Прямое воздействие пальчиковых игр на умственное развитие ребенка.
Пальчиковые игры – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель это переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействуют на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Наши ладони, и особенно пальцы, буквально пронизаны нервными окончаниями, напрямую связанными с мозговыми центрами, отвечающими за абстрактное мышление и речь, как устную, так и письменную.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей
Путем тренировки движений пальцев рук.
Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковых игр, чем чаще «тренировать» таким образом мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его верхних отделов, отвечающих за речь и чтение. Однако следует помнить, что развитие мозга идет поэтапно. Сначала созревают его нижние отделы, отвечающие за базовые функции: зрение, слух, движение, эмоции, пространственную координацию. И лишь когда они созреют, начинается активное развитие коры больших полушарий, где находятся зоны, ответственные за тонкие интеллектуальные функции: речь, абстрактное и творческое мышление, произвольную регуляцию. Если же мы начинаем преждевременно активизировать верхние отделы мозга, они действительно начинают бурно развиваться, но при этом подавляют нормальное развитие нижних зон мозга. Получается своеобразный замок на песке: он может быть сколь угодно высок и затейливо украшен, но, не имея фундамента, будет крайне зыбким и неустойчивым – мозгу просто не хватит энергии для обслуживания сразу нескольких бурно развивающихся зон. В итоге, ранняя и неумелая стимуляция может привести к серьезным нарушениям, как психологическим, так и логопедическим. Если кроха наотрез отказывается от любых пальчиковых упражнений, обратитесь к невропатологу или, еще лучше, к нейропсихологу: это может свидетельствовать о незаметных неопытному человеку, но достаточно серьезных неврологических проблемах.
Как же все-таки играть в пальчиковые игры?
(методические рекомендации к проведению пальчиковых игр)
- Начинать пальчиковую гимнастику необходимо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками или дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти, обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).
- Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Гимнастика должна быть простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и укреплять все мышцы.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки(особенно безымянный и мизинчик–они самые ленивые).
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Добровольность выполнения игр, ребенок должен играть с удовольствием.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение урока 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание), поменяйте игру.
- Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти ).
- Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие, растяжение, расслабление.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
-«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Использовать детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
-Организовать игры с пластилином, тестом.
-Попробовать технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
-Использовать цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
-Включать в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
-Заниматься с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
-Давать детям чистить арахис.
-Запускать пальцами мелкие волчки.
-Складывать матрешку, играть с различными вкладышами.
-Работать с ножницами.
Пальчиковые игры хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.