Психогимнастика как метод психокоррекции

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПСИХОГИМНАСТИКА КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ.doc

ПСИХОГИМНАСТИКА  КАК  МЕТОД  ПСИХОКОРРЕКЦИИ.

 

Психогимнастика – это метод, при котором клиенты (дети или взрослые) проявляют себя и общаются без помощи слов.

 

Психогимнастика – это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента в сторону позитива.

 

В 1979г.Г.Юнова предложила использовать психогимнастику как самостоятельный методкоррекционной работы. По методике Г.Юновой каждое занятие включало ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы и состояло из 3 фаз:

1 фаза: снятие напряжения (через различные варианты бега, ходьбы, имеющие социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде)

2 фаза: пантомимическая фаза (показ своего поведения в разных случаях: лезет вор в окно, боязнь наступить в лужу)

3 фаза: заключительная (закрепляет чувство принадлежности к группе, коллективные игры и танцы)

 

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимимки, пантомимимки; психогимнастика позволяет проявлять себя и общаться без слов.

Термин «психогимнастика» в узком значении понимается как игры, этюды, основанные на двигательных жестах как средства коммуникации. Она направлена: на снятие напряжённости, на установление контакта, отработку обратных связей.

Термин «психогимнастика» в широком значении означает проведение серии занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека (познавательной , эмоциональной, личностной сфер человека).

Психогимнастика включвет 3 части:

1) подготовительную

2) пантомимическую

3) заключительную

 

Задачи 1-ой подготовительной части:

-         уменьшение напряжения клиентов

-         -развитие внимания

-         -снятие страхов

-         -развитие двигательной чувствительности и активности

-         сокращение эмоциональной дистанции между клиентами

___________________________________________________________

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с.208 – 215.

-         формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей

 

Проводятся в 1-ой подготовительной части упражнения на внимание:

= «Повтори движения за мной, со мной», «Передаём воображаемый предмет по кругу», «Зеркало» (повторение в парах движения, заданные друг другу).

 

Упражнения на снятие напряжения:

  • «Я иду по воде», «Я иду по горячему песку», «Спешу на работу», «Возвращаюсь с работы», «Иду к врачу», «Третий лишний» и др.

Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции (на развитие сотрудничества и взаимопомощи):

Эти упражнения предусматривают непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции.

+ «Разойдись с другом на узком мостике», «Сядь на стул, занятый другим человеком», «Успокой обиженного человека», «Передай свои чувства по кругу» ( рукопожатие, щипок, прикосновение), когда все партнёры садятся в круг и закрывают глаза. Такие упражнения способствуют развитию чувства безопасности у клиентов, доверия, эмоционального принятия друг друга.

Например,

 

Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Юре, Свете, Антону, Веронике и т.д. И снова- возвращается ко мне!

 

 

Во 2-ой  пантомимической части психогимнастики клиенты выбирают темы и представляют их без помощи слов.

-         «Преодоление трудностей»

-         «Запретный плод»

-         «Моя семья»

-         «Скульптор»

-         -«Моя группа»

-         -Тема «Я»

-         «Сказка» (клиенты выступают в роли волшебников)

 

В 3-ей заключительной части психогимнастики упражнения снимают напряжение, которое могло возникнуть после пантомимы, сильных эмоций и помогают пережить клиентам чувство общности.

 

 

 

 

ПСИХОГИМНАСТИКА  М. И. ЧИСТЯКОВОЙ

М.И.Чистякова предложила методику, названную ею также психогимнастикой для детей младшего возраста. В её книге «Психогимнастика» она представляет набор игр, этюдов для развития у детей ВПФ, умений расслабления и умение выражать различные эмоциональные состояния. Занятие длится от 25 мин. до 1 ч 30мин. Продолжительность занятий зависит от возраста, свойств внимания и поведения детей. Используется метод от простого к сложному.

 

1.Мимические и пантомимические этюды.

Цель-выразительное изображение эмоциональных состояний, связанных с переживаниями психического довольства и недовольства.

2.Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.

3.Этюды и игры с целью коррекции настроения у детей.

 

         Психолог и педагог сами должны быть очень артистичными и эмоциональными. Хорошо известно, что внешнее выражение эмоций вызывает соответствующие подражательные реакции. Детей можно заразить нужной эмоцией. Для каждого занятия обязательны заключительные эмоции радости.

 


Посмотрите также