Проза и публицистика военных лет.

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 07.docx

07.03.20г     Проза и публицистика военных лет.

Цель:

·        сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины;

·        проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал.

·        Воспитывать патриотизм.

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Эпиграф:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет

Анна Ахматова

 

I. Организ. момент.

II.  Проверка д/з.

- Опрос уч-ся.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся(устный опрос).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя

Война- это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось.

Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова. Назовите эти жанры. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)

         А сейчас поговорим о том, что такое публицистика, и какую роль она играла в период Великой Отечественной войны.

 

2. Словарная работа.

Публицистика- это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

Работа с учебником (Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11 класс, 2008 стр 171-176)

1.     Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга

2.     Нравственно-философский аспект событий Алексея Николаевича Толстого

3.     Трагически напряжённые репортажи Василия Гроссмана

4.     Радиопублицистика блокадного Ленинграда Ольги Берггольц

 

Путь литературы от полёта стиха к поступи прозы, от поэзии или «лирики в прозе» (публицистики) к аналитическому исследованию характеров и многоплановому изображению войны был достаточно сложным.

Прозаические жанры (рассказ, повесть, роман) развивались примерно так же, как и поэтические. Сначала преобладали малые формы- рассказ и небольшая повесть. К концу войны авторы создают крупные повести и романы. Нередко рассказы (а порой и повести) были тесно связаны с очерком, публицистикой, строились на документальной основе.                 

В 1943 году появилась полудокументальная повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Ивана Панфилова.

Подлинными шедеврами прозы военных лет стали, безусловно, романы «Молодая гвардия» (1-я ред. 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда»(1946) В.П.Некрасова и незавершённый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (начат в 1943)

 

  3. Вывод.

Во время войны и в первые послевоенные годы появились произведения, авторы которых, преодолевая очерковость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или хотя бы современниками которых они были.

И здесь наметился исток трёх потоков, которые, взаимодействуя, образовали в русской литературе ХХ века мощное течение так называемой «военной прозы».

IV. Итог урока. Рефлексия.

 

V.  Домашнее задание.  стр 171-176, конспект статьи