ПР_Твердотельное моделирование и компоновка чертежа

  • doc
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 158. ПР_Твердотельное моделирование и компоновка чертежа.doc

Практическая работа №26

Тема: Твердотельное моделирование и компоновка чертежа.

Цель: - данного раздела является знакомство с возможностями САПР AutoCAD по созданию и редактированию объемных твердотельных объектов в рабочем пространстве 3D моделирование и созданию рабочего чертежа на бумаге с помощью технологии видов в пространстве листа.

Вид работы: групповой, индивидуальный

Время выполнения: 2 часа

Задания к практической работе

1.     Создание твердотельной модели

В результате данной работы будет создана твердотельная модель гайки накидной рис. 1.

Рисунок 1 - Твердотельная модель гайки накидной.

-      Загрузите AutoCAD и сохраните файл, созданный программой по умолчанию Чертеж3 в свою папку.

-      В появившемся рабочем окне системы AutoCAD в правом нижнем углу в строке состояния AutoCAD нажмите кнопку  и выберите рабочее пространство 3D моделирование (рис. 2).

                 

Рисунок 2 - Строка состояния AutoCAD и контекстное меню выбора рабочего пространства

-      Установите относительные полярные координаты, нажав клавишу  в нижней части экрана и выберете при помощи правой кнопки мыши в появившемся контекстном меню .
В открывшемся диалоговом окне Режимы рисования выберите вкладку Динамический ввод → (1) (рис. 3). Затем нажмите клавишу Настройка →(2). В поле Формат выберите Полярный формат и Относительные координаты →(3).

Рисунок 3 - Окно Режимы рисования

-      Создайте слой Оси, тип линий – осевая, цвет - оранжевый. Сделайте его текущим.

        

Рисунок 4 - Лента, вкладка Главная и диалоговое окно Диспетчер свойств слоев.

-      Изменим вид плоскости построений. На главной вкладке ленты, панель «Вид» выберите «Спереди».

-      Построим ось вращения. Ввод координат осуществляется в окна Динамического ввода. Проверьте, что включена кнопка динамического ввода  внизу рабочего окна.

 Команда: ОТРЕЗОК

Первая точка: 200,100 [Enter]

Следующая точка или: 0,-60 [Enter] [Enter]

-      Создадим внутренний контур гайки.

Включите кнопки  и  внизу рабочего стола, в настройках объектной

привязки выберите .

Рисунок 5 - Окно Режимы рисования, вкладка Объектная привязка

Сделайте текущим слой 0.

-      Создадим контур вращения.

 Команда: ПЛИНИЯ на главной вкладке ленты, панель «Рисование»

Начальная точка или: 200,90 [Enter]

Следующая точка или: установите курсор так, чтобы появилась

горизонтальная линия, введите значение 12 [Enter]

Следующая точка или: установите курсор так, чтобы на экране появилась вертикальная линия, и введите значение 8 [Enter]

Следующая точка или: установите курсор так, чтобы появилась горизонтальная линия, введите значение 9.5 [Enter]

Следующая точка или: установите курсор так, чтобы появилась вертикальная линия, введите значение 7.5 [Enter]

Следующая точка или: установите курсор так, чтобы появилась горизонтальная линия, введите значение 3 [Enter]

Следующая точка или: установите курсор так, чтобы появилась вертикальная линия, введите значение 14 [Enter]

Следующая точка или: отключите кнопку орто , перемещайте курсор до появления значения угла 45̊ , введите значение 7[Enter]

Следующая точка или: включите кнопку орто ,установите курсор так, чтобы появилась горизонтальная линия, и доведите ее до пересечения с осью вращения при этом высветится привязка «Нормаль».

Следующая точка или: Замкнуть

В результате выполненных команд будет получен замкнутый контур вращения построенный полилинией.

-       Команда ВРАЩАТЬ

На главной вкладке ленты, в раскрывшемся списке кнопки  выберите команду «Вращать».

