Психогигиена и ее значение в музыкальной деятельности
Оценка 4.9

Психогигиена и ее значение в музыкальной деятельности

Оценка 4.9
docx
22.11.2021
Психогигиена и ее значение в музыкальной деятельности
Психогигиена.docx

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №19»

 

 

 

 

Психогигиена и ее значение в музыкальной деятельности.

 

подготовила

Черепанова Елена Викторовна

Преподаватель по классу «Аккордеон»

 

 

 

 

 

 

г. Кемерово

2021

Содержание

 

Введение

Режим и гигиена работы музыканта-исполнителя

1.1    Режим занятий музыканта

1.2    Количество занятий

1.3    Приемы и способы оздоровления организма

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Овладение исполнительским мастерством требует от музыканта-исполнителя серьезной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве сущность музыканта. Разные рода вопросы стоят перед исполнителем. Один из них – это психогигиена музыканта. Ведь соблюдение психогигиенических правил работы – показатель культуры, зрелости и профессионализма музыканта. Талантливому человеку непростительно сходить с дистанции творческого пути и не реализовывать все те творческие возможности, которые ему были отпущены природой. Музыканту «предстоит вести жизнь с добросовестностью спортивного чемпиона, уметь защищать свое здоровье, строго следовать правилам физической и моральной гигиены, подходящим для того, чтобы преодолевать утомление от многочисленных часов, проведенных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослабление воли … нужно много смелости и большое упорство, чтобы сегодня осуществлять подобную программу жизни» («Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве»,1966, с. 232).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим и гигиена работы музыканта-исполнителя

 

 

Работа профессионального музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически изнурительного. Эти нагрузки непрерывно растут из-за постоянно увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь молодых музыкантов. В настоящее время победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым, более работоспособным, более собранным, более крепким физически и морально.

 

1.1    Режим занятий музыканта

       Можно иметь выдающиеся музыкальные способности и прекрасных учителей, можно иметь несгибаемую волю и упорство в достижении целей профессионализма, но все эти качества и преимущества немного стоят, если у музыканта нет хорошего здоровья и поддерживающего его режима работы.

       Важный элемент в начале ежедневных занятий – разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но прежде всего – психического аппарата музыканта. В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается частота пульса, ритм дыхания, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов. В этом отношении физиологические механизмы работают так же, как двигатели автомобилей, которые в холодную погоду шофера сначала разогревают, а потом уже включают на полную мощность.

       Одним из важных моментов в самостоятельной работе музыканта должно быть умение структурировать соответствующим образом время своих занятий. Существуют два основных принципа их построения – режимное и целевое. При режимном подходе музыкант старается заниматься каждый день положенное количество часов и не превышает установленную норму, даже если после работы остается что-то недоделанным. При целевом подходе музыкант не прекращает своих занятий до тех пор, пока не добьется того, что задумал сделать, - например, выучить в быстром темпе какой-нибудь пассаж, запомнить наизусть произведение, сыграть без ошибок этюд в быстром темпе три раза.

       Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Плюсом режимной работы надо признать воспитание воли, усидчивости, чувства ответственности за свою профессиональную судьбу. Минусом этого подхода может стать формальное отсиживание положенных часов, когда произведение играется, но по-настоящему ничего не выучивается. Так занимаются многие ученики детских школ, которые учатся музыке под нажимом родителей.

       Плюсом целевого подхода надо признать высокую эффективность работы, основанной на конкретной целеустремленности. Минусами – возможное увлечение приемами работы, когда музыкант в один присест пытается выучить то, что требуется не один месяц.

Полезно иметь каждодневные планы занятий, а также осуществлять планирование профессионального роста на неделю, на месяц, на год вперед, двигаясь от ближайших целей к дальним и ставя все новые и новые задачи.

 

1.2    Количество занятий музыканта

Выработка игровых рефлексов возможна только при работоспособном состоянии нервных клеток. При наступлении в них тормозных процессов формирование рефлексов затрудняется, поэтому работа должна прекращаться и организм должен отдыхать. Согласно физиологии, после отдыха работоспособность нервных клеток может даже возрастать и поэтому уровень достижений может заметно повыситься без видимых усилий.

Известный пианист И. Гофман советовал делать перерыв на пять минут через каждые полчаса, на чем бы вы ни остановились. Физиологи рекомендуют делать паузу после 40-45 минут занятий, не особенно ее затягивая, т.к. при перерыве более 15 минут теряется состояние «вработанности» и музыканту приходится заново разыгрываться. Частый и короткий отдых предпочтительней для музыкантов со слабой нервной системой. Для тех, кто обладает сильной нервной системой,  предпочтительнее делать перерывы после полутора-двух часов работы.

