Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
ОВБурский, 0'.д.ФЪд»звзљ46 ПРОВЕРОЧНЫЕ
И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЬЦ:
ж лк *ебнику
ЮЩИЙ МИР.
- (Человек природа) 4 класс
АА ДД З, АС Рвут—
Комментарий для учителя
Тетрадь «Проверочные и контрольные работы» ЯВЛяетсЯ приложением к учебнику АД. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др. «Окружающий мир», 4—й класс (часть 1 «Человек и природа»). Тетрадь предлагает материалы для тематического и итогового контроля в фор— ме проверочных и контрольных работ по важнейшим темам курса «Окружающий мир», а также реализует технологию оценивания учебных успехов (образовательных достижений) учащихся, краткое описание которой приведено ниже, подробное — в методических реко— мендациях для учителя.
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изу— ченной теме. Их цель — получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10—15 минут на любом комбинированном уроке. Каждая проверочная работа размещена на половине листа (с обеих сторон) и отрезается по пунктирной линии. В обоих вариантах предлагается равное количество заданий и указано, какое именно умение про— вернет каждое задание.
Предлагаемый порядок оценивания работ учащихся
1 ) Оценивается не знание содержания учебника, а умение применять знания в ходе реше— ния различных задач,
2) Выполнение каждого задания демонстрирует освоение учеником одного из программных умений (см. таблицу требований ниже). Поэтому рекомендуется за каждое задание ставить отдельную отметку, и только если этого требуют правила внУтришкольного контроля. выводить среднюю отметку за работу.
3) Задания составлены на трех уровнях успешности (см. правило № Б технологии оценивания на стр. 2).
Рекомендуемый ученикам порядок выполнения работы
1. Прочитайте задания и выполните их все на необходимом уровне.
2. Если вы успешно справились с необходимым уровнем, приступайте к выполнению зада— нии программного уровня, а затем максимального уровня.
Таблица требований по курсу
«Окружающий мир», 4 класс («Человек и природа»)
Правила технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений) (краткий перечень)
Что контролировать и оценивать?
правило. Оцениваегся пюбое, особенно успешнГЕ, действие. а фиксируется отметкой только решение полноценнпи задачи. тс есть умения по использованию знании. |
|||||||
|
|
|
|
||||
|
Кто оценивает? |
Когда оценивать? |
Где фиксировать результат? |
|
|||
|
2—е правило. Учитель и ученик |
3—е правило. За каждую |
правило. |
|
|||
|
по возможности определяют оцен- |
учебную задачу или группу |
|
|
|||
|
ку в диалоге [внешняя оценка + |
заданий-задач. показывающих |
Отметки (или часть их) |
|
|||
|
самооценка), ученик имеет право |
авладение отдельным умением. |
выставляются учителем |
|
|||
|
аргументированно оспорить вы- |
ставится своя, отдельная |
таблицу требований |
|
|||
|
ставленную отметку. |
отметка, |
[рабочий журнал учителя, |
|
|||
|
|
правило. За задачи, решен. |
дневник шдггьникај в графу того |
|
|||
|
|
ные при изучении новой темы, отмет- |
умения. которое быпг гснсеным и |
|
|||
|
|
кв ставит;я только по желанию учени- |
развивалось ходе решения кон- |
|
|||
|
|
кв, та как в процессе овладения умеКиями и знаниями по теме ан имеет право на ошмху, |
кретнои задачи, |
|
|||
За каждую задачу проверочной (контрольна*) работы па итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме, Ученик не может отказаться 01 выставления этой атметки. но имеет право пересдать (хотя бы один
Как, по какой шкале оценивать?
Б—е правило. Оценка ученика определяется пс универсальна“ шкале трех уровней успешности.
Необходимый уровень — решение тилдвај задачи, подобной тем, что решали уже много раз. где твебпвалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимс всем пг любому предмету. «хорошо“, на не потличнс", программный уровень - решение нестандартной задачи. где потре'гвапось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые“ знания и умения. нс в Навои, непривычной ситуации, Это уровень, соответствующий цели программы «Шкала 2100“. - ургаень функционально гџнмптнаи личности - „отлично», Максимальный (несбязвтегъныИ) уровень — решение исвехзаданив по неизученному материалу, когда потребовались гибо самостаятегьнп добытые знания, пиђа нпвыЕ, самостоятельно уженные умения. Зтгт Вень монсгригует исключительные утехи отдельных учеников по отдельным темам — «превосходно»
Как перевести качественную оценку в количественную отметку?
Баллы успешности (1 специально разработанные под три уровня успешности, |
|
Другие шкалы — 10-балльна;. традиционная пятибалльная с плюсами и другие шкалы, если их соотнести с тремя уровнями успешности, |
2
3 . Органы нервной системы Органы кровообращения
Программный уровень. ПодчеРКНИ, какие органы находятся в руке. Органы пищеварения, дыхания, выделения, размножения, опорно-двигательной системы, нервной системы, кровообращения, органы чувств.
Максимальный уровень. Подчеркни, какие органы находятСЯ В голове. Органы пищеварения, дыхания, выделения, размножения, опорно-двигательной системы, нервной системы, Кровообращения, органы чувств.
Вариант 2. Учени...
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях. Необходимый уровень. Соедини названия органов с назва— нити тех систем органов, к которым они принадлежат. Органы пищеварения Органы дыхания
Органы размножения Органы кровообращения
Программный уровень. Подчеркни, какие органы находятся в ногах. Органы опорно-двигательной системы, пищеварения, кровообращения, дыхания, выделения, размножения, нервной системы, органы чувств.
Максимальный уровень. Подчеркни, какие органы находят— ся В туловище. Органы опорно-двигательной системы, пищеварения, кровообращения, дыхания, выделения, размножения, нервной системы, органы чувств.
Необходимый уровень. Какую функцию каждая система органов выполняет в организме? Соедини их.
Удаляют углекислый газ • |
• Органы пищеварения |
Переваривают пищу ' • |
• Органы дыхания |
Очищают кровь • |
• Органы выделения |
Продолжают род • |
• Органы размножения |
Программный уровень. Подчеркни свойства, общие для человека и животных. Рост, размножение, дыхание, подвижность, умение читать, способность к фотосинтезу, неспособность превращать минеральные вещества в органические.
Умение оценивать, что полезно для здоровья, а что — вредно.
Необходимый уровень. Соедини названия систем органов с названиями тех функции, которые они выполняют в организме.
Позволяют воспринимать окружающий мир |
• Органы чувств |
Позволяют принимать решения • |
• Опорно—двигатепьные органы |
Доставляют питательные вещества • к клеткам |
• Органы нервной системы |
Создают опору тела • |
• Органы кровообращения |
Программный уровень. Подчеркни свойства, общие для человека и растений. Рост, размножение, дыхание, подвижность, умение читать, способность к фотосинтезу, неспособность превращать минеральные вещества в органические.
Умение ОЦеНиваТь, что полезно для здоровья, а что — вредно.
Программный уровень. Какая система органов пострадает сильнее других от переедания от курения
от падения с дерева 7
4
Как поверхность кожи защищена от разнообразных внешних воздействий? Отметь С] Клетки кожи покрыты толстыми оболочками.
[З Поверхность кожи состоит из мёртвых клеток.
Нервы не подходят к поверхности кожи, поэтому мы не чувствуем вредных воздействий.
Программный уровень. Впиши номера рисунков. на которых проиллюстрированы эти свойства кожи.