Выберите объекты для вращения или: укажите мышкой полученный контур [Enter]

Начальная точка оси вращения или: укажите мышью при помощи привязки «Конточка» верхнюю точку 1 оси вращения.

Конечная точка оси: укажите мышью нижнюю точку 2 оси вращения.

Угол вращения или: 360 [Enter]

В результате вращения получится фигура, представленная на рис.6.

Рисунок 6 - Результат вращения.

-      Создадим внешний контур гайки.

Изменим плоскость построений.

На главной вкладке ленты, панель  «Координаты» выберите ПСК «Мировая»

* Команда НАЧАЛО. На главной вкладке ленты, панель «Координаты»

Используя привязку «Центр» укажите верхнюю точку пересечения контура вращения с осью .

В командной строке или непосредственно в графическом поле наберите команду ПЛАН.

 Выберите – Текущая

 Команда МНОГОУГОЛЬНИК на главной вкладке ленты, панель «Рисование»

Число сторон: 6 [Enter]

Укажите центр многоугольника или: Используя привязку «Нормаль» укажите центр пересечения осей.  [Enter]

Задайте параметр размещения: Выберите вписанный в окружность

Радиус окружности: 36.05 [Enter]

В результате построения получится

шестиугольник.

Для построения конической фаски на гайке построим окружность, вписанную в шестиугольник.

 Команда ЦЕНТР, РАДИУС на главной вкладке ленты, панель «Рисование»

Центр круга или: используя привязку «Нормаль» укажите центр пересечения осей [Enter]

Радиус круга или: 31 [Enter]

-      Изменим вид плоскости построений

 Команда ЮЗ-ИЗОМЕТРИЯ на главной вкладке ленты, панель «Вид»

-      Создадим объемную модель гайки.

 Команда ВЫДАВИТЬ на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Выберите объекты для выдавливания или: укажите мышкой полученный шестиугольник [Enter]

Высота выдавливания или: при помощи мыши и привязки «Центр» выберите высоту гайки, равную высоте внутреннего контура гайки. Рис.7.

Рисунок 7 - Выбор высоты гайки при помощи привязки «Центр»

 Команда ВЫЧИТАНИЕ на главной вкладке ленты, панель «Редактир.тело»

Выберите объекты: укажите шестигранник [Enter]

Выберите объекты: укажите внутренний контур гайки [Enter]

В результате все твердотельные примитивы превратились в один составной объект.

-      Создадим коническую фаску на гайке.

 Команда ВЫДАВИТЬ на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Выберите объекты для выдавливания или: укажите мышкой на верхнюю окружность d=62 мм (R=31мм) [Enter]

Высота выдавливания или: воспользовавшись клавишей  в окне динамического ввода, из списка опций выберите Угол конусности, для этого нужно нажать на клавиатуре клавишу стрелки [].[Enter]

Угол конусности для выдавливания или: -60 [Enter]

Высота выдавливания или:

при помощи мыши и привязки «Центр» укажите высоту, равную высоте гайки, как на рис. [Enter].

 Команда ПЕРЕСЕЧЕНИЕ на главной вкладке ленты, панель «Редактир. тело»

Выберите объекты: при помощи мыши укажите гайку, затем конус [Enter]

В результате выполненной команды получится изображение гайки с конической фаской рис. 8.

Рисунок 8 - Изображение гайки с конической фаской

-      Поменяем визуальный стиль

На главной вкладке ленты, панель «Вид» в раскрывшемся списке кнопки  выберите Оттенки серого (рис. 9).

Рисунок 9 - Список для выбора визуального стиля на чертеже

Рисунок 10 - Изображение гайки в в визуальном стиле «Оттенки серого»

Перед началом построения рабочего чертежа гайки поменяйте визуальный стиль на 2Dкаркас.

2.     Создание рабочего чертежа по твердотельной модели

Для создания рабочего чертежа гайки в пространстве листа воспользуемся уже построенной нами моделью. Чертеж гайки должен содержать вид сверху, вид, спереди совмещенный с разрезом. Следовательно, нужно создать в пространстве листа 3 видовых экрана согласованных проекций.

