Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже
Оценка 4.8

Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже

Оценка 4.8
docx
10.10.2023
Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже
Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже.docx

Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже

 

В психологии на протяжении последних нескольких десятилетий исследование развития и становления личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой так или иначе связано с изучением механизмов, обеспечивающих психическую адаптацию личности к тем условиям действительности, в которых происходит это развитие. Адаптация в широком смысле трактуется как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; процесс активного взаимодействия личности со средой, ведущий, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды; изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности; процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения и деятельности [2, с. 4].

Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке форм поведения, позволяющих справится с трудностями [1]. Благодаря адаптации создаются возможности установления оптимального функционирования личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предметов деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.

В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется адаптация к среде, выделяют различные ее виды: физиологическую (взаимодействие различных систем организма с внешней средой), психическую (приспособление человека к условиям среды на уровне психических процессов, свойств, состояний), социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе). Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно [3].

Психическую адаптацию рассматривают как непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса [4]. Психическая адаптация является сплошным процессом, который включает в себя еще два аспекта: оптимизацию постоянного взаимодействия человека с окружением, установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [2]. К.К.Платонов [1] выделяет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:

1)             психофизиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды;

2)             собственно психологическая (или психическая) адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом;

3)             психосоциальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.

Аналогичные представления высказываются Ф.Б.Березиным, А.П.Коцюбинским, Н.С. Шейниной. Таким образом, психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров. Каждый из компонентов психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты [1]. Анализ литературы по данной проблеме показал, что исследование психических состояний, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности студентов, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение процесса психической адаптации студентов на начальных этапах обучения в колледже.

Стоит отметить, что в последние годы большую часть поступающих в колледж составляют 15-летние подростки. Содержание адаптации подростка с психологической точки зрения можно разделить на 4 этапа: 1 этап – подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формированием начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению; 2 этап – ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям; на 3 этапе происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе; на 4 этапе первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе [4].

Психическая адаптация 1-курсников к обучению в колледже происходит по-разному. Её ход и результаты во многом определяются объективными (новой социальной средой, новизной коллектива и системы взаимодействий в образовательном процессе колледжа и т.д.) и субъективными (индивидуальные особенности развития познавательной сферы личности, неумение принимать самостоятельные решения, избегание ответственности за результаты учебной деятельности и т.д.) трудностями [3]. При нормальном протекании адаптация студентов 1 курса к условиям учебно-профессиональной деятельности в колледже должна закончиться в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что позитивная адаптация не может быть стихийным процессом. Студент нуждается в содействии успешному разрешению стрессовых ситуаций, снятии напряженности в ходе учебной деятельности в условиях образовательного процесса в колледже.

Подводя итог, еще раз отметим, что адаптация к новым условиям жизни и деятельности всегда происходит очень сложно независимо от возраста человека. Переход от детства к взрослому состоянию характеризуется процессом интенсивного самоутверждения, стремления к риску к проверке своих способностей. Происходит переоценка значимости взрослого, стремление быстрее повзрослеть. Решение проблем адаптационного периода первокурсников колледжа требует от каждого преподавателя и всего педагогического коллектива большой мобилизации сил, постоянного совершенствования организационно-психологической и воспитательной работы со студентами. Деятельность преподавателей, классных руководителей и соответствующих специалистов в период адаптации должна быть направлена на выявление проблем первокурсников, анализ причин возникающих у них трудностей и оказание им посильной психологической помощи и поддержки.

 

Библиографический список

1.              Андреева, Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность [Текст]. – Ростов н/Д., 2005.

2.              Лагерев, В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками [Текст]. – М., 1991.

3.              Постовалова, Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека [Текст]. – Ереван, 1993.

4.              Рыженков, П.Е. Из жизни первокурсника [Текст] // Самоорганизация студентов первого курса. – Новосибирск, 1990.


 

Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже

Психическая адаптация студентов первого курса к обучению в колледже

Психическая адаптация 1-курсников к обучению в колледже происходит по-разному

Психическая адаптация 1-курсников к обучению в колледже происходит по-разному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023