Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Цели :
- образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова;
- развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
- воспитательная: прививать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Писать безграмотно - значит посягать
на время людей, к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1.Беседа
-Раскройте понятие «орфоэпия».
-Каковы основные особенности ударения в русском языке?
-Что такое орфограмма? Какие орфограммы русского языка вы знаете?
2.Практическая работа с языковым материалом
( Вставьте вместо точек слова, расставьте ударения. А поможет вам в этом рифма.)
Самолётом правит лётчик.
Трактор водит тракторист.
Электричку-машинист.
Стены выкрасил…(маляр).
Доску выстругал…(столяр).
В доме свет провёл…(монтёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице…(кузнец).
Кто всё знает-…(молодец)!
3.Проверка домашнего задания (фронтально)
III. Мотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока
-Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы.(эпиграф урока)
-Как вы понимаете смысл сказанного?(Безграмотная речь мешает общению
,пониманию сообщаемого.)
А что значит грамотно писать?
Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке?(Орфография).
Сегодня на уроке вы в очередной раз убедитесь в том, что большое количество орфограмм связано с написанием гласных в корне слова.
Лингвистическая сказка
В одной стране, в чудной стране появился злой волшебник. В саду гуляли прекрасные гласные. Их-то волшебник и заколдовал. Да так сильно, что они стали друг на друга похожи. Буква «о» стала копией буквой « а», «е» на «и» и т.д. Колдун захохотал и исчез, а у жителей страны началась путаница. Все от неё так устали! И тут на помощь всем пришло доброе Ударение, хотя ударять оно никого не собиралось, так, пошлёпать только… Достаточно было ему только ударить над гласной буквой в ладоши, как с неё слетала маска и она становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. И стала она называться Ударная Гласная. Но не всех удалось ещё расколдовать, поэтому мы можем помочь им. Они ждут нашей помощи, ждут своего часа!
IV. Работа над темой урока
1.Прочитайте высказывание.
Язык важен для п…триота. (Николай Михайлович Карамзин - писатель, публицист и историк)
Попробуйте объяснить значение слова «патриот».
Ответы учащихся.
2. Работа с Толковым словарём.
Если мы не знаем значение слова, как нам узнать его? (Обратиться к Толковому словарю).
Давайте посмотрим, какое толкование слова «патриот» даёт нам Толковый словарь С.И.Ожегова.
Запишите слово и его значение в тетрадь. Но прежде объясните мне правописание этого слова. Какая здесь орфограмма?
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемой безударной гласной в корне слова.? (Если не знаешь правописание слова, надо посмотреть, как пишется слово в орфографическом словаре.)
3.Работа с Орфографическим словарём.
- Как правильно пользоваться орфографическим словарём? Что нужно знать, чтобы быстрее найти нужное слово? (слова расположены по алфавиту)
-Ребята, а как вы думаете, как надо работать со словарём, чтобы запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова?
(ответы учащихся)
Давайте прочитаем памятку «Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова»(слайд)
Памятка.
1). Прочитайте внимательно слово. Понятно ли оно вам по значению (смыслу)?
2). Перечитайте его по слогам вслух.
3). Выделите трудные написания в этом слове.
4). Закройте глаза и мысленно прочитайте данное слово.
5). Запишите это слово с проговариванием вслух по слогам.
6). Проверьте правильность написания по слогам.
Упр.№37, стр.22 (пользуясь словарём в конце учебника)
Запишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю и воспользуйтесь памяткой, которая у каждого лежит на столе.
Взаимопроверка, меняются тетрадями, если есть ошибки, исправляют карандашом.)
Итак: ещё раз повторим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной.
Ребята, мы познакомились памяткой и узнали «Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова». А вы знаете, есть ещё способ запоминания словарных слов Чтобы узнать о нём, мы отправимся сейчас в творческую лабораторию. Давайте встанем и пройдём немного по осенней улице.
4. Физкультминутка
V. Работа в группах Исследовательская деятельность.
Очень многие люди, для того чтобы запомнить написание слов с непроверяемой безударной гласной в корне, используют ненаучное объяснение слова, пользуются ненаучной подсказкой.
Вот о таких ненаучных подсказках рассказывает лингвист Алла Натановна Сараева в книге «Как проверить «непроверяемое» слово»/«Грамотей, 2004г.
Она предлагает проверять словарные слова не однокоренными словами, а синонимами или схожими по смыслу словами.
Например, словарное слово «сверкать» она предлагает проверять словом блеск. Это не однокоренные слова, но они близкие по значению.
Или, например, слово «колонна» она предлагает проверять словом « столб», ведь колонны по форме напоминают столбы.
Давайте попробуем и мы придумать ненаучную подсказку, которая поможет запомнить нам написание некоторых словарных слов.
У вас на столе есть карточки со словами, к которым вам надо придумать ненаучные объяснения, подсказки.
Посмотрим, что у вас получится.
Итак за работу. -5 минут.
Проверяем, что придумали ребята.
Молодцы. А сейчас я передаю слово нашим экспертам, которые дадут оценку вашим исследованиям и познакомят ещё с некоторыми предложениями из книги Аллы Сараевой.
Крапива (крапинки от крапивы; когда обожжёшься, остаются крапинки)
Кашне (шарф),
Доблесть (блеск) (ДОБЛЕСТЬ высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое, блестящее свойство души )
Витрина (вид)
Палисадник (палка),
Лиловый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый (синий),
Фиалка (синий)
Богатырь (богатый силой)
Петух (Петя)
Лопата (плоский)
Обелиск (столб)
Молодцы. Вы нашли много интересных проверочных слов. Возможно, они помогут запомнить правильное написание слов. А ещё вы продемонстрировали сегодня свои творческие способности, умение находить способ решения проблемы. Вам это тоже пригодится в жизни.
Вам понравилось работать в творческой лаборатории. Покажите мне с помощью различных средств общения (с помощью жестов, мимики) своё настроение. Спасибо.
VI. Итак, давайте подведём итог.
-Какую орфограмму мы сегодня повторяли?
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной? ( запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю)
-Что ещё мы сегодня узнали? (Чтобы легче было запоминать словарное слово, можно придумать ненаучную подсказку, т.е.проверочное слово, близкое по смыслу).
-Какое задание вам понравилось больше всего?
VII Подведение итогов. Выставление отметок.
Д/з: Параграф 8, упр. 38
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.