Задание 3. Анализ средств выразительности .
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) — Трус несчастный, — вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из её души, и теперь
ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё пре
тензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, уди
вил и обидел.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет
оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной
полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.
3) Както раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом
магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти
на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а
только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какаято
волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу проч
ность.
2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас
образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений,
которые даруются человеку.
3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скак
нули далеко вперёд.
4) Ммда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала: — Ре
бята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (18) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной
песней.
2) (7) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками
непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.
3) (21) — Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубо
вый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.
4) (22) Потом садился, долго сидел бесшумный, чтото перебирая сизыми губами, отыскивая,
как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей,
неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о
казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об
умирающем ямщике и наказе его или ещё о чёмто таком, что сердце сводило печалью, навёртыва
лась горячая слеза.5. Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые
близнецы.
2) — Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка. — Их всё меньше, — сказал Роман.
3) Одни верят во чтото, другие ни во что не верят…
4) — А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость.
6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на
жизнь, на боль.
2) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая пре
красная дама — с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...
3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу,
на свет, на бумагу.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!
2) А вредная всётаки, — он покрутил головой.
3) — Так что же, изза вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.
4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слег
ла с сердечным приступом.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
2) И вдруг сердце старика упало. Изпод рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные
глаза, и вся его фигура располагали к чемуто особенному, непривычному.
4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не
вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю
прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) (36) А осложнения, как он понимал, грядут.
3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её
голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4) (40) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердакахпод
валах медвежонка среди барахла.
2) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке изпод картошки
нашёл игрушку.
3) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.
4) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не
было.Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/