Стоит отметить, что выносливость повышается во время систематической работы. Такое важное свойство нервной системы как выдержка развивается в результате длительной тренировки внимания, сформированности двигательных автоматизмов, снижающих напряженность внимания, правильной физической подготовки.

Известный методист Л. Николаев полагал, что «три часа ежедневной работы – вот минимум, при котором можно кое-как держаться на достигнутом уровне; работая четыре часа – уже можно двигаться вперед. Но для талантливого пианиста, ставящего перед собой высокие цели, хорошая норма – это пять часов занятий в день» (Н. Горчаков «Режиссерские уроки К. С. Станиславского» , 1951, с. 163).

И. Гофман считал, что серьезный пианист должен привыкнуть к серьезной работе – играть шесть, семь, восемь часов в день. Учитывая время на необходимые перерывы, рабочий день музыканта оказывается безразмерным.

Выдающийся скрипач и педагог Л. Ауэр считал, что ученик «для 4 или 5 часов ежедневных упражнений должен иметь на самом деле в своем распоряжении 6 или 7 часов» (Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке», 1933, с. 35-36).

По мнению Н. Рубинштейна четырех часов в день, распределенных между первой и второй половиной дня, должно хватать с избытком, потому что превышение этой нормы приносит музыканту вред.

 

 

 

1.3    Приемы и способы оздоровления организма

Игра на музыкальном инструменте требует затрат большого количества энергии. Поэтому на сегодняшний день существуют большое количество оздоровительных систем, предлагаемых различными авторами. Рассмотрим некоторые из них.

В основу одной из современных концепций здоровья положена аэробная производительность человека – максимальное количество кислорода, которое человек может освоить за одну минуту. Эта производительность зависит от емкости легких, скорости кровообращения, частоты сердечных сокращений, уровня тканевого дыхания. Аэробная производительность тем выше, чем лучше человек натренирован различными физическими упражнениями.

Древние говорили: хочешь быть умным – бегай, хочешь быть счастливым – бегай, хочешь быть здоровым – бегай. Американский  врач К. Купер, разработавший оздоровительную систему аэробных упражнений для массового пользования, рекомендует перед занятием бегом разминку на 7-10 минут, в которую входят вращения рук, повороты туловища, наклоны. Для поддержания хорошей физической формы достаточен бег в течение получаса с пульсом 110-120 ударов в минуту 4-5 раз в неделю. Одним из важнейших результатов оздоровительного бега К. Купер считает не только физическую, но и психологическую перестройку человека. У занимающегося регулярно бегом повышается самооценка, он делается более уверенным и более общительным, т. е становится более экстравертированным. Последнее обстоятельство надо считать очень важным для музыкантов, так как экстравертированность помогает исполнению музыкальных произведений в присутствии других людей.

Большую известность в нашей стране получила система «1000 движений» известного врача Николая Михайловича Амосова. В систему входит 10 упражнений, каждое из которых Н. Амосов рекомендует выполнять по 100 раз:

1.     В положении лежа на спине забрасывать ноги за голову, чтобы колени доставали лба.

2.     Из положения стоя наклониться вперед и коснуться руками пола.

3.     Вращения рук в плечевом суставе.

4.     Наклоны вправо-влево, одна рука – до колена, вторая до подмышки.

5.     Поднимание рук и забрасывание их за спину так, чтобы коснуться противоположной лопатки с одновременным наклоном головы вперед.

6.     Вращение туловища справа налево, руки сцеплены на высоте груди.

7.     В положении стоя подтягивать поочередно колени к животу.

8.     Лежа животом на табурете, закрепив ноги за шкаф, сгибать позвоночник назад – вперед.

9.     Приседать, держась руками за спинку стула.

10.  Бег.

Выполнение этих простых упражнений даже не том полном объеме,  в каком рекомендует Н. Амосов, поможет значительно увеличить работоспособность музыкантов.

Большую пользу могут принести музыкантам и йоговые статические упражнения, доказавшие высокую эффективность в оздоровлении организма. Для лиц умственного труда, к которым относятся и музыканты, рекомендуются перевернутые позы, в которых голова оказывается ниже центра тяжести. Это стойка – на голове, запрокидывание ног в положении лежа за голову, всевозможные наклоны, упражнение «березка» (стойка на лопатках). Эти упражнения улучшают кровоснабжение мозга и укрепляют  его сосуды. Поэтому они положительно сказываются на внимание и памяти.

Для музыкантов всех специальностей большое значение в профессиональном росте имеют навыки правильного дыхания. Но у музыкантов-инструменталистов этим навыкам не учат. Поэтому у многих начинающих музыкантов при исполнении эмоционально-сложных произведений начинается кружиться голова и появляется ощущение слабости, идущее от нарушения правильного ритма и способа дыхания.