С] Защита от механических повреждений. О Осязание. С] Защита от переохлаждения. [З Защита от микробов.
1 |
|
2 |
|
з |
Вариант 2. Учени...
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях. Необходимый уровень. Соедини названия животных с присущими им свойствами кожи.
Пресмыкающиеся |
Наружный слой мёртвых клеток изнашивается, а изнутри — прирастает за счет деления живых клеток кожи.
Млекопитающие (включая человека) |
Кожа состоит из мёртвых клеток: по мере роста организма она заменяется на новую.
Программный уровень. Впиши номера рисунков, на которых проиллюстрированы эти свойства кожи.
Защита от вредных веществ. С) Осязание.
С) Защита от перегрева. С) Защита от высыхания.
1 |
|
з |
Максимальный уровень. Как изменились бы свойства ко— жи, если бы она была сплошь покрыта шерстью? Перед свойствами, которые усилятся, поставьте «-е», перед свойствами, которые ослабятся, — «—», а перед не изменив— шимися свойствами
Выработка витамина D |
Защита от холода |
[З Защита от микробов |
Защита от повреждений |
Необходимый уровень. Какая часть скелета защищает сердце и лёгкие?
Программный уровень. Вставь пропущенные слова.
Подвижное соединение костей называется
Мышца прикрепляется к кости с помощью Максимальный уровень. Закрась красным ка—
Максимальный уровень. Как изменились |
бы свойства ко— |
жи, если бы она была сплошь покрыта |
шерстью? Перед |
свойствами, которые усилятся, поставьте |
е», перед свой— |
ствами, которые ослабятся, сомневаешься, |
случаях, когда ты |
Е] Эластичность Защита от перегрева
Выработка витамина D Защита от холода
Необходимый уровень. Какая часть скелета создаёт опору для туловища?
Программный уровень. Отметь правильное утверждение [З Сухожилия мышцы прикрепляются к разным костям. [2 Сухожилия мышцы прикрепляются к одной и той же кости.
Максимальный уровень. Закрась, синим каран—
дашом ту часть шеи, где находятся мышцы— сгибатели, а красным карандашом закрась мышцы—разгибатели.
Необходимый уровень. Подпиши на рисунке названия ор— ганов выделительной системы.
Программный уровень. С чем можно сравнить работу по— чек? Отметь .
[3 С работой экскаватора.
[3 С просеиванием крупы.
[З С процеживанием сока через фильтр.
Объясни свой ответ.
Необходимый уровень. Какой орган выделительной систе— мы временно изолирует вредные вещества, удалённые из крови?
Программный уровень. С чем можно сравнить работу по— чек? Отметь
[З С выбрасыванием мусора из ведра.
С] С просеиванием муки.
Е] С работой экскаватора.
С выжиманием белья.
С процеживанием сока через фильтр.
Объясни свой ответ.
Подчеркни названия веществ, которые не пере— носятся кровью. Кислород, пищеварительные соки, углекислый газ, вредные отходы. Программный уровень. Подпиши назва— |
лёгкие |
ние изображённой на рисунке части |
СЕ |
05 уровень.
кровеносной системы. Укажи направле— ние движения крови.
Максимальный уровень. Соедини части предложений.
Плазма и клетки крови • останавливают кровотечение.
Красные кровяные клетки |
• поддерживают постоянные условия внутри организма. |
Кровяные пластинки |
• переносят кислород. |
Вариант а. Учени...
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях.
Необходимый уровень. Подчеркни названия веществ, которые переносятся
кровью. Питательные вещества, кислород, водород, вредные отходы. Программный уровень. Подпиши название изображённой на рисунке части кровеносной системы. Укажи направле- |
СЕ |
ние движения крови. |
ВСЕ оРГАНЫ |
И ТКАНи
Максимальный уровень. Соедини части предложений. Белые кровяные клетки • содержат гемоглобин.
Плазма и клетки крови • уничтожают бактерии.
Красные кровяные клетки • поддерживают постоянные условия внутри организма.
Необходимый уровень, Каким газом богата кровь, кото— рую несут кровеносные сосуды от лёгких?
Программный уровень. Подпиши на рисунке органы дыха— ния. Каково их назначение? Укажи функции любых двух из них.
Необходимый уровень. Каким газом богата кровь, кото— рую несут кровеносные сосуды к лёгким?
Программный уровень. Дорисуй на рисунке недостающие органы дыхания и напиши их названия. Укажи их функции.
Максимальный уровень. Какие вещества использует клет— ка для получения энергии?
[0
об уровень. Какой орган управляет работой организма? Подчеркни. Мозг, желудок, сердце.
Программный уровень. Представь, что мальчик неожидан— но сел на острую кнопку. Соедини его ответные действия с теми органами нервной системы, которые ими управляют.
спинной мозг большие полушария головной мозг
Максимальный уровень. Подчерки, к чему приводит действие гормона тревоги.
Частое дыхание, редкое дыхание, сердце бьётся быстрее, сердце бьётся медленнее, кожа бледнеет, кожа краснеет.
2 Вариант 2. Учени...
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях. Необходимый уровень. Некоторые люди не способны ощу— щать боль. Отметь верное утверждение
Это плохо, потому что неполадки в организме остаются незамеченными и могут превратиться в тяжёлое заболевание.
Это хорошо, потому что боль — неприятная Веш_ЦЫ, меньше болит — меньше болеешь — здоровее будещь.
Программный уровень. Подчеркни, где сконцентрировано очень много чувствительных клеток.
На спине, на стопе, в органах, на ладони, на носу, на подуимечках пальцев.
Максимальный уровень. Как организм может дать коман— ду сразу всем органам? Отметь С помощью мозга и нервов.
С помощью гормонов.
уровень. Почему люди не перестают дышать во сне? Отметь 2.
Грудная клетка расширяется и сжимается сама.
С] Каждый следит за процессом дыхания, чтобы не умереть. Из . мозга к мышцам регулярно и автоматически поступает сигнал, заставляющий их сокращаться.
Программный уровень. Какой сигнал о разнообразных неполадках в организме обычно получает головной мозг? Подчеркни правильный ответ.
Звуковой, нервный импульс, световой, чувствительный.
Необходимый уровень. Водитель автомобиля, находясь за рулём, должен быть очень внимательным. Отметь за какие действия отвечают большие полушария головного мозга.
Е] Следить за сигналами светофоров и дорожными знаками. [З дЫИиТЬ. [З Моргать. [З Правильно оценивать расстояние до других машин.
Программный уровень. Почему нас так удивляет способность йогов по желанию изменять ритм сокращений сердца? Отметь а.
Е] Потому что сердечный РИТМ у человека не изменяется. Потому что деятельность сердца регулируется МозГОМ независимо от сознания.
[З Потому что сердце само устанавливаег частоту сокращений. Максимальный уровень. Представь, что ты одновременно чувствуешь, как жмёт тебе обувь, как пахнет газом из кухни и как холодно в комнате. На какой из этих сигналов ты отреагируешь в первую очередь? Почему?
12
об ах уровень. Какие органы чувств помогают этим людям? Соедини.
Канатоходцу (чтобы не упасть) • • орган слуха
Играющему в жмурки • • орган равновесия
Пешеходу узнать сигнал светофора • • орган зрения
Программный уровень. Изображение предметов попадает на сетчатку глаза перевёрнутым. Догадайся, какой орган «ставит на место» увиденное нами?
Максимальный уровень. Раскрась рисунок обозначенными цветами. Подумай, какую фигуру мы лучше увидим при слабом освещении.
