенной дорожкой, и тогда к вам возникнет много вопросов. 

Вторая ошибка: заранее прорепетировать ход занятия вместе с детьми

Пока одни педагога, желая провести внешне идеальное открытое занятие, выбирают тему полегче, в течение занятия обращаются исключительно к сильным обучающимся и тем самым создают иллюзию первоклассной педагогической работы, другие придумывают более хитрые способы пустить пыль в глаза комиссии. К сожалению, очень многие педагоги, испытывая волнение, решают заранее прорепетировать занятие вместе с детьми. Они предупреждают детей, что на занятие придут серьезные дяди или тети, перед которыми ни в коем случае нельзя ударить лицом в грязь, как умеют это делать дети. Они раздают обучающимся шпаргалки с ответами на вопросы, объясняют детям, как именно им надо и как ни в коем случае не надо вести себя в течение этих важнейших сорока пяти минут. В чем здесь преподавательская ошибка? В категорически неправильной расстановке приоритетов. Да, открытое занятие важно, но оно единично. А с этими детьми вы работаете ежедневно, пытаясь не только обучать их предмету, но и грамотно строить с ними комфортные отношения, которые являются подспорьем в вашей работе. Один раз проявив попустительство, показав, что вы способны на обман, вы можете навсегда потерять преподавательский авторитет.

Третья ошибка: вести себя во время открытого занятия не так, как всегда

Эта преподавательская ошибка очень похожа на предыдущую. Порой педагоги, проводя открытое занятие, начинают вести себя неестественно. Они могут начать обращаться к детям в какой-то новой манере: более строго или, напротив, более мягко. Могут использовать неожиданные интонации. Могут в целом вести себя по-другому. И пускай такое поведение вполне объяснимо (многие испытывают волнение, выступая на публике, а экспертная комиссия – это та же «публика»), вашим обучающимся едва ли это понравится. Они увидят в вас взрослого, которому не всегда стоит верить, а это очень быстро приведет к потере всякого уважения. А все потому, что вы упустили из виду, для кого на самом деле проводится этот занятие.

Помните, что открытый занятие проводится для детей. Любой занятие проводится исключительно для детей. Они на первом месте.

Шаги, которые помогут не ошибиться

Итак, мы определились с главными ошибками и намерены ни в коем случае их не совершать. Что дальше? Вот несколько шагов, которые стоит сделать, чтобы быстро и эффективно подготовиться к открытому занятию.

Шаг первый: выберите тему и форму занятия

Определитесь с темой занятия, от нее зависит действительно многое. Этот выбор важно сделать, исходя из вашего знания сильных сторон детей. Пусть тема будет для них интересной и не слишком сложной. Определившись с темой, подумайте о форме занятия. Это может быть классическое знакомство с темой или занятие нестандартного формата: занятие-конференция, занятие-игра и т. д. Если вы впервые проводите открытое занятие, оптимальнее выбирать хорошо знакомые вам форматы. Если вы решили проводить классический занятие, не забывайте о том, что внутри одного занятия очень важно сочетать различные мини-формы: презентацию темы, открытые и закрытые вопросы обучающимся, практику, работу в парах и пр. Это продемонстрирует ваш преподавательский инструментарий.

Шаг второй: помните про альтернативные ходы.

Составляя подробный конспект занятия, подумайте, что может пойти не так. Выделите основные моменты, которые могут вызвать сложность у детей или у педагога, и пропишите альтернативные ходы – то, что вы сможете сделать в случае любого форс-мажора: если обучающиеся не сразу поймут новый материал и вам понадобится больше времени на раскрытие темы, или если, скажем, выйдет из строя техника, которую вы хотели использовать. А если вы склонны к приступам сильного волнения, можно прописать сценарий самого провального открытого занятия и спокойно поразмышлять над тем, что вы могли бы сделать в какой-то момент, чтобы предотвратить или исправить любую неудачу.

Шаг третий: распишите тайминг.