Различают три основных типа дыхания:

1.     Верхнее, ключичное, при котором нередко поднимаются плечи;

2.     Среднее, грудное, межреберное, при котором раздвигаются ребра;

3.     Нижнее, диафрагменное, или брюшное, при котором на вдохе опускается диафрагма и живот выпячивается.

Полное дыхание, наиболее оптимальное, осуществляется следующим образом: после выдоха делается продолжительный вдох, во время которого сначала живот выпячивается, затем медленно раздвигаются ребра и воздух заполняет верхнюю часть легких. Во время выдоха сначала воздух выходит из верхней части легких, потом из груди и затем их нижней части живота, который втягивается к спине. Полное дыхание хорошо массирует внутренние органы: печень, селезенку, почки и тем самым улучшает их кровоснабжение.

Во время игры нельзя задерживать дыхание и лучше всего дышать животом. Дыхание следует осуществлять только через нос, т.к. дыхание через рот быстро приводит к головокружениям и к мышечным зажимам.

В целях профилактики можно рекомендовать ритмическое дыхание, при котором вдох производится на четыре счета, а выдох – на 8; или: 4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка. Это дыхание хорошо снимает нервно-психические перегрузки. Полезно дышать через одну ноздрю, попеременно вдыхая воздух через одну их них и вдыхая через другую.

К средствам, повышающим работоспособность и улучшающим самочувствие и мироощущение, относятся и естественные способы закаливания – солнечные и воздушные ванны, водные процедуры – как холодные, так и горячие. Многие люди для получения желаемого ощущения бодрости практикуют контрастный душ, в котором от 2 до 5 раз меняют горячую воду на холодную. Наша кожа обладает способностью совершать газообмен с окружающей средой, т. е. дышать, и помощь в этом организму оборачивается желанным здоровьем и высокой работоспособностью.

К хорошим средствам, эффективно снимающим усталость и нервное психическое напряжение (стресс), надо отнести массаж (общий и точечный), аутогенную тренировку, медитацию.

Основные правила общего самомассажа – делать движения по ходу лимфатических путей, т.е. к сердцу. Нельзя массировать подколенную ямку, подмышечную впадину и область паха, т. е. места, где находятся лимфатические узлы. Самомассаж начинается с лица. Тыльными сторонами ладоней разглаживаются, как при умывании, мышцы лба, щек, подбородка, затем груди, рук, которые разглаживаются от пальцев до подмышечной впадины. Круговыми движениями по часовой стрелке массируется грудь, живот, спина в области почек. Ноги массируются от стоп к бедрам. Масссаж противопоказан при повышенной температуре, кожных заболеваниях.

При точечном массаже массируются специальные точки, обладающие особой «жизненной силой». Практика этого массажа пришла из восточной медицины, подходы которой к лечению болезней доказали свою эффективность. Рассмотрим некоторые точки, которые помогают преодолевать усталость. Их надо легко надавливать и растирать в течение 2-5 минут:

·        При сгибании пальцев стопы в области точки образуется впадинка. Массировать одновременно на двух ногах.

·        Точка располагается на мизинце руки, на его внутренней и внешней стороне у основания ногтя.

·        Точка находится в углублении между первым и вторым пальцем руки, где начинается складка сгиба между ними.

При занятиях вдвоем или коллективных учащиеся могут массировать друг другу мышцы спины и шеи. Особенно это полезно для музыкантов-исполнителей, играющих на баяне, аккордеоне, домре, рояле.

Еще одно средство, снимающее усталость – это аутогенная тренировка (АТ), разработанная немецким врачом Иоганнесом Шульцем, направлена на снятие нервно-психических перегрузок в процессе мышечной релаксации, формирование на его фоне мысленных образов, отвечающих желаемым навыкам поведения. Самое трудное состоит в том, чтобы достичь внутренней концентрации, сосредоточенности на чувствах, образах, ощущениях и представлениях, не обращаясь к воле, которая автоматически повышает уровень напряжения и делает расслабление невозможным.

Сосредоточенность внимания на расслаблении дает концентрированный отдых, благодаря которому организм может быстро восстанавливать силы. Заниматься АТ можно сидя, в позе «кучер на дрожках» (голова опущена, руки без упора лежат на бедрах); полулежа в кресле; лежа на спине.

Первая ступень АТ содержит шесть упражнений, направленных на успокоение вегетативной нервной системы. Полная формула погружения в аутогенное расслабление выглядит так (повторять мысленно):

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

·        Правая рука тяжелая (6 раз)

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

·        Правая рука теплая (6 раз)

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

·        Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз)

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

·        Дыхание спокойное и ровное (6 раз)

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

·        Солнечное сплетение излучает тепло (6 раз)

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

·        Лоб приятно прохладен (6 раз)

·        Я совершенно спокоен (1 раз)

После АТ занимающийся произносит формулы цели, т. е. те программы поведения, которые он хочет для себя сформировать. Например, «завтра мне надо проснуться в семь часов»; «я играю легко и свободно»; «я спокоен, невозмутим и хладнокровен в любой ситуации».

