Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется вам трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если же вы считаете, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл.
Пожалуйста, обратите внимание, что речь здесь идет не о ваших желаниях выполнять то или иное действие, а только о возможностях и способностях.
Баллы проставляются в колонке «самооценка».
Проведение профориентационных методик.
Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых действий.
Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из
этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное
действие представляется вам трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если же
вы считаете, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий
балл.
Пожалуйста, обратите внимание, что речь здесь идет не о ваших желаниях выполнять
то или иное действие, а только о возможностях и способностях.
Баллы проставляются в колонке «самооценка».
Нормы. Теперь я зачитаю вам примерные нормы, отдельно для мальчиков и девочек.
Вы должны проставить в бланке ответов в графе «соответствие норме» баллы своего
соответствия этим нормам: если они попадают в норму, то ставится «0», если больше
нормы – «+1», если меньше – «1».
Подсчитайте общую сумму баллов и запишите её в нижней части бланка ответов.
Далее из предлагаемого списка профессий вы можете выбрать любые и проверить
свою готовность к ним.
Для этого, в списке «набор профессий» отыскивается интересующая профессия, где
отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость
этих действий для успешной работы, выраженная в баллах.
Рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы
самооценок), которые вы выставили в своем бланке ранее. Подсчитайте общий результат
готовности к профессии и запишите внизу, выразив его в процентах.
Теперь вернемся к вашей самооценке, если она занижена, то полученный показатель
готовности к профессии умножается на корректировочный коэффициент 1,3, а если
завышена – на 0,7. Если самооценка оказалась нормальной, то никаких корректировок
можно не делать.
Если показатель ниже 60%, то могут возникнуть сомнения в вашей готовности к
данной профессии.
Профориентационная активизирующая методика «За и против».Инструкция: Сейчас я зачитаю вам вопросы, а вы проставите в соответствующих
графах бланка баллы, означающие ваше желание выполнять на будущей работе данные
действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше балл, тем больше желание
выполнять данное действие).
Теперь перед всеми баллами во 2 и 4 колонках проставляется знак «минус». Затем по
каждой из 20 строчек подсчитывается сумма баллов, она записывается справа. В итоге
получается 20 сумм баллов, соответствующих 20 группам профессий (при этом могут быть
и отрицательные значения и нули).
Далее записываются группы профессий и нормы, также отдельно для мальчиков и
девочек. Если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе
профессий интерес обычный. В этом случае в графе результат вы записываете «0». Если же
сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой
баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма (
4,+3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее
значение нормы: (+5)(+3)=(+2). В этом случае в графе «результат» записывается (+2), и
можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Аналогично
проводятся методики «За и против2,3».1.
Анализ результатов.
Профориентационная активизирующая методика «За и против».
К сожалению, результаты по методике «За и против» оказались не совсем
корректными и выявили, больше отрицательное отношение девочек к не принимаемым
профессиям. Однако, анализируя результаты тестирования Павленко Тани, можно сказать,
что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с профессиями врач (медицина) и
ветеринар (крестьяне), но и имеет явный интерес и способности к данным видам
деятельности. Таня убедилась в правильности своего выбора и попрежнему намерена
получить соответствующее образование.
Пархоменко Надежда проявила интерес и способности к следующим направлениям
деятельности: бизнес и финансы, крестьяне (зоотехники, ветеринары, трактористы,
механизаторы, фермеры и т.п.), служение Богу. Некоторые из результатов не совсем
удовлетворили девочку. В частности ей не понравилась группа профессий «служение
Богу». Однако в ходе проведенной беседы мне удалось объяснить ей, что данный результат
явился, скорее всего результатом не совсем понятых ею вопросов и следовательно,
неправильного их оценивания.
Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
По методике «Будь готов!»
Лида показала высокий уровень готовности к
профессиям экономист и менеджер (по некоторым группам профессий я не смогла
предоставить её бланк ответов), низкий – юрист, парикмахер, продавец, бомж, торговец
наркотиками и матрос. В целом методика ей понравилась. Девочка осталась довольна
результатами.
Все девочки как 8го, так и 11го классов задумались, действительно ли нужно
выбирать профессию только потому, что она престижная, стали серьёзнее относиться к
профессиям типа повар, швея, воспитатель, сантехник, агроном и т.д. Убедились насколько
важно иметь способности к тому или иному виду деятельности.2.
Выводы.
На основе полученных результатов и в ходе проведенных в конце каждого
тестирования бесед можно сделать следующие выводы:
1. Консультирование оказало большую помощь девочкам в выборе
своей профессии;
2. Мне как будущему консультанту удалось расположить к себе
клиентов и соответственно настроить на проведение методик;
3. Достигнуты основные цели активизирующих профориентационных
методик, а именно:
Повышение уровня осознания своей готовности к различным
видам профессионального труда;
Активизировать учащихся для ценностнонравственных
размышлений, связанных с выбором профессий;
Выявить интересы, склонности и способности к различным
видам трудовой деятельности;
Выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы
профессий;
В целом результаты тестирования не совсем меня удовлетворяют. Проводя методику
«За и против» ранее в 1011 классах, я получала результаты несколько лучше. Думаю это
связано с тем, что методика рассчитана на детей более старших классов нежели 8 класс.
А для себя я сделала следующие выводы: для получения более успешных результатов,
следует проводить методики с учетом возрастных ограничений, указанных в ней; четко
придерживаться инструкции и стараться не комментировать вопросы;