Зеленый Красный |
Серый Белый |
Вариант 2. Учени...
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях.
Необходимый уровень. Какие органы чувств помогают этим людям? Соедини.
Ученику музыкальнои ШКоЛЫ • |
• орган обоняния |
Повару в столовой • |
• орган слуха |
Парфюмеру • |
• орган вкуса |
Программный уровень. Какая часть глаза регулирует ко— личество света, попадающего на сетчатку? Подчеркни.
Ресницы, зрачок, роговица, сетчатка, хрусталик, веки.
Максимальный уровень. Раскрась картинку обозначенными цветами. Напиши, какая фигура будет лучше видна в су— мерках.
Вертикальные синие полосы
|
Синий
Малиновый
уровень. Выбери и подчеркни две профес— сии, для которых особенно важно чувство обоняния.
Повар, санитар, парфюмер, кинолог (специалист по собакам, а не по кино!),
Программный уровень. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или вообще отдельно? Допиши фразу.
Способность чувствовать вкус слегка притупляется
Необходимый уровень. Для чего животным нужны под— ВИЖНые ушные раковины?
Необходимый уровень. Выбери и подчеркни две профес— сии, для которых особенно важно чувство обоняния. строитель, работник аварийной службы газа, винодел, сантехник. Программный уровень. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или вообще отдельно? Отметь 2.
Чтобы гости оценили дорогое угощение.
[З Способность чувствовать вкус слегка притупляется во время еды.
Чтобы обратить на них внимание.
Необходимый уровень. Для чего уши располагаются по бокам головы?
Программный уровень. Для чего служат слуховые косточки? Отметь .
Защищают барабанную перепонку от повреждений.
Е) Усиливают и передают колебания барабанной перепонки. 14 Укрепляют орган равновесия.
Максимальный уровень. В прошлом человечество жестоко страдало от эпидемий, Почему сейчас эпидемии случают— ся довольно редко и не приводят к массовой гибели людей?
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях. Программный уровень. Откуда берутся дети? Отметь б.
[З Их находят в капусте.
[З Их приносят аисты.
С) Их выдают в роддоме.
Максимальный уровень. Можно ли заболеть корью или ветрянкой во второй раз? Отметь правильный ответ [й. [З Нет, потому что к ним вырабатывается невосприимчивость.
[2 Нет, так как это очень редкие болезни. Да, как и любой другой болезнью. [2 Да, если не сделать прививку.
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях. Программный уровень. Посмотри на эти символические силуэты. Чем они отличаются? Определи, какой из них мужской. Объясни свой выбор.
[6
Умение понимать, в чём главное отличие человека от животных,
Необходимый уровень. Выбери и отметь [й четыре особенности, которые больше других способствовали ВЫЖИВанию человеческого племени.
Быстрота бега.
Мощные зубы и когти.
Ум и хитрость.
Умение договариваться.
Использование орудий.
Защищённость от жары и холода.
Способность передавать знания и опыт.
Программный уровень. Соедини части предложений.
Человек стал человеком, сделав простейшее • • огонь.
Позднее люди научились поддерживать • • орудие. Общение стало совершенным. когда возникла • • семья.
Воспитание детей обеспечила постоянная • • речь.
Вариант 2. Учени...
Умение понимать, а чём главное отличие человека от животных.
Необходимый уровень. Выбери и отметь три особен— ности, которые больше других способствовали выживанию человеческого племени.
Смелость.
[З Отсутствие густой шерсти.
Развитое умение общаться с сородичами. Высокий рост.
Е.) Развитый головной мозг.
С] Длительный период обучения родителями.
С] Питание смешанной (растительной и животной) пищей. Программный уровень. Соедини части предложений.
От холода человека защитила |
• мораль. |
Вражде внутри племени стала препятствовать • |
• одежда. |
Отобразить жизненный опыт помогла • |
• религия. |
Дать истолкование всему непонятному смогла • |
• культура. |
Необходимый уровень. Кто из них предок современного человека? Отметь его б.
Программный уровень. Впиши слова, которые определяют отличие человека от обезьяны по строению тела.
Передвигается на конечностях.
Большой палец руки лоб
Необходимый уровень. Кто из них предок современного человека? Отметь его а.
Программный уровень. Впиши слова, которые определяют отличие человека от обезьяны по строению тела.
Положение тела
Чувствительность пальцев руки
Объём мозга
Челюсти развиты
Приведи по два-три примера диких и домашних животных.
Дикие животные |
Домашние животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Соедини стрелкой начало фразы с её концом, чтобы составить правила здорового образа жизни.
Чтобы микробы не накапливались на руках, |
• надо промыть ранку, помазать во— круг неё зелёнкой и забинтовать.
Если ты поранил кожу, |
• надо чаще мыть руки.
Если почувствовал резкую боль в ноге, |
• можно проглотить ее, не заметив горечи.
Если горькую таблетку положить на кончик языка, |
•
Распредели растения и животных по природным зонам.
Поставь, где надо, знак
Обитатели |
Тундра |
Лесная зона |
Степь |
Пустыня |
Саксаул |
|
|
|
|
Северный олень |
|
|
|
|
Медведь |
|
|
|
|
Белая сова |
|
|
|
|
Кобра |
|
|
|
|
Ковыль |
|
|
|
|
Глухарь |
|
|
|
|
Сайгак |
|
|
|
|
Тюльпан |
|
|
|
|
Дрофа |
|
|
|
|
Напиши, почему человек должен сохранить природу.
З необходимый
Учени.,.
Приведи не менее трёх примеров различных веществ.
Перечисли не менее трёх свойств воздуха.
Заполни таблицу, поставив, где надо, знак е».
Дерево |
Хвойное |
Лиственное |
Берёза |
|
|
Ель |
|
|
дуб |
|
|
Сосна |
|
|
Клён |
|
|
Лиственница |
|
|
Кедр |
|
|
Липа |
|
|
Снег растаял, и река
Почва нагрелась, пропиталась влагой, и начали расти
П Приведи по два—три примера дикорастущих и культурных растений.
Дикорастущие растения |
Культурные растения |
|
|
|
|
|
|
Вставь названия систем органов по описанию их роли в жизни организма.
а) помогают человеку ощущать окружающий мир.
б) переваривают пищу и снабжают организм материалом для роста и энергией для жизни.
в) управляет всем организмом.
г) выводят из организма избытки воды и вредные вещества.
е)защищает организм от повреждений, проникновения вредных веществ и микробов, перегрева и переохлаждения.
переносят одни вещеиз клеток.
создаёт опору тела и позволяет человеку двигаться.
Соедини с помощью стрелок нарушения природы с их
причинами.
Загрязнение воды
Загрязнение воздуха
Вырубка лесов и обмеление рек
Истощение полезных ископаемых
Исчезновение животных
• Неэкономное использование по— лезных ископаемых.
• Слабое использование отходов производства.
• Выброс отходов в реки.
• Неэкономное использование бумаги.
• Неумеренная охота.
а необходимый
Учени...
Напиши, какое состояние имеют перечисленные вещества в обычных условиях (твёрдые тела, жидкости или газы).
|
|
|
Керосин |
Кислород |
Поваренная соль |
Вода |
Пар |
Сахар |
пирт |
Азот |
Каменный уголь |
Перечисли не менее трёх свойств воды.
Допиши фразы.
Наступила весна. День стал (короче или длиннее). Солнце в полдень поднимается
(выше или ниже) над горизонтом. Снег Всё чаще выпадает (снег или дождь). Растения а животные
д |
10 о -10 |
Б |
|
10 -10 |
в |
|
Запиши показания термометров.