-      Перейдите на вкладку Лист1 . В контекстном меню, вызванным правой кнопкой мыши, вкладки Лист (рис. 11) выберите строчку Диспетчер параметров листов. В открывшемся окне нажмите кнопку Редактировать (рис.11), установите формат листа 210×297, ориентация чертежа книжная.

   

Рисунок 11 - Контекстное меню вкладки Лист и диалоговое окно Диспетчера наборов параметров листов

-      Выделите видовой экран, который программа создала по умолчанию, и нажмите клавишу Delete.

-      Создайте новый слой, присвойте ему имя «Основная надпись», сделайте его текущим.

 Команда ПРИСОЕДИНИТЬ на вкладке Вставка ленты в группе «Ссылка»

Откроется окно выбора файла ссылки, найдите шаблон вертикального формата А4 →ОткрытьOK. Программа вернет Вас в пространство листа, и по мере перемещения курсора на экране будет перемещаться вставляемый формат. Установите формат, совмещая его внешние границы с границами листа.

-      Создадим Вид сверху

 Команда T-ВИД на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Задайте параметр: Выберите Пск, затем Мкс  

Масштаб вида: 1  [Enter]

Центр вида: Укажите точку центра вида в середине нижней части листа. Система создаст видовой экран и сделает первое приближение по размещению вида (см. рис. 12). Выбрав удачное положение зафиксируйте его нажав клавишу мыши [Enter].

Первый угол видового экрана: Щелкните мышкой рядом с левым верхним углом вида.

Противоположный угол видового экрана: Щелкните мышкой рядом с правым нижним углом вида так, чтобы все изображение было в рамке (см. рис. 13).

Имя вида: Сверху [Enter] [Enter]

Рисунок 12 - Выбор центра видового экрана

Рисунок 13 - Выбор углов видового экрана

Для того чтобы при зумировании не изменить случайно масштаб видового экрана вида сверху, выделите его рамку и нажмите на кнопку Блокирование/разблокирование ВЭ в строке состояния так, чтобы появилось изображение закрытого замочка.

-      Создадим главный Вид

Главный вид строим совмещенный с разрезом, поэтому создадим 2 видовых экрана, один из которых содержит вид детали, а другой – разрез.

 Команда T-ВИД на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Задайте параметр: Выберите из контекстного меню Орто

Укажите сторону видового экрана для проекции: Укажите нижнюю горизонтальную сторону рамки видового экрана Сверху, пользуясь объектной привязкой «Середина» (рис. 14).

Центр вида: Укажите положение центра вида (вверх от вида сверху) [Enter]

Первый угол видового экрана: Укажите один угол (рис. 15)

Противоположный угол видового экрана: Укажите второй угол так, чтобы очертить, ровно половину детали, т. к. совмещение вида с разрезом будет по осевой линии (рис. 15).

Имя вида: Введите с клавиатуры имя Главный (рис. 15) [ Enter] [Enter]

Рисунок 14 - Построение главного вида

 

Рисунок 15 - Выбор углов видового экрана

-      Создадим Разрез

 Команда T-ВИД на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Задайте параметр: Выберите из контекстного меню Сечение Первая точка секущей плоскости: Плоскость пройдет по оси симметрии детали, с помощью объектной привязки «Нормаль» укажите первую точку (рис. 16), (предварительно активизируйте окно вида сверху, щелкнув внутри него мышью).

Вторая точка секущей плоскости: укажите вторую точку секущей плоскости с помощью привязки «Нормаль» (рис. 16).

Рисунок 16 - Построение разреза на главном виде

Сторона просмотра: Укажите любую точку ниже секущей плоскости.

Масштаб вида: <1>: 1 [Enter]

Центр вида: Укажите точку центра над видом сверху, максимально совместив изображение с видовым экраном [Enter]

Первый угол видового экрана: Укажите верхний угол.

