Психокоррекционная помощь родителям аутичных детей (РДА)
Семья- очень важное звено в коррекции ребёнка с РДА. Ведь основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребёнка ложится на близких. Это потребует от родителей и близких аутичного ребёнка большого мужества и выдержки, чтобы принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они водят детей на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз не подтвердится, случится чудо, наступит выздоровление, резкое улучшение развития ребёнка. А чуда не происходит. Это попытка спрятаться от жестокой правды, это защитная реакция.
Надо постараться понять близких аутичных детей, в какой нелёгкой ситуации они находятся. Родителям детей с РДА важно научиться не сравнивать своего ребёнка с остальными детьми. Близким и родным придётся в интересах ребёнка перестроить повседневную жизнь семьи. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребёнка.
Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительных результатов ослабевает, «опускаются руки».
В такие тяжёлые моменты семья нуждается в психологической поддержке не меньше самого ребёнка. Поскольку в России не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьёзную и ответственную функцию придётся взять психологу (педагогу), занимающемуся с ребёнком. Часто такая помощь оказывается эффективной, так как психологу доверяют.
Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребёнка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребёнка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты.
В особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.
Рекомендации родителям аутичных детей.
Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, дефектолога, социального работника, задача которых – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребёнка. Задача родителей – создать комфортную обстановку ребёнку, обеспечить чувство защищённости и уверенности. Не следует принуждать ребёнка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление.
Детям с РДА жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом.
Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды.
Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребёнок будет заботиться.
Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику, общительность.
Помощь родителям.
Родителям тоже надо оказывать необходимую поддержку: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами. Чтобы максимально облегчить собственную жизнь и способствовать психофизическому развитию аутичного ребёнка, в семье необходимо выполнять следующие рекомендации.
Рекомендации родителям.
1.Соблюдать чёткий режим жизни ребёнка и семьи в целом.
2.Поддерживать эмоционально тёплые отношения.
3.При обучении ребёнка использовать схемы и модели.
4.Научиться анализировать поведение ребёнка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
5.Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нём в случае отказа. Не оставлять свои попытки.
6.Опираться на возможности и способности ребёнка, использовать их для его развития.
7.Искоренять причину страхов ребёнка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом.
8.Всё новое в жизнь ребёнка вводить постепенно, дозированно.
9.В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
10.Принимать особенности своего ребёнка, искоренять в себе чувство вины.
Принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА.
1.Соблюдать чёткий режим жизни ребёнка и семьи в целом.
2.Поддерживать эмоционально тёплые отношения.
3.При обучении ребёнка использовать схемы и модели.
4.Научиться анализировать поведение ребёнка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
5.Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нём в случае отказа. Не оставлять свои попытки.
6.Опираться на возможности и способности ребёнка, использовать их для его развития.
7.Искоренять причину страхов ребёнка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом.
8.Всё новое в жизнь ребёнка вводить постепенно, дозированно.
9.В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
10.Принимать особенности своего ребёнка, искоренять в себе чувство вины.
Принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.