Б. в.
Выбери условия, необходимые для жизни растений и живОТНЫх. Для этого заполни таблицу, поставив, где надо, знак
|
Условия |
Растения |
Животные |
Наличие |
света |
|
|
Наличие |
тепла |
|
|
Наличие |
кислорода |
|
|
Наличие |
минеральных веществ |
|
|
Наличие |
пищи |
|
|
Наличие |
воды |
|
|
Наличие |
углекислого газа |
|
|
Допиши фразы.
День стал длиннее — наступила
Солнце нагрело землю, и снег
Приведи по два-три примера деревьев, кустарников и травянистых растений.
Дерево |
Кустарник |
Травянистое растение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Насекомые |
Рыбы |
Птицы |
Зве и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распредели растения и животных по природным сообще— ствам. Поставь, где надо, знак
Обитатели |
Озе |
|
Лес |
Белка |
|
|
|
Клеве |
|
|
|
Рак |
|
|
|
К знечик |
|
|
|
Ка ась |
|
|
|
Медведь |
|
|
|
Водо осль |
|
|
|
Берёза |
|
|
|
Бабочка |
|
|
|
Лось |
|
|
|
Допиши правила бережного отношения к природе.
1
Приведи по три примера живых и неживых тел.
Живые тела |
Неживые тела |
|
|
|
|
|
|
Приведи не менее трёх примеров природных явлений.
Название полезного ископаемого |
Свойства |
Способы использования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опиши погоду за окном с помощью условных знаков.
Дата:
Погода:
Составь рассказ о роли Солнца для жизни на Земле. Используй для этого слова: смена времён года, свет, тепло, орган зрения.
Для изготовления каких вещей подходят металлы? Соедини стрелками выбранные вещи с металлами.
|
Трос |
|
Украшения |
|
Дом |
|||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
Дорога |
|
Посуда |
|
Ружьё |
||||||||||||
Программный уровень. Выполни задание на необходимом
Умение находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения.
Необходимый уровень. Как прокормить растущее населе— ние Земли в будущем? Расставь оценки этим предложе— ниям (от 1 до 5 баллов).
С] Расширять площади полей за счёт природных местообитаний.
С] Повысить урожайность полей.
Е) Вывести новые сорта.
С] Ограничивать права граждан, снизить рождаемость.
Осваивать биологические ресурсы океана.
Программный уровень. Отметь источники энергии, которые будут преобладать через 50 лет. Объясни свой выбор. Энергия воды, энергия тепла, энергия атома, солнечная энергия, энергия ветра.
2. З
Умение объяснять, как человек использует культурные растения и домашних животных. Необходимый уровень. В некоторых странах в больших количествах разводят дождевых червей. Как ты думаешь, для чего?
Е) Для любителей рыбной ловли.
Е] Для домашнего содержания.
[2 Для повышения плодородия почвы.
Программный уровень. Тли вредят развитию баклажанов.
Оцени способы борьбы с ними и обозначь их значками «+» или
Е] Выращивать другие культуры.
[2 Уничтожить тлей ядохимикатами.
Е) Вывести и сажать баклажаны, несъедобные для тлей.
Максимальный уровень. Как называется группа родствен— ных животных, в потомстве которых ярко выражены опре— делённые используемые человеком признаки?
Умение называть основные свойства воздуха. воды и полезных ископаемых и объяснять, как человек их использует.
Необходимый уровень. Подчеркни свойства воздуха.
Постоянная форма, расширяется при нагревании, несжимаемость, плохо проводит тепло, твердость, малая плотность, упругость.
Программный уровень. Есть ли в атмосфере течения, как в океане? Как они называются?
Максимальный уровень. Может ли такой объём воздуха уместиться в небольшом акваланге? Почему?
Программный уровень. Отметь. в каком случае легче отодвинуть бревно рычагом.
Умение находить противоречия между хозяйством человеке и природой и предлагать Способы их устранения.
Смириться, так как электричество необходимо.
[З Установить фильтры, уменьшающие загрязнение.
[З Получать электроэнергию из других регионов (что дорого). Строить новые, безвредные электростанции (что очень дорого).
Программный уровень. Отметь, какие виды городского транспорта будут преобладать через 50 лет. Объясни свой выбор.
Автобус, метро, автомобиль, лошадь, троллейбус, электромобиль, вертолёт.
2. 1
Учени...
Умение Объяснять. как человек использует культурные растения и домашних животных. Необходимый уровень. Что поможет полевым культурным растениям, если:
почва такая плотная. что корням |
|
не хватает воздуха • |
• удобрения |
лето слишком короткое • |
. ВСПЕШКа |
не хватает питательных веществ • |
• полив |
велика вероятность засухи • |
• теплица |
Программный уровень. Где лучше разместить животноводческие фермы, учитывая хозяйственные особенности районов?
птицеферма • • богатые урожаи зерновых культур молочная ферма • • горы в жарких странах чаеводство • • обширные заливные луга
Умение называть основные свойстве воздуха, воды и полезных ископаемых и объяснять. как человек их использует.
Необходимый уровень. Представь, что бутылку с водой заморозили: вода превратилась в лёд. Как изменится при
этом масса воды объём воды форма бутылки
Программный уровень. сравни среды по плотности опоры для передвижения, соедини их значком О» или «о.
Наземная среда |
|
Водная среда |
|
|
Максимальный уровень. Объём воды в мерном стакане
|
|
100 мл. Нарисуй справа, как можно измерить объём камня.
Умение применять свои знания о своём организме в жизни.
Необходимый уровень. Отметь, какие признаки предметов ты сможешь определить с помощью осязания.
Кислый, гладкий, лёгкий, горячий, липкий, блестящий.
Программный уровень. Приведи примеры других призна— ков, которые ты можешь определить с помощью этого чувства.
Умение оценивать, что полезно для здоровья. а что вредно.
Программный уровень. Объясни своё мнение.
Умение понимать, в чём главное агличие человека от животных.
Необходимый уровень. Допиши важнейшие отличительные черты человека. Разум,
Программный уровень. Отметь особенности, свойственные современному человеческому обществу.
Занятие спортом. Ожирение. Высокая смертность от болезней. Загрязнение воды и воздуха. Избыток новостей. Голод.
1. З
Умение применять гвои знания о своём организме в жизни.
Необходимый уровень. Так ли необходимо мыть руки?
Нет, кожа в достаточной степени защищает нас от микробов.
Да, потому что микробы со временем проникают под кожу. Да, ведь микробы с рук могут легко попасть в глаза или в рот.
Программный уровень, Объясни свой ответ.
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях. Необходимый уровень. Заполни первую колонку таблицы, указав в ней органы опорно—двигательной системы.
О ганы |
функции |
|
|
|
|
|
|
Программный уровень. Заполни вторую колонку таблицы. Укажи функции выбранных органов.
Необходимый уровень. Почему кровь по артериям течёт толчками?
Программный уровень. На рисунке при сильном увеличе— нии изображён кровеносный сосуд, заходящий в лёгкие.
Поставь букву «У» там, где содержание углекислого газа больше, и укажи стрел— кой направление его движения сквозь стенки сосуда.
Какие органы отвечают за наши действия?
• Написание письма
• вздрагивание
• Выбор Подарка
• Чихание
Программный уровень. Миша на улице окликнул Лену. Укажи стрелками последовательность распространения сигналов в нервной системе.
