« Психофизические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ различных нозологий»
К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Определение «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития.
Основные положения и понятия, закрепленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
Категории детей с ограниченными
возможностями здоровья:
Нарушения слуха
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое
двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с
окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно
(глухота).
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии
речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого
нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи
разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое
восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким,
стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или
врожденным.
Нарушения речи
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими
отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и
обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми
потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные
предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих
признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей
с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения зрения.
Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%)
на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой
зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 –
15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут
использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%)
на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между
слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%)
на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный
характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического
и периферического типа.
Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности,
темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или
частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во
времени и пространстве.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный,
так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией
опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и
диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое
определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей
отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития
рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся
как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического
развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости
эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей
умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность
(разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени
их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными
негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами
(астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.),
нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение
психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних
этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или
более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и
др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание
умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного
аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и
другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные
нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее
время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или
множественное нарушение.
Детский аутизм
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения
психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств
коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы
и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой,
которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и
стереотипность собственного поведения.
Для такой категории детей создаются специальные условия для получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона "Об образовании в РФ").
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Составление рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования возложено государством на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Основные требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ установлены в "Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).
Существуют особенности организации специальных условий для разных групп обучающихся с ОВЗ при обучении
· в отдельных классах, школах
· совместно со сверстниками
За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно. В специальные условия включены и коррекционные занятия. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может.
Услуги ассистента-помощника и тьютора
Как реализовать право на специальные условия для получения образования, указанные в заключении ПМПК
Минобрнауки России утвердило Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Вывод: Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Выделяют несколько составляющих особых образовательных потребностей:
- когнитивные составляющие
– владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
- энергетические: умственная активность и работоспособность;
- эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.
Надо помнить, что особые образовательные потребности
- не являются едиными и постоянными,
- проявляются в разной степени при каждом типе нарушения,
- разной степени его выраженности;
И во многом особые образовательные потребности определяют возможные условия обучения:
- в условиях инклюзивного обучения,
- в группах компенсирующей или комбинированной направленности, в классах для детей с ОВЗ;
- дистанционно и т.д.
Образование всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это условие реализуется в том случае, если образовательная организация создает специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Особые образовательные потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучение), должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка); потребность в изменении содержания образования (за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, за счет сокращения объема содержания); в необходимости использования специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении); в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья); в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды; в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.