Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
13.02.2017
При отсутствии занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно раннее начало сурдологической работы с этими детьми.
Психическое развитие и обучение.docx
Гурьева И.В. Учительсурдопедагог ГБОУ «Елабужская школаинтернат
для детей с ОВЗ» Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и
особенности их обучения
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха
отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них
отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки,
который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При
плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально
слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не
формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.
При отсутствии занятий у детей с нарушениями слуха обычно
наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается
формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного
внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной
Поэтому очень важно раннее начало
сурдологической работы.
сурдологической работы с этими детьми.
Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными
особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости,
эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной
расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться у
детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.
Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные
дети, они также нуждаются в консультации психоневролога.
Особенности психического развития глухих детей раннего возраста
наиболее подробно представлены в работах Л.А.Венгер, Г.Л.Выготской,
Э.И.Леонгард, особенности их речевого развития представлены в
исследованиях Л.П.Носковой, развитие нарушенной слуховой функции – в
работах Е.П.Кузьмичевой, Т.В.Пелымской, Н.Д.Шматко и др.
При оценке психического развития детей с нарушениями слуха важное
значение имеет комплексный клиникопсихологопедагогический анализ с учетом этиологии, патогенеза, объективной оценки слуха, данных психолого
педагогического, неврологического и психопатологического обследования.
В настоящее время более 40% детей с нарушениями слуха имеют
сложную структуру дефекта за счет различных психоневрологических
расстройств. Многие из этих форм имеют генетическую этиологию. Выделяют
несколько основных групп наследственных нарушений слуха, сочетающихся с
другими пороками развития:
с пороками развития и заболеваниями органа зрения;
с нарушениями развития скелета и соединительной ткани;
с почечной патологией;
с эндокринной патологией;
с патологией сердечнососудистой системы;
с заболеваниями кожных покровов.
В зависимости от этиологии, времени возникновения дефекта слуха,
времени начала коррекционной работы психическое развитие широко
варьирует от нормального интеллекта до глубоких форм умственной
отсталости.
Подобный полиморфизм характерен и для детей с нарушениями зрения,
а также для детей с бисенсорным дефектом.
Асинхронный психический дизонтогенез при раннем детском аутизме
может сочетаться также с умственной отсталостью.
Одной из основных задач лечебнопедагогической работы с детьми с
нарушением слуха является развитие речи и логического мышления. В
настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с
глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой
работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П.Кузьмичева, Н.Д. Шматко и
др.).
В настоящее время разработана оригинальная система ранней
коррекционной работы, которую проводят, начиная с тем «Части тела. Лицо», с реальным
«Помещение», «Мебель». Ребенок соотносит фотографии
человеком, дорисовывает недостающие части лица. Вся эта деятельность
сопровождается расчлененной речевой инструкцией.
На следующем этапе у ребенка формируют мотив достижения успеха в
словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем
этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.
В отечественной сурдопсихологии разработана пропедевтика
формирования логических умений у детей с недостатками слуха в период
подготовки их к обучению.
При подготовке ребенка с нарушением слуха к обучению у него важно
сформировать возможность оперирования отдельными признаками предметов,
т.е. выделять признаки предметов (цвет, форму, величину), обобщать
конкретные и житейские понятия, группировать предметы по отдельным
признакам и, наконец, классифицировать предметы по двум признакам.
В сурдопедагогике применяются многие методы обучения и воспитания
глухих детей. В одних из них преобладает использование словесной (устной,
письменной, тактильной речи), в других – жестовой. В настоящее время
многие авторы придерживаются точки зрения о необходимости использования
метода тотальной коммуникации при воспитании и обучении детей с
нарушениями слуха.
Литература:
1.
Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению
детей с особыми проблемами в развитии. М.:Классик Стиль, 2003. 320 с.
2.
Парамонова Л.Г. Особенности логопедической работы при
нарушениях слуха // Логопедия. М.: Просвещение, 1989. С. 383393
3.
Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с
недостатками слуха. М.: Просвещение, 1991. С. 161.
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.