Нервы |
|
Мозг |
|
|
Чувствительные клетки |
|
МЫШЦЫ |
||
Умение применять знания о своём организме в жизни.
Необходимый уровень. Отметь, какие признаки предметов ты сможешь определить с помощью осязания.
Умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Необходимый уровень. Какой совет, по—твоему, лишён смысла? Зачеркни его.
• Мыть руки перед едой. |
Делать прививку от кори. |
• Сидеть за столом прямо. |
Отворачиваться при кашле. |
• Не пить сырую воду. |
Лечить грипп без врача. |
Программный уровень. Объясни. почему этот совет лишён смысла.
Умение понимать, в чём главное отличие человека от животных.
Необходимый уровень. С какой группой животных роднит человека способ выкармливания детёнышей?
Программный уровень. Благодаря какой особенности че— ловека опыт отдельных людей объединяется в опыт всего человечества?
1. 1
Учени,..
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях.
Необходимый уровень. Допиши названия пропущенных систем органов.
Опорно-двигательная система, органы п органы выделения, органы д— органы кровообращения, н система, органы размножения, органы чувств.
Программный уровень. Для пропущенных систем органов укажи их функции.
Система |
ганов |
Ф нкция в о ганизме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программный уровень. На рисунке с силь— ным увеличением изображён кровеносный сосуд, заходящий в лёгкие. Поставь букву «К» там, где содержание кислорода больше, и укажи стрелкой направление его движения сквозь стенку легкого.
Необходимый уровень. Заполни первую колонку таблицы, указав в ней органы опорно-двигательной системы.
Грудная клетка, пищевод, лёгкие, мышца, кишечник, позвоночник.
ганы |
функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Программный уровень. Заполни вторую колонку таблицы. Укажи функции выбранных органов.
Я. а
Умение рассказывать об основных органах и системах органов человека и их функциях.
Необходимый уровень. Допиши названия пропущенных систем органов.
Опорно- система, органы пищеварения, органы в органы дыхания, органы к нервная система, органы размноженин, органы чувств.
Программный уровень. Для пропущенных систем органов укажи их функции.
Системы о анов |
функция в организме |
|
|
|
|
|
|
Программный уровень. Соедини последовательно стрелками названия органов, через которые проходит пища.
Необходимыи уровень. Отметь В функции, которые выпол— няют органы выделительной системы.
Удаление непереваренных остатков пищи.
Е] Выведение из организма вредных продуктов клеточного обмена.
б] Удаление из организма лишней воды.
Удаление из крови углекислого газа.
Программный уровень. Для оставшихся функций укажи системы органов, которые эти функции выполняют.
Какие органы отвечают за наши действия?
Кора больших полушарий головного мозга |
• Ходьба
• Переход через дорогу
• Вздох
Другие ОТДЕЛЫ нервной системы |
• Чтение
Программный уровень. Лена укололась иголкой, пришивая пуговицу. Укажи стрелками последовательность распро— странения сигналов в нервной системе.
|
Нервы |
|
Мозг |
|
||
Чувствительные клетки |
|
МЫШЦЫ |
||||
Умение применять знания о своём организме в жизни.
Необходимый уровень. Отметь, какие признаки предметов ты сможешь оценить с помощью зрения.
Вкусный, гладкий, зелёный, горячий, лёгкий, плоский,
Умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Необходимый уровень. Какой совет, по—твоему, лишён смысла? Зачеркни его.
Не есть мороженое. • Проветривать комнату. • Оцарапав руку, идти к врачу. • Лежать во время болезни. • Лечить ангину без врача. • Навещать больного.
Программный уровень. Объясни, почему этот совет лишён смысла.
Необходимый уровень. Допиши важнейшие отличительные черты человека. Прямохождение,
Программный уровень. Отметь особенности, которые пер— вобытному человеческому обществу быпи свойственны больше, чем современному.
Теснота и скученность в поселениях. Эпидемии. Гибель от хищников. Войны. Ненарушенная природа. Наркомания.
1. 4
Умение применять свои знания о своём организме а ЖИзНИ.
Необходимый уровень. Что нужно сделать, если порезал кожу? Отметь верное утверждение
С] Промыть рану перекисью водорода, края смазать йодом, перевязать.
Е] Промыть водой и присыпать солью или содой, перевязаты
Залить рану йодом, перевязать.
Программный уровень. Объясни свой выбор.
• Удаление непереваренных остатков пищи. • Выведение из организма вредных продуктов клеточного обмена. • Удаление из организма лишней воды. • Удаление из крови углекислого газа.
Программный уровень. Какие системы органов выполняют функции, которые ты не подчеркнул.
Необходимый уровень. Где начинается переваривание пи— щи? Подчеркни. Во рту, в пищеводе, в желудке.
Программный уровень. Соедини последовательно стрел— ками названия тех органов, через которые проходит съеденное яблоко.
2. 2
Умение объяснять. как человек использует культурные растения и домашних животных. Необходимый уровень. Подчеркни названия домашних животных.
Коровы, лошади, мидии, комнатные мухи, куры.
Программный уровень. Что произойдёт, если выпустить домашних животных в подходящую для них дикую при— родную среду? Отметь правильный ответа .
Е] Они будут давать ту же продукцию, что и прежде, но их не нужно будет кормить.
Они размножатся и заполнят все окрестности.
Они будут вытеснены местными дикими видами.
Умение называть основные свойства воздуха, воды и полезных ископаемых и объяснять, как человек их использует.
Необходимый уровень. Из какого простого вещества состо— ят по большей части организмы человека, животных и растений?
Программный уровень. Аквалангисты для плавания под водой берут с собой запас сжатого воздуха. Берут ли с собой путешественники по пустыне запас сжатой воды? Почему?
Максимальный уровень. Объём воды в мерном стакане 1 БО мл. Нарисуй справа, как вычислить объём камня.
|
|
Отметь то плечо, которое перевесит.
Необходимый уровень. Соедини жидкости и твёрдые тела с их свойствами.
Жидкости |
• Имеют постоянную форму и объём.
• Занимают постоянный объём.
Твёрдые тела |
• Текучие.
• Прочные, твёрдые.
Программный уровень. Прочитай о состоянии частиц, из которых состоят жидкости и твёрдые тела. Впиши условие, необходимое для перехода одного состояния в дру— гое.
Жидкости: частицы сильно колеблются, меняются местами |
|
Твёрдые тепа: частицы слабо колеблются и не меняются местами |
|
а. 4
Учени,..
Умение объяснять. как человек использует культурные растения и домашних животных. Необходимый уровень. Подчеркни названия домашних жи— вотных.
Свиньи, овцы, комнатные мухи, собаки, лошади.
Программный уровень. В каких природных условиях раз— ведение этих животных будет успешным?
Северный олень • • Луга умеренного пояса
Корова • • Пустыни и полупустыни
Верблюд • • Тундра и лесотундра Максимальный уровень. Как называется группа родствен— ных животных, в потомстве которых ярко выражены определённые используемые человеком признаки?
Умение называть основные свойства воздуха, воды и полезных ископаемы и объяснять, как человек их использует.
Постоянная форма, твёрдость, расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, прочность.
Программный уровень. При заполнении воздушного шара горячим воздухом он взлетает. Почему? Отметь правиль— НЬ1й ответ
Воздух расширяется при нагревании, становится разреэкенным. Воздушный шар, наполненный разреженным воздухом, легче вытесненного им окружающего воздуха. Его поднимает выталкивающая сила.
С) Небольшая часть воздуха сгорает при нагревании и исчезает. Воздуха становится меньше. Выталкивающая сила поднимает более лёгкий шар.