Итак, вы выбрали тему, у вас много грандиозных идей и всего 45 минут. Вам нужен строгий тайминг! Работая над планом-конспектом занятия, старайтесь объективно оценивать как общую важность и полезность формы, так и время, за которое дети смогут ее выполнить. Распишите, сколько минут вы планируете потратить на каждое действие, и проводите занятие, вооружившись часами. Не забывайте о том, что занятие – это очень живой процесс, а поэтому все всегда может пойти не так, как бы вам хотелось. Подумайте, сколько времени можно добавить на выполнение той или иной задачи, если дети не справятся вовремя, а какими формами, практиками и задачами можно пренебречь, если времени будет не хватать. 

Шаг четвертый: подготовьте иллюстративный материал.

Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш занятие более ярким и интересным как в глазах детей, так и в глазах комиссии. Обязательно подготовьте презентацию, таблицы или любой иллюстративный материал, который имеется в наличии. 

Шаг пятый: прорепетируйте занятие с детьми из другой группы.

План занятия готов и подробно расписан. Иллюстративный материал готов. Вам кажется, что вы во всеоружии. Но не надо забывать, что план – это всего лишь теория. На практике очень многое может пойти не по сценарию. Поэтому будет полезно заранее провести этот занятие, но в другой группе. Так вы сможете увидеть как самые сильные аспекты вашего плана, так и моменты, над которыми стоит еще немного поработать.

Шаг шестой: предупредите детей.

И здесь речь уже, конечно же, не о том, чтобы рассказывать детям, что будет на занятие, раздавать им карточки с готовыми ответами, запугивать или слезно просить вести себя в присутствии гостей как можно благоразумнее. Просто предупредите детей, что на занятие будут присутствовать и другие взрослые люди. Честно расскажите им, зачем это нужно. Не акцентируйте на этой теме слишком много внимания. Пусть дети поймут, что открытый занятие – это не какой-то особенный занятие, не проверка и не испытание. Тогда дети будут вести себя во время занятия естественно, и это сделает вашу работу легкой, привычной, комфортной. 

Всегда думайте о комфорте детей.

В течение занятия хороший педагог станет обращаться не только к самым сильным обучающимся, которые всегда готовы блеснуть знаниями и эрудицией, но и ко всем, кому захочется что-то сказать, спросить, уточнить. Однако некоторым обучающимся может быть психологически некомфортно отвечать, когда в классе находится совершенно новый, незнакомый взрослый. Если вы знаете, что в вашем классе есть такие дети, не стоит вызывать их к доске или просить ответить на вопрос. 

В конце открытого занятия будьте готовы к обратной связи. Честно признайте, что получилось, а что нет. С интересом выслушайте мнение коллег и примите его к сведению. Помните, что все это происходит не для того, чтобы повесить на вас ярлык хорошего или плохого педагога, а для того, чтобы помочь вам неустанно расти как профессионалу. 


Проведение открытого занятия: распространенные ошибки и как их избежать

Проведение открытого занятия: распространенные ошибки и как их избежать

Никогда не проигрывайте занятие с детьми заранее

Никогда не проигрывайте занятие с детьми заранее

Но почему тогда не один человек?

Но почему тогда не один человек?

Ведь по глазам можно понять очень многое: усвоил ли ребёнок задание, понятна ли ему тема, возможно, наоборот, для него всё слишком легко и нужно дать…

Ведь по глазам можно понять очень многое: усвоил ли ребёнок задание, понятна ли ему тема, возможно, наоборот, для него всё слишком легко и нужно дать…

Желая продемонстрировать, насколько быстро дети схватывают информацию, как хорошо справляются с программой, педагоги нередко выбирают в качестве темы для занятия на повторение уже изученного и…

Желая продемонстрировать, насколько быстро дети схватывают информацию, как хорошо справляются с программой, педагоги нередко выбирают в качестве темы для занятия на повторение уже изученного и…

Помните, что открытый занятие проводится для детей

Помните, что открытый занятие проводится для детей

Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш занятие более ярким и интересным как в глазах детей, так и в глазах комиссии

Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш занятие более ярким и интересным как в глазах детей, так и в глазах комиссии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020