ПСИХОГИМНАСТИКА КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ.
Психогимнастика – это метод, при котором клиенты (дети или взрослые) проявляют себя и общаются без помощи слов.
Психогимнастика – это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента в сторону позитива.
В 1979г.Г.Юнова предложила использовать психогимнастику как самостоятельный методкоррекционной работы. По методике Г.Юновой каждое занятие включало ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы и состояло из 3 фаз:
1 фаза: снятие напряжения (через различные варианты бега, ходьбы, имеющие социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде)
2 фаза: пантомимическая фаза (показ своего поведения в разных случаях: лезет вор в окно, боязнь наступить в лужу)
3 фаза: заключительная (закрепляет чувство принадлежности к группе, коллективные игры и танцы)
Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимимки, пантомимимки; психогимнастика позволяет проявлять себя и общаться без слов.
Термин «психогимнастика» в узком значении понимается как игры, этюды, основанные на двигательных жестах как средства коммуникации. Она направлена: на снятие напряжённости, на установление контакта, отработку обратных связей.
Термин «психогимнастика» в широком значении означает проведение серии занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека (познавательной , эмоциональной, личностной сфер человека).
Психогимнастика включвет 3 части:
1) подготовительную
2) пантомимическую
3) заключительную
Задачи 1-ой подготовительной части:
- уменьшение напряжения клиентов
- -развитие внимания
- -снятие страхов
- -развитие двигательной чувствительности и активности
- сокращение эмоциональной дистанции между клиентами
___________________________________________________________
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с.208 – 215.
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей
Проводятся в 1-ой подготовительной части упражнения на внимание:
= «Повтори движения за мной, со мной», «Передаём воображаемый предмет по кругу», «Зеркало» (повторение в парах движения, заданные друг другу).
Упражнения на снятие напряжения:
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции (на развитие сотрудничества и взаимопомощи):
Эти упражнения предусматривают непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции.
+ «Разойдись с другом на узком мостике», «Сядь на стул, занятый другим человеком», «Успокой обиженного человека», «Передай свои чувства по кругу» ( рукопожатие, щипок, прикосновение), когда все партнёры садятся в круг и закрывают глаза. Такие упражнения способствуют развитию чувства безопасности у клиентов, доверия, эмоционального принятия друг друга.
Например,
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Юре, Свете, Антону, Веронике и т.д. И снова- возвращается ко мне!
Во 2-ой пантомимической части психогимнастики клиенты выбирают темы и представляют их без помощи слов.
- «Преодоление трудностей»
- «Запретный плод»
- «Моя семья»
- «Скульптор»
- -«Моя группа»
- -Тема «Я»
- «Сказка» (клиенты выступают в роли волшебников)
В 3-ей заключительной части психогимнастики упражнения снимают напряжение, которое могло возникнуть после пантомимы, сильных эмоций и помогают пережить клиентам чувство общности.
ПСИХОГИМНАСТИКА М. И. ЧИСТЯКОВОЙ
М.И.Чистякова предложила методику, названную ею также психогимнастикой для детей младшего возраста. В её книге «Психогимнастика» она представляет набор игр, этюдов для развития у детей ВПФ, умений расслабления и умение выражать различные эмоциональные состояния. Занятие длится от 25 мин. до 1 ч 30мин. Продолжительность занятий зависит от возраста, свойств внимания и поведения детей. Используется метод от простого к сложному.
1.Мимические и пантомимические этюды.
Цель-выразительное изображение эмоциональных состояний, связанных с переживаниями психического довольства и недовольства.
2.Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.
3.Этюды и игры с целью коррекции настроения у детей.
Психолог и педагог сами должны быть очень артистичными и эмоциональными. Хорошо известно, что внешнее выражение эмоций вызывает соответствующие подражательные реакции. Детей можно заразить нужной эмоцией. Для каждого занятия обязательны заключительные эмоции радости.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.