Максимальный уровень. Веришь ли ты, что вода из этого котла превращается в водя— ной пар такого вот объёма? Почему?
Необходимый уровень. Соедини жидкости и твёрдые тела с их свойствами.
• Имеют постоянную форму и объём. Жидкости • Занимают постоянный объём. Твёрдые тела • Текучие.
• Прочные, твёрдые.
Программный уровень. Прочитай о состоянии частиц, из которых состоят жидкости и твёрдые тела. Впиши условие, необходимое для перехода одного состояния в дру— гое.
Жидкости: частицы сильно колебпются, меняются местами |
|
Твёрдые тепа: частицы слабо колеблются и не меняются местами |
|
Пружина |
|
Кольцо |
|
Лестница |
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
Проволока |
|
Нож |
|
Мотор |
|
|||||||||||
Программныи уровень. Выполни задание на необходимом
уровне и соедини стрелками вещи, для изготовления ко— торых больше подходят камни.
1 системы «Школа 2100»,
Учени...
Подчеркни названия веществ, названия тел подчёркивать не чадо. Соль, кирпич, железо, автомобиль, айсберг, вода, собака, металл.
а Напиши по два примера тел:
|
|
|
Соедини с помощью стрелок 1-е и 2-е свойство воздуха со способами их использования человеком.
Свойства воздуха Способы использования воздуха
1. Расширение при нагревании |
• Автомобильные шины, надувной матрац и футбольный мяч.
2. Плохая проводимость тепла |
• Быстро летающие самолёты, которые опираются крылом на воздух.
3. Низкая плотность |
• Полёт на воздушном шаре, запол— ненном горячим воздухом.
4. Упругость |
• Вторые рамы в домах, шерстяной свитер.
Вставь пропущенные слова, пользуясь списком. У тебя получится рассказ об использовании полезных ископаемых.
Слова для вставки: гранит, кварцевый песок, алмаз, железная руда, золото, каменный уголь, нефть.
Люди используют в качестве топлива. А из талл. Материалом для изготовления стекла служит Памятники делают из используют для производства украшений.
Приведи пример явлений, связанных с вращением Земли вокруг своей оси:
Подпиши на карте: материки — Северную Америку и Австралию, части света Европу и Америку, океаны Тихий и Индийский.
Вставь недостающую природную зону.
Арктические пустыни — — тайга лиственные леса — степи — пустыни.
Семена в шишках, наличие цветка, листья в виде хвои, семена внутри плодов, листья в виде тонких пластинок, наличие корней.
Реши кроссворд. В рамке прочитаешь название живого организма.
1 . Парные органы выделения, вырабатывающие мочу.
2. Центральный орган кровеносной системы, проталкивающий кровь по сосудам.
З. следующий за пищеводом орган пиицеварительной системы, в котором происходит переваривание пищи.
4. Орган, управляющий организмом и пере— дающий свои сигналы по нервам.
5. Омывающая все клетки и органы тела особая ткань красного цвета. 6. Пути, по которым передаются сигналы от мозга.
7. Орган вкуса.
2
Требования ситемы «Школа ИВО»,
Учени..,
Подпиши, какое состояние имеют перечисленные веще— ства в обычных условиях (твёрдые тела, жидкости или газы). Соедини каждое состояние веществ с его свойствами.
|
|
Подчеркни живые организмы, которые используют кисло— род дпя дыхания.
Верблюд, береза, подберёзовик, тигр, одуванчик, трутовик.
Реши кроссворд и прочитай профессию учёного, изучатощего звёзды и планеты.
1. Огромное небесное тело, которое само светится.
2. Пространство, окружающее Землю.
З. Крупные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, которые светят отражён— ным светом.
4. Наиболее близкая к Земле звезда.
5. Спутник Земли.
Б. Планета, на которой мы живём.
Заполни таблицу и напиши по два-три признака каждого времени года.
Признаки осени |
|
Признаки зимы |
|
Признаки весны |
|
Признаки лета |
|
Вставь нужные слова в следующие предложения.
— это текущие водоёмы с истоком и устьем. — это ровная или слабо холмистая поверхность суши. Большие водоёмы с солёной водой — это это части океанов. Приподнятые участки суши, образуемые под воздействием подземных сил, — это Суша, окружённая водой с трёх сторон, это Водоёмы без течения и обычно с пресной водой — это
Признаки |
Группа животных |
|
|
конечности, кожа покрыта чешуей |
|
конечностей. плетут паутину |
|
|
|
конечности. кожа покрыта шерстью |
|
окров из чешуи, имеют плавники |
|
|
4 конечности, кожа голая |
|
|
б конечностей, состоящих из члеников |
|
|
Пок ов из пе ьев, 2 ноги и к ьшья |
|
Допиши, что ещё входит в экосистему. Подумай, куда поместить почву.
Неживая природа: воздух,
Живая природа: производители,
Напиши правило здорового образа жизни.
Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым: в окружающей среде остаётся всё меньше нужных человеку веществ, накапливается всё больше не— нужных, вредных и ядовитых. Что ты посоветуешь делать человеку?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. З
Требования системы «Школа 2100»,
Напиши, что служит источником энергии для этих живых существ и механизмов.
Живые существа и механизмы |
Источники энергии |
Лошадь |
|
Автомобиль |
|
ЧелсјВек |
|
Бе ёза |
|
Газовая плита |
|
Телевизо |
|
Атомный ле окол |
|
Соедини с помощью стрелок свойства воды со способа— ми её использования человеком.
Тойства воды Способы использования воды
Обладает выталкивающей силой |
• Гидравлический пресс и домкрат
2. Текучесть |
• Изобретение кораблей
З. Несжимаемость |
4. Расширяется при нагревании |
• Водяное колесо, турбина электростанции
• Паровой двигатель
5. Растворитель |
• Стирка, сахар в чае
Культурное растение |
Покажи с помощью стрелок, откуда расте— ние получает энергию для своей жизнедеятельности.
Домашнее животное
а) Опиши погоду за окном.
б) Определи примерную дату наблюдений ребят за погодой.
Температура воздуха +25', ясно, ветер слабый; осадков нет — температура воздуха —20 0 , облачно, ветер сильный, снег — температура воздуха +10“, облачно, ветер слабый; дождь
Приведи по два примера культурных растений и ДОМаш— них животных, их диких предков, способов использования человеком.
Культурные растения, домашние животные |
Дикие предки |
Способ использования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отгадай цвета по первым буквам их названий, закрась контуры и обозначь на полученной карте цифрами.
— остров
Стрелкой обозначь направление течения реки.
а Дорисуй недостающие стрелки на схеме круговорота ве— ществ в экосистеме. Подпиши, как назвать «профессию» каждого из организмов.
Определи название экосистемы по её характерным осо— бенностям, запиши в таблицу.
Особенности экосистемы |
Экосистема |
||
роизводитепи — водоросли; потре ители рыбы: круговорот не замкнут |
|
||
роизводители — культурные растения: потребитель — человек; круговорот замкнут |
|
||
роизводлтели — деревья; круговорот не замкнут |
|
||
|
роизводители — травы |
|
|
|
руговорот не замкнут, о разуется тор |
|
|
Программный уровень. Соедини названия этих растений, животных или мероприятий с названиями соответству— ющих отраслей сельского хозяйства.
