Тестовые задания по русскому языку "Анализ средств выразительности" предназначены для подготовки к государственной итоговой аттестации - отработке № 3 задания обязательного государственного экзамена по русскому языку. Учитель-предметник также может использовать их на уроках при организации обобщающего повторения, закрепления знаний. Дидактический материал содержит 20 тренировочных заданий (3 вариант).Проверочные тесты на тему "Анализ средств выразительности" (9 класс)
Задание 3. Анализ средств выразительности .
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего
от холода и дрожавшего.
3) Минуты через две резко зазвонил телефон.
4) Ненависть в нём не перекипела.
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда чтонибудь изобретает.
2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые стра
ны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как
«Колькалетописец»...
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной
двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
2) (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя
места неопределённости.
3) (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
4) (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и
чёрный мохнатый хвост.
2) Может, он слышал какуюто музыку — музыку звёзд и темноты.
3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением ры
жего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
4) Сколько тайн ночью!
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.1) (4) Жека, взгляни в окно — видишь, башенные краны торчат?
2) (15) Как это могло произойти? — внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом.
3) (34) Поднимай планку по сантиметру — и побьёшь дюжину рекордов.
4) (13) Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Ки
рилл Осипович вдруг умолк.
7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и
даже ногу поднял – топнуть.
4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и
пошёл.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность возду
ха и даже, кажется, невидимую дугу — след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвуч
ной тишине.
3) Будто я чтото потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью
иду по пустой дороге.
9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда
больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно сле
дит за ней беспокойным взглядом.
4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспых
нула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни
на кого не обращая внимания, чтото писáл в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
11. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
1) (10) Я был поражён.
2) (14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час?3) — (22) И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете!
4) (40) Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
12. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на
жизнь, на боль.
2) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая пре
красная дама — с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...
3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу,
на свет, на бумагу.
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (11) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
2) (20) Но результат не заставил себя ждать.
3) (24) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удоче
рили.
4) (38) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама бо
ялась: вдруг укусит.
2) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
4) Девочка звала собаку к себе: — Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди!
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы,
раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бу
терброд.
2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой порт
фель.
3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой
перемене.
4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерыва
ется всю жизнь.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со
звёздочкой, а у Витьки Борецкого — с якорями.
2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он
смотрел на Витьку.
3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и
мы отправились в магазин наглядных пособий.
4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть
и положил Витьке на плечо.17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда ктонибудь наклонялся
над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пре
больно, до крови, заклешнил ему палец.
3) Какаято мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, ис
чезла.
4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
18. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама
луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по
высоким волнам».
1) сравнительный оборот
2) аллегория
3) фразеологизм
4) метафора
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный
Кирилл вёл себя не по правилам.
2) Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на
жёлтых лопастях ветряка.
3) И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджи
май хвост.
4) Его приятель растянул бледные губы. Это, видимо, тоже была улыбка, но какаято бесцвет
ная.
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеоло
гизм.
1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…
2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.
3) А как жить, чтобы не обсуждать?
4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедли
вость...
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/