Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Оценка 5

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
13.02.2017
Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
При отсутствии занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно раннее начало сурдологической работы с этими детьми.
Психическое развитие и обучение.docx
Гурьева И.В. Учитель­сурдопедагог ГБОУ «Елабужская школа­интернат  для детей с ОВЗ» Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения Психическое   развитие   детей   с   врожденными   нарушениями   слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них отсутствует   или   слабо   выражен   врожденный   рефлекс   на   резкие   звуки, который   в   норме   проявляется   во   вздрагивании   и   зажмуривании   глаз.   При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий   малыш.   В   дальнейшем   у   детей   с   нарушениями   слуха   не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. При   отсутствии   занятий   у   детей   с   нарушениями   слуха   обычно наблюдается   отставание   в   психическом   развитии,   у   них   задерживается формирование   предметных   действий,   сюжетной   игры,   функции   активного внимания,   что   в   дальнейшем   затрудняет   проведение   с   ними   специальной   Поэтому   очень   важно   раннее   начало сурдологической   работы. сурдологической работы  с этими детьми. Многие   дети   с   нарушениями   слуха   отличаются   характерными особенностями   поведения   в   виде   повышенной   психической   истощаемости, эмоциональной   возбудимости,   склонности   к   негативизму,   двигательной расторможенности.   Эти   дети   должны   обязательно   консультироваться   у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении. Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в консультации психоневролога. Особенности   психического   развития   глухих   детей   раннего   возраста наиболее   подробно   представлены   в   работах   Л.А.Венгер,   Г.Л.Выготской, Э.И.Леонгард,   особенности   их   речевого   развития   представлены   в исследованиях   Л.П.Носковой,  развитие   нарушенной   слуховой   функции  –  в работах Е.П.Кузьмичевой, Т.В.Пелымской, Н.Д.Шматко и др. При оценке психического развития детей с нарушениями слуха важное значение   имеет   комплексный   клинико­психолого­педагогический   анализ   с учетом этиологии, патогенеза, объективной оценки слуха, данных психолого­ педагогического, неврологического и психопатологического обследования. В   настоящее   время   более   40%   детей   с   нарушениями   слуха   имеют сложную   структуру   дефекта   за   счет   различных   психоневрологических расстройств. Многие из этих форм имеют генетическую этиологию. Выделяют несколько основных групп наследственных нарушений слуха, сочетающихся  с другими пороками развития: ­ с пороками развития и заболеваниями органа зрения; ­ с нарушениями развития скелета и соединительной ткани; ­ с почечной патологией; ­ с эндокринной патологией; ­ с патологией сердечно­сосудистой системы; ­ с заболеваниями кожных покровов. В   зависимости   от   этиологии,   времени   возникновения   дефекта   слуха, времени   начала   коррекционной   работы   психическое   развитие   широко варьирует   от   нормального   интеллекта   до   глубоких   форм   умственной отсталости. Подобный полиморфизм характерен и для детей с нарушениями зрения, а также для детей с бисенсорным дефектом. Асинхронный психический дизонтогенез при раннем детском аутизме может сочетаться также с умственной отсталостью. Одной из основных задач лечебно­педагогической работы с детьми с нарушением   слуха   является   развитие   речи   и   логического   мышления.   В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной  работы с глухими   детьми.   В   отечественной   сурдопедагогике   накоплен   опыт   такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П.Кузьмичева, Н.Д. Шматко и др.). В   настоящее   время   разработана   оригинальная   система   ранней коррекционной работы, которую проводят, начиная с тем «Части тела. Лицо», с   реальным «Помещение»,   «Мебель».   Ребенок   соотносит   фотографии   человеком,   дорисовывает   недостающие   части   лица.   Вся   эта   деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией. На следующем этапе у ребенка формируют мотив достижения успеха в словесном   обозначении   окружающих   предметов.   И,  наконец,   на   последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности. В   отечественной   сурдопсихологии   разработана   пропедевтика формирования логических умений у детей с недостатками слуха в период подготовки их к обучению. При подготовке ребенка с нарушением  слуха к обучению у него важно сформировать возможность оперирования отдельными признаками предметов, т.е.   выделять   признаки   предметов   (цвет,   форму,   величину),   обобщать конкретные   и   житейские   понятия,   группировать   предметы   по   отдельным признакам и, наконец, классифицировать предметы по двум признакам. В сурдопедагогике применяются многие методы обучения и воспитания глухих детей. В одних из них преобладает использование словесной (устной, письменной,   тактильной   речи),   в   других   –   жестовой.   В   настоящее   время многие авторы придерживаются точки зрения о необходимости использования метода   тотальной   коммуникации   при   воспитании   и   обучении   детей   с нарушениями слуха. Литература: 1. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.:Классик Стиль, 2003. ­320 с. 2. Парамонова   Л.Г.   Особенности   логопедической   работы   при нарушениях слуха // Логопедия. М.: Просвещение, 1989. С. 383­393 3. Тигранова   Л.И.   Развитие   логического   мышления   детей   с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1991. С. 161.

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха и особенности их обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017