Свёкла • |
• Полеводство |
Побелка стволов • |
• Садоводство |
Лён • |
• Овощеводство |
Новогодние ёлки |
• Лесоводство |
Заготовка сена • |
• Скотоводство |
Выращивание пушных животных • |
• Птицеводство |
Перепел |
• Пчеловодство |
пчела • |
• Звероводство |
Программный уровень. Соедини названия этих растений, животных или мероприятий с названиями соответству— ющих отраслей сельского хозяйства.
Полиз • • Полеводство
Вишня • • Садоводство
Посев • • ОВOЩеаодсТВ0
Вырубка • • Лесоводство
Карп • Рыбоводство
Расстановка ульев • • Птицеводство
Сбор яиц • Звероводство Норка • • Пчеловодство Максимальный уровень. Создай искусственную экосистему из трёх—пяти видов организмов, которых можно было бы разводить на ферме с наименьшим количеством отходов. Виды:
Необходимый уровень, Отметь на рисунке чёрным цветом точку опоры.
Программный уровень. Отметь на рисунке:
• каждое плечо рычага от точки опоры до места прило— жения силы — красным отрезком;
•
Необходимый уровень. Отметь на рисунке чёрным цветом точку опоры.
Программный уровень. Отметь на рисунке:
• каждое плечо рычага от точки опоры до места прило— жения силы — красным отрезком;
• силу, действующую на каждое плечо,— синими стрелками.
Программный уровень. Приведи два—три примера других веществ, которые растворимы в воде.
Необходимый уровень. Нарисуй камень, обрезок доски, гвоздь и железную миску в аквариуме. Где окажется каждый из них: на поверхности воды или на дне?
Программный уровень. Приведи два—три примера других ВЕП.цеСТВ. которые нерастворимы в воде.
Необходимый уровень. Шланг с водой плотно закрыли шприцами. Покажи стрелкой, как изменится положение поршня второго шприца, если нажать на первый.
Программный уровень. Благодаря какому свойству жид— кости это происходит?
воздухе и объяснять, как человек их использует. Необходимый уровень. Почему нахохлившаяся птица может сидеть на морозе? Что её согревает?
Программный уровень. Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
|
Использование свойств воздуха |
Свойства воздуха |
|
Птицами при полёте • |
• Сила ветра |
|
В футбольном мяче • |
• Плотность |
|
Парусом • |
• Упругость |
Е : |
Всеми живыми существами • |
Расширение при нагревании |
|
Растениями • |
Плохо проводит тепло |
|
В двойных рамах • |
• Содержание кислорода |
|
В воздушном шаре • |
Содержание углекислого газа |
Вариант 2. Учени...
Умение называть основные свойства воздуха и объяснять, как человек их использует Необходимый уровень. Почему мокрая шерсть не греет? Чего в ней нет?
Программный уровень. Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
|
Использование свойств воздуха |
Свойства воздуха |
|
Для полёта самолётов • |
Сила ветра |
|
В шинах автомобиля • |
Плотность |
с: |
При сжигании • |
Упругость |
|
В газированной воде • |
Расширение при нагревании |
|
В одеяле • |
Плохо проводит тепло |
|
Для получения электричества • |
Содержание кислорода |
|
В воздушном шаре • |
Содержание углекислого газа |
Максимальный уровень. Покажи стрелкой, куда полетят заполненные шарики: если «победит» вес, то вниз, а ес— пи выталкивающая сила — то вверх.
Максимальный уровень. Вместе с учителем с помощью свечки, спички или лёгкой пушинки определи направление воздуха в классе. Отметь его стрелками в кружках (60лее холодный воздух обозначь синей стрелкой. тёплый красной).
испапьзует.
Что служит сырьём для материалов, из которых изготовлены все вещи?
Программный уровень. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика.
Стекло — твёрдый материал, • |
• ему можно придать другую форму . |
Гпина — мягкий материал, • |
• его можно сломать, раз— бить, раскрошить. |
Стекло — хрупкий материал, • |
• он легко мнется, продав— ливается. |
Глина — пластичный материал, • |
• он оставляет царапину на многих материалах. |
Необходимый уровень. Выбери правильные утверждения.
Горные породы состоят из минералов. Минералы состоят из горных пород.
Вариант 2. Учени...
Умение называть основные свойства полезных ископаемых и объяснять, как человек их использует,
Необходимый уровень. Что служит сырьём для материалов, из которых изготовлены все вещи?
Программный уровень. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика.
Воск — мягкий материал, • |
• ему можно придать другую форму. |
Воск — пластичный материал, • |
• он легко мнется, продав— пивается. |
фарфор — хрупкий материал, • |
• он оставляет царапину на многих материалах. |
фарфор — твёрдый материал, • |
его можно сломать, раз— бить, раскрошить. |
Необходимый уровень. Составь предложения и впиши недостающее слово.
Программный уровень. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика.
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||
Максимальный уровень. Впиши нужные слова, подбирая их с помощью учебника.
|
1) Непревзойдённое свойство алмаза. 2) Способ превращения глины в КИР— ПИЧ.
З) Главная часть дорожного покрытия.
Программный уровень. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика.
Бетон — |
|
непрочный материал, |
изделия из Нега легко разрушить: они мягкие.
|
||||
Максимальный уровень. Впиши нужные слова, подбирая их с помощью учебника.
1) Сырьё для изготовления фарфора.
2) Прозрачный стройматериал. З) «Каменная мука».
4) Строительный материал из обожжён— ной глины.
использует.
Из чего получают металлы?
Программный уровень. Отметь верные утверждения. Металлы обычно бывают твёрже камня.
б] Изделия из металлов обычно более прочные, чем из камня. Металлы в природе встречаются так же часто, как и камни.
б) Некоторые вещи можно сделать только из металла. [З Металлы пластичнее камня: их можно гнуть и ковать.
б) Металлы, в отличие от камня, упруги.
Максимальный уровень. В руде содержится не только металл. При выплавке его отделяют от других составных частей. Как они называются?
2
Вариант 2. Учени...
Умение называть основные свойства полезных ископаемых и объяснять, как человек их использует.
Необходимый уровень. Чем человек научился пользовать— ся раньше — огнём или металлами?
Программный уровень. Отметь верные утверждения.
Е) Есть такие камни, которые твёрже всякого металла.
Е) Изделия из камня обычно более прочные, чем из металла. Камни в природе встречаются чаще, чем металлы.
б] Некоторые вещи можно сделать только из камня.
С) Камень пластичнее металла: его можно гнуть и ковать.
[З Камень, в отличие от металла, обладает упругостью.
Максимальный уровень. В природе металлы в чистом ви— де почти не встречаются. Что нужно добавить, чтобы из руды можно было выплавить металл?
уровень. Как мы отличаем металлы от не— металлов на вид?
Программный уровень. Подчеркни два свойства, которые мы обнаруживаем только у металлов.
Твёрдость, постоянная форма, пластичность, расширяются при нагревании, прочность, проводят тепло и электричество.
Максимальный уровень. Какими особыми свойствами отличаются эти металлы? Соедини.
Магний • • может намагничиваться.
Золото • ярко блестит жёлтым блеском.
Железо • горит ярким, икристым пламенем.
Алюминий • в три раза легче железа.
• убивает бактерии, очищает от них воду. Серебро • жидкий при обычной температуре.
Необходимый уровень. Представь, что ты живёшь в доме из металла. Что будет основным недостатком такого жилья?
Программный уровень. Подчеркни свойства, которые мы обнаруживаем у металлов.
Пластичность, плохо проводят тепло, расширяются при нагревании, несжимаемость, проводят тепло и электричество, текучесть, твёрдость, способность растворять.