Противоположный угол видового экрана: Укажите нижний угол.

Имя вида: Введите с клавиатуры имя Размер [ Enter] [Enter]

-      Выравнивание

*    Если не получилось точно совместить видовые экраны или нарушилась проекционная связь, можно отредактировать положение изображений в пространстве модели каждого видового окна в режиме понарамирования (нажав колесо мыши).

*    Либо воспользуемся командой MVSETUP:

Ø Введите с клавиатуры в командной строке команду MVSETUP.

Ø Выберите из контекстного меню опцию Выровнять, затем Горизонтально (или Вертикально). Активируйте один из смежных экранов и с помощью объектной привязки задайте базовую точку.

Ø Активизируйте смежный экран и укажите точку, которая должна располагаться на одном уровне с базовой.

-      Штриховка

 Команда: T-РИСОВАНИЕ на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Выберите объекты: Укажите рамку видового экрана: «Разрез» .[Enter]

*    В результате выполнения этой команды программа выполнит штриховку по умолчанию на указанном видовом экране, созданную как сечение (рис. 17).

Рисунок 17 - Результат выполнения команды Т-РИСОВАНИЕ

Ø Отредактируем штриховку в соответствии с требованиями ГОСТ (рис. 18).

Ø Перейдите в пространство модели двойным щелчком мыши внутри видового экрана. Выделите штриховку. При этом откроется вкладка ленты «Редактор штриховки».

Ø В качестве образца штриховки выберите штриховку типа ANSI31.

Ø Уберем линии невидимого контура с построенных видов.

 Команда: T-РИСОВАНИЕ на главной вкладке ленты, панель «Моделирование»

Выберите объекты: Укажите рамку видовых экранов: «Сверху» и «Главный» [Enter]

Откройте список слоев и «выключите» щелчком мыши лампочку в слоях «сверху HID» и «главный HID».

Рисунок 18 - Выровненные видовые экраны с отредактированной штриховкой и без линий внутреннего контура

Ø Сделайте текущим слой «0» и отключите видимость слоя, на котором размещены рамки видовых экранов (слой «VPORTS»)

Ø При помощи команды «Отрезок»  постройте линию, обозначающую внутреннюю резьбу на разрезе.

Ø Установите текущим слой «Оси», и при помощи 3Д объектной привязки и ручек, проведите осевые линии.

Ø Придадим толщину контурным линиям.

Для этого в диалоговом окне Диспетчер свойств слоев для всех слоев с пометкой VIS (видимых слоев) установите вес линий, равный 1 мм (рис. 19).

Рисунок 19 - Диалоговое окно Диспетчер свойств слоев

Для того чтобы выполненные изменения стали нам видны, в строке состояния нажмите кнопку Отображение линий в соответствии с весами.

Ø Создайте новый слой «Размерный» (для нанесения размеров, цвет линии – зеленый, сделайте его текущим).

*    Создайте свой размерный стиль, в соответствии с ГОСТом, нанесите размеры в пространстве ЛИСТА.

*    Размерные команды в рабочем пространстве 3D - моделирования находятся на вкладке Аннотации, панель Размеры (рис. 20).

            

Рисунок 20 - Диалоговое окно Диспетчер размерных стилей

*    Для вставки специальных значков диаметра и градуса в текстовой строке введите %%С – вставка символа диаметра, %%d- символ градуса.

Ø Перейдите на слой Основная надпись.

Ø Заполните основную надпись и дополнительную графу основной надписи.

Полученный рабочий чертеж гайки приведен на рис. 21.

Рисунок 21 - Рабочий чертеж.

Ø Для завершения работы с Автокадом необходимо сохранить свой чертеж и щелкнуть на кнопку  Закрыть в правом верхнем углу экрана.

Ø Для завершения работы с Windows нажмите на кнопку Пуск, расположенную в левом нижнем углу экрана. Выберите пункт Завершение работы.

Варианты для индивидуального выполнения

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8