Подобные упражнения рекомендуется проводить 2 – 3 раза в день. Желаемая психологическая стабилизация наступает через месяц регулярных занятий.

Последнее время в целях нормализации психического состояния большое распространение получила так называемая трансцендентальная медитация, смысл которой заключается в достижении особого гармонического единства человека с окружающим миром и тем, что он делает в этот момент. Музыкант – композитор, исполнитель – переживая медитативное погружение в музыкальное произведение, которое он сочиняет или исполняет, чувствует свое неразрывное единство с ним, может сказать: «Я – это музыка» и «Музыка – это Я». В этом состоянии включаются в работу бессознательные механизмы психики, и музыкант интуитивно находит именно то решение, которое обеспечивает наибольший эффект. Основным условием возникновения медитативного сознания является полное и глубокое сосредоточение внимания  и отрешение от всех посторонних раздражителей. В христианстве цели и задачи достигаются молитвой, обращенной к Богу.

 

 

 

Заключение

 

Как бы ни был способен музыкант, какие бы хорошие учителя ни окружали его, он мало чего сможет добиться в жизни, если не будет обладать хорошим здоровьем. Слишком тонкая и ранимая нервно-психическая организация людей искусства и большая творческая нагрузка не способствуют долгожительству, но его вполне можно достичь, если музыкант соблюдает некоторые разумные правила, касающиеся здорового образа жизни.

Чередование труда с отдыхом, физические упражнения, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка и медитация, солнечные, воздушные и водные ванны, общий и специализированный массаж, соблюдения режима питания, отказ от вредных привычек – эти и другие возможные способы оздоровления организма помогут музыканту-исполнителю найти свое место в искусстве и послужить своим искусством другим людям долго и счастливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                     Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста. Баян и баянисты. Сборник статей. Вып. 4, М.: Советский композитор, 1978. – 115.

2.                     Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. М., 1987. - 14.

3.                     Баян. Современность. Джаз: Материалы международной научно-практической конференции (16-18 февраля 2006 г.) Новосибирск, 2006. – 164.

4.                     Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966.

5.                     Искусство быть здоровым. М.,1984.

6.                     Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. М., 2008. – 400.

7.                     Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.: Под ред. Г. М. Цыпина. – М.: «Академия», 2003. – 368.


 

8.                    

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №19»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №19»

Содержание Введение Режим и гигиена работы музыканта-исполнителя 1

Содержание Введение Режим и гигиена работы музыканта-исполнителя 1

Введение Овладение исполнительским мастерством требует от музыканта-исполнителя серьезной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве сущность музыканта

Введение Овладение исполнительским мастерством требует от музыканта-исполнителя серьезной, вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве сущность музыканта

Режим и гигиена работы музыканта-исполнителя

Режим и гигиена работы музыканта-исполнителя

При целевом подходе музыкант не прекращает своих занятий до тех пор, пока не добьется того, что задумал сделать, - например, выучить в быстром темпе какой-нибудь…

При целевом подходе музыкант не прекращает своих занятий до тех пор, пока не добьется того, что задумал сделать, - например, выучить в быстром темпе какой-нибудь…

Частый и короткий отдых предпочтительней для музыкантов со слабой нервной системой

Частый и короткий отдых предпочтительней для музыкантов со слабой нервной системой

Приемы и способы оздоровления организма

Приемы и способы оздоровления организма

В положении лежа на спине забрасывать ноги за голову, чтобы колени доставали лба

В положении лежа на спине забрасывать ноги за голову, чтобы колени доставали лба

Поэтому у многих начинающих музыкантов при исполнении эмоционально-сложных произведений начинается кружиться голова и появляется ощущение слабости, идущее от нарушения правильного ритма и способа дыхания

Поэтому у многих начинающих музыкантов при исполнении эмоционально-сложных произведений начинается кружиться голова и появляется ощущение слабости, идущее от нарушения правильного ритма и способа дыхания

Наша кожа обладает способностью совершать газообмен с окружающей средой, т

Наша кожа обладает способностью совершать газообмен с окружающей средой, т

При занятиях вдвоем или коллективных учащиеся могут массировать друг другу мышцы спины и шеи

При занятиях вдвоем или коллективных учащиеся могут массировать друг другу мышцы спины и шеи

Я совершенно спокоен (1 раз) ·

Я совершенно спокоен (1 раз) ·

Заключение Как бы ни был способен музыкант, какие бы хорошие учителя ни окружали его, он мало чего сможет добиться в жизни, если не будет обладать…

Заключение Как бы ни был способен музыкант, какие бы хорошие учителя ни окружали его, он мало чего сможет добиться в жизни, если не будет обладать…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2021