Максимальный уровень. Какими особыми свойствами от— пинаются эти металлы? Соедини.
Золото •
Алюминий •
Олово и свинец •
Железо •
Вольфрам •
МедЬ
• притягивается магнитом,
• не ржавеет. не окисляется. светится при прохождении электриче— СКОго тока.
• имеет зеркальный блеск.
• отлично проводит электрический ток.
• легко плавится паяльником.
использует,
Соедини два любых рисунка с ис— точником энергии.
Уголь |
|
Солярка |
|
Сила ветра |
|
Бензин |
Программный уровень. Соедини все рисунки с источником энергии.
Максимальный уровень. Жизнь людей меняется. В верхнем ряду таблицы на следующей странице показано, как в прежние времена люди удовлетворяли некоторые свои со потребности и что служило источником энергии для этого. Изобрази или напиши в нижнем ряду, чем мы пользуемся теперь для тех же целей.
Вариант 2. Учени...
Умение называть основные свойства полезных ископаемых и объясНЯТЬ, как человек
2 их использует.
Необходимый уровень. Соедини два любых названия про— дуктов из нефти с их потребителями.
|
|
Программный уровень. Соедини все названия продуктов из нефти с их потребителями.
Максимальный уровень. Жизнь людей меняется. В верх— нем ряду таблицы на следующей странице показано, что в прежние времена служило ИСтОЧНИКОМ энергии для удовлетворения некоторых потребностей. Изобрази или напиши в нижнем ряду, чем мы пользуемся теперь для тех же целей.
|
|
|
|
Дрова |
|
|
|
|
|
|
|
Необходимый уровень. Подчеркни названия тех источников энергии, которые относятся к ископаемым видам топлива.
Каменный уголь, дрова, торф, природный газ.
Программный уровень, Какие недостатки имеет использо— вание ископаемого топлива?
Необходимый уровень. Догадайся, какой вид ископаемого топлива здесь не указан.
Торф, каменный уголь, природный газ. Программный уровень. Какие новые виды топлива смогут использовать люди вместо ископаемого топлива?
Максимальный уровень. Почему клубника красная? Отметь .
С] Она поглощает красные лучи.
Е] Она отражает красные лучи. [З Она излучает красные лучи.
Максимальный уровень. Почему в жарких странах носят светлую одежду? Отметь .
Она лучше защищает кожу от загара.
Она отражает лучи и меньше нагревается.
Она лучше пропускает воздух и охлаждает тело.
Максимальный уровень. Подчеркни, какие лучи излучает костёр.
Ультрафиолетовые, рентгеновские, световые, инфракрасные.
Максимальный уровень. Почему лимон жёлтый? Отметь В. Он поглощает жёлтые лучи.
[З Он отражает жёлтые лучи. [З Он излучает жёлтые лучи.
Максимальный уровень. Почему чистый снег дольше не тает, чем грязный? Отметь 2.
Он отражает лучи, которые могли бы его нагреть. У чистой воды выше температура замерзания, чем у воды с примесями.
Чистый снег состоит из прозрачных кристаллов, которые пропускают тепловые лучи, а грязный снег их задерживает. Максимальный уровень. Подчеркни, какие волны используют для передачи телевизионного изображения.
Ультрафиолетовые, радиоволны, световые, микроволны.
Максимальный уровень. Что быстрее — свет или звук?
Умение находить противоречия между ХОЗЯЙСТВОМ человека и природой и предлагать СПоСП6Ы их устранения.
Необходимый уровень. Первобытный человек не наносил вреда окружающей среде. Можно ли теперь вернуться к этому типу хозяйства? Почему?
Программный уровень. В каких районах Земли и сейчас преобладает присваивающее хозяйство? Отметь 2. В крупных городах.
Е) У племён Амазонки.
У оленеводов Чукотки.
Необходимый уровень. Что можно сделать из производ— ственных отходов, чтобы они не пропали зря?
Из древесных опилок и коры:
Из металлической стружки: Из навоза:
2
Вариант 2. Учени...
Умение находить противоречия между ХОЗЯйСТВОМ человека и природой и предлагать способы их устранения.
Необходимый уровень. Что мешает людям закрыть все заводы и вернуться назад, к натуральному хозяйству, когда каждый мог прокормить себя сам?
Программный уровень. В каких районах Земли и сейчас преобладает присваивающее хозяйство? Отметь Й.
У американских эскимосов.
У голландских фермеров.
Е] В саваннах Африки, где ещё охотятся на львов и зебр.
Необходимый уровень. Что можно сделать из мусора, чтобы он не загрязнял окружающую среду?
Из старой бумаги, тряпок:
Из стеклянных бутылок: Из металлолома:
63
Программный уровень. Оцени баллами (от 1 до 5) мусор, оставшийся после пикника в лесу. Оценивай тем выше, чем быстрее они исчезнут в природе.
|
дин человек вы ра— сывает мусора [кг) |
аселение города вы— брасывает мусора [кг) |
В среднем за сутки |
|
|
В среднем за год |
|
|
з |
Необходимый уровень. Оцени баллами (от 1 до 5) производственные отходы. Оценивай тем выше, чем меньше вреда они нанесут природе. аава
Максимальный уровень. Узнай, сколько воды тратится ежедневно в твоей семье, раздели на число членов семьи, и запиши во вторую колонку таблицы. Узнай приблизительно число жителей в городе. С помощью расчё— тов заполни остальные колонки таблицы.
|
дин человек тратит воды [л) |
аселение города тратит воды (л) |
В среднем за сутки |
|
|
В среднем за год |
|
|
№ и виды работ |
Включает метериап следующих тем |
Страницы |
|||||
Проверочная |
работа |
|
Часть 1, тема 1 |
з |
|||
Проверочная |
работа |
2 |
Часть 1 , темы 2, з |
5 |
|||
Проверочная |
работа |
з |
Часть 1 , темы 4, 5 |
7 |
|||
Проверочная |
работа |
|
Часть 1, темы 6-8 |
9 |
|||
Проверочная |
работа |
5 |
Часть 1, тема 9 |
11 |
|||
Проверочная |
работа |
|
Часть |
темы |
10, 11 |
13 |
|
Проверочная |
работа |
7 |
Часть |
темы |
12, 13 |
15 |
|
Проверочная |
работа |
|
Часть |
темы |
14, 15 |
17 |
|
Контрольная |
работа |
|
Часть |
темы |
- 15 |
29-36 |
|
Проверочная |
работа |
9 |
Часть |
темы |
|
47 |
|
Проверочная |
работа |
10 |
Часть |
1, тема |
18 |
|
|
Проверочная |
работа |
11 |
Часть |
тема |
19 |
51 |
|
Проверочная |
работа |
12 |
Часть |
тема |
20 |
53 |
|
Проверочная |
работа № 13 |
Часть |
тема |
21 |
55 |
||
Проверочная |
работа 14 |
Часть |
тема |
22 |
57 |
||
Проверочная |
работа 15 |
Часть |
тема |
аз |
59 |
||
Проверочная |
работа |
Часть 1, материалы для любознательных |
61 |
||||
Проверочная |
работе 17 |
Часть 1, тема 24 |
63 |
||||
Контрольная работа |
Часть 1, темы 16—23, 24 |
25-28 |
|||||
Итоговая работа [Требования Федерального минимума) |
1 —4—й классы (естествознание) |
19-24 37-40 |
|||||
Итоговая работа [Требования ОС «Школа 2100») |
1 4 и классы [естествознание] |
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.